Священное Писание
Конспект урока «ОРК и СЭ»
Класс: 4 «А»
Тема урока: Добро и зло.
Тип урока: Изучение нового.
Форма урока:
Цель урока: активизировать имеющийся опыт 4-классников, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах через понятия добро и зло
Задачи:
в области ценностей: актуализировать понятия: добро и зло; воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, толерантность и уважение к людям;
в области опыта: развивать навык работы с иллюстративным материалом, навык работы в группе;
в области знаний: учить детей отличать добро и зло, сделать свой личный выбор в пользу добра;
в области умений и навыков: развитие навыков сотрудничества со сверстниками – развитие коммуникативных и речевых действий учащихся, развитие коммуникативного потенциала личности учащихся.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные:
- овладение мотивационной основой учебной деятельности;
- использование адекватной самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- принятие учебную задачу;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
-, моделирование при решении поставленных задач;
- сравнение и классификация по заданным критериям;
- осуществление анализа слов с выделением существенных признаков;
Коммуникативные:
- построение понятных для партнёра высказываний;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Основные понятия: добро, зло, скромность, доброта, милосердие, честность, дружелюбие, вежливость.
Ресурсы: электронная интерактивная доска, иллюстрации для работы в группах, презентация, рассказ Сухомлинского «Обыкновенный человек», пословицы, макет сердца, карточки «Заветы добра».
Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.
Планируемые результаты урока.
Личностные результаты:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах через понятия добро и зло;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
формирование умений контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
адекватное использование речевых средств и средств ИКТ для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Структура урока
Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся чтением стихотворения «Доброе утро»:
Доброе утро!
Доброе утро!
Знайте, что вы поступаете мудро,
Если, вставая с утра,
Всем пожелали добра,
Доброе утро, мама и папа,
Доброе утро, брат и сестра!
Дождь перестанет канючить и капать,
Если ему пожелаешь добра!
Доброе утро - бабуле и деду,
Доброе утро седому соседу!
Доброе утро учителю в школе!
Доброе утро приятелю Коле!
Доброе утро доброму утру!
Знайте что поступаете мудро,
Если поднявшись с утра,
Всем пожелали добра!
-А всем ли вы сегодня сказали «доброе утро»? С какой целью? Для чего?
- В жизни есть всегда что-то хорошее - доброе и плохое - злое.
(Звучит фонограмма «Дорогою добра»). - Чему учит нас эта песня?
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Знакомство с ценностью.
Групповая работа
Мозговой штурм. Запишите на доске в два столбика примеры:
1 . Добро – это…
2 р. Зло – это…
Вывод: что такое добро и зло?
На доске появляются определения:
Добро – все положительное, хорошее, полезное.
Зло – нечто дурное, вредное.
Работа в группах. Собери пословицу и объясни ее смысл:
1 гр.
Доброе слово человеку, | а его добрые дела |
Не одежда красит человека, | дела славят |
Доброго человека | как дождь в засуху |
2 гр.
Добра желаешь - | а худо изживай |
Добро наживай - | добро и делай |
Доброе дело само себя | хвалит |
3 гр.
Добро помни - | лучше мягкого пирога |
Доброе слово | лучше ста родственников |
Добрый друг | а зло забывай |
5. Проживание ценностных ситуаций и тренировка в ценностном поведении.
Работа в группах. Поступки. Обсуждение ситуаций.
- Ребята, прослушав рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь?
«В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
- Что это за человек? – спросил внук деда.
- Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
- Что это за человек? – спросил внук деда.
- И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
- А это что за человек? - спросил внук деда.
- Обыкновенный человек, - ответил дед».
- Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?
- Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? – (добрый, заботиться о других, помогает…) В разное время у людей было разное понятие норм, об этом мы поговорим на следующем уроке.
6. Знакомство со словами «толерантность» , «экстремизм» и «патриотизм»
(С понятием «толерантность» знакомит педагог – психолог школы)
Как вы считаете, что такое толерантность? Кто из вас может попробовать дать определение этого понятия или перечислить какие-то его признаки? (ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).
В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность доброжелательно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются.
(с понятием «экстремизм» учащихся знакомит работник культуры)
Отсутствие толерантности в людях зачастую ведет к негативным последствиям: неспособность признавать и принимать чужое легко перерастает во враждебность и в итоге может принимать поистине разрушительные масштабы.
од политическим экстремизмом следует понимать политическую активность, которая выражается в стремлении политически активных индивидов, общественных воплотить в жизнь свои политические идеалы всеми доступными средствами, включая формы насильственного воздействия, направленные на государственную власть, общество в целом или на какие-либо его элементы. Экстремизм проникает во все области общественной жизни:
Экономический экстремизм. Направлен на уничтожение многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства и др.
Националистический (национальный) экстремизм. Находит выражение в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями.
Экстремизм в области культуры. Ориентирован на изоляционизм, отвержение опыта, достижения других культур, проявляется в пропаганде насилия, жестокости, уничтожении исторических памятников.
Экологический экстремизм. Выступает против научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств – единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды
(презентация «Молодежные субкультуры»)
Выступление инспектора ОДН об ответственности за экстремистские проявления)
Патриотизм.(руководитель кружка «Патриот»)
Мы уже говорили о том, что в наше время есть люди, которые, прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей.
Как вы считаете, что такое патриотизм? Кто из вас может попробовать дать определение или перечислить какие-то его признаки? (ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).
Патриотизм – это любовь к Отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. Чувства привязанности к родине и родному народу проникнутые просвещенным пониманием умственных и нравственных потребностей народа, являются основой культурной общественной жизни; но те же чувства, пропитанные темными предрассудками и враждой к другим народам, вырождаются в узкий национализм.
В чем выражается Патриотизм:
Зрелость характера, миротворчество, любовь к Родине и людям, сопереживание и самопожертвование.
Крепкая благополучная семья, воспитание детей достойными Гражданами страны.
Профессиональный и творческий вклад в конструктивное развитие культуры, экономики, спорта, здравоохранения, политики, образования страны.
7. Вывод: Патриотизм – это любовь к стране, а экстремизм – это ненависть к людям. Поэтому настоящий патриот никогда не станет экстремистом.
- Давайте заполним пустующее сердце разноцветными добрыми делами.
(на доске белое сердце, ребята приклеивают к нему разноцветные сердца, на которых написаны добрые поступки, которые они совершили или планировали совершить)
Доброе сердце не стареет.(памятки для детей)
Г) Познакомьтесь с заветами добра. Какие из них, лично вы, принимаете.
Не позволяйте себе плохо обращаться с людьми или с животными.
Научитесь сопереживать другим людям.
Подавайте пример заботливого отношения к другим людям.
Учитесь думать о людях только хорошо.
Ищите множество возможностей оказывать помощь, старайтесь быть отзывчивыми и заботливыми людьми.
Замените эгоистические установки щедростью и заботой в отношении к окружающим.
Старайтесь всей семьей регулярно участвовать в различных акциях помощи окружающим.
Исполнение песни Леликов и Барбариков «Доброта»
Итог урока.