Конспект внеклассного занятия по ПДД
«Вспоминаем с уважением Правила дорожного движения»
Возраст детей: 9 – 11 лет
Оборудование и материалы: презентация, ТСО.
Цель занятия: Обобщение знаний по ПДД
Задачи:
Обобщить имеющиеся знания в сфере ПДД
Способствовать формированию навыков взаимодействия в команде, умения работать в команде, находить себе место в групповой работе.
Создать условия для развития психических процессов (внимания, зрительной и слуховой памяти) в процессе занятия.
Способствовать развитию коммуникативной активности, умению слушать.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Первый этап — Организационный
Задачи этапа: создание психологической комфортности в группе, положительного психологического климата.
Второй этап — Основной
Задачи: включение учащихся в совместную деятельность, развитие коммуникативных умений, обобщение имеющихся знаний в сфере ПДД.
Педагог делит детей на 2 команды с помощью цветовых жетонов.
После того, как образуются команды участников игры, объясняются правила.
Игра «Вспоминаем с уважением Правила дорожного движения» осуществляется по принципу игры «Морской бой».
На экране размещено игровое поле.
| 1 | 2 | 3 | 4 |
А | п | а | о | д |
Б | а | в | д | п |
В | в | о | п | а |
Г | д | п | а | в |
Д | о | д | в | о |
В левом вертикальном ряду располагаются буквы (А, Б, В, Г, Д), в верхнем горизонтальном - цифры (1,2,3,4). Каждая команда по очереди делает выстрел, например, «Б -3». На пересечении этих разделов находится рубрика, которая обозначена буквой (в данном случае – Д).
Таких рубрик четыре:
А - «Азбука дороги»
Д - «Дорожная терминология»
П - «Мы - пешеходы»
В - «Мы - велосипедисты»
О – «Найди ошибки»
Как только команда произвела выстрел, задаётся вопрос, соответствующий данной рубрике. Если ответ верный, команда получает 1 балл и право выстрела предоставляется следующей команде, если ответ неверный или команда затрудняется дать на него ответ, то право ответа может получить следующая команда.
За каждый правильный ответ команды участников получают жетоны.
Вопросы рубрик:
Рубрика «Азбука дороги» («А»)
В данной рубрике проверяется то, как дети знают «язык дороги», т.е. основные группы дорожных знаков и их названия. Педагогом зачитывается загадка о дорожном знаке, показывается знак, задача детей – дать название знака и его группу.
1). Вот идём по мостовой, отправляемся домой
Видим: яркий знак висит и о чём – то нам гласит.
Красный фон, кирпич на нём. Отвечаем и не ждём! (проезд закрыт.)
2). Хочу спросить у вас, друзья – ошибаться вам нельзя!
Что за знак в руке моей? Круг, внутри велосипед,
Жду я правильный ответ! (велосипедная дорожка.)
3). Ну а это что за знак? Нарисован он вот так:
Отвечайте дружно все! Роет землю человек
Знак поставлен не на век. (дорожные работы.)
4). Странный знак увидел я, удивился я, друзья!
В нём и вилка, в нём и нож – просто мимо не пройдёшь.
Подскажите поскорей, что за знак указан здесь? (пункт питания.)
Рубрика «Дорожная терминология» («Д»)
В данной рубрике педагогом раскрываются ситуации, понятия или определения терминов из Правил дорожного движения. Задачей детей является дать правильное название термина, о котором идёт речь.
1). На наших улицах и дорогах за соблюдением правил дорожного движения следит служба ГИБДД. Но, к большому сожалению, на наших улицах и дорогах случаются неприятные ситуации, из – за нарушений правил дорожного движения. В эту ситуацию попадают люди и транспортные средства. Как называется эта дорожная ситуация?
(Дорожно – транспортное происшествие)
2). Эта часть дороги, расположена по обе стороны проезжей части. Она может служить для остановки автомобилей, а также для движения пешеходов, особенно в загородной зоне. Как называется эта часть дороги? ( Обочина).
3). Как называется полоса земли с поверхностью искусственного сооружения, используемая для движения транспортных средств? (Дорога).
4). Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями. (Перекрёсток).
Рубрика «Мы – Пешеходы» («П»)
В данной рубрике речь ведётся о правилах, которые касаются только Пешеходов – одних из участников Дорожного движения.
1). Как называется специальная часть дороги вдоль проезжей части, предназначенная для движения пешеходов? (тротуар)
2). Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?
(по левой стороне обочины, навстречу движения транспортных средств).
3). Автобус остановился на остановке, вы вышли из него. Как правильно переходить дорогу при выходе из транспорта?
(Только после того, как автобус отъехал, нужно дойти до ближайшего пешеходного перехода или перекрёстка и начать переход.)
4). Где разрешается переходить проезжую часть, если в зоне видимости нет перехода?
(На хорошо просматриваемом участке дороги, если нет ограждений, под прямым углом к проезжей части дороги).
Рубрика «Мы – Велосипедисты» («В»)
Данная рубрика содержит вопросы Правил для велосипедистов.
С какого возраста разрешается выезд на проезжую часть на велосипеде? (с 14 лет)
Что означает этот сигнал велосипедиста? (картинки на слайде) (поворот налево)
Имеет ли право водитель велосипеда проезжать под этот знак? (картинки на слайде) (нет, не имеет права)
Как должны двигаться лица, ведущие велосипед, за пределами населённого пункта? (По краю проезжей части по ходу движения транспортных средств).
Рубрика «Найди ошибку» («О»)
На слайдах представлены дорожные ситуации, задача детей – найти ошибки и по указанным заданиям и объяснить их.
1.В каком из этих мест запрещён выход на проезжую часть? (картинки на слайде)
( Выход на проезжую часть запрещён в ситуациях №4, 5, 6)
2.Кто из этих пешеходов допускает ошибку при переходе дороги?
( картинки на слайде). (Ошибку допускают пешеходы в ситуации №3.Девочка, оставшись без присмотра, может попасть под колёса, движущегося по дороге автотранспорта.)
3.Кто из этих ребят нарушил правила безопасности при переходе дороги? (картинки на слайде) (Правила безопасного перехода нарушили все пешеходы.)
4.Чем опасен стоящий автобус для этих пешеходов? (Стоящий автобус опасен для пешеходов тем, что он загораживает собой движущиеся автомашины, а водителям загораживает пешеходов.)
Третий этап — Заключительный этап.
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Задачи: Подведение итогов занятия, определить степень удовлетворенности занятием, совместной деятельностью; выяснить наличие интереса к изучению программы.
После окончания игры, по количеству жетонов, набранных командами, определяется команда – победитель, всем участникам вручаются поощрительные призы.
Упражнение на рефлексию «Светофор».
На доске висит светофор с цветными карманами, каждому цвету светофора соответствует отношение ребят к прошедшему занятию.
Красный – познавательно,
жёлтый – интересно,
зелёный – скучно.
Задача ребят: положить жетоны в соответствующий цветовой кармашек.