Время | Учитель | Ученик |
0-30 с. | Приветствие. | Приветствие, необходимые для подготовки к уроку действия. |
30 с. – 3 мин. | Пытались ли вы когда-нибудь изобразить одно произведения искусства средствами другого? Учитель задаёт конкретизирующие вопросы, просит рассказать о подробностях такого творчества. | Рассказывают о подобном опыте, если он у них был |
3-6 мин. | А давайте прочитаем одно из стихотворений Осипа Мандельштама и все вместе попробуем изобразить его, например, в живописи? Чтение стихотворения. | Читает стихотворение один из учеников |
6-9 мин. | Как бы Вы изобразили всё это в живописи? Когда они понимают, что требуется много картин, изображающих всё, что есть в стихотворении, учитель переходит к следующей стадии урока. | Ученики делятся своими догадками. |
9-15 мин. | Хорошо, допустим, Вы правы, и всё это нельзя изобразить в одной картине. Но только ли в этом разница? А попробуйте, пожалуйста, нарисовать вот эти слова: «Он будет разрушен, высокий Приамов скворечник». | Дети пытаются нарисовать эти слова. |
15-25 мин. | После того, как ни у кого не получается адекватно нарисовать это, учитель объясняет, что метафора – исключительно языковой приём, который не может быть реализован в других видах искусства. Далее объясняется, что в других искусствах может быть только реализованная метафора. Помните ли Вы примеры реализованных метафор в литературе? Метафора как таковая не является частью предметного мира, она как бы обеспечивает соприсутствие, сопроникновение друг в друга миров, которое никогда до конца не воплощено – потому и нельзя её воплотить на полотне, она существует, в отличие от реализованной метафоры, только как принципиально невоплотимая возможность. | Приводят примеры. Скорее всего, на ум им придут реализованные метафоры из поэмы Владимира Маяковского «Облака в штанах». |
25-28 мин. | А теперь прочитаем стихотворение Лермонтова «Парус». | Один из учеников читает. |
28-30 мин. | Нарисуйте теперь, пожалуйста, парус. Почему у вас это получилось? | Ученики рисуют Размышления учеников. |
30-37 мин. | Рассказ о том, что символ (и аллегория), в отличие от метафоры, есть категория пространственная, потому легко воплощается в любом виде искусства и может даже транслироваться из одного вида искусства в другое с сохранением своего значения. Далее объясняется отличие аллегории от символа, обязательно с примером человека-аллегории и человека-символа (см. мою исследовательскую работу). Давайте прочитаем стихотворения Ярослава Смелякова. Что же такое, по вашему мнению, этот Млечный Путь? Многие знаки в культуре имеют закреплённые за ними веками значения. Это – один из таких знаков. Но, обратите, внимание, эта аллегория метафорична, её едва ли возможно воплотить на полотне. Вам может показаться, что это противоречит всему сказанному сегодня? К этому вопросу мы вернёмся на следующем уроке. | Ученик читает. Высказывают свои догадки. Эти догадки, скорее всего, будут отталкиваться от буквального значения слов вплоть даже до того, что коридор превратится в галактику. |
37-40 мин. | Учитель спрашивает, что нового узнали ученики на уроке. Учитель даёт домашнее задание: найти произведения из разных видов искусства, откликающиеся друг на друга и заимствующие друг у друга знаки, и сделать небольшой доклад о том, как происходит трансляция знака в этих случаях. | Ученики отвечают и делятся впечатлениями. |