СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Знак в литературе и в других видах искусства: есть ли разница?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адресат: ученик 11 класса школы с углубленным изучением литературы

Цель урока: сформировать у ученика понимание того, как устроен художественный мир литературного произведения на уровне знаков, помочь ему сделать ещё один шаг на пути к усвоению языка, на котором «говорит» литература.

Задачи урока:

  • сформировать у ученика представление о специфике знака в литературе;
  • повторить теорию тропов, но в свете функциональной, а не традиционной поэтики;
  • познакомить ученика с некоторыми произведениями русской лирики;
  • закрепить навыки распознавания тропов в художественном тексте.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Знак в литературе и в других видах искусства: есть ли разница?"»

Конспект урока


Тема урока: Знак в литературе и в других видах искусства: есть ли разница?

Адресат: ученик 11 класса школы с углубленным изучением литературы

Цель урока: сформировать у ученика понимание того, как устроен художественный мир литературного произведения на уровне знаков, помочь ему сделать ещё один шаг на пути к усвоению языка, на котором «говорит» литература.

Задачи урока:

  • сформировать у ученика представление о специфике знака в литературе;

  • повторить теорию тропов, но в свете функциональной, а не традиционной поэтики;

  • познакомить ученика с некоторыми произведениями русской лирики;

  • закрепить навыки распознавания тропов в художественном тексте.

Время

Учитель

Ученик

0-30 с.

Приветствие.

Приветствие, необходимые для подготовки к уроку действия.

30 с. – 3 мин.

Пытались ли вы когда-нибудь изобразить одно произведения искусства средствами другого?





Учитель задаёт конкретизирующие вопросы, просит рассказать о подробностях такого творчества.




Рассказывают о подобном опыте, если он у них был

3-6 мин.

А давайте прочитаем одно из стихотворений Осипа Мандельштама и все вместе попробуем изобразить его, например, в живописи?


Чтение стихотворения.








Читает стихотворение один из учеников

6-9 мин.

Как бы Вы изобразили всё это в живописи?



Когда они понимают, что требуется много картин, изображающих всё, что есть в стихотворении, учитель переходит к следующей стадии урока.


Ученики делятся своими догадками.

9-15 мин.

Хорошо, допустим, Вы правы, и всё это нельзя изобразить в одной картине. Но только ли в этом разница? А попробуйте, пожалуйста, нарисовать вот эти слова: «Он будет разрушен, высокий Приамов скворечник».







Дети пытаются нарисовать эти слова.

15-25 мин.

После того, как ни у кого не получается адекватно нарисовать это, учитель объясняет, что метафора – исключительно языковой приём, который не может быть реализован в других видах искусства. Далее объясняется, что в других искусствах может быть только реализованная метафора. Помните ли Вы примеры реализованных метафор в литературе?








Метафора как таковая не является частью предметного мира, она как бы обеспечивает соприсутствие, сопроникновение друг в друга миров, которое никогда до конца не воплощено – потому и нельзя её воплотить на полотне, она существует, в отличие от реализованной метафоры, только как принципиально невоплотимая возможность.










Приводят примеры.

Скорее всего, на ум им придут реализованные метафоры из поэмы Владимира Маяковского «Облака в штанах».

25-28 мин.

А теперь прочитаем стихотворение Лермонтова «Парус».






Один из учеников читает.

28-30 мин.

Нарисуйте теперь, пожалуйста, парус.


Почему у вас это получилось?


Ученики рисуют


Размышления учеников.


30-37 мин.

Рассказ о том, что символ (и аллегория), в отличие от метафоры, есть категория пространственная, потому легко воплощается в любом виде искусства и может даже транслироваться из одного вида искусства в другое с сохранением своего значения. Далее объясняется отличие аллегории от символа, обязательно с примером человека-аллегории и человека-символа (см. мою исследовательскую работу).

Давайте прочитаем стихотворения Ярослава Смелякова.


Что же такое, по вашему мнению, этот Млечный Путь?












Многие знаки в культуре имеют закреплённые за ними веками значения. Это – один из таких знаков. Но, обратите, внимание, эта аллегория метафорична, её едва ли возможно воплотить на полотне. Вам может показаться, что это противоречит всему сказанному сегодня? К этому вопросу мы вернёмся на следующем уроке.














Ученик читает.



Высказывают свои догадки.

Эти догадки, скорее всего, будут отталкиваться от буквального значения слов вплоть даже до того, что коридор превратится в галактику.

37-40 мин.

Учитель спрашивает, что нового узнали ученики на уроке.




Учитель даёт домашнее задание: найти произведения из разных видов искусства, откликающиеся друг на друга и заимствующие друг у друга знаки, и сделать небольшой доклад о том, как происходит трансляция знака в этих случаях.



Ученики отвечают и делятся впечатлениями.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!