КОНСПЕКТ УРОКА ВО 2 КЛАССЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
«И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»
УМК «Школа России»
ЦЕЛИ:
- познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»;
- учить их читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни;
- развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения;
- знать структуру басни, модель басни;
- понимать нравственный смысл басни, характер героев;
- соотносить смысл басни и пословицы.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- портрет И.А. Крылова, его книги;
- видиозапись басни «Стрекоза и муравей»;
- карточки (текст для речевой разминки, задания)
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Речевая разминка.
Прочитайте текст, определите его жанр.
Ваня, Ваня-простота
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперёд
И поехал в огород.
(Это небылица.)
- Прочитайте небылицу с «ворчащей» интонацией, с удивлением, весело.)
- Прочитайте небылицу быстро.
III. Постановка целей урока.
- Догадайтесь, какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним: Нави Волырк. (Иван Крылов)
ПСЕВДОНИМ – вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля.
IV. Работа по теме урока.
Чтение басни.
(Басню читает учитель)
- Каковы ваши впечатления от басни?
2. Словарная работа.
- Как надо понимать слова «удручена», «вешних»?
Удручена – огорчена.
Вешних – весенних.
- Объясните, как вы понимаете следующие выражения:
* Оглянуться не успела (Прошло всё очень быстро)
*Как под каждым ей листком/ был готов и стол и дом. (Везде могла найти еду и место для отдыха.)
*И кому же в ум пойдёт… (Никто даже не подумает…)
3. Обсуждение басни
- Кто из героев басни вам понравился и почему?
- Справедливо или нет поступил Муравей?
- Почему Стрекоза «злой тоской удручена»?
- Сочувствуете ли вы ей?
- В каких строках басни содержится основная мысль?
- Как вы её понимаете?
V. Физкультминутка.
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре.
С силой их к рукам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
VI. Закрепление изученного.
Чтение по ролям.
(Вначале подготовка к чтению.)
- Сколько действующих лиц в этой басне?
- Найдите слова автора, прочитайте их.
- Найдите слова Стрекозы, прочитайте их.
( Обращаем внимание на то, что они записаны в кавычках.)
- Найдите слова Муравья, прочитайте их.
- Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы всем было понятно, что хотел сказать автор?
( дети читают басню по ролям.)
Игра «Соберите пословицы»
- Соберите пословицы, найдите конец каждой из них. Выберите те, которые больше всего подходят к басне.
За большим погонишься - людей насмешишь.
Кто веселится весной – зимой с сумой побежишь.
Поспешишь - потехе час.
Делу время - тот плачет летом.
Лето пролежишь - малое потеряешь.
(Ответ. За большим погонишься - малое потеряешь.
Кто веселится весной – тот плачет летом.
Поспешишь - людей насмешишь.
Делу время - потехе час.
Лето пролежишь – зимой с сумой побежишь. )
VII. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение басни «Лебедь, рак и щука»
VIII. Рефлексия
- Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
IX.Подведение итогов урока
- Что такое басня?
-Какова основная мысль басни «Стрекоза и Муравей»?
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение басни (по желанию можно выучить)