СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного мероприятия по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеурочного мероприятия по русскому языку на тему «Сокровища родного языка»

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного мероприятия по русскому языку»

Конспект внеурочного мероприятия по русскому языку

на тему «Сокровища родного языка»

Цель: формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка; развитие коммуникативной компетенции, культуры общения; воспитание интереса к родному языку, истории и культуре русского народа.

Задачи:

– повысить уровень мотивации к изучаемому предмету;

– способствовать развитию наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения;

– создавать необходимые условия для развития эмоциональной сферы учащихся;

Оборудование: Презентация, раздаточные материалы, таблички с названием команд

Ход игры

Вступительное слово.

Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.

Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.

Язык национальной гордости и достоинства!

Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».

В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.

Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М. Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

Наше мероприятие проводится в рамках недели гуманитарных наук, и посвящено оно нашему великому, богатому, родному русскому языку.

Сегодня вы покажете свои знания, умение разгадывать мудрые языковые загадки, возможно, узнаете что-то новое и чему-нибудь научитесь. Желаю удачи командам! Мы начинаем.


Приветствие жюри и команд (11 класс).


Основная часть


Орфоэпическая разминка

Расставить ударение: асимметрия, балованный, бензопровод, блокированный, бомбардировать, завидно, зевота, каталог, квартал, коклюш, красивее, облегчить, осведомиться, откупорить, принудить, сливовый, столяр, форзац, ходатайствовать, щавель. (20 б.)


Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, вставляя пропущенные буквы. (по 1 баллу за слово и орфографию)

1.Болезненный, тяжёлый сон называют ... (летаргическим)

2.В освоении космоса у России есть неоспоримый ... (приоритет)

3.Волокиту и дамского угодника в честь героя романа Ричардсона называют ... (ловелас)

4.Восстановление прав и честного имени, а иногда лечение после тяжёлой болезни называют ... (реабилитация)

5.Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного ... (сибарит)

6.Если вам не могут дать требуемое, то, скорее всего, предложат ... (эквивалент)

7. Снижение курса национальной валюты – это… (девальвация)

8. Постепенное ухудшение, упадок, снижение качества – это… (деградация)

9. Исключительное право, привилегия – это… (прерогатива)

10. Освобождение от зависимости, равноправие – это... (эмансипация)


Дайте лексическое значение следующих слов: 11 – епархия, ёрзать, баглай, корчма; 10 – епископ, ерепениться, бирюк, корсар. (по 1 б.)

Епархия – область под управлением епарха, правителя; область, край, управляемый, по делам духовным, архиереем.

Ёрзать – ползать сидя, подвигаться ползком сидя или на коленках, волочиться, скользить, тащиться.

Баглай – лентяй, дармоед, тунеядец.

Корчма – кабак, питейный дом, заезжий и постоялый двор, где держат напитки.

Епископ – священноначальник всей епархии, архиерей.

Ерепениться – бить, сечь, наказывать телесно, подымать нос, упрямиться, упорствовать, хорохориться.

Бирюк – зверь, серый волк, одинокий (жить бирюком)

Корсар – пират, морской разбойник.


О чем идет речь?

– По описанию вы должны догадаться, о каком слове идет речь. (по 1б.)

А) Это междометие является термином карточной игры, в переводе с итальянского означает «хватит, довольно», от этого междометия образован глагол, который первоначально означал «переставать играть» (бастовать); так звучит псевдоним современного артиста. (баста)

Б) Это междометие является одним из недавних. Иногда его отождествляют с морским термином, заимствованным из английского языка и обозначающим призыв к переговорам (с одного судна на другое). Но наше слово совсем иного рода, оно пришло из французского языка в конце 19 века. Англ. «здравствуйте». (алло)

В) Междометие, сочетание предлога с родительным падежом существительного, в нем, как и в его иноязычных «двойниках», в основу положено пожелание увидеться. (до свиданья)

Г) Родное, знакомое всем с детства междометие употребляется не в одиночку (баю или бай), иногда в уменьшительно-ласкательной форме, является формой 1 лица, ед.ч. глагола со значением «говорить, рассказывать сказки» (баять) (баю-бай)


Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Голландка (печь), китайка, лебёдка (механизм), толстовка (сторонник толстовства), шотландка (ткань).

(Китайка, т.к. оно единственное является однозначным и не может обозначать и одушевленное лицо, и неодушевленный предмет)


Синтаксическая разминка

Записать предложение, обсудить в команде правописание слов.

На дощатой террасе близ конопляника и можжевельника небезызвестная вдова подьячего Агриппина Саввична исподтишка потчевала винегретом с ветчиной, моллюсками и другими яствами под аккомпанемент аккордеона и виолончели коллежского асессора Аполлона Ипполитовича.


Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

– Перед вами предложение, придуманное известным лингвистом Львом Владимировичем Щербой. Ответьте, для чего оно придумано? Можно ли понять, о чем говориться в нем? Придумайте свое подобное предложение.


Сказка Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые!»:

Сяпала Калуша по напушке и увязила бутявку. И волит: «Калушата, калушаточки!

Бутявка!»Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: «Оее, оее! Бутявка-то некузявая!» Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит» «Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся». А бутявка волит за напушкой: «Калушата подудонились! Калушата подудонились!

Зюмо некузявые! Пуськи бятые!»


Ты – мне, я – тебе!

Предварительно классы готовят задание для соперника. (1б. за оригинальность задания, 1 б. за ответ)


Подведение итогов, награждение.


Люблю тебя, русский язык!

В нём столько добра и силы.

В нём слышится русский народ,

В нём слышится голос России.

Люблю тебя, русский язык!

Великое русское слово!

В нём вижу я Пушкина лик,

В нём вижу я лик Толстого.

Люблю тебя, русский язык!

Язык пониманья и мира:

На нём говорят и якут, и калмык,

И те, кто живёт на Памире.

За то, что красив и могуч,

За то, что как солнце велик,

За слово, как солнечный луч,

Люблю тебя, русский язык!


– Я надеюсь, что наше мероприятие было интересным и полезным для вас. Любите русский язык, изучайте русский язык, берегите русский язык!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!