СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Выполнение вычислений в электронных таблицах. Подготовка к ОГЭ"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит материал теоретический и практический по электронным таблицам. Подготовка к ОГЭ в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Выполнение вычислений в электронных таблицах. Подготовка к ОГЭ"»

Выполнение вычислений в электронных таблицах. Подготовка к ОГЭ

Автор: Пацук Татьяна Анатольевна

Организация: МБОУ СОШ № 1

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Медногорск

Конспект урока

 Учебный предмет, класс: Информатика, 9 класс

ФИО учителя: Пацук Татьяна Анатольевна

УМК: Информатика: учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 184с.

Тема урока: Выполнение вычислений в электронных таблицах. Подготовка к ОГЭ.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

 Цели урока:

Образовательная: расширить представления учащихся о табличных информационных моделях; познакомить с электронными таблицами в прикладной среде Microsoft Excel; сформировать первоначальный навык ввода текста, числа, формулы в ячейку;

Воспитательная: формировать ИКТ-компетенции; развивать коммуникативные навыки учащихся; формировать умение самостоятельно планировать пути достижения цели; развивать умения определять понятия устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы;

Развивающая: способствовать развитию потребности в безопасном и здоровом способе жизни; развивать интерес к предмету.

 Планируемые образовательные результаты:

Личностные: наличие мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества.

Предметные результаты: владение приёмами ввода и редактирования данных в электронных таблицах; умение использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

Метапредметные результаты: умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

 Формируемые УУД

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные мотивы, целеполагание, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД: осознание возникшей проблемы, определение последовательности и составление плана и последовательности действий для решения возникшей проблемы, умение регулировать свои действия, умение давать правильный вариант ответа, определения и сопровождать их пояснениями и примерами.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи, умение работать индивидуально, планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, опираясь на определения, сотрудничество в выборе способа решения возникшей проблемы.

Познавательные УУД: моделирование ситуации из жизни, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 Основные понятия, рассматриваемые на уроке: электронные таблицы, табличный процессор, столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек, лист, книга.

 Технологии, методы, приемы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, методы практической работы учащихся.

 Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

 Программно-технические средства на уроке

Необходимое техническое оборудование: компьютер с операционной системой Windows 7/10; мультимедийный проектор.

Программное обеспечение: пакет программ Microsoft Office.

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

  1. Актуализация.

Приложения электронных таблиц с момента их появления завоевали огромную популярность среди компьютерных пользователей во всем мире. Объясняется это их широкой применимостью для решения практических задач в различных сферах. Сегодня версии популярных электронных таблиц для настольных ПК дополнены приложениями для мобильных устройств и веб-версиями, что позволяет работать над своими файлами в любом месте и с любого устройства.

Среди всех приложений электронных таблиц большой популярностью пользуется Excel компании Microsoft. Эта программа входит в пакет MS Office и, по мнению специалистов, является лидером среди программных средств, позволяющих создавать и обрабатывать электронные таблицы.

  1. Теоретическая часть.

Табличные процессоры предназначены для ввода, хранения, обсчета и выдачи больших объемов, данных в удобной для анализа и восприятия форме. Все данные хранятся и обрабатываются в виде отдельных или связанных таблиц. Одна или несколько таблиц составляют «рабочую книгу», в этом случае таблицы называются рабочими листами этой книги. Листы можно удалять, добавлять или перемещать из одной рабочей книги в другую. На диске вся книга сохраняется в виде отдельного файла.

Электронная таблица (табличный процессор) – это прикладная программа, предназначенная для организации табличных вычислений на компьютере. Электронными также называют и таблицы, созданные с помощью одноименных программ в памяти компьютера.

Ячейка – наименьшая структурная единица электронной таблицы, образуемая на пересечении столбца и строки.

Лист – рабочая область, состоящая из ячеек.

Книга – документ электронной таблицы, состоящий из листов, объединенных одним именем, и являющийся файлом.

Основное назначение электронных таблиц – выполнение вычислений над хранящимися в ячейках данными, их обработка и анализ. В ячейках Excel могут находиться данные одного из трех типов:

  1. Числовые (по умолчанию выравниваются в ячейке по правому краю).

К числовым данным в Excel относятся как сами числа (целые и дробные), так и значения дат и времени.

Числовые значения в электронных таблицах Excel могут представляться в следующих форматах:

  • числовой;

  • экспоненциальный;

  • дробный;

  • денежный;

  • финансовый;

  • процентный;

  • дата;

  • время.

  1. Текстовые (по умолчанию выравниваются в ячейке по левому краю).

Текст в ячейке по умолчанию выравнивается по левому краю и отображается именно так, как был введен пользователем. Любые значения, не соответствующие ни одному числовому формату или формуле, Excel автоматически воспринимает как строку текста.

В ячейке может храниться текст размером до 32767 символов. Если введенный текст длиннее текущей ширины столбца и ячейки, расположенные справа, пусты, то текст отобразится целиком поверх этих соседних ячеек. Если же соседняя правая ячейка содержит данные, то отобразится столько символов текста, сколько умещается в имеющуюся ширину столбца. Для отображения всего содержимого ячейки можно увеличить ширину столбца, выбрать более мелкий шрифт, установить перенос слов или разрыв строки.

  1. Формулы (начинаются со знака «равно», по умолчанию в ячейке отображается результат вычисления).

Формулой в Excel называется выражение, начинающееся со знака =.

Формула может содержать:

– константы (числовые и строковые),

– ссылки на ячейки,

– функции,

– знаки операций,

– круглые скобки для задания порядка выполнения действий в формуле.

Формулы редактируются как и обычное содержимое ячейки: в самой ячейке после двойного щелчка мышью или в строке формул. Формула может содержать до 8192 символов.

По умолчанию на рабочем листе в ячейках с формулами отображается результат их вычисления.

При вводе в формулу ссылки на ячейку или диапазон ячеек можно не набирать эту ссылку с клавиатуры, а выбрать нужную ячейку или диапазон ячеек мышью методом выделения. С ошибками, возвращаемые формулами можно ознакомиться в приложении 1.

При обработке данных в электронных таблицах можно использовать функции – заранее определенные формулы. Функция возвращает результат выполнения действий над значениями, выступающими в качестве аргументов. Использование функций позволяет упростить формулы и сделать процесс вычислений более понятным (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

 



  1. Практическая часть.

Совместный разбор задания №14 ОГЭ.

В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам.

 

 

A

B

C

D

1

округ

фамилия

предмет

балл

2

C

Ученик 1

Физика

240

3

В

Ученик 2

Физкультура

782

4

Ю

Ученик 3

Биология

361

5

СВ

Ученик 4

Обществознание

377

 

В столбце A записан код округа, в котором учится ученик; в столбце B - фамилия, в столбце C - выбранный учеником предмет; в столбце D - тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.

Выполните задание.

Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса и выполните задание.

1. Определите, сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов. Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.

2. Найдите средний тестовый балл учеников, которые проходили тестирование по информатике. Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.

3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!