СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока внеклассного чтения "Стихи С.Я.Маршака"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтеня посвящён творчеству С.Я.Маршака. Работа строится на стихотворении "Вчера и сегодня".

Просмотр содержимого документа
«информационная статья»

Самуи́л Я́ковлевич Марша́к (1887—1964) — поэт, драматург, переводчик, литературный критик.

Самуил Маршак проявил любовь к поэзии и начал писать стихи уже в школьные годы. Талант этого человека многообразен.

Маршак всегда много работал, публиковал свои переводы с английского, немецкого, итальянского, грузинского, чешского, финского, латышского и многих других языков во многих журналах.

Маршак известен и как автор-прозаик по автобиографической повести «В начале жизни» и повести «Воспитание словом».

Маршаку принадлежит идея создания одного из первых в России детских театров. Самуил Яковлевич начинает писать сценарии для для детских спектаклей. Все дети и взрослые любят его пьесы «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Теремок».

В 1923 году Маршак организовал детский журнал «Воробей» и стал его редактором. Он помогал молодым авторам, оценивал их творчество, не только критиковал их произведения, но и делился секретами своего мастерства.

Практически во всё время своей литературной деятельности (более 50 лет) Маршак пишет стихотворные фельетоны, стихи и пьесы для детей, серьёзную, «взрослую» лирику.

_____________________________________________________________




Самуи́л Я́ковлевич Марша́к (1887—1964) — поэт, драматург, переводчик, литературный критик.

Самуил Маршак проявил любовь к поэзии и начал писать стихи уже в школьные годы. Талант этого человека многообразен.

Маршак всегда много работал, публиковал свои переводы с английского, немецкого, итальянского, грузинского, чешского, финского, латышского и многих других языков во многих журналах.

Маршак известен и как автор-прозаик по автобиографической повести «В начале жизни» и повести «Воспитание словом».

Маршаку принадлежит идея создания одного из первых в России детских театров. Самуил Яковлевич начинает писать сценарии для для детских спектаклей. Все дети и взрослые любят его пьесы «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Теремок».

В 1923 году Маршак организовал детский журнал «Воробей» и стал его редактором. Он помогал молодым авторам, оценивал их творчество, не только критиковал их произведения, но и делился секретами своего мастерства.

Практически во всё время своей литературной деятельности (более 50 лет) Маршак пишет стихотворные фельетоны, стихи и пьесы для детей, серьёзную, «взрослую» лирику.

_____________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«урок маршак»

Тема урока: С.Я.Маршак «Вчера и сегодня»


Цель: привлечение внимания к истории развития вещей.

Задачи:

— развивают интерес к прошлому, к истории

— показать многогранность творчества Маршака, работа с понятиями ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

— развитие умения работать в группах и самостоятельно

— развитие умений работать с приемами технологии РКМЧП: «Корзина идей» (учатся находить примеры в тексте), «Таблица» (знакомятся со способом появления новых слов в языке), «Логические цепочки», «Синквейн».

Оборудование:

Для учителя:

  • Презентация «Маршак. «Вчера и сегодня»»,

  • Таблица, надписи к ней.

  • Карточки для сравнительной таблицы

Раздаточный материал:

  • Тексты энциклопедических статей;

  • Листы с таблицей для индивидуальных записей;

  • Конверты с картинками устаревших и современных вещей;


Ход урока:

1. СТАДИЯ ВЫЗОВА. Прием «Корзина идей».

На одном из недавних уроков мы встречались с замечательными произведениями Самуила Яковлевича Маршака. Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с его творчеством. (Слайд ПОРТРЕТ, ГОДЫ ЖИЗНИ)


- Ученикам 3 - А класса предложили вспомнить всё, что они знают о Маршаке. И вот какая корзина идей у них получилась. (Слайд КЛАСТЕР)


- Сейчас я предлагаю вам поработать с текстом о Маршаке и найти в нем подтверждения понятиям-качествам, которые отражены у нас на доске. ИНДИВИДУАЛЬНО Проверка ФРОНТАЛЬНО

- Поэт – прочитайте любимые строчки из стихотворений Маршака.

Прозаик – Маршак писал и произведения в прозе. Например, автобиографическую повесть «В начале жизни».

Переводчик – Переводы с английского, немецкого, итальянского, грузинского, чешского, финского, латышского и многих других языков.

Драматург – Какие пьесы Маршака знаете? («Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Теремок» и другие)

Критик – оценивал творчество других поэтов.

Редактор - организовал детский журнал «Воробей».


- Кто узнал для себя что-то новое? Сегодня мы будем продолжать изучать творчество знакомого нам с раннего детства поэта.


2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

- Назовите годы жизни С.Я.Маршака.

- В каком веке жил Маршак?

- В каком веке живёте вы?

- Как вы думаете, влияет ли это на восприятие вами произведений Маршака?

- У Самуила Яковлевича есть стихотворение «Вчера и сегодня», его он написал в 1925 году. Я предлагаю его послушать в исполнении моих помощников. Тексты есть у вас на парте.

ИНСЦЕНИРОВКА

- Кто герои этого произведения?

- Где происходит их разговор?

- Как они себя ведут?

- Как называется литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются свойствами одушевлённых? (олицетворение)

- На какие две группы можно разделить все предметы в стихотворении? (Старые и новые вещи)

- Сейчас мы попробуем заполнить таблицу, которая есть у вас на парте. В эту таблицу мы внесём предметы, которые были вчера, т.е. очень давно и есть сегодня. Как думаете, отличаются ли современные вещи времени Маршака и современные вещи нашего времени?


ФРОНТАЛЬНО Заполните таблицу, добавляя предметы, которые есть в нашей жизни:

Вчера


Сегодня (во время Маршака)


Сегодня (в наши дни)












Заполнить таблицу будем вместе, думая и рассуждая.

1). – Какие герои произведения, старые, не современные, похожи друг на друга по своему функциональному предназначению? (Свечка, лампа керосиновая)

— Что общего у лампы керосиновой и свечки стеариновой?

- Действительно, это источники света, у них есть фитиль – нитевидное изделие, которое доставляет жидкое горючее в зону сгорания.

- Что общего у современной лампы с лампой керосиновой? (Это источник света, принцип работы у неё совсем другой, современные лампы – электрические). Но ведь и старинная, и современная лампы выполняют одну и ту же функцию – освещение, поэтому название для современной сохранилось – лампа.

- Как ведёт себя эл.лампочка, современница Маршака? Почему? Найдите в тексте её слова.

- Какой предмет займёт место в третьем столбце? ( Энергосберегающие светодиодные лампы со звуковыми датчиками или датчиками движения).

- Изменилось бы её поведение, если бы разговор происходил сегодня?


Заполните таблицу.


2).Послушайте, какие загадки создал народ о следующем герое стихотворения

«Два братца хотят подраться, да руки коротки»,

«Двое купаются, а третий дивуется»,

«Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит».


- О чём они?

- Зачем использовали коромысло?

- Почему сейчас мы им не пользуемся?

- Как автор говорит о самом процессе набора воды? Прочитайте.

- Какие чувства испытываете от этих строк? Прочитайте.

- Что пришло на смену вёдрам и коромыслу в стихотворении Маршака?

- Как пользовались водопроводным краном во времена Маршака? («Повернёт одной рукой»)

- Какие существуют современные водопроводные краны (с сенсорным управлением, их не нужно поворачивать).

Заполните таблицу.


3). — Раньше при письме использовали птичьи перья, гусиные или вороньи. Перо нужно было срезать наискосок, заострить и расщепить. Стальные перья появились намного позже. Материал был совершенно другой. Но название осталось прежнее – перо, пёрышко. Итак, вы сегодня наблюдаем два примера того как в языке появляются новые слова – появился новый предмет, и старое название «переходит» к нему от его предшественника.

- Кто из вас пишет перьевой ручкой? Какой ручкой вы пользуетесь?

- О каком современном предмете говорит Маршак в своем стихотворении? Прочитайте.

- Какой предмет в наше время пришёл на смену перу и пишущей машинке?

- Какую функцию призваны выполнять все эти предметы?

Заполните таблицу.



- Мы уже выяснили, что в этом стихотворении действует приём Олицетворения.

- Какие общие черты в характерах «вчерашних» вещей?

- Почему у них такой характер? Они немного ворчливы, старомодны, но старые вещи вызывают наше сочувствие, нам немножко жалко расставаться с ними.

- Именно это поведение, когда мы уважаем существование других, на нас непохожих, называется ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ. Толерантность - готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. Даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

- Мы много говорим с вами о проявлении толерантности к окружающим людям, животным. А как мы можем проявить толерантность к старым вещам?


Прием «Логические цепочки».

- Я предлагаю вам рассмотреть картинки, которые есть у вас в конвертах. Эти картинки – звенья нескольких цепочек. Попробуйте воспроизвести последовательность, в которой эти предметы приходили в мир человека. ПАРНАЯ РАБОТА


Проверка ФРОНТАЛЬНО


- Конечно, в произведениях, написанных в прошлом веке, вам будут встречаться непонятные слова.

- Как можно узнать их значение?

- И ещё одно задание. У каждого из вас на партах листы с отрывками произведений Маршака.

Ваша задача - Найти в них названия предметов, понятий, которыми мы сейчас не пользуемся. ПАРНАЯ


Проверка с зачитыванием отрывка и названием устаревшего предмета или понятия и объяснением значения этого слова. ФРОНТАЛЬНО



3. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

- Хорошо поработали. И в завершении урока о творчестве Самуила Яковлевича я предлагаю вам самим заняться творчеством. Все вы любите сочинять синквейны. Создайте своё произведение о каком-нибудь предмете из нашей нашего урока. Напоминаю правила создания синквейна. Слайд

На первой строчке запишем одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, выскажите свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или фраза.

Последняя строчка – это слово-вывод. Я тоже попытаюсь написать синквейн.

ИНДИВИДУАЛЬНО, Проверка ФРОНТАЛЬНО

САМОВАР

Старый, медный.

Кипятит, поёт, пыхтит.

Встретишь только лишь в музее.

А жаль!

- Как думаете, если в произведениях Маршака так много старых вещей и понятий, может быть его творчество стоит забыть и не предлагать для чтения современным детям?

-Не смотря на то, что так много старых предметов и понятий встречается в стихах С.Я., в его произведениях мы встречаем много строчек, которые никогда не устареют.

Вывод: Меняется наш быт, появляются новые товары, технологии. Но темы доброты, понимания и принятия ближнего, идеи дружбы и товарищества, лучшие человеческие качества и ценности, затронутые С.Я.Маршаком в своих произведениях, останутся навсегда.


Многие произведения Маршака актуальны и сегодня: они учат нас добру, трудолюбию, смелости.



Поэт предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Вот что написал он в 1962 году:

«Читатель мой особенного рода:

Умеет он под стол ходить пешком.

Но радостно мне знать, что я знаком

С читателем двухтысячного года».













Просмотр содержимого презентации
«Маршак»

Самуил Яковлевич Маршак «Вчера и сегодня»

Самуил Яковлевич

Маршак

«Вчера и сегодня»

Самуил Яковлевич Маршак 1887 - 1964

Самуил Яковлевич Маршак

1887 - 1964

поэт переводчик прозаик С.Я.Маршак редактор драматург критик

поэт

переводчик

прозаик

С.Я.Маршак

редактор

драматург

критик

Что пишется в каждой строке? 1 слово  – заголовок. Это существительное. (Кто? Что?) 1 строка 2 слова  Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 2 строка 3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 3 строка 4 слова  Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету. 4 строка 1 слово  Вывод, итог. Это существительное . (Кто? Что?) 5 строка

Что пишется в каждой строке?

1 словозаголовок. Это существительное. (Кто? Что?)

1 строка

2 слова Это прилагательные.

(Какой? Какая? Какое? Какие?)

2 строка

3 слова Это глаголы.

(Что делает? Что делают?)

3 строка

4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету.

4 строка

1 слово Вывод, итог.

Это существительное . (Кто? Что?)

5 строка

«Читатель мой особенного рода: Умеет он под стол ходить пешком. Но радостно мне знать, что я знаком С читателем двухтысячного года».

«Читатель мой особенного рода:

Умеет он под стол ходить пешком.

Но радостно мне знать, что я знаком

С читателем двухтысячного года».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!