КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: «Волшебный цветок». Фольклор или устное народное творчество
Цель: познакомить с разными произведениями фольклора, прививать любовь к устному народному творчеству, работать над развитием красивой образной речи, развивать творческие способности учащихся, воспитывать любовь к своей родине.
Оборудование: компьютер, презентация, аудиозапись.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационное начало.
(Звучит мелодия «Самый волшебный цветок»)
(Слайд 1)
- Сегодня мы с вами отправимся в добрую сказку и встретимся с волшебным цветком. (Слайд 2)
Большую корзину с собой мы возьмём,
В неё мы положим песенок связку,
Потешки, былины, загадки, стихи,
Всего понемногу, что знаете вы.
Подарим друг другу частичку добра,
Радости, счастья,
В дорогу, друзья!
(Слайд 3 – лес и дорога)
Сообщение темы занятия
- Есть у русского народа «живой цветок», который сказки сказывает, потешает, поёт, развлекает, веселит и учит. У этого цветка вместо лепестков - сказки, загадки, потешки, песни, пословицы, были и небылицы, сказы и былины.
- А кто из вас догадался, что это за чудесный цветок? /фольклор/
(Слайд 4. Появляется слово «Фольклор»)
- Правильно. Все эти произведения - фольклор или устное народное творчество. И сегодня мы вместе с вами вспомним произведения фольклора, с которыми знакомились на уроках чтения, откроем для себя что-то новое и интересное, необычное и сказочное. Итак, наше путешествие начинается…
Работа по теме занятия
- В произведениях устного народного творчества отражена народная мудрость - ум, знания всего народа.
- Кто мне подскажет, откуда произошло слово «фольклор»?
- Правильно. Слово «фольклор» произошло от английских слов: folk – народ, lore – мудрость. Что значит – народная мудрость.
- Почему мы называем фольклор устным народным творчеством?
- Конечно, он создавался народом, передавался из уст в уста, от одного поколения к другому.
(Открывается первый лепесток на экране. Песни)
- Много у каждого народа колыбельных, хороводных, свадебных и других песен. Их поют у колыбели ребёнка, на праздниках и в дни печали. Эти песни живут в народе много-много лет.
- Какие колыбельные песни вы знаете?
Баю-баюшки баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок
И утащит за бочок.
Баю-бай, баю-бай,
Поди, Бука, за сарай,
Маше спать не мешай!
(Звучит русская народная песня «Во поле берёзка стояла»)
- Вот и первые песенки попали в нашу корзину.
- За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками (от слова «нянчить», «холить», «пестовать», «ходить» за кем-нибудь) и потешками.
(Открывается второй лепесток на экране. Потешки)
- В первые годы жизни пелись песенки и более сложного содержания (прибаутки, маленькие сказочки в стихах). Любит русский человек веселье, умеет потешить, порадовать своих детей. Детские песенки-потешки часто называют прибаутками.
- Потешка (прибаутка) - маленькое весёлое произведение фольклора. Потешками потешали, забавляли детей.
- Вспомните, какие потешки вы знаете.
Шла лисичка по мосту,
Несла вязанку хворосту.
Вытопила баньку.
Выкупала Ваньку,
Посадила в уголок.
Дала сладкий пирожок.
Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.
- Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова, присказки, потешки. Например, купают ребенка и приговаривают:
С гуся вода, с лебедя вода,
А с моего дитятки вся худоба.
- Как вы думаете, что желают ребёнку, приговаривая такие слова?
- Сейчас и мы с вами попробуем побыть чьими - то родителями, а кто-то сыном или дочкой. Роли между собой можете распределить сами (кто из вас ребенок, а кто родитель).
- 1- ая такая ситуация – у ребенка заболел пальчик.
У лисы боли,
У медведя боли,
А Петенькины боли
Уходите за горы.
- 2 - ая ситуация – ваш ребёнок без разрешения ушёл куда-либо, его нужно как-то наказать, поругать.
Не ходи за селом,
Там Яга с помелом.
Не ходи вопотьмах –
Ходит страх во кустах.
- 3- я ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова .
Ах, ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
- От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными. Эти потешки давайте тоже положим в наш короб.
- Подрастая, ребёнок рано привыкал делить заботы старших, взрослых людей. Он выучивался закличкам и приговоркам.
(Открывается третий лепесток на экране. Заклички)
- Что такое заклички?
- Заклички - песенные обращения к силам природы: солнцу, дождю, радуге.
- Заклички тесно связаны с соответствующими обрядами, к ним относят и новогодние пожелания, и рождественские колядки, и песни-веснянки:
Жаворонушки,
Уж вы матушки
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну - красну
На сохе, на бороне,
На ржаном калаче.
- Каждая такая закличка содержит конкретную просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы, от которых во многом зависело благополучие и детей, и взрослых в крестьянских семьях.
- Эти произведения - своеобразный способ общения с окружающим миром, в частности, с миром природы.
- К кому обращаются в закличках?
- Кто помнит заклички?
- Сейчас весна. Давайте и мы произнесем закличку, обращенную к солнышку.
Солнышко, покажись!
Красное, разожгись!
В дорогу выезжай!
Солнышко - вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
- К закличкам примыкают приговорки - короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям.
(Открывается четвертый лепесток на экране. Приговорки)
- К приговоркам относят и всем известное обращение к кукушке: «Кукушка-кукушка, сколько мне жить?»
- По своему происхождению заклички и приговорки восходят к древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши предки пытались повлиять на силы природы.
- Какие вы знаете приговорки?
Божья коровка,
Улети на небо,
Там твои детки
Кушают котлетки.
Улитка, улитка, покажи рога –
Дам тебе за это кусок пирога.
- Кто угадает, какое произведение из фольклора я прочитаю?
Шла бабка с заморья,
Несла кузовок.
В том кузовочке
Лежали грибочки,
Кому - гриб,
Кому - два,
А тебе, дитятко,
Весь кузовок.
- Правильно, это считалка.
(Открывается пятый лепесток на экране. Считалки)
- Для чего сочиняли считалки?
- В старину очень любили играть в самые разные игры. Счётом решали, кому
водить. Считалку отличает четкий ритм. Игра становится источником веселья, соревнованием.
- Что же такое считалка?
- Считалка (счёт, пересчёт) - это маленькое рифмованное стихотворение для игры.
- Кто знает считалки?
Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапти плела.
Кто лапти найдет,
Тот водить пойдет.
- Повеселились, но …. Делу - время, потехе - …час, – говорит русская (что?) пословица.
- Среди древнейших по происхождению жанров устного творчества - пословицы и поговорки.
(Открывается шестой лепесток на экране. Пословицы)
- Что такое пословица?
- Пословица - это произведение фольклора. Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Пословицы бывают разные. В них говорится о самом важном.
- Отгадайте, какие пословицы спрятались на экране? Закончите их.
Семь раз отмерь …
Поспешишь ...
Ум хорошо …
Дело мастера …
Друзья познаются …
- Молодцы! В нашу корзину мы сложили много разных пословиц. Пора идти дальше в дорогу.
- Любимый жанр фольклора у детей и взрослых - загадки...
(Открывается седьмой лепесток на экране. Загадки)
- В народной речи загадать означает «задумывать», «замышлять», «предлагать» что-либо, неизвестное для решения. Загадками не только испытывается сообразительность человека - они открывают мир захватывающей поэзии, самой смелой в сравнениях. Мир знакомый, обыденный увиден глазами народных поэтов
- Отгадайте загадки
Летает, жужжит,
На цветочки садится.
Пыльцу собирает,
Медок добывает.
/пчела/
Стоят в поле
Сестрички:
Желтый глазок,
Белые реснички.
/ромашка/
- О каком народном жанре мы забыли ещё сказать?
(Открывается лепесток. Сказки)
- Посмотрим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. О какой сказке идет речь?
Красна девица грустна…
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
(Снегурочка)
А дорога – далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
(Маша и медведь)
Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться.
Очень вкусная вода –
В ямке от копытца.
(Сестрица Алёнушка…)
Отворили дверь козлята
И … пропали все куда-то.
(Волк и семеро козлят)
По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат ведра!
(По щучьему велению)
Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке…
(Колобок)
Итог занятия
- Мы постарались наполнить наш чудесный короб.
- Чем же мы его заполняли?
- Как называются одним словом все эти произведения?
- Но, конечно, мы не сможем полностью наполнить наш короб за такое короткое время. Взрослея, вы будете знакомиться с этими и другими видами фольклора. Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам.
- Благодарю всех. До новых встреч!
9