СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеклассного занятия по теме «Волшебный цветок». Фольклор или устное народное творчество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети познакомятся с разными произведениями фольклора, будут работать над развитием красивой образной речи, развивать творческие способности учащихся, воспитывать любовь к своей родине.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного занятия по теме «Волшебный цветок». Фольклор или устное народное творчество.»

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ


Тема: «Волшебный цветок». Фольклор или устное народное творчество


Цель: познакомить с разными произведениями фольклора, прививать любовь к устному народному творчеству, работать над развитием красивой образной речи, развивать творческие способности учащихся, воспитывать любовь к своей родине.

Оборудование: компьютер, презентация, аудиозапись.


ХОД ЗАНЯТИЯ


Организационное начало.

(Звучит мелодия «Самый волшебный цветок»)

(Слайд 1)

- Сегодня мы с вами отправимся в добрую сказку и встретимся с волшебным цветком. (Слайд 2)

Большую корзину с собой мы возьмём,

В неё мы положим песенок связку,

Потешки, былины, загадки, стихи,

Всего понемногу, что знаете вы.

Подарим друг другу частичку добра,

Радости, счастья,

В дорогу, друзья!

(Слайд 3 – лес и дорога)

Сообщение темы занятия

- Есть у русского народа «живой цветок», ко­торый сказки сказывает, потешает, поёт, развле­кает, веселит и учит. У этого цветка вместо ле­пестков - сказки, загадки, потешки, песни, по­словицы, были и небылицы, сказы и былины.

- А кто из вас догадался, что это за чудесный цветок? /фольклор/

(Слайд 4. Появляется слово «Фольклор»)

- Правильно. Все эти произведения - фольклор или устное народное творчество. И сегодня мы вместе с вами вспомним произведения фольклора, с которыми знакомились на уроках чтения, откроем для себя что-то новое и интересное, необычное и сказочное. Итак, наше путешествие начинается…

Работа по теме занятия

- В произведениях устного народного твор­чества отражена народная мудрость - ум, зна­ния всего народа.

- Кто мне подскажет, откуда произошло слово «фольклор»?

- Правильно. Слово «фольклор» произошло от английских слов: folk – народ, lore – мудрость. Что значит – народная мудрость.

- Почему мы называем фольклор устным народным творчеством?

- Конечно, он создавался народом, передавался из уст в уста, от одного поколения к другому.

(Открывается первый лепесток на экране. Песни)

- Много у каждого народа колыбельных, хо­роводных, свадебных и других песен. Их по­ют у колыбели ребёнка, на праздниках и в дни печали. Эти песни живут в народе мно­го-много лет.

- Какие колыбельные песни вы знаете?

Баю-баюшки баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок

И утащит за бочок.

Баю-бай, баю-бай,

Поди, Бука, за сарай,

Маше спать не мешай!

(Звучит русская народная песня «Во поле берёзка стояла»)

- Вот и первые песенки попали в нашу корзину.

- За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками (от слова «нянчить», «холить», «пестовать», «ходить» за кем-нибудь) и потешками.

(Открывается второй лепесток на экране. Потешки)

- В первые годы жизни пелись песенки и более сложного содержания (прибаутки, маленькие сказочки в стихах). Любит русский человек веселье, умеет по­тешить, порадовать своих детей. Детские песен­ки-потешки часто называют прибаутками.

- Потешка (прибаутка) - маленькое весё­лое произведение фольклора. Потешками потешали, забавляли детей.

- Вспомните, какие потешки вы знаете.

Шла лисичка по мосту,

Несла вязанку хворосту.

Вытопила баньку.

Выкупала Ваньку,

Посадила в уголок.

Дала сладкий пирожок.


Наша Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

- Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова, присказки, потешки. Например, купают ребенка и приговаривают:

С гуся вода, с лебедя вода,

А с моего дитятки вся худоба.

- Как вы думаете, что желают ребёнку, приговаривая такие слова?

- Сейчас и мы с вами попробуем побыть чьими - то родителями, а кто-то сыном или дочкой. Роли между собой можете распределить сами (кто из вас ребенок, а кто родитель).

- 1- ая такая ситуация – у ребенка заболел пальчик.

У лисы боли,

У медведя боли,

А Петенькины боли

Уходите за горы.

- 2 - ая ситуация – ваш ребёнок без разрешения ушёл куда-либо, его нужно как-то наказать, поругать.

Не ходи за селом,

Там Яга с помелом.

Не ходи вопотьмах –

Ходит страх во кустах.

- 3- я ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова .

Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

- От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными. Эти потешки давайте тоже положим в наш короб.

- Подрастая, ребёнок рано привыкал делить заботы старших, взрослых людей. Он выучивался закличкам и приговоркам.

(Открывается третий лепесток на экране. Заклички)

- Что такое заклички?

- Заклички - песенные обращения к силам природы: солнцу, дождю, радуге.

- Заклички тесно связаны с соответствующими обрядами, к ним относят и новогодние пожелания, и рождественские колядки, и песни-веснянки:

Жаворонушки,

Уж вы матушки

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну - красну

На сохе, на бороне,

На ржаном калаче.

- Каждая такая закличка содержит конкретную просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы, от которых во многом зависело благополучие и детей, и взрослых в крестьянских семьях.

- Эти произведения - своеобразный способ общения с окружающим миром, в частности, с миром природы.

- К кому обращаются в закличках?

- Кто помнит заклички?

- Сейчас весна. Давайте и мы произнесем закличку, обращенную к солнышку.

Солнышко, покажись!

Красное, разожгись!

В дорогу выезжай!

Солнышко - вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

- К закличкам примыкают приговорки - короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям.

(Открывается четвертый лепесток на экране. Приговорки)

- К приговоркам относят и всем известное обращение к кукушке: «Кукушка-кукушка, сколько мне жить?»

- По своему происхождению заклички и приговорки восходят к древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши предки пытались повлиять на силы природы.

- Какие вы знаете приговорки?

Божья коровка,

Улети на небо,

Там твои детки

Кушают котлетки.


Улитка, улитка, покажи рога –

Дам тебе за это кусок пирога.

- Кто угадает, какое произведение из фольклора я прочитаю?

Шла бабка с заморья,

Несла кузовок.

В том кузовочке

Лежали грибочки,

Кому - гриб,

Кому - два,

А тебе, дитятко,

Весь кузовок.

- Правильно, это считалка.

(Открывается пятый лепесток на экране. Считалки)

- Для чего сочиняли считалки?

- В старину очень любили играть в самые разные игры. Счётом решали, кому

водить. Считалку отличает четкий ритм. Игра становится источником веселья, соревнованием.

- Что же такое считалка?

- Считалка (счёт, пересчёт) - это маленькое рифмованное стихотворение для игры.

- Кто знает считалки?

Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапти плела.

Кто лапти найдет,

Тот водить пойдет.

- Повеселились, но …. Делу - время, потехе - …час, – говорит русская (что?) пословица.

- Среди древнейших по происхождению жанров устного творчества - пословицы и поговорки.

(Открывается шестой лепесток на экране. Пословицы)

- Что такое пословица?

- Пословица - это произведение фольклора. Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Пословицы бывают разные. В них говорится о самом важном.

- Отгадайте, какие пословицы спрятались на экране? Закончите их.

Семь раз отмерь …

Поспешишь ...

Ум хорошо …

Дело мастера …

Друзья познаются …

- Молодцы! В нашу корзину мы сложили много разных пословиц. Пора идти дальше в дорогу.

- Любимый жанр фольклора у детей и взрослых - за­гадки...

(Открывается седьмой лепесток на экране. Загадки)

- В народной речи загадать означает «задумывать», «за­мышлять», «предлагать» что-либо, неизвестное для реше­ния. Загадками не только испытывается сообразитель­ность человека - они открывают мир захватывающей поэзии, самой смелой в сравнениях. Мир знакомый, обы­денный увиден глазами народных поэтов

- Отгадайте загадки

Летает, жужжит,

На цветочки садится.

Пыльцу собирает,

Медок добывает.

/пчела/

Стоят в поле

Сестрички:

Желтый глазок,

Белые реснички.

/ромашка/

- О каком народном жанре мы забыли ещё сказать?

(Открывается лепесток. Сказки)

- Посмотрим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. О какой сказке идет речь?

Красна девица грустна…

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка)


А дорога – далека,

А корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

(Маша и медведь)


Нет ни речки, ни пруда –

Где воды напиться.

Очень вкусная вода –

В ямке от копытца.

(Сестрица Алёнушка…)



Отворили дверь козлята

И … пропали все куда-то.

(Волк и семеро козлят)


По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат ведра!

(По щучьему велению)


Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке…

(Колобок)

Итог занятия

- Мы постарались наполнить наш чудесный короб.

- Чем же мы его заполняли?

- Как называются одним словом все эти произведения?

- Но, конечно, мы не сможем полностью наполнить наш короб за такое короткое время. Взрослея, вы будете знакомиться с этими и другими видами фольклора. Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам.

- Благодарю всех. До новых встреч!


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!