«Витаминка в гостях у ребят»
Познавательное занятие о вирусных заболеваниях (гриппе).
Программное содержание:
Расширять и углублять знания детей о болезнях (гриппе), убедить в необходимости его лечения и профилактики;
Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости есть фрукты и овощи, чтобы противостоять болезням;
Воспитывать любовь к физической культуре;
Прививать санитарно-гигиенические навыки;
Обогащать речь детей пословицами и поговорками;
Развивать логическое мышление, память;
Узнавать по запаху овощи и фрукты.
Оборудование: Дерево, листочки – загадки, фрукты: лимон, яблоко, киви, апельсин; овощи: лук, чеснок; корзина, плед, подушка, пеленка, пузырек, ложечка, тарелочка, горчичник, градусник, стол, скатерть, жилетка. Игра «СенсиБар».
Ход занятия.
Воспитатель. Как настроение? Хорошее. А почему хорошее?
Дети отвечают.
Воспитатель. У вас хорошее настроение, потому что вы здоровы, не болеете, пришли в детский сад и поэтому мы с вами сейчас в этом зале и встречаем гостей.
Воспитатель. Я думаю, что каждый человек хочет быть здоровым, ведь здоровье – это главное богатство. Здоровый человек может все: учиться, играть, веселиться, работать. Больной человек этого делать не может. Здоровье во многом зависит от самого человека, то есть от вас и от нас всех. Мы все хозяева своего здоровья.
Воспитатель. А вы хотите болеть? Нет? Почему? Какими болезнями чаще всего болеют? Сегодня мы с вами узнаем, что такое грипп и как нам не заболеть. А поможет нам в этом Витаминка.
(Входит Витаминка) Давайте поздороваемся с ней. (Дети здороваются). А это значит, мы пожелали ей здравия и благополучия. Давайте еще раз поздороваемся с нашими гостями. Вот и им мы пожелали здоровья!
Воспитатель: Витаминка, помоги,
Про здоровье расскажи!
Витаминка: Хорошо!
Дам ребятам добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Воспитатель: Очень часто зимой дети, да и взрослые тоже, начинают чихать, у них поднимается температура, болит горло, пропадает аппетит. Что это за заболевание?
Витаминка: Это – грипп! Чтобы бороться с ним, важно знать его признаки, помнить о лечении.
Воспитатель: А сейчас мы посмотрим и узнаем, что случилось с мальчиком из стихотворения С.Михалкова «Грипп». Почему он такой печальный. (Инсценировка).
1-й ребенок: У меня печальный вид -
Голова моя болит, (прикладывает руку к голове).
Я чихаю, я охрип (чихает). (Ложится на импровизированную постель)
2-й ребенок: Что такое?
3-й ребенок: Это - грипп.
Не румяный гриб в лесу,
А поганый грипп в носу!
2-й ребенок: В пять минут его раздели,
Стали все вокруг жалеть (раздевают, жалеют, накрывают пледом).
1-й ребенок: Я лежу в своей постели -
Мне положено болеть.
Поднялась температура,
Я лежу и не ропщу -
Пью соленую микстуру,
Кислой - горло полощу (Дают микстуру).
3-й ребенок: Ставят ему на грудь горчичник,
Говорят: "Терпи!»
После банок на боках
Кожа в синих пятаках (Ставят горчичник, укрывают платком).
1-й ребенок: Я лежу, соображаю,
Сколько мне еще лежать?
День лежу, второй лежу,
Третий – в садик не хожу.
И друзей не подпускают,-
Говорят, что заражу!..
Воспитатель: Ребята, чем же заболел герой этого стихотворения.
Дети: Гриппом.
Воспитатель: Конечно, гриппом! Какие признаки болезни у него проявились?
Дети: Поднялась температура, болит горло, голова.
Воспитатель: А как вы думаете, как передается грипп?
Дети: При кашле, чихании. Через игрушки, посуду, белье…
Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете, можно ли избежать заболевания? Тогда послушайте и запомните советы Витаминки.
Витаминка: Не разговаривайте с людьми, у которых есть признаки заболевания!
Воспитатель: Какие признаки? Как вы думаете?
Дети: Температура, насморк…
Витаминка: Не посещайте общественные места во время эпидемии гриппа.
Воспитатель: Какие общественные места?
Дети: Магазины, театры, цирк, транспорт…
Витаминка: Принимайте лекарства, назначенные врачом, промывайте нос, больше пейте соков, морса.
Воспитатель: Больше спите. Сон – лучшее лекарство!
Ребята, а как вы думаете, что еще нужно делать, чтобы не заболеть?
Дети: Делать гимнастику, обливаться прохладной водой, много гулять, играть, делать прививки:
Воспитатель. Есть еще один способ как не заболеть. Это не продается в аптеках, а растет на деревьях. Как вы думаете, что это?
Дети: Это фрукты.
Воспитатель: Правильно, это фрукты с витамином «С». А есть еще витамины, которые растут на грядке? Что же это за витамины?
Дети: Овощи. Морковь, лук, чеснок, свекла, капуста…
Воспитатель: Я уверена, что все это поможет нам не заболеть гриппом, правильное питание – залог здоровья.
Витаминка: Принимайте витамины, кушайте больше фруктов!
Нужны для жизни витамины!
Морковку кушай, жуй салат
И будешь ты здоров и рад.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки об овощах и фруктах?
Дети:
«Яблоко на ужин и врач не нужен»
«Положи лимончик в чай и выпей витаминный рай»
«Сей морковь в срок, будет прок»
«Кто ест лук, тот избавлен от мук»
«Лук, хлеб, да вода – молодецкая еда»
Воспитатель: Молодцы! Как много пословиц и поговорок вы знаете. А какие блюда можно приготовить из овощей и фруктов?
Дети: Салаты овощные и витаминные, соки, морсы, компоты, варенье, борщ, винегрет….
Воспитатель: Очень хорошие и полезные блюда, а мы все-таки отправляемся в путь за фруктами с витамином "С". Витаминка, ты нас туда проводишь?
Витаминка: Провожу. Впереди страна Умывайка. (Дети шагают на месте под музыку).
Воспитатель: Ну, раз это страна Умывайка, наверное, нам надо показать, как мы умеем умываться.
Умываемся
Ручки мыли,
Щечки мыли,
Hосик мыли,
Ушки мыли,
Шею мыли,
(можно перечислять все, что захочешь)
И теперь мы чистые,
Зайчики пушистые
(Дети выполняют движения в соответствии со словами)
Воспитатель: Для чего надо умываться?
Дети: Чтобы микробы не попали…Чистота – залог здоровья. Нехорошо ходить грязным.
Воспитатель: Пусть вашим правилом будет: мыть руки после игры, после туалета, прогулки и обязательно перед едой. Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам. Продолжаем наш путь. Что там впереди, Витаминка?
Витаминка: А я вижу впереди страну «Физкультурию» (Шагают).
Воспитатель: Я скажу об этом кратко,
Хотя тема и важна.
И закалка, и зарядка
Даже зайчику нужна.
Воспитатель: А ребята из нашей группы каждый день делают зарядку и любят заниматься спортом.
Сейчас мы с вами выполним несколько простых упражнений.
Мы на плечи руки ставим, Начинаем их вращать. Так осанку мы исправим. Раз-два-три-четыре-пять! | Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад |
Руки ставим перед грудью, В стороны разводим. Мы разминку делать будем, При любой погоде. | Руки перед грудью, рывки руками в стороны |
Руку правую поднимем, А другую вниз опустим. Мы меняем их местами, Плавно двигаем руками. | Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается |
А теперь давайте вместе, Пошагаем все на месте. | Ходьба на месте |
Воспитатель: Витаминка, идем дальше. (Шагают).
Витаминка: А вот и волшебное дерево. На нем растут фрукты.
Воспитатель: Посмотрите, какое оно высокое. Ребята, но я не вижу здесь никаких фруктов.
Витаминка: Это дерево не простое. Надо отгадать загадки, чтобы увидеть фрукты.
(На нитках висят плоды, загадки написаны на листочках, которые лежат в сумочке у Витаминки). Дети отгадывают загадки. Сорванные фрукты воспитатель складывает в корзину.)
Загадки:
1. Я - крепкое, хрустящее, чудо настоящее.
Жёлтое и красное, кожица атласная.
Самое румяное детям всем желанное! (яблоко)
2. С оранжевой кожей, на мячик похожий.
Но в центре не пусто, а сочно и вкусно. (Апельсин)
3. Я почти как апельсин, с толстой кожей, сочной,
Недостаток лишь один - кислый очень, очень. (Лимон)
4. Речь идет не о кокосе,
Не о груше, не о сливе, -
Птица есть еще такая,
Называют так же - ... (Киви)
5. Вкусный и душистый плод, лишь на юге он растет.
Подскажу я вам немножко «Волосатая картошка» (Киви).
Воспитатель: Что же мы сорвали с волшебного дерева?
Дети: Фрукты. Апельсины, яблоки, лимоны, киви.
Воспитатель: Да, ребята, это - фрукты, в которых содержатся витамины "С".
Мы с вами также сказали, что и в овощах есть витамины. Есть такой овощ, который не только богат витамином «С», но убивает вирусы гриппа и укрепляет иммунитет. Я вам предлагаю поиграть в игру «Сенси Бар». У меня три баночки. Вы по запаху должны определить в которой из этих баночек находится этот овощ и как он называется. (В баночки кладутся кусочки лимона, чеснока, огурца. Среди всех этих овощей и фруктов дети должны угадать чеснок.)
А я знаю такую пословицу: «Чеснок и лук от семи недуг».
Воспитатель: Ребята, какие мы с вами молодцы. Мы узнали, что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом. Я думаю, вы многое запомнили и будете знать, как сохранить самое главное богатство человека. А это что?
Дети: Здоровье!
Воспитатель: А для вас у Витаминки есть подарок. (Всем детям киндер-сюрприз с прорезями. Внутри кусочки чеснока).
Дети и воспитатель: Спасибо тебе, Витаминка.
Витаминка: Спасибо вам, ребята, я так рада, что у меня есть такие хорошие друзья.
Дети: До свидания, Витаминка!
Воспитатель: Друзья! Запомните! Главными источниками витаминов являются овощи, фрукты. Я начну предложение, а вы хором отвечайте.
Должен есть и стар и млад овощной всегда… (салат.)
Будет строен и высок тот, кто пьет фруктовый …(сок)
Я расти быстрее стану, если буду есть…(сметану.)
Ты конфеты не ищи – ешь с капустой свежей…(щи.)
А теперь вымоем руки и сядем за стол есть фрукты с витаминами.
Дети прощаются с гостями, идут мыть руки и садятся за стол есть фрукты.