Конспект урока по теме “Живое Средневековье”
Учитель: Телегина Софья Борисовна
Класс: 6 А
Предмет: Всеобщая история. История России
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: обучающиеся изучат особенности эпохи Средневековья
Ход урока
-
Мотивационная часть с актуализацией Слайд 1
Прием “Цитата на доске”
История — это наука о том чего уже нет и никогда не будет.
Поль Валери
Попробуйте объяснить смысл этого высказывания? Ответьте на вопросы - зачем изучать историю?
Время: 4,5 минуты.
-
Повторение пройденного материала
-
Основные события истории Древнего мира.
Слайд 2
Работа с ресурсом в Интернете: учащимся предлагается решить кроссворд по qr-коду на повторение основных терминов, понятий и истории Древнего мира.
Время: 9 минут.
III. Изучение нового материала Время: 22,5 минуты.
-
Что изучает история Средних веков.
В ходе решения кроссворда учащиеся собирают ключевое слово - варвары.
-
Что вы помните о варварах? Кто они были такие?
-
Давайте вспомним последние события из истории Римской империи? (476 год - падение Западной Римской империи - точка отсчета Средневековья).
-
Запишите число и тему урока у себя в тетради.
3. Особенности хронологии
Слайд 3
Работа с текстом учебника и линией времени: Начертите у себя в тетради линию времени. Отметьте на ней дату - 476 год и подпишите - падение Западной Римской империи. Рассмотрите линию времени в учебнике на странице 7 и скажите, какова была длительность эпохи? (до конца 15 века). Отметьте эту дату на линии времени.
-
Скажите, так что такое средневековье как период истории? (это период истории с конца V по XV век, с момента падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий).
-
Что ж, эпоху Средних веков ученые тоже делят на периоды. Найдите в первом пункте учебника, на какие периоды делят эпоху ученые? Отметьте эти периоду на своей линии времени.
-
Скажите, чем характеризуется каждый из периодов?
Работа в тетради: составьте в тетради список из 5-7 слов, которыми вы можете обобщенно выразить эпоху периода, которую мы с вами будем изучать.
Работа с текстом учебника: итак, тема нашего урока звучит “Живое Средневековье”. Как вы думаете, почему оно так названо? В чем заключается значение Средневековья для современного мира?
4. Исторические источник изучения Средних веков Слайд 4
Эвристическая беседа:
-
Откуда ученые-историки получают данные для своих исследований, если они не могут непосредственно наблюдать и ставить эксперименты, как это происходит в естественных науках?
-
Что такое исторический источник?
-
Какие виды исторических источников вы знаете?
-
Как вы думаете, чем отличаются исторические источники разных периодов времени? Приведите примеры.
-
Какие новые виды исторических источников появились в Средние века?
Работа со схемой: дополните у себя в тетради схему, распределив виды источников по группам.
Слайд 5
Знакомство с учебником.
IV. Оценивание - проверка понимания темы урока Время: 4,5 минуты.
Слайд 7
Составить синквейн со словом “Средневековье”
V. Рефлексия, инструктаж по домашнему заданию Время: 4,5 минуты.
Слайд 8
Прием “Три М”: Обучающимся предлагается написать на листочке три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Слайд 9
Домашнее задание: прочитать предисловие, повторить тему “Падение Западной Римской империи”