Формулировка учащимися темы урока (просмотр фильма «Дети войны» - 3,43 мин.) 5 мин. | Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент и подумать над темой сегодняшнего урока. (просмотр фильма «Дети войны») - Итак, вы просмотрели небольшой ролик. Как бы вы определили его тему? - О чем будем говорить на сегодняшнем уроке? - Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о детях во время Великой Отечественной войны. Наша задача- узнать, почувствовать, как поэты передали эту тему, какие мысли и чувства пробуждают произведения о Великой Отечественной войне Запись темы урока в маршрутный лист. Тема урока звучит так: « Дети и война в лирике о Великой Отечественной войне. Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. Самыми уязвимыми оказались дети. У одних война отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. И она заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников | Дети смотрят видеоролик - Дети и война - о том, что дети должны жить долго и счастливо |
Вступительное слово учителя 4 мин. | Обратим внимание на эпиграфы: Эпиграф (читает учитель): Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства. Л.Н. Толстой Заря вставала над землёй, заря вставала. Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась. Фашизм без жалости шагал по всей планете. Застыли люди от беды, притихли дети. ИраидаМордовина - Как вы думаете, о чем эти стихи? - Совместимы ли такие понятия, как ВОЙНА и ДЕТИ? Почему? - Читаем, думаем, почему они, такие разные, поставлены рядом? Первый эпиграф о счастливой поре детства, а второй – о жестокой беспощадной войне. (Детство- самая лучшая пора, радостная, когда все тебя любят, мир полон красок, а война- это горе и смерть, надо воевать ради жизни, дети и война несовместимы.) - До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, матерями и сестрами. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич. Многие ребята становились партизанами. Они принимали вид нищих – попрошаек и ходили по селам, городам, просили милостыню, а глаза их считали фашистов, их машины, танки, цистерны, вагоны и все эти сведения передавали партизанам и подпольщикам. Благодаря этим данным очень много орудий, составов и живой силы не досчитались фашисты на фронте. В каком стихотворении мы видели, как обыкновенный мальчишка помог солдатам Советской Армии? В чем заключается его помощь? Следовательно, их первой наукой, первой профессией стали – защита Родины. На фронте все они по возможности, наравне со взрослыми, делали свое солдатское дело. Красноармейцы и командиры оберегали их, как могли. Хотя на переднем крае безопасных мест не было. И вражеские пули, осколки авиабомб, снарядов, гранат возрастом солдат не интересовались и убивали всех, без разбору. И детей, которым жить и жить - тоже. В РЕБЕНКА СТРЕЛЯТЬ И КОРОЛЬ НЕ ПОСМЕЕТ! НО…. | - о том, что дети должны жить долго и счастливо - нет, несовместимы, т.к. дети – это будущее страны А.Твардовский «Рассказ танкиста». |
Знакомство с произведениями о детях на войне, анализ стихотворений 15-17 мин. | Но воевали дети не только на фронтах войны, но и в тылу. .В годы войны многие поэты и писатели были на фронте, видели горе, страдания, смерть. Агния Барто, Маргарита Алигер, Самуил Маршак, Константин Симонов многие стихи о войне, о любви к Родине посвятили детям, они писали о несовместимости войны и детства, показывали бесчеловечность фашизма. - Почему мы все чаще обращаемся к произведениям, которые хранят память войны и Великой Победы? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы, обратившись к особым произведениям о войне, стихотворениям о подвигах детей в годы войны. - Каких поэтов-фронтовиков, писавших о войне, вы уже знаете? Запишите в ваших Маршрутных листах. (А. Твардовский, К. Симонов) - Назовите стихотворения, которые мы уже читали? («Рассказ танкиста», «Майор привез мальчишку на лафете» Примерный план сочинения-анализа лирического произведения А) Название стихотворения и его автор. Б) Ведущая тема. (О чем стихотворение?) В) Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?) Г) Какую картину рисует в своем стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки. Какие слова в стихотворении вы считаете самыми важными?) Д) Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? Е) Главные образы стихотворения. Ж) Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения). З) Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение? - В этом стихотворении говорится о том, как… - Главная мысль заключается в том, что… - Главный герой стихотворения – мальчик… (дать характеристику: как выглядит ребенок, что чувствует) - Прочитав стихотворение, я почувствовал (а)…, понял (а)… | Ученица читает стихотворение. Мы, конечно, в атаки не шли, И фашистов, увы, не бомбили, Но и мы свою лепту внесли В дело славной победы над ними. Кто-то стал тогда сыном полка, Не в последних рядах воевал, А другой, потерявший отца, Младших братьев, сестер опекал. У станка засыпал мальчуган, Просыпался, глаза протирал, И работу свою продолжал... Татьяна Шишова - А. Твардовский, К. Симонов - «Рассказ танкиста» и «Сын артиллериста» - ответы учащихся РАБОТА ПО ГРУППАМ 1.С.Маршак «Мальчик из села Поповки» - выразительно читает 1 ученик, а затем рассказывает по плану о том, как он его понял. 2. А.Твардовский «В пилотке мальчик босоногий…» - другой ученик читает и анализирует так же. Стремглав – очень быстро, стремительно 3.С.Маршак «Десятилетний человек» (читает 3 ученик и анализирует по плану, а также разъясняет значение непонятных слов: Съежившихся хат - 1. Сжаться, сморщиться. 2. Скорчиться, сжаться в комок зипунишко- это старинная верхняя крестьянская одежда в виде кафтана без воротника, обычно из грубого самодельного сукна. , русоголовый с русыми волосами на голове; русоволосый., скоротавши-1. Провести свободное время, занявшись чем либо (с целью сделать для себя течение времени менее заметным). 2. Прожить какое либо время где либо (обычно безрадостно, скучая); недалече - Близко по расстоянию; недалеко 4.Светлана Сон «Мечты блокадного мальчишки» Читает 4 ученик. После чтения коротко рассказывает о блокаде Ленинграда и том, через что пришлось пройти жителям блокадного города, затем анализ по плану и объяснение слов: Канонада – франц.Продолжительная сильная частая стрельба из многих орудий, Взахлёб- с лихорадочной поспешностью, увлеченно, торопливо, с жадностью,захлебываясь, взахлёб – торопливо 5. Муса Джалиль «Они с детьми погнали матерей…» Таня перенесла ужасы войны в тылу. Но были дети, которые оказывались на линии фронта, на оккупированной немцами территории. Тогда их ждала другая участь. Об этом в своем стихотворении «Варварство» рассказывает татарский поэт Муса Джалиль. |
Заключительный эмоциональный этап урока. 4 мин. 2 мин. | Посмотрите на слайд: здесь представлены лишь некоторые поэты времен войны. Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голоса поэтов, писателей, композиторов, художников. И пушечная канонада не могла заглушить их мысли.. Поэзия была самым популярным жанром военных лет. Многие поэты сóздали волнующие стихи о любви к Родине, о подвигах детей в годы войны. Это такие авторы – Агния Барто, Маргарита Алигéр, Самуил Маршак, Константин Симонов, Александр Твардовский и многие другие. Ребята, очень много поэтов, писателей из нашей Республики тоже в первые дни войны ушли на фронт. Это Мустай Карим, Хай Мухамедьяров, Ханиф Карим, Али Карнай, Салях Кулибай и другие – более 50 человек. Мустай Карим - народный поэт, журналист – начал свою творческую деятельность, как и большинство писателей-фронтовиков, в военном издании «За честь Родины». Он выезжал в войска передового эшелона, писал статьи, очерки. Мустай Карим изображал войну со всей трагичностью, которую пришлось испытать. Писал о детях войны в своих произведениях «Радость нашего дома», «Батя Ялалетдин». Поэты показали в своих стихотворениях, что слова «война» и «детство» не могут стоять рядом, что взрослые в ответе за гибель маленьких девчонок и мальчишек на войне. А во время Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей – гибли дети всего мира. Герои минувших немеркнущих лет, Мы их не забудем – девчонок, мальчишек, Чья жизнь молодая за нас отдана. Мы в сердце своём, как на знамени, пишем Простые и гордые их имена. По всей нашей необъятной Родине стоят памятники детям войны - Ребята, а теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока, я хочу, чтобы вы ответили на него еще раз, но уже более осознанно: чего бы вы хотели больше всего в жизни? И в заключение я прошу вас составить синквейн на тему сегодняшнего урока. Ребята, я попросила вас расспросить ваших родителей, бабушек, дедушек о том, как жилось их родителям, то есть вашим прабабушкам и прадедушкам во время ВОВ. Они ведь тоже тогда были детьми. Многие из вас подготовили материалы о ваших прадедушках и прабабушках. Молодцы. Поисковая работа продолжается. Посвятим этой теме классный час. А сейчас я предлагаю послушать стих-е башкирского поэта о детях войны. ( 7 человек выходят к доске, выразительно читают наизусть) Горит свеча, Метроном. (Пусть горит эта свеча, как символ памяти о тех детях, чьи жизни унесла война) | Стихотворение М.Карима читает ученик. Синквейн - небольшое стихотворение, построенное по принципу: 1 строка – ключевое слово. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола 4 строка – предложение, раскрывающее суть темы. 5 строка – синоним ключевого слова. РЕФЛЕКСИЯ: смайлики (улыбка, грусть) |