Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11 г. Зеленокумска Советского района»
Внеклассное мероприятие по литературному чтению
Тема: «Стихи, посвященные Великой Отечественной войне»
Автор: Демчинская И. А.
учитель начальных классов
Апрель 2022г.
Урок внеклассного мероприятия по литературному чтению
Тема урока: «Стихи, посвященные Великой Отечественной войне».
Цели урока:
Познакомить учащихся со стихами о Великой Отечественной войне, написанными во время и после войны.
Поговорить о мыслях и чувствах людей, прошедших через войну.
Воспитывать чувство патриотизма.
1. Организация деятельности учащихся по знакомству с новым произведением, со страницами истории Великой Отечественной войны.
2. Формирование навыка размышлять и анализировать, навыка монологической речи.
3. Развитие читательских умений, навыков выразительного чтения, речи, образного мышления, вызвать душевный отклик на произведения о войне.
4. Воспитание интереса к истории родной страны, чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к защитникам Отечества
Формирование УУД на уроке:
Познавательные (П): воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрации к тексту.
Личностные (Л): содействовать осознанию ценности изучаемого предмета; проявлять уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Коммуникативные (К): использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения.
Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.
Оборудование: учебник по литературному чтению, тетрадь, картины о ВОВ, портреты поэтов: А.Ахматовой, А.Твардовского, А.Суркова, К.Симонова, детские проекты, презентация.
Тип урока: комбинированный
Технология продуктивного чтения.
Ход урока
Знакомство с темой урока.
Прежде, чем мы начнем, я бы хотела вас попросить, чтобы вы не стеснялись и не боялись выражать свои мысли.
Учитель: -Рассмотрите картины, помещённые на доске. Что у них общего?
(на них изображена война, это ВОВ).
-Как вы думаете, с какой целью эти картины помещены на доске? (мы будем изучать тему «Великой Отечественной войны»).
Подготовка к восприятию нового материала.
-Произнесите слово ВОЙНА медленно с чувством.
-Какие смысловые ассоциации у вас возникли?
(смерть, разруха, горе, голод, слёзы, плач).
-Подберите к слову ВОЙНА эпитеты? Какая она?
(жестокая, бессердечная, страшная кровавая, зверская).
- Ребята, а что вы знаете о ВОЙНЕ?
Объявление темы урока:
-Сегодня на уроке мы будем говорить о войне. Но не так, как на уроках истории, мы не будем рассматривать великие сражения, поражения и победы. Мы будем говорить о тех чувствах, которые возникли в сердцах и душах людей, услышавших в июне 1941 года это страшное слово - война.
-Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого дня войны и до последнего не умолкал голос поэтов. Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозные, страшные годы пробудить у людей чувство ответственности за свою страну, чувство сопричастности к судьбе Родины.
Александр Трифонович Твардовский «Война» читает Волошин Алексей
Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
Учитель: -На рассвете 22 июня 1941года без объявления войны, Германия напала на Советский Союз.(голос. Левитана)
Так началась Великая Отечественная война.
-А почему ее назвали Великой Отечественной?
Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто сражался с врагом на захваченной территории- партизанам и подпольщикам, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым.
Работа над стихами
-Учитель: Несмотря на то, что, казалось бы, на войне не до искусства- поэзия была самым популярным жанром.
Сейчас мы подробнее познакомимся с творчеством поэтов в годы Великой Отечественной войны.
Анна Андреевна Ахматова родилась в 23 июня 1889 г., Одесса, Херсонская губерния.
Во время Великой Отечественной войны Ахматова была эвакуирована в Ташкент, в Ленинград вернулась в 1944 году. В годы войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. В стихотворении "Мужество", написанном в феврале 1942 года, судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России:
Анна Андреевна Ахматова «Мужество» читает Немцурова Милана
-Учитель: Ещё помогала людям на фронте дружба. Дружба на войне – особенная: это и взаимопомощь, и взаимовыручка и братство навеки. Фронтовики с особой гордостью и уважением вспоминают своих боевых товарищей – тех людей, с которыми они делили кусок хлеба, кружку воды и папиросу. Солдатская дружба не зависит от национальной или религиозной принадлежности. Люди вместе защищают свою общую Родину.
Александр Трифонович Твардовский – советский писатель и поэт, родился 21 июня 1910 года в небольшой деревушке Загорье под Смоленском. В 1939 году Александра Твардовского призвали в армию, и он участвовал в боях за освобождение Западной Белоруссии. В финскую войну поэт удостоился офицерского звания, и продолжал служить, но уже специальным корреспондентом воронежской газеты «Красная Армия». Во время войны Твардовский не бросал любимое занятие, он продолжал оттачивать свое мастерство и писать, писать, писать. В эти годы он стал автором цикла поэзий «Фронтовая хроника».
Стихотворение « Когда пройдешь путем колонн…» мы выбрали неспроста. В произведении создан образ человека воспитанного войной – отважного героя, который ценит дружбу и жизнь.
(Фото автора на экране)
Александр Трифонович Твардовский «Когда пройдешь путем колонн…»
читают Андреев Данил и Казаченко Александр
-Учитель: - Скажите, ребята, какой вы представляете дружбу солдат на войне?
Итог урока:
(портрет и слова К. Симонова)
1. Слово учителя.
- Следующий поэт с которым мы познакомимся Константин Михайлович Симонов. Родился 28 ноября 1915 года в Петрограде. Симонов прошел всю войну, видел столько ужасов за эти годы, что ему просто необходимо было обо всем этом с кем-то делиться, чтобы не накапливать этот груз в себе. Так война стала главной темой его произведений.
По мнению поэта «писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чём-то парадном, торжественном и лёгком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжёлых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо всё это есть, но писать только об этом – значит, забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне».
Константин Михайлович Симонов «жди меня и я вернусь» читают Немцурова Светлана и Немцуров Николай
-Учитель: На стихи часто была наложена музыка. Во многих песнях звучали слова о доме, жёнах, матерях. Они согревали солдатские души в окопах, землянках, поднимали боевой дух, и помогали преодолеть трудности, одерживая победу над врагом.
Видео фрагмент из кинофильма «В бой идут одни старики»
Дети исполняют песню «А закаты алые, алые, алые…»
- Как вы думаете, почему солдату нужна была вера в то, что его ждут дома, думают о нем? ( Чтобы ему легче было на фронте, эта вера предавала мужества и смелости. Солдаты знали, кого они защищают от врагов)
2. Заключительная беседа.
- Какую тему поднимают авторы стихов, прозвучавших на сегодняшнем уроке? (Тему мужества, героизма, любви к Родине и своим близким).
- Какими чувствами пронизаны стихи и о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня? (Чувством гордости и патриотизма)
- Ребята, а что такое патриотизм? ( чувство любви к Родине! Преданность ей. Стремление защитить интересы Родины и ее народа)
- Считаете ли вы себя патриотами?
- А что уже сейчас можете делать для своей страны? (уважать ее, гордиться, поддерживать порядок, хорошо учиться, дружить)
- Учитель: Мы всегда должны помнить подвиг Советского народа, их героизм и отвагу. Ведь, пока мы их помним - они живы!
(видео)
И снова над землей нависла угроза фашизма. И опять наша страна не может смотреть на страдания простых людей, наших братьев.
Солдаты нашей армии, не щадя своих сил, ценой собственных жизней, освобождают земли и мирный народ от жуткой идеологии.
Наши бойцы обязательно победят и подарят мир людям, так давно живущим в кошмаре, потому что своих не бросаем!
(открываю оформленную доску)
Наш класс участвовал в акции «Письмо Солдату» и некоторые письма уже были отправлены. Но у нас еще много добрых слов, которые мы хотели выразить нашим защитникам.
(Дети зачитывают письма)
Рефлексия
Ну вот наш урок и подошел к концу. Спасибо, за вашу работу: за ответы, размышления. Спасибо, уважаемые гости, что поддержали нас сегодня.
И в заключении, я бы хотела сказать, точнее, напомнить всем нам о том, как важно помнить добро и тех, кто его для нас делает. Важно быть благодарными и честными. А еще, никогда не забывать и не придавать историю своей страны.
На этом у нас все, спасибо за внимание!