9 класс
Урок внеклассного чтения.
Тема: «Образ учительницы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
ЦЕЛИ:
Образовательная:
Раскрыть образ учительницы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»;
Научить детей составлять характеристику персонажа, опираясь на план описания героя литературного произведения.
Развивающая:
Коррекция устной и письменной речи, развитие анализа, синтеза, формирование навыков логического рассуждения.
Воспитательная:
Продолжить работу по воспитанию чувств признательности и уважения к людям гуманной профессии – учитель.
Оборудование: грам. запись, раздаточный материал, сюжет на компьютере, таблица, лесенка, записи на доске, плакат.
Ход урока:
Организационный момент (звучит «Школьный вальс»)
Здравствуйте, дети. Обратите внимание, звучит нам всем с детства знакомая мелодия Школьного вальса. Я думаю, она поможет нам настроиться на философскую волну в течение всего последующего урока. Садитесь.
Диалог:
Женя, давай сыграем на деньги?
Как же я буду с вами играть?
А что такое?
Вы же учительница?
Ну и что? Учительница, так другой человек, что ли? Знаешь, иной раз полезно забыть, что ты учительница, не то сделаешься такой бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому.
Слово учителя (целевая установка)
Как вы догадались, сегодня на уроке речь пойдет об удивительной учительнице сельской средней школы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». А вот чем она удивительна – это мы по ходу урока попробуем проанализировать и выяснить. В конце урока я спрошу у вас, чем покорила и удивила вас сельская учительница, что вы в ней нашли необыкновенного.
Работа с раздаточным материалом.
Взгляните на свои рабочие листы. В них указаны число и тема урока. Лейтмотивом нашего занятия я взяла слова знаменитого педагога К.Д. Ушинского: «Учитель больше чем предметник. Он духовный наставник». Напомню всем, что тема нашего урока «Образ учительницы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».
В этом рассказе ничего не выдумано. Его герой одиннадцатилетний мальчик, которого мать привозит из деревни и определяет на учебу в районную школу.
Гордый и мужественный мальчик сталкивается с нуждой, терпит муки голода и старается как-то бороться за свое существование. Это видят все, но лишь молодой учительнице французского языка удается обманом и хитростью, проигрывая небольшие деньги в запрещенные школьникам игры помочь ему в самое трудное время в его жизни.
Беседа:
От какого лица написан этот рассказ? (от первого лица).
Назовите имя главного героя? (герой в рассказе – безымянный).
Прочтите в рабочих листах, что пишет о своем произведении «Уроки французского» сам автор?.
О каком характере рассказа свидетельствует это признание?
Вывод: рассказ автобиографичен. Автор вспоминает уникальный случай из своего детства. И настолько он показался автору воспитательным, запоминающимся, что он пронес его через всю жизнь.
Но в рассказе переданы не только внешние события в жизни мальчика, но и глубокие переживания. Вот почему Распутина можно назвать писателем – психологом, который передает не только чувства и мысли героя, но и создает волнующий психологический портрет молодой учительницы французского.
Работа с текстом.
В какой сцене мы впервые встречаемся с Лидией Михайловной? Прочтите ее по ролям.
Ниже автор приводит портреты главных героев. Прочтите их.
Самостоятельно выпишите описания внешнего вида героев и впишите их в свои таблички на листах.
(Закончили. Сверка по плану)
Словесные портреты главных героев находятся в тексте рядом. Как называется художественный прием, использованный автором в данном случае? (контраст).
Итак, подведем первые итоги по плану характеристики героя художественного произведения.
Место, занимаемое героем в произведении (это главный герой рассказа).
Социальное и семейное положение (учительница, одинокая).
Внешность (красивая, молодая, аккуратная).
Следующим пунктом по плану нам предстоит присмотреться к обстановке, в которой живет Лидия Михайловна.
Недаром говорят, что состояние души человека – это состояние его жилища. Предлагаю вам побывать в гостях у Лидии Михайловны, чтобы своими глазами и глазами героя одновременно взглянуть на комнатку учительницы (сюжет на компьютере и одновременно выразительное чтение отрывка).
Какие детали обстановки вы увидели?
Что герою показалось в комнате необыкновенным?
Какое впечатление оставила комната в душе мальчика? (опрятная, необыкновенная).
Давайте снова вернемся к народной мудрости. Я вам говорила, что по состоянию жилища мудрецы судят о состоянии души. Я думаю, они правы, ведь и душа Лидии Михайловны при более близком с ней знакомстве оказалась чистой и необыкновенной.
Та удивительность, о которой мы говорили в начале урока, не могла не проявиться в манере поведения героини.
Сценка.
Безусловно, не совсем адекватное, странное поведение для учительницы. Но кто может объяснить мотив этих поступков?
Какие цели перед собой ставила Лидия Михайловна?
Так как вы можете определить отношение Лидии Михайловны к своему ученику? (добрая, бескорыстная, отзывчивая).
А если вспомнить финал рассказа, когда в результате доброго поступка Лидию Михайловну выгнали из школы, и ей пришлось уехать из города? (самоотверженная).
А как герой относится к своей учительнице? (доказать текстом).
Вывод: эта повесть не только о доброте учительницы и гордости ученика. Эти два человека – голодный, но мужественный и гордый, молчаливый деревенский мальчик и красивая, смелая, городская Лидия Михайловна похожи. В чем? (одиноки).
- Доказать текстом, что герой одинок.
Вывод: конечно, он приехал из деревни и только долг перед матерью удерживает его в этой школе.
Учительнице тоже знакома тоска одиночества. Найдите в тексте момент, где учительница невольно проговаривает свою тоску?
Вывод: эта повесть не только об учительской доброте, но и о доброте героя. О том, как два человека помогают друг другу разделить одиночество. И играет мальчик в замеряшки не только ради азарта или выигрыша, но и потому, что видит, как игра преображает его учительницу. Докажите мои слова текстом.
Так в чем же смысл названия рассказа «Уроки французского» – ведь это не просто уроки доброты; урок всегда процесс взаимный. Урок – это отрезок времени, в котором учитель и ученик открывают друг другу новое.
Чему мог научить Лидию Михайловну герой? (мужеству, гордости, упорству).
А Лидия Михайловна, - какой мир она открыла мальчику? (мир сострадания, любви и доброты).
Вывод: ранее неведомый, почти французский мир душевной щедрости.
Подведение итогов (лесенка).
Итак, у нас сложился образ. Давайте представим человека в целом: какой перед нами герой? Кто такая Лидия Михайловна?
Лесенка:
Одинокая.
Красивая.
Опрятная.
Необыкновенная.
Добрая.
Бескорыстная.
Самоотверженная.
Человеку какой профессии свойственен перечень данных достоинств? (учителю).
Вывод: перед нами учитель с большой буквы. В ее руках главный педагогический метод – личный пример.
Отметки и оценки.
Домашнее задание: сочинение-впечатление «Образ учительницы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».
Карточка-задание к теме
Образ учительницы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
«Учитель больше, чем предметник.
Он духовный наставник»
К,Д.Ушинский.
1.--О каком характере произведения свидетельствует это признание автора ?
«Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Она купила мою книжку, узнала в авторе меня, а в героине рассказа себя и написала мне.»
В.Г.Распутин
2.Заполнить таблицу.
герои | лицо | причёска | одежда | руки |
ученик | | | | |
учитель | | | | |
3.План характеристики героя художественного произведения.
Место, занимаемое героем в произведении.
Социальное и семейное положение.
Внешность героя.
Обстановка, в которой он живёт.
Мотивы поступков героя.
Отношение героя к другим действующим лицам.
Отношение других действующих лиц к герою.
Отношение автора к герою.
Вывод: Человеку какой профессии свойственен перечень данных достоинств?_____________________________________________________________________________________________________________
.
Домашнее задание: рассказ-впечатление: «Образ учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».