СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеклассного мероприятия По роману И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка классного часа по теме «12 стульев» представляет собой конспект мероприятия, презентацию и набор раздаточного материала. Данное занятие можно приурочить к юбилею издания книги (книга была издана в 1928 году) или такому веселому празднику, как 1 апреля.  В игровой форме учащиеся 8-9 классов познакомятся с историей создания романа, сюжетом. Почувствуют неповторимый ироничный стиль И.Ильфа и Е.Петрова и непременно захотят прочесть этот роман.  Занятие предусматривает инсценировки, и это позволит раскрыть творческий потенциал учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«12 стульев - конспект мероприятия»

Конспект внеклассного мероприятия

По роману И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев»

(можно приурочить к 1 апреля)


Учитель: Джемилева Елена Михайловна

МОУ гимназия №1 г.о. Шуя

Класс: 8-9

Цель: познакомить учащихся с художественным произведением и историей его создания.

Задачи:

способствовать возникновению желания прочитать книгу;

совершенствовать опыт творческой деятельности, творческих возможностей; создавать условия для реализации обретенных познаний, умений и навыков; совершенствовать опыт неформального взаимодействия, общения, совместной работы.


Оборудование: раздаточный материал (карточки с цифрами, история создания, герои, цитаты, сценки), реквизит к сценкам.

Подготовка: класс заранее разделить на 3 группы, раздать сценки на выбор для подготовки (или предложить учащимся самим выбрать отрывок, если они знакомы с романом). Сообщить об оценивании сценок.

Система оценивания:

I раунд – если отвечает представитель команды – 2 балла, если ему помогает команда – 1 балл

II раунд - по баллу за правильный ответ, максимум 10 баллов

III раунд – 3 балла за каждое угаданное слово.

Сценки – 10 баллов. Артистизм – 5 баллов, костюмы – 5 баллов.


Ход мероприятия.


Здравствуйте.

Наша встреча посвящена очень важной теме. Давайте послушаем, как характеризовали это явление выдающиеся люди. Ваша задача: догадаться, о чем мы с вами будем говорить.


Слайд №2

Джин Шеперд: - это правда в безопасных для жизни дозах.

Альберто Моравиа: - оружие безоружных.

И. Кант: - талант произвольно приходить в хорошее расположение духа.

С. Ликок - это добродушное созерцание и художественное изображение нелепостей жизни.


Что описывается в данных цитатах? (Предположения учащихся)

Да, мы будем говорить с вами о способности подмечать в явлении их комичные, смешные стороны, т.е. наше занятие посвящено юмору.

А зачем нам нужен юмор в жизни? (Ответы учащихся)

Умение смеяться над серьёзными жизненными ситуациями помогает людям преодолевать все трудности. И более того, есть также множество доказательств того, что юмор положительно влияет на физическое состояние, здоровье и даже уменьшает боль.

А какие юмористические книги вы знаете? По возможности, назовите авторов. (Ответы учащихся)


Слайд №3

Нашу встречу мы посвятим роману Ильфа и Петрова «12 стульев», и я надеюсь, что у вас возникнет желание прочесть его, если до сих пор вы еще не знакомы с этим произведением.

Наше мероприятие будет проходить в форме состязания и состоит из … раундов.

I раунд посвящен истории создания романа «12 стульев»

Последующие раунды непосредственно связаны с содержанием этого произведения.


Итак, начинаем.

Слайд №4


I раунд

Ознакомьтесь с перечнем вопросов, на которые вам предстоит ответить, после ознакомления с исторической справкой. На чтение статьи отводится 5-7 минут, после чего все материалы будут изъяты, поэтому постарайтесь запомнить, как можно больше. Затем представитель команды выходит к доске и тянет жребий, определяющий номер вопроса, на который он должен ответить.


В каком году был написан роман «12 стульев»?

Назовите год и журнал, в котором роман был впервые опубликован.

В каком журнале работали будущие соавторы?

В каком городе родились будущие соавторы?

Кто подсказал тему для произведения?

Кто скрывался под псевдонимом Илья Ильф?

Кто скрывался под псевдонимом Евгений Петров?

Назовите профессии, в которых будущие писатели пробовали свои силы?

Как предлагал работать над произведением Валентин Петрович Катаев?

Почему Валентин Катаев отказался от соавторства?

В чем заключался принцип совместной работы Ильфа и Петрова?

Сколько частей в романе и что лежит в основе сюжета?


Дополнительные баллы можно заработать, ответив на вопросы:

Вспомните название первой части. Кратко перескажите ее содержание.

Как называется вторая часть. Кратко перескажите ее содержание.

Как озаглавлена третья часть. Кратко перескажите ее содержание.


II раунд

Слайд №5


Подберите характеристику указанным героям произведения «12 стульев».


Проверка: Обменяться вариантами ответов и выставить количество баллов (по баллу за правильный ответ)

Ответы

1 - З

2 - Д

3 - К

4 - А

5 - И

6 - Б

7 - Г

8 – В

9 - Ж

10 - Е


III раунд

Слайд №6


Третий раунд напоминает игру поле чудес. Представители команды должны угадать слово, открывая его по буквам или назвать слово сразу, когда к вам подошла очередь.

Если участник называет букву, которой нет в слове, то он читает цитату из романа И.Ильфа и Е.Петрова и ход передается другому игроку. После того, как слово угадано учитель зачитывает цитату, подтверждающую ответ.

После каждого отгаданного слова одна из команд показывает сценку. Герои выразительно читают слова своей роли (не нужно заучивать их наизусть). Оценивается: артистизм и костюмы (или элементы костюма и декорации).


Слайд №7


1. Как называлось средство для окраски волос, которым воспользовался Воробьянинов? (Титаник)


Для окраски есть замечательное средство "Титаник". Получено с таможни. Контрабандный товар. Не смывается ни холодной, ни горячей водой, ни мыльной пеной, ни керосином. Радикальный черный цвет. Флакон на полгода стоит 3 р. 12 копеек. Рекомендую как хорошему знакомому.

Слайд №8


2. Чем угостил Бендер беспризорного при входе в Старгород? (яблоко)

В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный. – Дядя, – весело кричал он, – дай десять копеек! Молодой человек вынул из кармана нагретое яблоко и подал его беспризорному, но тот не отставал.


Слайд №9


3. Какой предмет под маркой "Эклер" являлся единственным в доме Старсобеса, имеющим отношение к пожарной охране, и вызвал в инспекторе особое раздражение? (огнетушитель)


- Против пожара, -- заявил он, -- у нас все меры приняты. Есть даже огнетушитель "Эклер".


(Если осталось время)

Слайд №10


4. Как называлась гостиница, в которой жили О. Бендер и Воробьянинов, съехав из подвала сторожа? (Сорбонна)

Остановились они в меблированных комнатах «Сорбонна». Остап переполошил весь небольшой штат отельной прислуги. Сначала он обозревал семирублевые номера, но остался недоволен их меблировкой. Убранство пятирублевых номеров понравилось ему больше, но ковры были какие-то облезшие, и возмущал запах. В трехрублевых номерах было все хорошо, за исключением картин. – Я не могу жить в одной комнате с пейзажами, – сказал Остап. Пришлось поселиться в номере за рубль восемьдесят. Там не было пейзажей, не было ковров, а меблировка была строго выдержана: две кровати и ночной столик.

– Стиль каменного века, – заметил Остап с одобрением.


Подведение итогов (счет)


Рефлексия

И в заключение нашей встречи я хочу задать вам вопрос: возникло ли у вас желание прочитать роман И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев» или перечитать, если вы с ним знакомы, и почему.

(Ответы учащихся)


Слайд №11








Источники:

http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-pro-yumor

http://www.ivurcol.net/el_resurs/lp/66.pdf

http://az.lib.ru/i/ilfpetrov/text_0120.shtml

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2


фото

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a5/Ilf_Petrov.jpg

https://s1.knigavuhe.ru/1/covers/14778/1-2.jpg

https://lh3.ggpht.com/F3Q36F4Bjp7DpJvgQkODjJ9faewAOGE23zUiTilpZAdp-TianN4LaNAV_asa0_HX8fA=s180



презентация

https://easyen.ru/load/klassnye_chasy/raznye/shablon_dlja_intellektualnoj_igry_pole_chudes/112-1-0-58138

Просмотр содержимого документа
«ГЕРОИ»

ГЕРОИ

1

Ипполит Матвеевич Воробьянинов

А

От систематических крахов своих коммерческих начинаний и от долговременного употребления внутрь горячительных напитков глаза этого героя были ярко-желтыми, как у кота, и горели неугасимым огнем.


2

Остап Бендер

Б

был застенчивый ворюга. Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно. Крал он постоянно, постоянно стыдился, и поэтому его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза.

3

Клавдия Ивановна

Петухова

В

слесарь-интеллигент.

Это был кипучий лентяй.


4

гробовых дел мастер Безенчук

Г

о которой секретарь суда когда-то сказал стихами, что она "к поцелуям зовущая, вся такая воздушная".


5

священник церкви Фрола и Лавра отец Федор Востриков

Д

В город молодой человек вошел в зеленом, узком, в талию, костюме. Его могучая шея была несколько раз обернута старым шерстяным шарфом, ноги были в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинного цвета. Носков под штиблетами не было. В руке молодой человек держал астролябию.


6

Александр

Яковлевич

Завхоз 2-го дома Старсобеса

Е

Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени "Мумбо-Юмбо" составляет 300 слов. Героиня легко и свободно обходилась тридцатью.


7

Елена Станиславовна

Ж

  -- Знойная женщина, -- сказал Остап, -- мечта поэта.

Нового мужа она обожала и очень боялась. Поэтому звала его не по имени и даже не по отчеству, которого она так и не узнала, а по фамилии - товарищ Бендер.


8

Виктор Михайлович Полесов

З

Вопросы любви и смерти не волновали этого героя, хотя этими вопросами, по роду своей службы, он ведал с 9 утра до 5 вечера ежедневно, с получасовым перерывом для завтрака. Его рост доходил до 185 сантиметров. С такой высоты ему легко и удобно было относиться к теще Клавдии Ивановне с некоторым пренебрежением.


9

Вдова Грицацуева

И

Мечтал герой о собственном свечном заводе.

10

Эллочка Щукина

К

Героиня была глупа, и ее преклонный возраст не позволял надеяться на то, что она когда-нибудь поумнеет. Скупа она была до чрезвычайности, и только бедность Ипполита Матвеевича не давала развернуться этому захватывающему чувству



Ответы

1 - З

2 - Д

3 - К

4 - А

5 - И

6 - Б

7 - Г

8 – В

9 - Ж

10 - Е



Просмотр содержимого документа
«История создания»

Двена́дцать сту́льев — роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова, написанный в 1927 году и являющийся первой совместной работой соавторов. В 1928 году опубликован в художественно-литературном журнале «Тридцать дней» (№ 1—7); в том же году издан отдельной книгой. В основе сюжета — поиски бриллиантов, спрятанных в одном из двенадцати стульев мадам Петуховой, однако история, изложенная в произведении, не ограничена рамками приключенческого жанра: в ней, по мнению исследователей, дан «глобальный образ эпохи».

   В истории создания "Двенадцати стульев", описанной мемуаристами и многократно пересказанной литературоведами, вымысел практически неотделим от фактов, реальность -- от мистификации.

   Известно, правда, что будущие соавторы, земляки-одесситы, оказались в Москве не позже 1923 года. Поэт и журналист Илья Арнольдович Файнзильберг (1897--1937) взял псевдоним Ильф еще в Одессе, а вот бывший сотрудник одесского уголовного розыска Евгений Петрович Катаев (1903--1942) свой псевдоним -- Петров -- выбрал, вероятно, сменив профессию. С 1926 года он вместе с Ильфом работал в газете "Гудок", издававшейся Центральным комитетом профессионального союза рабочих железнодорожного транспорта СССР.

   В "Гудке" работал и Валентин Петрович Катаев (1897--1986), брат Петрова, друг Ильфа, приехавший в Москву несколько раньше. Он в отличие от брата и друга успел к 1927 году стать литературной знаменитостью: печатал прозу в центральных журналах, пьесу его ставил МХАТ, собрание сочинений готовило к выпуску одно из крупнейших издательств -- "Земля и фабрика".

   Если верить мемуарным свидетельствам, сюжет романа и саму идею соавторства Ильфу и Петрову предложил Катаев. По его плану работать надлежало втроем: Ильф с Петровым начерно пишут роман, Катаев правит готовые главы "рукою мастера", при этом литературные "негры" не остаются безымянными -- на обложку выносятся три фамилии. Обосновывалось предложение довольно убедительно: Катаев очень популярен, его рукописи у издателей нарасхват, тут бы и зарабатывать как можно больше, сюжетов хватает, но преуспевающему прозаику не хватает времени, чтоб реализовать все планы, а брату и другу поддержка не повредит. И вот не позднее сентября 1927 года Ильф с Петровым начинают писать "Двенадцать стульев". Через месяц первая из трех частей романа готова, ее представляют на суд Катаева, однако тот неожиданно отказывается от соавторства, заявив, что "рука мастера" не нужна -- сами справились. После чего соавторы по-прежнему пишут вдвоем -- днем и ночью, азартно, как говорится, запойно, не щадя себя. Наконец в январе 1928 года роман завершен, и с января же по июль он публикуется в иллюстрированном ежемесячнике "30 дней".

Вопрос о том, как Ильф и Петров работали вдвоём, интересовал многих их современников и даже стал поводом для шуток в литературной среде. Между тем система их работы была отрегулирована весьма строго: ни одна фраза не появлялась в рукописи без согласия обоих авторов; каждый из них обладал «правом вето» на то, чтобы опротестовать решение своего коллеги. При этом Ильф считал, что, если слово или предложение возникло у них в сознании одновременно, — от него лучше отказаться: «Значит, оно слишком близко лежало».

Роман состоит из трёх частей. В первой, озаглавленной «Старгородский лев», служащий загса уездного города N Ипполит Матвеевич Воробьянинов узнаёт от умирающей тёщи о бриллиантах, спрятанных в одном из стульев гамбсовского гостиного гарнитура. Поиски сокровищ приводят героя в Старгород, где Воробьянинов знакомится с «великим комбинатором» Остапом Бендером, охотно соглашающимся принять участие в «концессии». Туда же направляется их конкурент — священник церкви Фрола и Лавра отец Фёдор Востриков, получивший информацию о драгоценностях во время исповеди мадам Петуховой[19].

Во второй части, названной «В Москве», искатели приключений перемещаются в советскую столицу. Во время аукциона, состоявшегося в музее мебели, выясняется, что накануне Ипполит Матвеевич потратил деньги, предназначенные на приобретение десяти предметов орехового гарнитура[20]. Теперь внимание компаньонов сосредоточено на новых владельцах стульев — инженере Щукине, остроумце Изнуренкове, сотрудниках газеты «Станок», служащих театра Колумба[21].

В третьей части («Сокровище мадам Петуховой») Бендер и Воробьянинов отправляются с театром Колумба на тиражном пароходе в рейс по Волге. Погоня за сокровищами сопряжена с трудностями: героев выгоняют с парохода «Скрябин»; они навлекают на себя гнев шахматистов из города Васюки; Ипполит Матвеевич просит милостыню в Пятигорске. Тем временем отец Фёдор движется другим маршрутом; точкой пересечения конкурентов становится Дарьяльское ущелье.

Осенью Бендер и Воробьянинов возвращаются в Москву, чтобы продолжить поиски последнего стула, исчезнувшего в товарном дворе Октябрьского вокзала. Остапу в результате сложных комбинаций удаётся выяснить, что заветный предмет мебели находится в новом клубе железнодорожников. Визит в это учреждение назначен на утро, однако Бендеру не суждено увидеть бриллианты: ночью Ипполит Матвеевич наносит спящему компаньону удар по горлу бритвой. Придя в клуб, Воробьянинов узнаёт, что драгоценности его тёщи несколько месяцев назад были обнаружены сторожем; сокровища мадам Петуховой превратились в досуговый центр с театром, буфетом, гимнастическим залом, шахматным кабинетом и бильярдной.


Просмотр содержимого документа
«Сценки»

Сценки

1

 

   Дойдя до конца коридора, Воробьянинов обернулся. Белая, в трещинках, дверь No 13 раскрылась, и прямо навстречу ему вышел отец Федор в синей косоворотке, подпоясанный потертым черным шнурком с пышной кисточкой. Доброе его лицо расплывалось от счастия. Он вышел в коридор тоже на прогулку. Соперники несколько раз встречались и, победоносно поглядывая друг на друга, следовали дальше. В концах коридора оба разом поворачивались и снова сближались. В груди Ипполита Матвеевича кипел восторг. То же чувство одолевало и отца Федора. Чувство сожаления к побежденному противнику одолевало обоих. Наконец, во время пятого рейса, Ипполит Матвеевич не выдержал:

   -- Здравствуйте, батюшка, -- сказал он с невыразимой сладостью.

   Отец Федор собрал весь сарказм, положенный ему богом, и ответствовал:

   -- Доброе утро, Ипполит Матвеевич.

   Враги разошлись. Когда пути их сошлись снова, Воробьянинов уронил:

   -- Не ушиб ли я вас во время последней встречи?

   -- Нет, отчего же, очень приятно было встретиться, -- ответил ликующий отец Федор.

   Их снова разнесло. Ликующая физиономия отца Федора стала возмущать Ипполита Матвеевича.

   -- Обедню, небось, уже не служите? -- спросил он при следующей встрече.

   -- Где там служить! Прихожане по городам разбежались -- сокровища ищут.

   -- Заметьте, свои сокровища! Свои!

   -- Мне неизвестно чьи, а только ищут.

   Ипполит Матвеевич хотел сказать какую-нибудь гадость и даже открыл для этой цели рот, но выдумать ничего не смог и рассерженно проследовал в свой номер. Через минуту оттуда вышел сын турецкого подданного -- Остап Бендер в голубом жилете и, наступая на шнурки от своих ботинок, направился к Вострикову. Розы на щеках отца Федора увяли и обратились в пепел.

   -- Покупаете старые вещи? -- спросил Остап грозно. -- Стулья? Потроха? Коробочки от ваксы?

   -- Что вам угодно? -- прошептал отец Федор.

   -- Мне угодно продать вам старые брюки.

   Священник оледенел и отодвинулся.

   -- Что ж вы молчите, как архиерей на приеме?

   Отец Федор медленно направился к своему номеру.

   -- Старые вещи покупаем, новые крадем! -- крикнул Остап вслед.

   Востриков вобрал голову и остановился у своей двери. Остап продолжал измываться:

   -- Как же насчет штанов, многоуважаемый служитель культа? Берете? Есть еще от жилетки рукава, круг от бублика и от мертвого осла уши. Оптом всю партию -- дешевле будет. И в стульях они не лежат, искать не надо?! А?!

   Дверь за служителем культа захлопнулась.

   Удовлетворенный Остап, хлопая шнурками по ковру, медленно пошел назад. Когда его массивная фигура отдалилась достаточно далеко, отец Федор быстро высунул голову за дверь и с долго сдерживаемым негодованием пискнул:

   -- Сам ты дурак!

   -- Что? -- крикнул Остап, бросаясь обратно, но дверь была уже заперта, и только щелкнул замок.

   Остап наклонился к замочной скважине, приставил ко рту ладонь трубой и внятно сказал:

   -- Почем опиум для народа?

   За дверью молчали.

   -- Папаша, вы пошлый человек! -- прокричал Остап.

   В эту же секунду из замочной скважины выскочил и заерзал карандаш "Фабер", острием которого отец Федор пытался ужалить врага. Концессионер вовремя отпрянул и ухватился за карандаш. Враги, разделенные дверью, молча стали тянуть карандаш к себе. Победила молодость, и карандаш, упираясь, как заноза, медленно выполз из скважины. С этим трофеем Остап возвратился в свой номер. Компаньоны еще больше развеселились.

   -- И враг бежит, бежит, бежит! -- пропел Остап.



2

   Не давая хозяйке опомниться, великий комбинатор вывалил все, что слышал когда-либо о мехах. После этого заговорили о шелке, и Остап обещал подарить очаровательной хозяйке несколько сот шелковых коконов, привезенных ему председателем ЦИК Узбекистана.

   -- Вы парниша что надо, -- заметила Эллочка в результате первых минут знакомства.

   -- Вас, конечно, удивит ранний визит незнакомого мужчины.

   -- Хо-хо.

   -- Но я к вам по одному деликатному делу.

   -- Шутите.

   -- Вы вчера были на аукционе и произвели на меня необыкновенное впечатление.

   -- Хамите!

   -- Помилуйте! Хамить такой очаровательной женщине бесчеловечно.

   -- Жуть!

   Беседа продолжалась дальше в таком же, дающем в некоторых случаях чудесные плоды, направлении. Но комплименты Остапа раз от разу становились все водянистее и короче. Он заметил, что второго стула в комнате не было. Пришлось нащупывать след исчезнувшего стула. Перемежая свои расспросы цветистой восточной лестью, Остап узнал о событиях прошедшего вечера в Эллочкиной жизни.

   "Новое дело, -- подумал он, -- стулья расползаются, как тараканы".

   -- Милая девушка, -- неожиданно сказал Остап, -- продайте мне этот стул. Он мне очень нравится. Только вы с вашим женским чутьем могли выбрать такую художественную вещь. Продайте, девочка, я вам дам семь рублей.

   -- Хамите, парниша, -- лукаво сказала Эллочка.

   -- Хо-хо, -- втолковывал Остап.

   "С ней нужно действовать на обмен", -- решил он.

   -- Вы знаете, сейчас в Европе и в лучших домах Филадельфии возобновили старинную моду -- разливать чай через ситечко. Необычайно эффектно и очень элегантно.

   Эллочка насторожилась.

   -- У меня как раз знакомый дипломат приехал из Вены и привез в подарок. Забавная вещь.

   -- Должно быть, знаменито, -- заинтересовалась Эллочка.

   -- Ого! Хо-хо! Давайте обменяемся. Вы мне стул, а я вам ситечко. Хотите?

   И Остап вынул из кармана маленькое позолоченное ситечко.

   Солнце каталось в ситечке, как яйцо. По потолку сигали зайчики. Неожиданно осветился темный угол комнаты. На Эллочку вещь произвела такое же неотразимое впечатление, какое производит старая банка из-под консервов на людоеда Мумбо-Юмбо. В таких случаях людоед кричит полным голосом, Эллочка же тихо застонала:

   -- Хо-хо!

   Не дав ей опомниться, Остап положил ситечко на стол, взял стул и,   узнав у очаровательной женщины адрес мужа, галантно раскланялся.



3

-- По объявлению, -- сказал Варфоломеич, -- два часа жду, барышня.

   Тяжелое копыто предчувствия ударило Грицацуеву в сердце.

   -- Ох! -- запела вдова. -- Истомилась душенька.

   -- От вас, кажется, ушел гражданин Бендер? Вы объявление давали?

   Вдова упала на мешки с мукой.

   -- Какие у вас организмы слабые, -- сладко сказал Варфоломеич, -- я бы хотел спервоначалу насчет вознаграждения уяснить себе...

   -- Ох!.. Все берите! Ничего мне теперь не жалко! -- причитала чувствительная вдова.

   -- Так вот-с. Мне известно пребывание сыночка вашего О. Бендера. Какое же вознаграждение будет?

   -- Все берите! -- повторила вдова.

   -- Двадцать рублей, -- сухо сказал Варфоломеич.

   Вдова поднялась с мешков. Она была замарана мукой. Запорошенные ресницы усиленно моргали.

   -- Сколько? -- переспросила она.

   -- Пятнадцать рублей, -- спустил цену Варфоломеич.

   Он чуял, что и три рубля вырвать у несчастной женщины будет трудно.

   Попирая ногами кули, вдова наступала на старичка, призывала в свидетели небесную силу и с ее помощью добилась твердой цены.

   -- Ну что ж, бог с вами, пусть пять рублей будет. Только деньги попрошу вперед. У меня такое правило.

   Варфоломеич достал из записной книжечки две газетных вырезки и, не выпуская их из рук, стал читать:

   -- Вот, извольте посмотреть, по порядку. Вы писали, значит: "Умоляю... ушел из дому товарищ Бендер... зеленый костюм, желтые ботинки, голубой жилет"... Правильно ведь? Это "Старгородская правда", значит. А вот что пишут про сыночка вашего в столичных газетах. Вот... "Попал под лошадь"... Да вы не убивайтесь, мадамочка, дальше слушайте... "Попал под лошадь"... Да жив, жив! Говорю вам, жив. Нешто б я за покойника деньги брал бы?.. Так вот. "Попал под лошадь. Вчера на площади Свердлова попал под лошадь извозчика No 8974 гражданин О. Бендер. Пострадавший отделался легким испугом"... Так вот, эти документики я вам предоставлю, а вы мне денежки вперед. У меня уж такое правило.

   Вдова с плачем отдала деньги. Муж, ее милый муж в желтых ботинках лежал на далекой московской земле, и огнедышащая извозчичья лошадь била копытом в его голубую гарусную грудь.

   Чуткая душа Варфоломеича удовлетворилась приличным вознаграждением. Он ушел, объяснив вдове, что дополнительные следы ее мужа безусловно найдутся в редакции газеты "Станок", где уж, конечно, все на свете известно.

   

4

  

     Был тихий час, когда утро еще молодо и чисто. В этот час Грицацуева услышала шаги в коридоре. Вдова живо поднялась и прилипла к стеклу. В конце коридора сверкнул голубой жилет. Малиновые башмаки были запорошены штукатуркой. Ветреный сын турецко-подданного, стряхивая с пиджака пылинку, приближался к стеклянной двери.

   -- Суслик! -- позвала вдова. -- Су-у-услик!

   Она дышала на стекло с невыразимой нежностью. Стекло затуманилось, пошло радужными пятнами. В тумане и радугах сияли голубые и малиновые призраки.

   Остап не услышал кукования вдовы. Он почесывал спину и озабоченно крутил головой. Еще секунда, и он пропал бы за поворотом.

   Со стоном "товарищ Бендер" бедная супруга забарабанила по стеклу. Великий комбинатор обернулся.

   -- А, -- сказал он, видя, что отделен от вдовы закрытой дверью, -- вы тоже здесь?

   -- Здесь, здесь, -- твердила вдова радостно.

   -- Обними же меня, моя радость, мы так долго не виделись, -- пригласил технический директор.

   Вдова засуетилась. Она подскакивала за дверью, как чижик в клетке. Притихшие за ночь юбки снова загремели. Остап раскрыл объятия.

   -- Что же ты не идешь, моя гвинейская курочка. Твой тихоокеанский петушок так устал на заседании Малого Совнаркома.

   Вдова была лишена фантазии.

   -- Суслик, -- сказала она в пятый раз. -- Откройте мне дверь, товарищ Бендер.

   -- Тише, девушка! Женщину украшает скромность. К чему эти прыжки?

   Вдова мучилась.

   -- Ну, чего вы терзаетесь? -- спрашивал Остап. -- Что вам мешает жить?

   -- Сам уехал, а сам спрашивает!

   И вдова заплакала.

   -- Утрите ваши глазки, гражданка. Каждая ваша слезинка -- это молекула в космосе.

   -- А я ждала, ждала, торговлю закрыла. За вами поехала, товарищ Бендер...

   -- Ну, и как вам теперь живется на лестнице? Не дует?

   Вдова стала медленно закипать, как большой монастырский самовар.

   -- Изменщик! -- выговорила она, вздрогнув.

   У Остапа было еще немного свободного времени. Он защелкал пальцами и, ритмично покачиваясь, тихо пропел:

   -- Частица черта в нас заключена подчас! И сила женских чар родит в груди пожар!..

   -- Чтоб тебе лопнуть! -- пожелала вдова по окончании танца. -- Браслет украл, мужнин подарок. А стуло зачем забрал?!

   -- Вы, кажется, переходите на личности? -- заметил Остап холодно.

   -- Украл, украл! -- твердила вдова.

   -- Вот что, девушка, зарубите на своем носике, что Остап Бендер никогда ничего не крал.

   -- А ситечко кто взял?

   -- Ах, ситечко! Из вашего неликвидного фонда? И это вы считаете кражей? В таком случае наши взгляды на жизнь диаметрально противоположны.

   -- Унес, -- куковала вдова.

   -- Значит, если молодой, здоровый человек позаимствовал у провинциальной бабушки ненужную ей, по слабости здоровья, кухонную принадлежность, то, значит, он вор? Так вас прикажете понимать?

   -- Вор, вор.

   -- В таком случае нам придется расстаться. Я согласен на развод.

   Вдова кинулась на дверь. Стекла задрожали. Остап понял, что пора уходить.

   -- Обниматься некогда, -- сказал он, -- прощай, любимая! Мы разошлись, как в море корабли.

   -- Каррраул! -- завопила вдова.



Просмотр содержимого документа
«Цитаты»

Цитаты

-- А что, отец, -- спросил молодой человек, затянувшись, -- невесты у вас в городе есть?

   Старик дворник ничуть не удивился.

   -- Кому и кобыла невеста, -- ответил он, охотно ввязываясь в разговор.

   -- Больше вопросов не имею, -- быстро проговорил молодой человек.

   И сейчас же задал новый вопрос:

   -- В таком доме, да без невест?

   -- Наших невест, -- возразил дворник, -- давно на том свете с фонарями ищут. У нас тут государственная богадельня, старухи живут на полном пенсионе.

   -- Понимаю. Это которые еще до исторического материализма родились?

   -- Уж это верно. Когда родились, тогда и родились.

*

Разговор с умным дворником, слабо разбиравшимся в классовой структуре общества, продолжался бы еще бог знает сколько времени, если бы молодой человек не взялся за дело решительно.

   -- Вот что, дедушка, -- молвил он, -- неплохо бы вина выпить.

   -- Ну, угости.

   На час оба исчезли, а когда вернулись назад, дворник был уже вернейшим другом молодого человека.

*



Лежа в теплой до вонючести дворницкой, Остап Бендер отшлифовывал в мыслях два возможных варианта своей карьеры.

   Можно было сделаться многоженцем и спокойно переезжать из города в город, таская за собой новый чемодан с захваченными у дежурной жены ценными вещами.

   А можно было еще завтра же пойти в Стардеткомиссию и предложить им взять на себя распространение еще не написанной, но гениально задуманной картины "Большевики пишут письмо Чемберлену", по популярной картине художника Репина -- "Запорожцы пишут письмо султану". В случае удачи этот вариант мог бы принести рублей четыреста.

*

Ипполит Матвеевич никогда еще не имел дела с таким темпераментным молодым человеком, как Бендер, и почувствовал себя просто плохо.

   -- Ну, знаете, я пойду, -- сказал он.

   -- Куда же вы пойдете? Вам некуда торопиться. ГПУ к вам само придет.

*

"В конце концов без помощника трудно, -- подумал Ипполит Матвеевич, -- а жулик он, кажется, большой. Такой может быть полезен".

*

Ипполит Матвеевич снял с головы пятнистую касторовую шляпу, расчесал усы, из которых, при прикосновении гребешка, вылетела дружная стайка небольших электрических искр, и, решительно откашлявшись, рассказал Остапу Бендеру, первому встреченному им проходимцу, все, что ему было известно о бриллиантах со слов умирающей тещи.

   В продолжение рассказа Остап несколько раз вскакивал и, обращаясь к железной печке, восторженно вскрикивал:

   -- Лед тронулся, господа присяжные заседатели! Лед тронулся!


*

Торг продолжался. Остап еще уступил. Он, из уважения к личности Воробьянинова, соглашался работать из сорока процентов.

   -- Шестьдесят тысяч! -- кричал Воробьянинов.

   -- Вы довольно пошлый человек, -- возражал Бендер, -- вы любите деньги больше, чем надо.

   -- А вы не любите денег? -- взвыл Ипполит Матвеевич голосом флейты.

   -- Я не люблю.

   -- Зачем же вам шестьдесят тысяч?

   -- Из принципа!

*

Вошел Тихон. Увидя барина в зеленых усах, он перекрестился и попросил опохмелиться.

   -- Выдайте рубль герою труда, -- предложил Остап, -- и, пожалуйста, не записывайте на мой счет! Это ваше интимное дело с бывшим сослуживцем...

*

-- Таких усов, должно быть, нет даже у Аристида Бриана, -- бодро заметил Остап, -- но жить с такими ультрафиолетовыми волосами в Советской России не рекомендуется. Придется сбрить.

   -- Я не могу, -- скорбно ответил Ипполит Матвеевич, -- это невозможно.

   -- Что, усы дороги вам как память?

   -- Не могу, -- повторил Воробьянинов, понуря голову.

   -- Тогда вы всю жизнь сидите в дворницкой, а я пойду за стульями. Кстати, первый стул над нашей головой.

   -- Брейте!

*

"Предводитель команчей жил, однако, в пошлой роскоши", -- думал Остап, подымаясь наверх.

*


  Альхен мановением руки распустил хор, и старухи удалились мелкими радостными шажками.

*

В поисках пожарной опасности инспектор попал на кухню. Там, в большом бельевом котле, варилась каша, запах которой великий комбинатор учуял еще в вестибюле. Остап покрутил носом и сказал:

   -- Это что, на машинном масле?

   -- Ей-богу, на чистом сливочном! -- сказал Альхен, краснея до слез. -- Мы на ферме покупаем.

   Ему было очень стыдно.

*


Вдруг раздался треск -- отломились сразу обе передние ножки. Забыв друг о друге, противники принялись терзать ореховое кладохранилище. С печальным криком чайки разодрался английский ситец в цветочках. Спинка отлетела, отброшенная могучим порывом. Кладоискатели рванули рогожу вместе с медными пуговичками и, ранясь о пружины, погрузили пальцы в шерстяную набивку. Потревоженные пружины пели. Через пять минут стул был обглодан. От него остались рожки да ножки. Во все стороны катились пружины. Ветер носил гнилую шерсть по пустырю. Гнутые ножки лежали в яме. Бриллиантов не было.

*

Дом No 7 по Перелешинскому переулку не принадлежал к лучшим зданиям Старгорода. Два его этажа, построенные в забубенном стиле Второй империи, все же были украшены побитыми львиными мордами необыкновенно похожими на лицо известного в свое время писателя Арцыбашева.

*

в трехкомнатной квартире жил непорочно белый попугай в красных подштанниках. Попугая одолевали блохи, но пожаловаться он никому не мог, потому что не говорил человеческим голосом. По целым дням попугай грыз семечки и сплевывал шелуху сквозь прутья башенной клетки на ковер.

*

   -- Должна вас предупредить, девушка, что я за сеанс меньше пятидесяти копеек не беру, -- сказала хозяйка.

   Вдова, не знавшая преград в стремлении отыскать нового мужа, согласилась платить установленную цену.

*

  Набело гадали по руке. Линии руки вдовы Грицацуевой были чисты, мощны и безукоризненны. Линия жизни простиралась так далеко, что конец ее заехал в пульс, и если линия говорила правду, -- вдова должна была бы дожить до мировой революции.  Линии ума и искусства давали право надеяться, что если вдова бросит торговлю бакалеей, то подарит человечеству непревзойденные шедевры в какой угодно области искусства, науки или обществоведения. Бугры Венеры у вдовы походили на маньчжурские сопки и обнаруживали чудесные запасы любви и нежности.

*

Все это гадалка объяснила вдове, употребляя слова и термины, принятые в среде графологов, хиромантов и лошадиных барышников.

*

Попугая одолевали блохи, но пожаловаться он никому не мог, потому что не говорил человеческим голосом. По целым дням попугай грыз семечки и сплевывал шелуху сквозь прутья башенной клетки на ковер. Ему не хватало только гармоники и новых свистящих калош, чтобы походить на подгулявшего кустаря-одиночку

*

Елена Станиславовна, имевшая о плашках в три восьмых дюйма такое же представление, какое имеет о сельском хозяйстве слушательница хореографических курсов имени Леонардо да Винчи, думающая, что творог добывается из вареников, -- все же посочувствовала:

   -- Какие теперь магазины! Теперь только очереди, а магазинов нет. И названия у этих магазинов самые ужасные. Старгико!..

*

А в доме No 5, раскрытом настежь, происходили ужасные вещи: с чердаков крали мокрое белье, и однажды вечером украли даже закипающий во дворе самовар.

*

  Парламентарные выражения дворник богато перемежал нецензурными словами, которым отдавал предпочтение. Слабое женское сословие, густо облепившее подоконники, очень негодовало на дворника, но от окон не отходило.

*

   Запасы иронии, накопленные Виктором Михайловичем за десять лет революции, были неистощимы. На лице его заиграли серии улыбок различной силы и скепсиса.

*

   На второй день компаньоны убедились, что жить в дворницкой больше неудобно. Бурчал Тихон, совершенно обалдевший после того, как увидел барина сначала черноусым, потом зеленоусым, а под конец и совсем без усов. Спать было не на чем. В дворницкой стоял запах гниющего навоза, распространяемый новыми валенками Тихона. Старые валенки стояли в углу и воздуха тоже не озонировали.

*

а доисторические животные в матрацах у вас не водятся?

   -- Смотря по сезону, -- ответил лукавый коридорный, -- если, например, губернский съезд какой-нибудь, то, конечно, нету, потому что пассажиров бывает много и перед ними чистка происходит большая. А в прочее время действительно случается, что и набегают. Из соседних номеров "Ливадия".

*

Остап в отборных словах выразил свою грусть по родителям.

*

Варфоломеич долго еще подсмеивался над околпаченным покупателем. Золотые монеты он положил в ряд на столе и долго сидел, сонно глядя на пять светлых кружочков.

   "И чего это их на воробьяниновскую мебель потянуло? -- подумал он. -- С ума посходили".

   Он разделся, невнимательно помолился богу, лег в узенькую девичью постельку и озабоченно заснул.

*

  За ночь холод был съеден без остатка. Стало так тепло, что у ранних прохожих ныли ноги. Воробьи несли разный вздор. Даже курица, вышедшая из кухни в гостиничный двор, почувствовала прилив сил и попыталась взлететь. Небо было в мелких облачных клецках. Из мусорного ящика несло запахом фиалки и супа пейзан. Ветер млел под карнизом. Коты развалились на крыше, как в ложе, и, снисходительно сощурясь, глядели во двор, через который бежал коридорный Александр с тючком грязного белья.

*

Будем работать по-марксистски. Предоставим небо птицам, а сами обратимся к стульям. Я измучен желанием поскорее увидеться с инвалидом империалистической войны, гражданином Грицацуевым, улица Плеханова, дом 15. Не отставайте, Конрад Карлович. План составим по дороге.

*

 Скоро только кошки родятся, -- наставительно заметил Остап. -- Я женюсь на ней.

*

-- Жизнь! -- сказал Остап. -- Жертва! Что вы знаете о жизни и о жертвах? Или вы думаете, что если вас выселили из вашего особняка, вы знаете жизнь?! И если у вас реквизировали поддельную китайскую вазу, то это жертва? Жизнь, господа присяжные заседатели, это сложная штука, но, господа присяжные заседатели, эта сложная штука открывается просто, как ящик. Надо только уметь его открыть. Кто не может открыть, тот пропадает.

*

   В толпе пели, кричали и грызли семечки, дожидаясь пуска трамвая.

*

  

   Гаврилин начал свою речь хорошо и просто:

   -- Трамвай построить, -- сказал он, -- это не ешака купить.

   В толпе внезапно послышался громкий смех Остапа Бендера. Он оценил эту фразу. Все заржали. Ободренный приемом, Гаврилин, сам не понимая почему, вдруг заговорил о международном положении. Он несколько раз пытался пустить свой доклад по трамвайным рельсам, но с ужасом замечал, что не может этого сделать. Слова сами по себе, против воли оратора, получались какие-то международные. После Чемберлена, которому Гаврилин уделил полчаса, на международную арену вышел американский сенатор Бора. Толпа обмякла. Корреспонденты враз записали: "В образных выражениях оратор обрисовал международное положение нашего Союза..." Распалившийся Гаврилин нехорошо отозвался о румынских боярах и перешел на Муссолини. И только к концу речи он поборол свою вторую международную натуру и заговорил хорошими деловыми словами:

   -- И я так думаю, товарищи, что этот трамвай, который сейчас выйдет из депа, благодаря кого он выпущен? Конечно, товарищи, благодаря вот вам, благодаря всех рабочих, которые действительно поработали не за страх, а, товарищи, за совесть. А еще, товарищи, благодаря честного советского специалиста, главного инженера Треухова. Ему тоже спасибо!..

*

Солнце быстро катилось по наклонной плоскости. С трибуны произносились приветствия. Оркестр поминутно играл туш. Светло засинел вечер, а митинг все продолжался. И говорившие и слушавшие давно уже чувствовали, что произошло что-то неладное, что митинг затянулся, что нужно как можно скорее перейти к пуску трамвая. Но все так привыкли говорить, что не могли остановиться.

*

Когда женщина стареет, с ней могут произойти многие неприятности -- могут выпасть зубы, поседеть и поредеть волосы, развиться одышка, может нагрянуть тучность, может одолеть крайняя худоба, -- но голос у нее не изменится. Он останется таким же, каким был у нее гимназисткой, невестой или любовницей молодого повесы.

*

"Кажется, наступил психологический момент для ужина", -- подумал Остап. И, прервав Ипполита Матвеевича, вспоминавшего выборы в городскую управу, сказал:

   -- В Берлине есть очень странный обычай -- там едят так поздно, что нельзя понять, что это: ранний ужин или поздний обед!

*

   Ипполит Матвеевич, держа в руке сладкий пирожок, с недоумением слушал Остапа; но Остапа удержать было нельзя. Его несло. Великий комбинатор чувствовал вдохновение -- упоительное состояние перед вышесредним шантажом. Он прошелся по комнате, как барс.

*

-- Вот что, дорогой патрон. Мне сдается, что вы меня понимаете. Вам придется побыть часок гигантом мысли и особой, приближенной к императору.

   -- Зачем?

   -- Затем, что нам нужен оборотный капитал. Завтра моя свадьба. Я не нищий. Я хочу пировать в этот знаменательный день.

*

   -- Вы знаете, кто это сидит? -- спросил Остап, показывая на Ипполита Матвеевича.

   -- Как же, -- ответил Кислярский, -- это господин Воробьянинов.

   -- Это, -- сказал Остап, -- гигант мысли, отец русской демократии, особа, приближенная к императору.

   "В лучшем случае два года со строгой изоляцией, -- подумал Кислярский, начиная дрожать. -- Зачем я сюда пришел?"

   -- Тайный "Союз меча и орала"! -- зловеще прошептал Остап.

   "Десять лет"! -- мелькнула у Кислярского мысль.

   -- Впрочем, вы можете уйти, но у нас, предупреждаю, длинные руки!..

*

Отовсюду мы слышим стоны. Со всех концов нашей обширной страны взывают о помощи. Мы должны протянуть руку помощи, и мы ее протянем. Одни из вас служат и едят хлеб с маслом, другие занимаются отхожим промыслом и едят бутерброды с икрой. И те и другие спят в своих постелях и укрываются теплыми одеялами. Одни лишь маленькие дети, беспризорные, находятся без призора. Эти цветы улицы, или, как выражаются пролетарии умственного труда, цветы на асфальте, заслуживают лучшей участи. Мы, господа присяжные заседатели, должны им помочь. И мы, господа присяжные заседатели, им поможем.

*


   Статистика знает все.

   Точно учтено количество пахотной земли в СССР с подразделением на чернозем, суглинок и лёсс. Все граждане обоего пола записаны в аккуратные толстые книги, так хорошо известные Ипполиту Матвеевичу Воробьянинову, -- книги загсов. Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики. Известно, сколько этот средний гражданин выпивает в среднем водки с примерным указанием потребляемой закуски. Известно, сколько в стране охотников, балерин, револьверных станков, собак всех пород, велосипедов, памятников, девушек, маяков и швейных машинок.

*

И молодые супруги перешли на драматический шепот. Через две минуты Коля понял в первый раз за три месяца супружеской жизни, что любимая женщина любит морковные, картофельные и гороховые сосиски гораздо меньше, чем он.

*

Граждане! Уважайте пружинный матрац в голубых цветочках! Это -- семейный очаг, альфа и омега меблировки, общее и целое домашнего уюта, любовная база, отец примуса! Как сладко спать под демократический звон его пружин! Какие сладкие сны видит человек, засыпающий на его голубой дерюге! Каким уважением пользуется каждый матрацевладелец!

*

  Воскресенье -- музейный день.

   Есть в Москве особая категория людей. Она ничего не понимает в живописи, не интересуется архитектурой и безразлична к памятникам старины. Эта категория посещает музеи исключительно потому, что они расположены в прекрасных зданиях. Эти люди бродят по ослепительным залам, завистливо рассматривают расписные потолки, трогают руками то, что трогать воспрещено, и беспрерывно бормочут:

   -- Эх! Люди жили!

*

Быстрый переход от спокойной жизни делопроизводителя уездного загса к неудобному и хлопотливому быту охотника за бриллиантами и авантюриста даром не дался. Ипполит Матвеевич сильно похудел, и у него стала побаливать печень. Под суровым надзором Бендера Ипполит Матвеевич терял свою физиономию и быстро растворялся в могучем интеллекте сына турецко-подданного.

*

Так страстно, так неотвратимо захотелось старому предводителю женской ласки, отсутствие которой тяжело сказывается на жизненном укладе, что он немедленно взял Лизину лапку в свои морщинистые руки и горячо заговорил об Эйфелевой башне. Ему захотелось быть богатым, расточительным и неотразимым. Ему хотелось увлекать и под шум оркестров пить некие редереры с красоткой из дамского оркестра в отдельном кабинете. Так страстно, так неотвратимо захотелось старому предводителю женской ласки, отсутствие которой тяжело сказывается на жизненном укладе, что он немедленно взял Лизину лапку в свои морщинистые руки и горячо заговорил об Эйфелевой башне. Ему захотелось быть богатым, расточительным и неотразимым. Ему хотелось увлекать и под шум оркестров пить некие редереры с красоткой из дамского оркестра в отдельном кабинете.

*

Мотив "Ходите, вы всюду бродите" бешено запрыгал в голове Ипполита Матвеевича. Наши стулья, наши, наши, наши! Об этом кричал весь его организм. "Наши!" -- кричала печень. "Наши!" -- подтверждала слепая кишка.

   Он так обрадовался, что у него в самых неожиданных местах объявились пульсы. Все это вибрировало, раскачивалось и трещало под напором неслыханного счастья.

*

Дверь открылась. Остап прошел в комнату, которая могла быть обставлена только существом с воображением дятла. На стенах висели кинооткрыточки, куколки и тамбовские гобелены. На этом пестром фоне, от которого рябило в глазах, трудно было заметить маленькую хозяйку комнаты. На ней был халатик, переделанный из толстовки Эрнеста Павловича и отороченный загадочным мехом.

*

Для концессионеров началась страдная пора. Остап утверждал, что стулья нужно ковать, пока они горячи. Ипполит Матвеевич был амнистирован, хотя время от времени Остап допрашивал его:

   -- И какого черта я с вами связался? Зачем вы мне, собственно говоря? Поехали бы себе домой, в загс. Там вас покойники ждут, новорожденные. Не мучьте младенцев. Поезжайте.

   Но в душе великий комбинатор привязался к одичавшему предводителю. "Без него не так смешно жить", -- думал Остап. И он смешливо поглядывал на Воробьянинова, у которого на голове уже пророс серебряный газончик.

*

И тем не менее розыски шли без особенного блеска. Мешали Уголовный кодекс и огромное количество буржуазных предрассудков, сохранившихся у обитателей столицы. Они, например, терпеть не могли ночных визитов через форточку. Приходилось работать только легально.

*

Великие люди острят два раза в жизни. Эти остроты увеличивают их славу и попадают в историю. Изнуренков выпускал не меньше шестидесяти первоклассных острот в месяц, которые с улыбкой повторялись всеми, и все же оставался в неизвестности. Если остротой Изнуренкова подписывался рисунок, то слава доставалась художнику. Имя художника помещали над рисунком. Имени Изнуренкова не было.

   -- Это ужасно! -- кричал он. -- Невозможно подписаться. Под чем я подпишусь? Под двумя строчками?

*

  Не застав Эрнеста Павловича днем (квартира была заперта, и хозяин, вероятно, был на службе), великий комбинатор решил зайти к нему попозже, а пока что расхаживал по городу. Томясь жаждой деятельности, он переходил улицы, останавливался на площадях, делал глазки милиционеру, подсаживал дам в автобусы и вообще имел такой вид, будто бы вся Москва, с ее памятниками, трамваями, моссельпромщиками, церковками, вокзалами и афишными тумбами, -- собралась к нему на раут. Он ходил между гостей, мило беседовал с ними и для каждого находил теплое словечко.

*

   В нудной очереди, стоящей у магазина, всегда есть один человек, словоохотливость которого тем больше, чем дальше он стоит от магазинных дверей. А дальше всех стоял Поле-
сов.

*

Коридоры Дома Народов были так длинны и узки, что идущие по ним невольно ускоряли ход. По любому прохожему можно было узнать, сколько он прошел. Если он шел чуть убыстренным шагом, -- это значило, что поход его только начат. Прошедшие два или три коридора развивали среднюю рысь. А иногда можно было увидеть человека, бегущего во весь дух, -- он находился в стадии пятого коридора. Гражданин же, отмахавший восемь коридоров, легко мог соперничать в быстроте с птицей, беговой лошадью и чемпионом мира, бегуном Нурми.

*

  Наконец Грицацуева попала на площадку внутренней лестницы. Там было темно, но вдова преодолела страх, сбежала вниз и дернула стеклянную дверь. Дверь была заперта. Вдова бросилась назад. Но дверь, через которую она только что прошла, была тоже закрыта чьей-то заботливой рукой.

  

*

Между тем как одни герои романа были убеждены в том, что время терпит, а другие полагали, что время не ждет, время шло обычным своим порядком. За пыльным московским маем пришел пыльный июнь,

*

Васюкинские шахматисты внимали Остапу с сыновьей любовью. Остапа несло. Он почувствовал прилив новых сил и шахматных идей.

   -- Вы не поверите, -- говорил он, -- как далеко двинулась шахматная мысль. Вы знаете, Ласкер дошел до пошлых вещей, с ним стало невозможно играть. Он обкуривает своих противников сигарами. И нарочно курит дешевые, чтобы дым противней был. Шахматный мир в беспокойстве.

*

Остап со вчерашнего дня еще ничего не ел. Поэтому красноречие его было необыкновенно.

*

На третьем ходу выяснилось, что гроссмейстер играет восемнадцать испанских партий. В остальных двенадцати черные применили хотя и устаревшую, но довольно верную защиту Филидора. Если б Остап узнал, что он играет такие мудреные партии и сталкивается с такой испытанной защитой, он крайне бы удивился. Дело в том, что великий комбинатор играл в шахматы второй раз в жизни.

*

Сперва любители, и первый среди них -- одноглазый, пришли в ужас. Коварство гроссмейстера было несомненно. С необычайной легкостью и, безусловно, ехидничая в душе над отсталыми любителями города Васюки, гроссмейстер жертвовал пешки, тяжелые и легкие фигуры направо и налево. Обхаянному на лекции брюнету он пожертвовал даже ферзя. Брюнет пришел в ужас и хотел было немедленно сдаться, но только страшным усилием воли заставил себя продолжать игру.

   Гром среди ясного неба раздался через пять минут.

*

Утро застало концессионеров на виду Чебоксар. Остап дремал у руля. Ипполит Матвеевич сонно водил веслами по воде. От холодной ночи обоих подирала цыганская дрожь. На востоке распускались розовые бутоны. Пенсне Ипполита Матвеевича все светлело. Овальные стекла их заиграли. В них попеременно отразились оба берега.

*

  -- О! Обо мне написали бы совсем другое. Обо мне написали бы так: "Труп второй принадлежит мужчине двадцати семи лет. Он любил и страдал. Он любил деньги и страдал от их недостатка.

*

Инженер Брунс сидел на каменной веранде дачи на Зеленом Мысу под большой пальмой, накрахмаленные листья которой бросали острые и узкие тени на бритый затылок инженера, на белую его рубашку и на гамбсовский стул из гарнитура генеральши Поповой, на котором томился инженер, дожидаясь обеда.

   Брунс вытянул толстые наливные губы трубочкой и голосом шаловливого карапуза протянул:

   -- Му-у-усик!

   Дача молчала.

Тропическая флора ластилась к инженеру. Кактусы протягивали к нему свои ежовые рукавицы. Драцены гремели листьями. Бананы и саговые пальмы отгоняли мух с лысины инженера, розы, обвивающие веранду, падали к его сандалиям.


*

В это время, в двух верстах от концессионеров, со стороны Тифлиса в Дарьяльское ущелье вошел отец Федор. Он шел мерным солдатским шагом, глядя только вперед себя твердыми алмазными глазами и опираясь на высокую клюку с загнутым концом, как библейский первосвященник.

*

Отец Федор не выдержал муки преследования и полез на совершенно отвесную скалу. Его толкало вверх сердце, поднимавшееся к самому горлу, и особенный, известный только одним трусам, зуд в пятках. Ноги сами отрывались от гранитов и несли своего повелителя вверх.

*

Остап, пребывавший ежедневно с Ипполитом Матвеевичем, не замечал в нем никакой перемены. Между тем Ипполит Матвеевич переменился необыкновенно. И походка у Ипполита Матвеевича была уже не та, и выражение глаз сделалось дикое, и ус торчал уже не параллельно земной поверхности, а почти перпендикулярно, как у пожилого кота.









Словарь негра из людоедского племени "Мумбо-Юмбо"... Вероятно, этноним связан с английскими описаниями путешествий по Африке в XVIII веке: авторы этих описаний сообщали о характерном для племен, живущих в районе реки Нигер, культе божества Мумбо-Юмбо (Mumbo Jumbo), которое наказывает женщин, не желающих признавать власть мужчин. Этнографы к подобного рода сообщениям относились весьма скептически, и с XIX века сочетание "Mumbo Jumbo" используется в английском как обозначение объекта и атрибута непонятного (зачастую -- шарлатанского) культа, невнятной (или намеренно усложненной) речи, да и вообще некоей тарабарщины. Так оно использовано, к примеру, и Т. Карлейлем в хрестоматийной работе "Французская революция", впервые переведенной на русский в 1907 году. Примерно тогда же термин вошел и в русскую юмористику.

*







Просмотр содержимого презентации
«12 стульев»

Презентация к внеклассному мероприятию  по роману И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев»   Учитель: Джемилева Елена Михайловна МОУ гимназия №1 г.о. Шуя

Презентация к внеклассному мероприятию по роману И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев»

Учитель: Джемилева Елена Михайловна

МОУ гимназия №1 г.о. Шуя

Что бы это значило? Джин Шеперд:… - это правда в безопасных для жизни дозах. Альберто Моравиа:… - оружие безоружных. И. Кант: …- талант произвольно приходить в хорошее расположение духа. С. Ликок:… - это добродушное созерцание и художественное изображение нелепостей жизни. ЮМОР

Что бы это значило?

  • Джин Шеперд:… - это правда в безопасных для жизни дозах.
  • Альберто Моравиа:… - оружие безоружных.
  • И. Кант: …- талант произвольно приходить в хорошее расположение духа.
  • С. Ликок:… - это добродушное созерцание и художественное изображение нелепостей жизни.

ЮМОР

Роман И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев»

Роман И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев»

I раунд   В каком году был написан роман «12 стульев»? Назовите год и журнал, в котором роман был впервые опубликован. В каком журнале работали будущие соавторы? В каком городе родились будущие соавторы? Кто подсказал тему для произведения? Кто скрывался под псевдонимом Илья Ильф? Кто скрывался под псевдонимом Евгений Петров? Назовите профессии, в которых будущие писатели пробовали свои силы? Как предлагал работать над произведением Валентин Петрович Катаев? Почему Валентин Катаев отказался от соавторства? В чем заключался принцип совместной работы Ильфа и Петрова? Сколько частей в романе и что лежит в основе сюжета? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

I раунд

  • В каком году был написан роман «12 стульев»?
  • Назовите год и журнал, в котором роман был впервые опубликован.
  • В каком журнале работали будущие соавторы?
  • В каком городе родились будущие соавторы?
  • Кто подсказал тему для произведения?
  • Кто скрывался под псевдонимом Илья Ильф?
  • Кто скрывался под псевдонимом Евгений Петров?
  • Назовите профессии, в которых будущие писатели пробовали свои силы?
  • Как предлагал работать над произведением Валентин Петрович Катаев?
  • Почему Валентин Катаев отказался от соавторства?
  • В чем заключался принцип совместной работы Ильфа и Петрова?
  • Сколько частей в романе и что лежит в основе сюжета?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

II раунд   Ответы   1 З 2 3 Д 4 К 5 А И 6 Б 7 Г 8 В 9 Ж 10 Е

II раунд

Ответы

 

1

З

2

3

Д

4

К

5

А

И

6

Б

7

Г

8

В

9

Ж

10

Е

III раунд

III раунд

III раунд и а т и н т к Как называлось средство для окраски волос, которым воспользовался Воробьянинов? Текст по теме

III раунд

и

а

т

и

н

т

к

Как называлось средство для окраски волос, которым воспользовался Воробьянинов?

Текст по теме

III раунд б о я л о к 2. Чем угостил Бендер беспризорного при входе в Старгород? Текст по теме

III раунд

б

о

я

л

о

к

2. Чем угостил Бендер беспризорного при входе в Старгород?

Текст по теме

III раунд г о ш и у н е т т е л ь 3. Какой предмет под маркой

III раунд

г

о

ш

и

у

н

е

т

т

е

л

ь

3. Какой предмет под маркой "Эклер" являлся единственным в доме Старсобеса, имеющим отношение к пожарной охране, и вызвал в инспекторе особое раздражение?

Текст по теме

Картинки появляются при наведении курсора на слово «суперигра». «У нас победитель» гиперссылка ведущий, «минута на размышление» - скрипичный ключ

III раунд с а о н н о б р 4. Как называлась гостиница, в которой жили О. Бендер и Воробьянинов, съехав из подвала сторожа? Текст по теме Картинки появляются при наведении курсора на слово «суперигра». «У нас победитель» гиперссылка ведущий, «минута на размышление» - скрипичный ключ

III раунд

с

а

о

н

н

о

б

р

4. Как называлась гостиница, в которой жили О. Бендер и Воробьянинов, съехав из подвала сторожа?

Текст по теме

Картинки появляются при наведении курсора на слово «суперигра». «У нас победитель» гиперссылка ведущий, «минута на размышление» - скрипичный ключ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Источники:

Источники:

  • http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-pro-yumor
  • http://www.ivurcol.net/el_resurs/lp/66.pdf
  • http://az.lib.ru/i/ilfpetrov/text_0120.shtml
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2
  •  
  • фото
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a5/Ilf_Petrov.jpg
  • https://s1.knigavuhe.ru/1/covers/14778/1-2.jpg
  • https://lh3.ggpht.com/F3Q36F4Bjp7DpJvgQkODjJ9faewAOGE23zUiTilpZAdp-TianN4LaNAV_asa0_HX8fA=s180
  •  
  •  
  • Шаблон презентации
  • https://easyen.ru/load/klassnye_chasy/raznye/shablon_dlja_intellektualnoj_igry_pole_chudes/112-1-0-58138


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!