СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеклассного мероприятия "Моя Родина-Россия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

КОНСПЕКТ УРОКА

по ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) в 4 классе

на тему:

«Россия – наша Родина»

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия "Моя Родина-Россия"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шумячская средняя школа имени В.Ф.Алешина»







КОНСПЕКТ УРОКА

по ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) в 4 классе

на тему:

«Россия – наша Родина»



Подготовила:

Казепина Анжелина Владимировна,

учитель начальных классов





п. Шумячи



2021 г.

Тема: «Россия – наша Родина»

Цели:

  1. формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе;

  2. развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России;

  3. воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

  1. познакомить обучающихся с понятием многонациональности;

  2. сформировать у обучающихся понятия о Родине, Отечестве, патриотизме, материальном и духовном мире;

  3. формировать начальные представления о российских национальных традициях;

  4. воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине;

  5.  развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся;

  6. способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.













1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

Слайд 1 «Россия – наша Родина»

- Мы живем в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация, а коротко Россия. Уважительно нашу страну мы называем ОТЕЧЕСТВОМ. Наши отцы и деды, прадеды и их предки учились, работали и защищали нашу землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Свою страну мы любя называем Родиной, потому что родились и живем в ней.

3. Самоопределение к деятельности

Слайд 2  

(Звучит песня «У моей России длинные косички»)

(В это время на данном слайде картина природы нашей Родины)

- Что вы почувствовали? (Раздолье, простор, гордость, одухотворенность и т.д.)

- О какой стране пелось в услышанной вами песне? (О России)

- Россия – удивительная страна. Она такая большая, что, когда в одном конце страны утро, в другом – глубокая ночь. Где-то тепло и светит солнце, а где-то метут метели и люди топят печки, чтобы не замерзнуть. Произнесите это слово несколько раз и вы почувствуете в его звучании свет, тепло, простор, раздолье и т.д.

(Учитель читает отрывок)

Одним милее осень,
Другим милей весна.
А родина Россия.
У нас у всех… (одна)!

4. Работа над новым материалом.

- Ребята, как мы уважительно называем нашу страну? (Отечество)

- А почему мы ее так называем? (Потому что наши отцы, деды и прадеды работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений.)

- А как еще можно назвать нашу страну? (Родина)

- Что такое Родина? (Край, где мы живем).

-Кто знает, а как называется поселок в котором мы родились, живем, ходим в школу? (поселок Шумячи, наша малая Родина)

-Малая Родина - это местечко, маленький населенный пункт, где человек родился, рос, учился. Таким местечком и является наш поселок Шумячи.

- Поработаем с пословицами:

Слайд 3 «Составьте пословицы»

  • Нет в мире краше Родины нашей.

  • Человек без Родины, что соловей без песни.

  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.

  • Народы нашей страны дружбой сильны.

  • Народное братство дороже всякого богатства.

  • Если дружба велика, будет Родина крепка.

- В жизни нас окружает много предметов и явлений природы. Это… (Окружающий мир)

- Правильно. Эти вещи, предметы, явления природы, среди которых живет человек, составляют мир материальный. Но бывает еще мир духовный.

Слайд 4«Материальный и духовный мир»

Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен

Материальный мир

Духовный мир

Вещи
Предметы
Явления природы

Знания
Информация
Отношения между людьми

- Как вы думаете, что такое духовный мир? (То чем человек живет, чем интересуется и т.д.)

Беседа, работа по учебнику

- А теперь найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.4. (Дети читают определение вслух).

- Правильно ли мы с вами определили, что такое духовный мир?

- Ребята, как вы думаете, что самое ценное у страны? (Из многообразия ответов учитель выбирает народ).

- Самое ценное у страны – это народ. Народ – слово многозначное. «Вон сколько народу!» - говорят, когда много людей собралось в одном месте. Также народом называют население одной страны. Мы все – российский народ, россияне. А еще народ – это люди, которые говорят на одном языке, имеют общие обычаи и похожие занятия. Этих людей объединяет история. Они сохраняют память о своих героях, талантливых писателях, художниках и музыкантах. Сейчас познакомимся с людьми, прославившими наш с вами край, нашу малую Родину, нашу Смоленщину

Слайды 5«Наши известные земляки»

(Учитель дает комментарии, в какой области проявили себя эти люди.)

Юрий Алексеевич Гагарин родился в маленькой деревеньке Клушино, расположенной недалеко от Смоленска. Произошло это в 1934 году, 9 марта.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полет в космическое пространство. Ракета-носитель «Восток» с кораблем «Восток-1», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур

Погиб Юрий Гагарин 27 марта 1968 г., выполняя тренировочный полет в паре с инструктором Владимиром Серегиным. Их самолет не смог выйти из совершаемого маневра, в результате чего летчики погибли и захоронены у Кремлевской стены.

Русский путешественник Николай Михайлович Пржевальский родился 12 апреля 1839 года в деревеньке Кимборово Смоленской области. Вошел в историю как неутомимый исследователь Центральной Азии, открывший западному миру ранее неизведанные земли с их уникальной природой, населением и самобытной культурой. На счету Николая Михайловича несколько экспедиций в Центральную Азию и Уссурийский край.

Павел Нахимов - великий русский адмирал. Родился Павел Степанович в Смоленской губернии в 1802 году. Обучался в морском кадетском корпусе; под командой Лазарева , совершил в 1821 - 25 годах кругосветное плавание; 1834 г. отличился в Наваринском сражении.

Михаил Васильевич Исаковский - поэт, прозаик и переводчик. Это автор книг «Провода в соломе», «Мастера земли», «На родных просторах». Михаил Исаковский родился 19 января 1900 года в деревне Глотовка в Смоленской губернии, а скончался 20 июля 1973 года в Москве. Поэта похоронили на Новодевичьем кладбище.

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском, близ Ельни Смоленской губернии. Написал оперы, романсы и песни. Одна из них стала патриотической песней и в период с 1991 по 2000 год являлась официальным гимном Российской Федерации.

М.И.Глинка умер в Берлине, на чужбине, вдали от родных и близких. Был похоронен в скромной могиле. В мае того же года младшая сестра композитора с друзьями перевезла тело в Кронштадт пароходом. 24 мая 1857 года гроб с телом Глинки опустили в русскую землю на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Александр Трифонович Твардовский (1910–1971 гг.) – известный советский писатель, поэт, лауреат Ленинской и Сталинских премий, Государственной премии СССР, а также обладатель многих орденов и медалей. Автор поэмы «Василий Тёркин» и других произведений. Родился 8 (21) июня 1910 года в Смоленской губернии Российской империи. Умер Александр Твардовский от рака легких 18 декабря 1971 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Именем знаменитого писателя названы улицы в Москве, Воронеже, Новосибирске, Смоленске. В его честь названа школа и установлен памятник в г.Москва

5. Продолжение работы по теме урока

- Как вы думаете, ребята, одинаков ли духовный мир у всех людей? (Разный)

- Отчего это зависит? (От занятий, увлечений человека, от его общения с другими людьми)

- Человек вправе сам определять, чем питать свою душу.

Слайд 6  «Человек выбирает»

 (добро и зло, любовь и ненависть, красивое и безобразное, милосердие и жестокость, правда и ложь)

- Что выберете вы? (Ответы детей)

 Физкультминутка

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет.  Представьте в своём сердце маленькое солнышко. Оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны).

Работа по теме урока:

- Как не разрушить свой внутренний мир? Как понимать других людей? Ответы на эти вопросы мы получим, изучая новый предмет «Основы православной культуры».

- В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки.

- Найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.5 (Дети читают вслух определение «Культурные традиции»)

- А почему важно сохранять традиции?  (Потому что культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)

Слайд 7 «Народы России»

- Наша страна удивительна тем, что в ней проживают более180 разных народов. Существуют как многочисленные народы, так и совсем небольшие. Каждый народ имеет свою историю, культуру и традиции.

Слайды 8-11 «Народные традиции»

(В ходе просмотра учитель даёт комментарии по особенностям традиций разных народов.)

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации.
Традиции русского православного народа особо соблюдаются во время празднования Рождества, Масленицы, Пасхи.  С чувством благоговения православный человек относится к двунадесятым праздникам Русской Православной Церкви.

Зимой традиции русского народа особо соблюдаются в праздновании Рождества Христова. Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквях происходят праздничные службы. В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих.

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Это народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.

Дни Великого поста – особые дни духовного возрастания, дни смирения, послушания и радости в преддверии великих праздников.
Традиции русского народа соблюдаются и во время празднования Пасхи. Перед наступлением этого праздника все пекут куличи, делают творожные пасхи, красят яйца.  Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят друг другу.

В этот день во всех церквях звонят колокола. Это звон зовётся Пасхальный благовест. Служба в церкви на Пасху особенная и длится она всю ночь.
Живут в России и чуваши, традиции которых мало известны, но тоже довольно интересны. Например, праздник сева, называемый Акатуй. Героями этого праздника становились земля и соха. По обычаю, в этот день положено угощать гостей вареными яйцами и кашей. На засеянном поле зарывали яйца для хорошего урожая. Дети и взрослые веселились в этот день, они устраивали состязания в беге и скачки на лошадях. На праздник чуваши пекут блины юсманы.
А знаете, что такое Сабантуй? Это народный праздник у татар. Он посвящен окончанию полевых работ, проводимых весной, и тесно связан с трудом. В этот день боролись на кушаках, проводили бои мешками, устраивали скачки и всячески развлекались.

Татары любят пить чай со сладостями, например, с чак-чаком. Маленькие кусочки пресного теста обжариваются, укладываются горкой и заливаются медом с сахарным сиропом. Получается очень вкусно! Чак-чак всегда выставляют на праздничный стол.

Чеченцы и ингуши – два очень близких народа. У них похож язык, обычаи и вера. Традициями этих народов являются сохранение семейного этикета и почётное уважение к гостям, гостеприимство, кодекс чести горцев.

На Крайнем Севере нашей страны живут чукчи и эскимосы. Они занимаются разведением оленей и морским промыслом.  С этим был связан один из праздников этих народов – праздник байдары. Байдара – это легкая быстроходная лодка из дерева и моржовых шкур. В день праздника ее спускали на воду и бросали в море куски мяса – «Кормили» духов морских зверей. Чукчи и эскимосы верили, что от этих духов зависела охотничья удача.

Народы России и их традиции разнообразны. Наша родина соединила совершенно разных людей и как бы ни было мы обязаны с уважением относиться к традициям других народов.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.)

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим,
И только в единстве сила России.

6.Закрепление и обобщение пройденного материала:

Обучающиеся выполняют задания различного вида.

1. Фронтальная работа

Слайды 12 -14 «Продолжи фразу»

2. Работа в парах:

Продолжите фразу.

  • Труд души человеку необходим для того, чтобы… (Сделать что-то лучше других, стать лучше, остаться прежним).

  • Духовные традиции страны устанавливаются… (Юридическими законами, отдельным человеком, трудом души народа, соседним государством).

  • Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо… (Игнорировать, учить понимать).

Слайды 15-18 «Тест. Работа в группах»

3.Работа в группах: 

Поработайте с тестом.

1. Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?

А) Это позволяет комфортно жить.

Б) Родина у человека, как мать – одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать.

В) Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.

2. Как может проявляться «труд души» по отношению к Родине?

А) в обогащении страны материальными благами

Б) в завоевании новых территорий

В) в освоении духовных  богатств  своего народа

3. В чем вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?

А) в большой территории и природных ресурсах

Б) в духовных традициях народов, которые живут на территории России

В) в богатых и влиятельных людях

4. Зачем народу традиции?

А) Они помогают сохранить связь с прошлым Родины, указывают каждому правильный путь.

Б) Традиции – это прежде всего праздники, они нужны для того чтобы было веселее жить.

В) Традиции вообще не нужны народу.

7. Итог. Рефлексия.

Слайды 19 «Ромашка - символ России»

Когда вспоминаешь о нашей Родине-матушке, на ум приходят ассоциации: берёза, матрёшка и ромашка. Трудно найти сегодня человека, который не знал бы цветок ромашку. Трогательная белая ромашка стала настоящим символом России, русской природы, эталоном чистоты и праведности, нежности и добросердечия. По народным преданиям, цветок ромашка появляется там, где падает ночная звезда.

Ромашка – эмблема любви. 8 июля в Москве отмечают День семьи, любви и верности. Это молодой праздник с многовековыми традициями. В этот день православные вспоминают чету Петра и Февронии, которые считаются покровителями семейного счастья.

- Давайте подведём итог нашего урока, вспомним основные понятия, которые для вас оказались наиболее близкими и значимыми. Я предлагаю вам всем вместе дружно собрать свою ромашку - символ природной и духовной красоты нашей необъятной России!!!

(На доске - жёлтая серединка ромашки. На ней написано ключевое предложение «Россия – наша Родина», которое является центром идеи, темы урока. Из многообразия лепестков, хаотично разбросанных по всей доске, детям необходимо выбрать только те, на которых присутствуют слова или предложения, выражающие понятия, идеи, образы, подходящие для данной темы.

Варианты лепестков: Родина и Отечество; духовный мир; внутренний мир человека, культурные традиции, народные традиции, народное братство, многонациональная Родина, «труд души»; обогащение, материальные блага; зло и ненависть; «лень души»; вражда.

Слайд 20

(Все лепестки собираются в один общий цветок.)

Литература.

  1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / А.В. Кураев. – Москва: «Просвещение, 2016.

  2. Данилко Е.С. Народы России / Москва: РОСМЭН, 2015.

  3. Клюшник Л.В. Наша Родина – Россия / Л.В.Клюшник – Москва: РОСМЭН, 2015

  4. Электронные ресурсы, видео- и аудиоматериалы:

  5. Песня «У моей России длинные косички». Автор музыки и композитор Георгий Струве. Стихи, слова песни написала Нина Соловьёва. Исполняет Ксения Чурина.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!