СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по теме "Мастерство О. Генри-рассказчика"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по теме "Мастерство О. Генри-рассказчика"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по теме "Мастерство О. Генри-рассказчика"»

Конспект урока внеклассного чтения в 7 классе

Тема «Мастерство О. Генри – рассказчика»

Цели: познакомить учащихся с рассказами О. Генри, с особенностями его творческой манеры; развивать умение внимательно читать художественные произведения, характеризовать героев, определять жанровое и идейно-художественное своеобразие рассказов; воспитывать чувство прекрасного, интерес к русской и зарубежной классической литературе.

Оборудование: сборники рассказов О. Генри; презентация «Рассказы О. Генри»; электронная доска.

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний

  • Учитель представляет О. Генри как рассказчика.

Американский писатель Уильям Сидни Портер, больше известный любителям литературы под псевдонимом О. Генри, прославился как мастер короткого рассказа. Точнее будет называть любимый жанр его произведений новеллой, потому что здесь отсутствует детальное длительное описание, в новелле нет долгосрочного развития сюжета, а центральным событием может стать поступок, которого никто не ожидал от главного героя.

  • Почему новеллы О. Генри так популярны во всем мире?

(Они по-прежнему радуют и волнуют читателя, пробуждая в душе каждого «чувства добрые», вселяют надежду и оптимизм. Секрет прост: в каких бы сложных жизненных ситуациях ни оказывались герои, финал произведения не оставляет в душе читателя чувство горечи или разочарования. В финале обязательно восторжествуют великодушие и милосердие, доброта и человечность)

  • Работа с литературоведческим термином «новелла». Сопоставление рассказа и новеллы как малых прозаических жанров.

Новелла считается прозаическим жанром, сопоставимым с рассказом. Однако, в отличие от рассказа, в новелле почти отсутствует психологизм, а сюжет динамичен и развязка неожиданна и непредсказуема. Сюжеты отличаются остротой, детали описания точны и выразительны.

  • Как и чем живут герои новелл О. Генри?

Герои новелл О. Генри обычно находятся за чертой бедности. Это мелкие служащие, работники, еле сводящие концы с концами. Но автору важно доказать, что даже в самых трудных жизненных ситуациях опорой для них становятся человеческие ценности: любовь, милосердие, верность, сострадание. Писатель стремился привлечь внимание элиты общества к «маленькому» человеку, к его горестям и радостям, испытаниям и маленьким победам. При этом О. Генри настолько сопереживал героям, что в финале его произведений (обычно накануне Рождества или Дня Благодарения) происходили чудеса, столь удивительные, что даже самые плачевные события воспринимались читателями оптимистично, оставляя надежду на лучшее будущее.



  1. Представление рассказов О. Генри, выбранных и прочитанных учащимися



  1. Рассказ «Кактус»



Рассказ «Кактус» повествует о столь часто встречающихся человеческих пороках – тщеславии и самонадеянности. Главный герой, желая производить приятное впечатление на завсегдатаев высшего общества, готов пойти на любые меры. Однако сам он при этом считает, что цель всегда оправдывает средства. Друзья по клубу наперебой нахваливают его, восхищаясь мнимой ученостью и глубиной знаний. Трисдаль понимает, что эти похвалы незаслуженные, он не имеет сил отказаться от них. Он самонадеян и уверен в том, что его маленькие хитрости никогда не откроются. Из-за своего пустого хвастовства он теряет любимую девушку и возможность на личное счастье. Он, наконец, видит свои поступки во всей их неприглядности и бесконечно обвиняет себя в пустом позерстве и самоуверенности.



  1. Рассказ «Дары волхвов»

Главные герои произведения – мистер и миссис Джеймс Диллингем Юнг – поначалу лишены возрастных характеристик. По эмоциональности (внезапные слёзы, побледневшее лицо), хрупкому телосложению и стремлению любоваться своим главным сокровищем (каштановыми волосами, спускающимися до колен) Делла представляется юной женщиной. Истинный возраст героини автором не называется, но можно предположить, что она не старше своего мужа Джима, которому 22 года. Делла с Джимом называются автором «детьми из восьмидолларовой квартирки», но при этом сравниваются с наимудрейшими за всю историю человечества людьми – волхвами - и ставятся выше их как пожертвовавшие «друг для друга своими величайшими сокровищами». Материальное состояние героев, определяемое автором как «не то чтобы вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность», служит отличным фоном для прекрасных душевных качеств Деллы и Джима – любви и великодушия.

  1. Рассказ «Последний лист»

Название произведения – символический образ ускользающей жизни. Последний лист на плюще, цепляющемся за кирпичную стену соседнего дома, становится для больной пневмонией Джоанны (Джонси) временной точкой отсчёта её смерти. Уставшая от физических страданий девушка, придумывает себе примету, позволяющую надеяться на покой («Я устала ждать. Я устала думать. Мне хочется освободиться от всего, что меня держит»), под которым она, вопреки здравому смыслу, понимает не выздоровление, а смерть. Психологический настрой Джонси расценивается лечащим врачом как гибельный. Доктор объясняет подруге умирающей девушки Сью, что она должна цепляться за жизнь (совсем как плющ за стену дома), в противном случае её шансы не будут равняться даже одиному к десяти. Врач (как представитель реалистической профессии) предлагает в качестве смысла жизни – любовь к мужчине. Сью (как человека искусства) удивляет такой выбор. Ей более понятна мечта Джоанны написать красками Неаполитанский залив (об этом больная говорит до тех пор, пока ей не становится хуже, и к этому же возвращается сразу же, как только чувствует себя лучше). Животворящая сила искусства становится основной идеей рассказа как на уровне частных желаний больной Джоанны, так и общего сюжетного смысла: мечтающий всю жизнь о настоящем шедевре старый художник Берман создаёт изображение, имеющее высшую ценность, изображение, выходящее за рамки искусства, поскольку оно становится самой жизнью. В свою работу старик вкладывает не только талант, но и здоровье: работая под северным порывистым ветром и дождём, он заболевает воспалением лёгких и умирает, даже не дождавшись полного выздоровления Джоанны. Искусственный лист оказывается нарисован так искусно, что первое время никто не распознаёт в нём подделки. «Тёмно-зелёный у стебелька, но тронутый по зубчатым краям желтизной тления и распада» он обманывает не только больную Джонси, но и здоровую Сью. Чудо, созданное руками человека, заставляет девушку поверить в свои жизненные силы, устыдится малодушного желания смерти. Видя, насколько храбро держится последний лист на плюще, Джоанна понимает, что она должна быть сильнее маленького растения: теперь она уже видит в нём не приближающуюся смерть, а несгибаемую жизнь. Главные герои – Сью, Джонси и Берман – становятся воплощением лучших человеческих качеств: любви, заботы, терпения, умения пожертвовать собой ради другого.



  1. Рассказ «Зелёная дверь»

Рудольф Штейнер принимает вызов судьбы. Удивительный негр, раздающий рекламу кабинета дантиста, даёт ему лист, на котором чернилами написано: «Зеленая дверь». Рудольф походит мимо него ещё дважды, и ещё один раз получает такой же листок, а другой – презрительный взгляд. На третьем этаже Рудольф увидел зелёную дверь, за которой нашёл свою судьбу – голодную прекрасную девушку. Даже когда Рудольф убедился, что к счастью его привёл ряд случайностей, он не перестал верить в перст судьбы: «Всё равно я верю, что сам перст Судьбы указал мне дорогу к той, кто мне нужен».



  1. Рассказ «Дороги, которые мы выбираем»

Основная мысль рассказа заключена во фразе, которую О. Генри вложил в уста Боба Тидбола: «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу». Верность этого высказывания подтверждает поведение Додсона. Во сне он бандит, но ведь даже при таком образе жизни можно оставаться не самым плохим человеком. Например, не предавать старых приятелей. В финале рассказа перед читателями предстает уже не бандит, а глава маклерской конторы, то есть вполне состоятельный человек. Вот только от этого Додсон не стал лучше. Он все такой же злодей. Когда Додсон обрекает Уильямса на разорение, вновь отмечаются мгновенные изменения, произошедшие с его лицом. Как и во сне, «оно выражало холодную жестокость и неумолимую алчность». Вывод прост: как бы человек ни оправдывал сделанный им выбор обстоятельствами, влиянием других людей или еще чем-нибудь, на самом деле все всегда зависит только от его личных качеств.



  1. Рассказ «Фараон и хорал»



Главный герой новеллы – Сопи, обычный бродяга, обитающий на улицах Нью-Йорка. Заметив приближение зимы, он решает отправиться на Остров – расположенная там тюрьма в течение нескольких лет служила ему «зимней квартирой». Сопи упорно движется к своей цели, но встречает на пути препятствия. Первые три попытки оказаться в тюрьме оборачиваются неудачей. Несмотря на это, он не сдается. Еще трижды Сопи пытается нарушить закон, но ничего не получается. В финале герой переживает духовное перерождение – услышав хорал, звучащий из старой церкви, он обещает себе начать новую жизнь, устроиться на работу. В этот момент его задерживает полицейский. Вскоре судья озвучивает приговор – три месяца на Острове. Финал рассказа отличается сочетанием комического и трагического. Сопи добился того, чего так страстно желал. Вот только мечта сбылась тогда, когда уже перестала быть важной. Главного героя арестовывают фактически без причины, что забавно, ведь до этого он шесть раз специально нарушал закон и все обходилось. С другой стороны, арест – трагедия, так как Сопи потерял шанс начать жизнь с чистого листа.



  1. Рассказ «Пока ждёт автомобиль»

Рассказ почти полностью представляет собой беседу двух молодых людей на скамеечке в парке. Один из них – юноша, утверждающий, что работает кассиром в ресторане неподалеку. Вторая участница диалога – девушка. Она называет себя богатой леди, которой надоела роскошь. По словам героини, она устала от денег, постоянных развлечений, драгоценностей, светских раутов. У новеллы неожиданный финал, что вообще характерно для творчества О. Генри. Оказывается, девушка никакого отношения к высшему свету не имеет. В действительности героиня работает кассиром в ресторане. Молодой человек тоже лгал. В конце становится понятно, что на самом деле он богат. Оба персонажа новеллы носят маски. Основной прием, использованный О. Генри, - ирония. Писатель высмеивает людей, пытающихся казаться не теми, кто они есть на самом деле. Герои рассказа из-за лжи упустили шанс узнать друг друга ближе. Девушке не нужно было притворяться состоятельной леди, ведь она и так заинтересовала молодого человека, который, по-видимому, стремился найти ту, что полюбит его не за деньги, а за личные качества. Соврав, героиня потеряла возможность превратить свои мечты в реальность. Рассказ О. Генри – о том, как важно всегда оставаться собой, и о том, что не нужно слишком увлекаться иллюзиями.



  1. Рассказ «Девушка»

Новелла «Девушка» подобна загадке, и только в финале читатель понимает истинный смысл заголовка. В начале новеллы читатель пребывает в полной уверенности, что Гартли разыскивает возлюбленную. Для чего же ещё он нанимает детектива, который выясняет, где сейчас живёт Вивьен Арлингтон? Мысли Гартли подобны мыслям решившегося на брак: он поздравил себя с безукоризненным выбором. Диалог Гартли с Вивьен тоже похож на диалог влюблённого и девушки, которая колеблется. Кажется, герой и героиня идеально подходят друг другу. Единственное условие Вивьен – изгнать из дома Элоизу – похоже на изгнание соперницы. Именно как соперницу воспринимает читатель встречающую Гартли дома женщину, едва не задушившую его «без всякой видимой причины». И только в последней реплике жены Гартли раскрывается интрига новеллы: Гартли уговаривал приехать к нему в поместье не возлюбленную, а кухарку.



  1. Рассказ «Через двадцать лет»

Постовой полисмен, делая вечерний обход, встречает человека, поджидающего приятеля возле лавки скобяных изделий. Незнакомец рассказал, что двадцать лет назад на этом месте, где раньше стоял ресторан, он договорился с верным другом Джимом Уэлсом встретиться здесь сегодня и уехал на Запад. Джим искал счастья в своём городе. Незнакомец рассказал, как хорошо у него шли дела на Западе. Через двадцать минут после ухода полицейского пришёл человек, назвавшийся Джимом Уэлсом. Пока оба шли по тёмным улицам, Боб самозабвенно рассказывал историю своей карьеры на Западе, а другой с интересом слушал, пока оба не оказались в свете огней аптекарского магазина. Кульминация в новелле является и развязкой. Боб понял, что перед ним не Джим. Спутник объявил, что Боб уже 10 минут находится под арестом, и передал ему записку от Джимми. Тот признавался, что он и был тем полицейским, который пришёл на встречу вовремя и, узнав в Бобе преступника, которого разыскивает Чикаго, не смог его арестовать. Полицейский поручил это агенту в штатском.



  1. Рассказ «Пурпурное платье»

Главная героиня новеллы «Пурпурное платье» Мэйда, «девушка с большими карими глазами и волосами цвета корицы», работает продавщицей в галантерейном магазине «Улей». Из своего небольшого жалованья за 8 месяцев ей удается скопить 18 долларов, чтобы заказать у старого Шлегеля себе платье пурпурного цвета. Этот цвет, по ее мнению, достойны носить не только императоры и принцы, но и все, кому он нравится. И хотя подруга Мэйды Грейс утверждает, что в моде больше красный цвет, а значит, только в нем можно понравиться управляющему магазином мистеру Рэмси, девушка уверена: в своем необычном платье именно она удостоится внимания настоящего джентльмена. Старый Шлегель отдает сшитое уже платье просто так, без денег, так как уверен в честности и порядочности девушки. На улице дождь, у нее нет ни зонтика, ни галош. Зато есть сбывшаяся мечта о красивой вещи — пурпурном платье, ради которого пришлось голодать восемь месяцев. Поэтому счастье в глазах Мэйды, «безмятежно шагавшей сквозь бурю, словно она прогуливалась по саду в безоблачный летний день», и смог оценить лишь мистер Рэмси. Вот оно, второе чудо — появление желанного человека.



  1. Рассказ «Комната на чердаке»

В центре повествования – молодая девушка мисс Элси Лисон, обладающая привлекательной внешностью. Она не может похвастаться богатством, так как трудится машинисткой. В пансион миссис Паркер Элси приходит в поисках жилья и в результате занимает самую дешевую комнату на чердаке. Главная героиня – «веселая девушка», в голове которой «всегда роились всякие причудливые фантазии». Как-то летним вечером мисс Лисон, сидевшая на крыльце вместе с другими жильцами дома, рассказала про звезду, которой она дала имя Уилли Джексон. По словам Элси, эту звезду видно каждую ночь из маленького окна в ее потолке. Было заметно, что Уилли Джексон играет действительно важную роль в жизни мисс Лисон. Однажды Элси лишилась работы. Долгое время она пыталась найти ее, но терпела неудачу за неудачей. В результате мисс Лисон чуть не умерла от голода и людского равнодушия. Когда она думала, что все для нее уже кончено, то из последних сил обратилась к дорогой ее сердцу звезде. Спас девушку доктор по имени Уильям Джексон. Он приехал со скорой помощью, вызванной кем-то из постояльцев.



  1. Рассказ «Золото и любовь»

Само название уже содержит интригу для читателя, ведь, как известно, такие понятия входят в разные шкалы ценностей, а любовь за деньги не купишь. Споры об это ведутся уже не одно десятилетие, а у О. Генри этот философский вопрос разрешается самым неожиданным образом. Уже в начале произведения автор знакомит нас с Энтони Рокволлом, удалившимся от дел фабрикантом, «мыльным королем». Его сын Ричард продолжает дело отца и мечтает войти в высшее общество. Однако он уверен, что за деньги всего не купишь, например, они не могут ввести в высший свет, хотя и это тезис отцу удается оспорить. Мистер Энтони подкупил извозчиков, полицейских и организовал огромную «пробку», чтобы его сын успел объясниться с любимой девушкой. По сути, он купил время…Так был опровергнут тезис юноши, высказанный ранее отцу: «Ни одной минуты времени нельзя купить за наличные…» Любящему отцу это удалось. Автор предоставил читателям право соглашаться или нет со стариком Рокволлом, но свою позицию в споре о том, что важнее, деньги или любовь, выразил названием данной новеллы, поставив на первое место все-таки золото. Хорошо, что молодые влюбленные об этом не узнают. Они пока юны и беззаботны, не испорчены влиянием общества и денег, но уже знают, что богатство не может сделать абсолютно счастливым или продлить жизнь.



  1. Рассказ «Третий ингредиент»

Рассказ «Третий ингредиент» характеризуется двуплановым ходом сюжета. Одновременно идет развитие двух линий. Первая – бытовая. Главная героиня – Хетти Пеппер, которую только уволили с работы. На последние деньги она покупает кусок мяса, чтобы потушить его на ужин. Вот только есть проблема: у нее дома нет ни картофеля, ни лука, а без них блюдо не получится таким, каким должно быть в идеале. Вторая линия – возвышенно-значительная. Речь идет об истории знакомства бедной художницы и состоятельного молодого человека, которые полюбили друг друга на пароме через Гудзон. За счет комбинации двух сюжетных линий разные читатели могут по-разному воспринять новеллу. Кто-то прочтет рассказ о любви с хэппи-эндом. Для других «Третий ингредиент» станет историей о не очень молодой и не слишком красивой нью-йоркской женщине, оставшейся без работы и без денег. Хетти Пеппер выступает в качестве доброго помощника, благодаря которому происходит воссоединение влюбленных. Именно Хетти – основной ингредиент сюжета, как купленный ею кусок мяса – главный компонент ужина. Вместе с тем Пеппер отведена роль третьего лишнего в любовной истории, на нее не распространяется счастливый конец новеллы. «Третий ингредиент» - одновременно грустная и забавная история с сентиментальным оттенком. О. Генри выстроил новеллу таким образом, чтобы растрогать и развлечь читателя, вместе с тем напомнив ему об истинных жизненных ценностях.



  1. Рассказ «Русские соболя»

О. Генри пишет с иронией, но и с сочувствием к своим героям. Он умеет превращать неприятности и трагедии в смешные победы. "Русские соболя"- один из таких рассказов. Встретились юноша и девушка и полюбили друг друга. Но одна проблема: он занимается воровством, и девушка просит молодого человека бросить это занятие. И Малыш Брэди согласился. Ради Молли он был готов на всё…



  1. Рассказ «Деловые люди»

Этот юмористический рассказ повествует нам о жизни актеров театра. О. Генри представляет в шутку распространенное мнение людей о жизни актеров: в театрах работают не гастролирующие вакханки и охотники за брильянтами, а самые что ни на есть обычные деловые люди, ученые и аскеты, обремененные семьями и собственными библиотеками, что они владеют недвижимостью и ведут дела так же здраво и осмотрительно, как любой из нас, благонамеренных граждан. Другими словами, актеры - это такие же люди, как все, а их профессия - это служба, с помощью которой можно хорошо зарабатывать, ведя с умом дела. Но всё же интрига этого рассказа заключается в последнем предложении…



  1. Рассказ «Трест, который лопнул»

Как-то раз герои цикла “Благородный жулик” Джефф Питерс и Энди Такер (который, по словам Питерса, “каждый доллар в руке у другого… воспринимал как личное оскорбление, если не мог воспринять его как добычу”) возвращались из Мексики после очередной удачной аферы и остановились в техасском населенном пункте под названием Птичий Город, раскинувшемся на берегу Рио-Гранде. Начинаются дожди, и все мужское население городка принимается курсировать по треугольнику между тремя местными салунами. Во время небольшого просвета друзья отправляются на прогулку и замечают, что старая дамба вот-вот обрушится под напором воды и городок превратится в остров. У Энди Такера возникает блестящая идея…



  1. Рассказ «Благородный жулик»

Похождения легендарных "благородных жуликов" Питерса и Такера... Авантюры, приключения и искрометный, брызжущий юмор... Острая ирония - и увлекательные сюжеты... Рассказы из самого знаменитого цикла О.Генри. Рассказы из этого сборника были написаны О. Генри по контракту с Нью-йоркским издательством «Макклюр» без права предварительного опубликования в периодике. Все они появились впервые в сборнике «Благородный жулик». «После ужина сидим и покуриваем; вот тогда-то меня и осенило: почему бы не сделаться нам филантропами? По-моему, эта мысль, рано или поздно, приходит в голову каждому жулику. Когда человек ограбил своих ближних на известную сумму, ему становится жутковато и хочется отдать часть награбленного…»



  1. Рассказ «Поросячья этика»



В небольшой американский городок приезжает профессиональный жулик Джефферсон Питерс, который не грабит вдов и сирот, а изымает только излишки. Питерс знакомится с местным вором - Свиньёй Руфом Татамом — и надеется, что, наконец, нашёл надёжного человека для совершения афёры. Оба мошенника прибывают в фермерский район страны и застают там бродячий цирк. Остановившись в гостинице, Питерс покупает Руфу одежду в дорогом магазине и устраивает возле цирка игру в «скорлупки», в которой Руф должен изображать постороннего прохожего. Питерс неплохо зарабатывает, хотя и рассчитывает на более крупную сумму, но Руф не появляется. Вечером, вернувшись в гостиницу, Питерс видит, что Руф привёл к себе в комнату свинью, которую он украл, не удержавшись от соблазна. Утром в газете появляется заметка, что в цирке украли учёную свинью и нашедшего ждёт огромное вознаграждение. Прочитав газету, Питерс покупает у ничего не подозревающего Руфа свинью за крупную сумму, рассчитывая получить намного больше. Питерс приносит свинью ничего не понимающему директору цирка, но тот никакого объявления не помещал и показывает свою учёную свинью. Мошенник выясняет, что заметку в газете поместил Руф. Питерс возвращается в гостиницу, но Руф уже уехал. Питерс понимает, как тяжело найти честного партнёра.



  1. Определение художественного своеобразия рассказов О. Генри (беседа с учащимися и запись в тетрадях)

  • Яркое стилистическое мастерство – обилие необычных, неожиданных метафор, словосочетаний, каламбуров (каламбур - игра на многозначности слова), иронических перифраз – когда то, что можно сказать коротко, сказано через посредство длинного описания.

  • Яркий сюжет с неожиданными поворотами и непредсказуемым финалом. Это основано на убеждении, что жизнь очень сложна и непредсказуема.

  • Краткость, сжатость в стиле и развитии сюжета.

  • Использование очень интересного приёма – прямого обращения автора к читателю насчёт особенностей литературной формы данного рассказа (извинение за избитую или слишком сложную метафору, рассуждение о том, как бы построил рассказ другой писатель)

  • Сочетание наивного романтического идеализма (веры в высшие духовные ценности, оптимизма) с реалистической, горькой, скептической иронией.



  1. Рефлексия



  • Какой из представленных рассказов вам захотелось прочитать и почему?

  • Что нового вы узнали об О. Генри-рассказчике?

  • На какую особенность его творческой манеры вы обратили внимание?

  • Почему рассказы О. Генри интересны современным читателям?



  1. Домашнее задание:

  • написать отзыв о прочитанном рассказе О. Генри

  • определить художественные особенности выбранного рассказа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя