СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Водоёмы Зеленограда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Водоёмы Зеленограда"»

Учитель начальных классов Калинина Мария Владимировна, ГБОУ Школа № 2045


Урок окружающего мира

«Водоемы Зеленограда»

4 класс


Цели и задачи:

  • сформировать представления учащихся о водоемах нашего края;

  • познакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;

  • развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

Оборудование: глобус, интерактивная доска


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Прежде чем сообщить вам тему урока, я хочу спросить: в каком городе вы живете?

(слайд 1)

Учитель читает стихотворение Н. Кастрыкина “Романс о Зеленограде”(слайд 2)

На зависть всем, природою плененным,
Поведаю я быль, а не молву.
Родился я на хуторе Зеленом
И во Зеленом граде я живу.
Надеясь, что Парижа не обижу,
Готов я повторить стократ,
Что надо б жить и умереть в Париже
Да только есть еще Зеленоград!

Зеленоград находится примерно в 20 км от Московской кольцевой автодороги, на северо-запад от Москвы по Ленинградскому шоссе. Зеленоград расположен на южном пологом склоне Клинско-Дмитровской гряды на реке Сходня. Он имеет хорошую систему озеленения, сохранены леса, расположенные на его территории, есть водные пространства. В целом экологическая ситуация в Зеленограде благоприятная.


II. Сообщение темы и целей урока. Закрепление пройденных тем (слайды 3-10)

– Сегодня отправляемся туда,
Где пресная плещется вода.
Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать!

Вопросы к кроссворду:

  1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.

  2. Место, где река берет свое начало.

  3. Нижняя часть горы, холма.

  4. Есть у оврага, холма, горы (мн. ч)

  5. Самое теплое море России.

  6. Форма поверхности.

  7. Вся территория земной поверхности разделена на природные …

(Ответы: 1. Овраг. 2. Исток. 3. Подошва. 4. Склон. 5. Черное море. 6. Холм. 7. Зоны. Ключевое слово: водоемы.)


III. Работа над новой темой (слайд 11)

– Разгадайте, ребятки, такую загадку:

Я и тучка и туман,
Я река и океан.
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

(Вода)

Учитель: Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим)

– Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему?

– Ребята, 2/3 земной поверхности на планете занимает вода. Одинакова ли вода по вкусу?

Дети: Нет, вода бывает пресная и соленая.

Учитель: Какая вода бывает в водоемах нашего края?

– Где вода соленая? (В морях и океанах)

– Какие водоемы вы знаете?

– Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению (слайды 12-13)

Водоемы, созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).

– Что относится к естественным?

Дети: Река, озеро, море, океан, ручей.

Учитель: Что относится к искусственным?

Дети: Канал, водохранилище, пруд.

Учитель: Какие водоемы расположены на территории нашего края?

– Назовите естественные водоемы.

– Перечислите искусственные водоемы.

– На берегу какой реки расположен наш город? (р.Сходня)

– А какие еще водоемы есть в нашем городе? (Черное озеро, Школьное озеро)


IV. Физкультминутка

Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже.
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.


V. Продолжение изучения новой темы

Учитель: О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит водоем – это место отдыха людей)

– На территории нашего города есть два больших озера: “Школьное озеро” – что в 10-м микрорайоне и “Черное озеро” – что в 6-м микрорайоне.


Ученик читает стихотворение Л. Князевой «Ода Черному озеру» (слайд 14)

Водой шоколадной любого дарящее,
Ключами своими в жару холодящее,
Не рукотворное ты – настоящее,
Силу природы любовно хранящее,
Черное озеро – сказка! Жемчужина!
Знойному городу летом отдушина.
Пусть сберегут тебя неравнодушные
Вот окунемся и все станем лучше мы.

(слайды 15-20)


Учитель: Красота озер радует человека, украшает город. Люди на них отдыхают. Водоемы должны быть чистые. К сожалению, недостаточно делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы. Но в загрязнении виноваты не только они, но и мы с вами. Как люди загрязняют водоемы?

Дети: Очень часто люди бросают в озера мусор, не понимая, что совершают большое зло! Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и многое-многое другое. (слайд 21)

Учитель: Представьте, как опасно это для людей, купающихся в озере, особенно для тех, кто ныряет. В больницы нередко доставляют людей, получивших тяжелые травмы. Никогда не выбрасывай в воду мусор! Не оставляй его на берегу, потому что с берега он может легко попасть в воду. Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоемах, это единственный дом. Велико значение водоемов и в жизни людей. Они украшают землю. В организме человека 80% воды, т.е. почти весь организм состоит из воды, а мы в день должны употреблять 2 литра воды. А на планете всего 2% пресной воды, больше соленой и грязной, а для человека необходимо много пресной воды, поэтому воду необходимо беречь!!!
Недалеко от Зеленограда расположена деревня Лопотово, на левом берегу р. Истры (ныне Истринское водохранилище – один из искусственных водоемов). Москва и Московская область используют воду из Истринского водохранилища.
А как это делается? Для этого берут воду из реки Истра, загоняют в водохранилище и пропускают через очистные сооружения, и с помощью очистных фильтров воду очищают от грязных примесей, и только потом эту воду можно употреблять в быту.

– А еще что вы знаете о значении водоемов?

Дети: Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи, воду берут для работы заводы и фабрики, по воде перевозят грузы.

Учитель: В сельском хозяйстве люди применяют удобрения и ядохимикаты. Удобрения повышают плодородие почвы, а ядохимикаты помогают избавляться от сорняков и некоторых вредных для сельскохозяйственных культур насекомых. Но верно говорят: все хорошо в меру.
Случается, что этих веществ используется больше, чем требуется. Тогда дождевая вода обязательно принесет часть удобрений и ядохимикатов в наши озера. Вот вам и опасное загрязнение.
Теперь представьте себе такой случай:
Водитель помыл свой автомобиль или мотоцикл в реке или озере. В воду попали бензин, смазочное масло. Приятно ли вам будет купаться в такой воде? А как будут чувствовать себя в ней мальки рыб и другие обитатели озер? Многие из них погибнут. Нельзя мыть в озерах машины, мотоциклы, мопеды и даже велосипеды.

Дети: Школьники могут оказать серьезную помощь взрослым в охране водоемов: следить за чистотой воды; расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных, в этой работе можешь участвовать и ты.

Учитель: А какая работа проводится в городе? Кто знает?

– В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Системы водопровода и канализации города Зеленограда являются одними из самых передовых в стране. Здесь широко внедрялись самые прогрессивные технологии. В 1968 году была создана первая станция доочистки сточных вод с сооружениями дезинфекции. Именно в Зеленограде была создана первая в стране автоматизированная система управления городским водопроводом. На комплексе сооружений водопровода в 70-х годах были проведены широкомасштабные работы по сокращению потерь и нерациональных расходов воды, на базе регулируемого привода была создана система автоматического регулирования напоров водопроводной сети.
За годы существования Зеленограда система водоснабжения города стала не только одной из самых совершенных, но и одной из самых надежных.
Обеспечение чистой питьевой водой жителей города, водоснабжение промышленных и коммунальных предприятий относится к числу первостепенных экологических задач развития Москвы и Московской области.


VI. Подведение итогов урока

Учитель: Мы с вами совершили заочное путешествие по водоемам Зеленограда. Что же вы узнали нового, что взяли для себя на заметку? Какие выводы вы сделаете об охране водоемов?

Составьте памятку:

1. Не бросай мусор в воду.
2. Не бросай мусор на берегу водоема.
3. Не мой транспортные средства на берегу озера.

– Надеюсь, то, что вы сегодня услышали, примете к сведению и будете в жизни выполнять.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!