СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока внеклассного чтения в 1 классе "Поэты ХIХ века о весне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения в 1 классе "Поэты ХIХ века о весне"»



Урок внеклассного чтения в 1 классе

Иванова Л.М. МАОУ МСОШ № 16



Тема: поэты XIX века о весне. Жуковский В.А. «Жаворонок», Плещеев А.Н. «Травка зеленеет».

Цель: создать условия для познания жизненного и творческого пути В.А. Жуковского и А.Н. Плещеева и их стихотворений «Жаворонок», «Травка зеленеет».

Задачи:

Дидактические: обеспечить знакомство с жизнью, творчеством Жуковского и Плещеева и их произведениями «Жаворонок» и «Травка зеленеет»;

Развивающие: способствовать совершенствованию навыков чтения, умения работать с текстом, развивать речь, внимание, обогащать словарный запас на материале урока;

Воспитательные: способствовать выработке интереса к чтению, любви к природе на материале урока.

Планируемые результаты:

Предметные: знать поэтов 19 века; уметь ориентироваться в содержании раздела; читать выразительно.

Регулятивные: умение планировать деятельность, принимать и выполнять поставленную учебную задачу; развивать способность к контролю и самоконтролю при чтении.

Коммуникативные: умение вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, аргументировать высказывания.

Личностные: проявление внешней мотивации к изучаемым произведениям.







ХОД УРОКА

Этап урока

Д\м

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный момент

1







2

Здравствуйте, ребята! Урок внеклассного чтения. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения и садитесь.

Проведем небольшую речевую разминку.

жа-жа-жа - убежали два ежа

жу-жу-жу – молоко дадим ежу

жи-жи-жи - вот лежат ножи (слайд 1)

Прочитайте шепотом.

Сейчас давайте прочитаем ее вполголоса.

Читаем громче.


Читаем с вопросительной интонацией.




Читаем все вместе быстро.

Приветствуют учителя










Читают вполголоса

Читают громче

Читают с вопросительной интонацией

Читают быстро

II.Решение задач по ориентировке в книгах

3





4

Посмотрите на выставку книг, скажите, что их объединяет? (все книги о весне, но одна о войне)

Посмотрите внимательно, все ли они о весне?

Какие признаки весны вы знаете? (слайд 2)




Скажите, о чем мы будем говорить на уроке? (слайд 3)

Мы сегодня поговорим о стихах о весне, которые написали поэты 19 века.

С тех пор прошло очень много лет

Какие стихи о весне вы уже знаете?



Они о весне


Нет

Таяние льда, капель, солнце светит ярче, природа оживает


Стихи о весне




1-2 человека рассказывают стих о весне

III. Новое по теме сообщенное учителем

5







6
























7










8
















9






























10











11





12

Посмотрите на доску. Вам знаком этот человек? (слайд 4)

Кто это?



Вы уже что-нибудь знаете об этом поэте?

Сейчас я вам немного расскажу про этого поэта, а вы слушайте внимательно. После моего рассказа ответьте на вопрос: Сколько лет длилась литературная деятельность Василия Андреевича. (слайд 5)

Василий Жуковский – русский поэт, переводчик и критик. Родился 29 января 1783 года в Тульской губернии.

Писать стихи Жуковский Василий Андреевич начал рано, в 7–8 лет. Да и сама атмосфера дома, где он рос, способствовала пробуждению поэтического дара, любви к музыке и интереса к живописи. (слайд 6)

Более 50 лет длилось литературная деятельность Жуковского – поэта и переводчика. «Полное собрание сочинений» пять раз издавалось при его жизни. (слайд 7)

«Каждый день доброму делу, мысли или чувству» – таков был жизненный девиз Жуковского, которого он придерживался всю жизнь.

Сколько длилась литературная деятельность Жуковского?

Что вы еще запомнили из моего рассказа?

Какой период жизни отражает это изображение? (слайд 8-9)

Как вы уже сказали, сегодня мы будем говорить о произведениях, связанных с весной. Откройте учебник нас странице 40.

Прочитайте название произведения В. Жуковского

Кто такой жаворонок? (слайд 10)

Что вы знаете о жаворонках?

Рассказ о птице:

Жаворонок очень похож на воробья. Это перелетная птица. В наши края она прилетает ранней весной. Ещё не зазеленели поля, не проснулись насекомые, а жаворонки в синем небе уже трепещут крылышками и радостно поют. Их песенка похожа то на трель, то на звон колокольчиков.

Давайте послушаем, как поют эти птички. (слайд 11)

Об этой птичке и написал Жуковский

В тексте вам могут встретиться сложные и не понятные слова, давайте разберем их. (Слова появляются на экране)

Прочитайте первое слово про себя. А теперь вслух вместе со мной. Как вы понимаете его значение? (слайд 12)


Прочитайте второе слово про себя. А теперь вслух вместе со мной. Как вы понимаете его значение? (слайд 13)








Прочитайте третье слово про себя. А теперь вслух вместе со мной. Как вы понимаете его значение? (слайд 14)


Прочитайте четвертое слово про себя. А теперь вслух вместе со мной. Как вы понимаете его значение? (слайд 15)






Ребята, а теперь я предлагаю познакомиться с этим стихотворением. Внимательно слушайте и ответьте на вопрос «О чем пел жаворонок?» (вопрос остается на экране) (слайд 16)

Чтение вслух учителем

О ком рассказывает Жуковский в своем стихотворении?

Давайте ответим на вопрос, который я задала вам в начале. О чем пел жаворонок?

Давайте прочитаем это стихотворение еще раз все вместе, чтобы приготовиться к анализу.

С первой парты по цепочке читаем по 2 строчки, остальные следят пальчиком.

Скажите, о каком времени года идет речь в стихотворении?

Докажите, что речь идет о весне. Зачитайте эти строчки в стихотворении.

Кто принес песню о весне?

Найдите в тексте и прочитайте описание природы.

В какое время дня поёт жаворонок? Докажите свой ответ строчками из стихотворения.

Ребята, если вы были художниками, какие картины нарисовали к этому стихотворению?

Да\нет


Жуковский Василий Андреевич

Ответы детей



























Более 50 лет

Ответы детей


Детство, юность






Жаворонок

Птица

Ответы детей

















Лес зардел – стал багровым, румяным

Долина-это область, проходящая между холмами или горами, по которой протекает река или ручей.

Лазурь - один из оттенков голубого цвета

Пар белеет тонкий - когда еще воздух не прогрелся, появляется туман, как легкий белый пар.








О жаворонке

О приходе весны








О весне



Жаворонок



Раннее утро




Ответы детей

Физминутка


Солнышко греет (руки над головой)

Птицы прилетели (руки в стороны, машем ладонями)

Распустились цветы (руки согнуть в локтях, ладони соединить между собой и развести)

Побежали ручьи (бег на месте)

Весна в гости к нам идет (маршируем на месте)

И тепло с собой несет (обнять себя)


IV.Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой

13

Молодцы, ребята!

Давайте мы сейчас отгадаем загадку, чтобы узнать название следующего нашего произведения:

Угадайте что за птичка – темненькая невеличка. Беленькая с живота, хвост раздвинут в два конца. (слайд 17)

Рассказ о ласточке:

Ласточка — небольшая красивая перелетная птица. С наступлением теплых весенних деньков сразу же принимаются за строительство гнезд. Ласточки – тоже голосистые птички, давайте послушаем, как они щебечут. (слайд 18)





Ласточка


V.Чтение учащимися названного учителем произведения про себя

14














15






16

Сейчас я вам предлагаю прочитать стихотворение про ласточку. Написал его Алексей Плещеев.

Я вам немного расскажу про этого автора, а вы слушайте внимательно. Алексей Николаевич Плещеев — русский писатель, переводчик и литературный критик.

Родился 22 ноября 1825 года в Костроме. Важное место в творчестве А. Н. Плещеева занимала детская литература. Он написал два сборника для детей — «Подснежник» и «Дедушкины песни». (слайд 19)

Что вы запомнили из моего рассказа?

Для кого в основном писал Алексей Плещеев?

Стихотворение, которое мы сегодня прочитаем, называется «Травка зеленеет». Давайте его послушаем. Следите пальчиком, после прослушивания ответьте на вопрос: Какую песню автор просит спеть ласточку? (слайд 20)

Почему стихотворение называется ласточка?

Какую песню автор просит спеть ласточку?
















Для детей











Которую из стран далеких принесла с собой

VI. Выявление и оценка качества самостоятельного чтения

17

Прочитайте первые четыре строчки стихотворения. О каких признаках весны пишет поэт?


Прочитайте еще четыре строчки стихотворения. С какой просьбой обращается автор к ласточке?


Прочитайте последние строчки, передавая просьбу автора.


Восстановите последовательность строк в стихотворении А.Н.Плещеева (слайд 21)


Травка зеленеет,

Ласточка с весною

И весна милей...

Прощебечь с дороги

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

Нам привет скорей.

Солнышко блестит,



«Травка зеленеет,

Солнышко блестит»

«Прощебечь с дороги

Нам привет скорей…»




Правильный ответ:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

VII. Подведение итогов

18

Какие стихотворения мы сегодня изучили?


Кто их авторы? (слайд 22)


Какое стихотворение вам понравилось больше всего? Почему?

«Жаворонок», «Травка зеленеет»

Плещеев, Жуковский


Ответы детей

VIII. Рекомендации к деятельности с книгой на текущую неделю

19


Написано много прекрасных произведений, посвященных природе. Дома я предлагаю научиться выразительно читать стихотворение Василия Жуковского «Приход весны».

(слайд 23)


IX. Рефлексия

20

Рефлексия «Маятник настроения». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. (слайд 24)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!