СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока внеклассного чтения. Образ учительницы в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения. Образ учительницы в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского"»

9 класс

Урок внеклассного чтения.

Тема: «Образ учительницы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»

ЦЕЛИ:

Образовательная:

  1. Раскрыть образ учительницы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»;

  2. Научить детей составлять характеристику персонажа, опираясь на план описания героя литературного произведения.


Развивающая:

Коррекция устной и письменной речи, развитие анализа, синтеза, формирование навыков логического рассуждения.


Воспитательная:

Продолжить работу по воспитанию чувств признательности и уважения к людям гуманной профессии – учитель.


Оборудование: грам. запись, раздаточный материал, сюжет на компьютере, таблица, лесенка, записи на доске, плакат.


Ход урока:


  1. Организационный момент (звучит «Школьный вальс»)

  • Здравствуйте, дети. Обратите внимание, звучит нам всем с детства знакомая мелодия Школьного вальса. Я думаю, она поможет нам настроиться на философскую волну в течение всего последующего урока. Садитесь.


  1. Диалог:

  • Женя, давай сыграем на деньги?

  • Как же я буду с вами играть?

  • А что такое?

  • Вы же учительница?

  • Ну и что? Учительница, так другой человек, что ли? Знаешь, иной раз полезно забыть, что ты учительница, не то сделаешься такой бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому.





  1. Слово учителя (целевая установка)

Как вы догадались, сегодня на уроке речь пойдет об удивительной учительнице сельской средней школы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». А вот чем она удивительна – это мы по ходу урока попробуем проанализировать и выяснить. В конце урока я спрошу у вас, чем покорила и удивила вас сельская учительница, что вы в ней нашли необыкновенного.


  1. Работа с раздаточным материалом.

Взгляните на свои рабочие листы. В них указаны число и тема урока. Лейтмотивом нашего занятия я взяла слова знаменитого педагога К.Д. Ушинского: «Учитель больше чем предметник. Он духовный наставник». Напомню всем, что тема нашего урока «Образ учительницы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».

В этом рассказе ничего не выдумано. Его герой одиннадцатилетний мальчик, которого мать привозит из деревни и определяет на учебу в районную школу.

Гордый и мужественный мальчик сталкивается с нуждой, терпит муки голода и старается как-то бороться за свое существование. Это видят все, но лишь молодой учительнице французского языка удается обманом и хитростью, проигрывая небольшие деньги в запрещенные школьникам игры помочь ему в самое трудное время в его жизни.


  1. Беседа:

  • От какого лица написан этот рассказ? (от первого лица).

  • Назовите имя главного героя? (герой в рассказе – безымянный).

  • Прочтите в рабочих листах, что пишет о своем произведении «Уроки французского» сам автор?.

  • О каком характере рассказа свидетельствует это признание?

Вывод: рассказ автобиографичен. Автор вспоминает уникальный случай из своего детства. И настолько он показался автору воспитательным, запоминающимся, что он пронес его через всю жизнь.

Но в рассказе переданы не только внешние события в жизни мальчика, но и глубокие переживания. Вот почему Распутина можно назвать писателем – психологом, который передает не только чувства и мысли героя, но и создает волнующий психологический портрет молодой учительницы французского.


  1. Работа с текстом.

  • В какой сцене мы впервые встречаемся с Лидией Михайловной? Прочтите ее по ролям.

  • Ниже автор приводит портреты главных героев. Прочтите их.

  • Самостоятельно выпишите описания внешнего вида героев и впишите их в свои таблички на листах.

(Закончили. Сверка по плану)

  • Словесные портреты главных героев находятся в тексте рядом. Как называется художественный прием, использованный автором в данном случае? (контраст).

Итак, подведем первые итоги по плану характеристики героя художественного произведения.


  1. Место, занимаемое героем в произведении (это главный герой рассказа).

  2. Социальное и семейное положение (учительница, одинокая).

  3. Внешность (красивая, молодая, аккуратная).

  4. Следующим пунктом по плану нам предстоит присмотреться к обстановке, в которой живет Лидия Михайловна.

Недаром говорят, что состояние души человека – это состояние его жилища. Предлагаю вам побывать в гостях у Лидии Михайловны, чтобы своими глазами и глазами героя одновременно взглянуть на комнатку учительницы (сюжет на компьютере и одновременно выразительное чтение отрывка).

  • Какие детали обстановки вы увидели?

  • Что герою показалось в комнате необыкновенным?

  • Какое впечатление оставила комната в душе мальчика? (опрятная, необыкновенная).

Давайте снова вернемся к народной мудрости. Я вам говорила, что по состоянию жилища мудрецы судят о состоянии души. Я думаю, они правы, ведь и душа Лидии Михайловны при более близком с ней знакомстве оказалась чистой и необыкновенной.

Та удивительность, о которой мы говорили в начале урока, не могла не проявиться в манере поведения героини.

  • В чем на ваш взгляд заключается особенность ее поведения?

  • Взгляните.

Сценка.

  • Безусловно, не совсем адекватное, странное поведение для учительницы. Но кто может объяснить мотив этих поступков?

  • Какие цели перед собой ставила Лидия Михайловна?

  • Так как вы можете определить отношение Лидии Михайловны к своему ученику? (добрая, бескорыстная, отзывчивая).

  • А если вспомнить финал рассказа, когда в результате доброго поступка Лидию Михайловну выгнали из школы, и ей пришлось уехать из города? (самоотверженная).

  • А как герой относится к своей учительнице? (доказать текстом).

Вывод: эта повесть не только о доброте учительницы и гордости ученика. Эти два человека – голодный, но мужественный и гордый, молчаливый деревенский мальчик и красивая, смелая, городская Лидия Михайловна похожи. В чем? (одиноки).

- Доказать текстом, что герой одинок.

Вывод: конечно, он приехал из деревни и только долг перед матерью удерживает его в этой школе.

  • Учительнице тоже знакома тоска одиночества. Найдите в тексте момент, где учительница невольно проговаривает свою тоску?

Вывод: эта повесть не только об учительской доброте, но и о доброте героя. О том, как два человека помогают друг другу разделить одиночество. И играет мальчик в замеряшки не только ради азарта или выигрыша, но и потому, что видит, как игра преображает его учительницу. Докажите мои слова текстом.

  • Так в чем же смысл названия рассказа «Уроки французского» – ведь это не просто уроки доброты; урок всегда процесс взаимный. Урок – это отрезок времени, в котором учитель и ученик открывают друг другу новое.

  • Чему мог научить Лидию Михайловну герой? (мужеству, гордости, упорству).

  • А Лидия Михайловна, - какой мир она открыла мальчику? (мир сострадания, любви и доброты).

Вывод: ранее неведомый, почти французский мир душевной щедрости.


  1. Подведение итогов (лесенка).

Итак, у нас сложился образ. Давайте представим человека в целом: какой перед нами герой? Кто такая Лидия Михайловна?

Лесенка:

  1. Одинокая.

  2. Красивая.

  3. Опрятная.

  4. Необыкновенная.

  5. Добрая.

  6. Бескорыстная.

  7. Самоотверженная.

Человеку какой профессии свойственен перечень данных достоинств? (учителю).


Вывод: перед нами учитель с большой буквы. В ее руках главный педагогический метод – личный пример.


  1. Отметки и оценки.

  2. Домашнее задание: сочинение-впечатление «Образ учительницы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».






Карточка-задание к теме

Образ учительницы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»


«Учитель больше, чем предметник.

Он духовный наставник»

К,Д.Ушинский.

1.--О каком характере произведения свидетельствует это признание автора ?

«Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Она купила мою книжку, узнала в авторе меня, а в героине рассказа себя и написала мне.»

В.Г.Распутин

2.Заполнить таблицу.


герои

лицо

причёска

одежда

руки

ученик





учитель






3.План характеристики героя художественного произведения.

  1. Место, занимаемое героем в произведении.

  2. Социальное и семейное положение.

  3. Внешность героя.

  4. Обстановка, в которой он живёт.

  5. Мотивы поступков героя.

  6. Отношение героя к другим действующим лицам.

  7. Отношение других действующих лиц к герою.

  8. Отношение автора к герою.

  1. Вывод: Человеку какой профессии свойственен перечень данных достоинств?_____________________________________________________________________________________________________________

.

Домашнее задание: рассказ-впечатление: «Образ учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!