СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия "Ксенофобия"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия "Ксенофобия"»

Священное Писание

Конспект урока «ОРК и СЭ»

Класс: 4 «А»

Тема урока: Добро и зло.

Тип урока: Изучение нового.

Форма урока:

Цель урока: активизировать имеющийся опыт 4-классников, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах через понятия добро и зло

Задачи:

  • в области ценностей: актуализировать понятия: добро и зло; воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, толерантность и уважение к людям;

  • в области опыта: развивать навык работы с иллюстративным материалом, навык работы в группе;

  • в области знаний: учить детей отличать добро и зло, сделать свой личный выбор в пользу добра;

  • в области умений и навыков: развитие навыков сотрудничества со сверстниками – развитие коммуникативных и речевых действий учащихся, развитие коммуникативного потенциала личности учащихся.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Личностные:

- овладение мотивационной основой учебной деятельности;

- использование адекватной самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- принятие учебную задачу;

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

-, моделирование при решении поставленных задач;

- сравнение и классификация по заданным критериям;

- осуществление анализа слов с выделением существенных признаков;

Коммуникативные:

- построение понятных для партнёра высказываний;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Основные понятия: добро, зло, скромность, доброта, милосердие, честность, дружелюбие, вежливость.

Ресурсы: электронная интерактивная доска, иллюстрации для работы в группах, презентация, рассказ Сухомлинского «Обыкновенный человек», пословицы, макет сердца, карточки «Заветы добра».

Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.

Планируемые результаты урока.

Личностные результаты:

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах через понятия добро и зло;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

  • формирование умений контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;

  • адекватное использование речевых средств и средств ИКТ для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.






Структура урока

  1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся чтением стихотворения «Доброе утро»:

Доброе утро!

Доброе утро!
Знайте, что вы поступаете мудро,
Если, вставая с утра,
Всем пожелали добра,
Доброе утро, мама и папа,
Доброе утро, брат и сестра!
Дождь перестанет канючить и капать,
Если ему пожелаешь добра!
Доброе утро - бабуле и деду,
Доброе утро седому соседу!
Доброе утро учителю в школе!
Доброе утро приятелю Коле!
Доброе утро доброму утру!
Знайте что поступаете мудро,
Если поднявшись с утра,
Всем пожелали добра!

-А всем ли вы сегодня сказали «доброе утро»? С какой целью? Для чего?

- В жизни есть всегда что-то хорошее - доброе и плохое - злое.

(Звучит фонограмма «Дорогою добра»). - Чему учит нас эта песня?

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Знакомство с ценностью.

Групповая работа

Мозговой штурм. Запишите на доске в два столбика примеры:

1 . Добро – это…

2 р. Зло – это…

Вывод: что такое добро и зло?

На доске появляются определения:

Добро – все положительное, хорошее, полезное.

Зло – нечто дурное, вредное.

Работа в группах. Собери пословицу и объясни ее смысл:

1 гр.

Доброе слово человеку,

а его добрые дела

Не одежда красит человека,

дела славят

Доброго человека

как дождь в засуху

2 гр.

Добра желаешь -

а худо изживай

Добро наживай -

добро и делай

Доброе дело само себя

хвалит

3 гр.

Добро помни -

лучше мягкого пирога

Доброе слово

лучше ста родственников

Добрый друг

а зло забывай

5. Проживание ценностных ситуаций и тренировка в ценностном поведении.

Работа в группах. Поступки. Обсуждение ситуаций.

- Ребята, прослушав рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь?

«В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

- Что это за человек? – спросил внук деда.

- Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

- Что это за человек? – спросил внук деда.

- И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

- А это что за человек? - спросил внук деда.

- Обыкновенный человек, - ответил дед».

- Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?

- Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? – (добрый, заботиться о других, помогает…) В разное время у людей было разное понятие норм, об этом мы поговорим на следующем уроке.

6. Знакомство со словами «толерантность» , «экстремизм» и «патриотизм»

(С понятием «толерантность» знакомит педагог – психолог школы)

Как вы считаете, что такое толерантность? Кто из вас может попробовать дать определение этого понятия или перечислить какие-то его признаки? (ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).

В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность доброжелательно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

(с понятием «экстремизм» учащихся знакомит работник культуры)

Отсутствие толерантности в людях зачастую ведет к негативным последствиям: неспособность признавать и принимать чужое легко перерастает во враждебность и в итоге может принимать поистине разрушительные масштабы.

од политическим экстремизмом следует понимать политическую активность, которая выражается в стремлении политически активных индивидов, общественных воплотить в жизнь свои политические идеалы всеми доступными средствами, включая формы насильственного воздействия, направленные на государственную власть, общество в целом или на какие-либо его элементы. Экстремизм проникает во все области общественной жизни:

Экономический экстремизм. Направлен на уничтожение многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства и др.

Националистический (национальный) экстремизм. Находит выражение в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями.

Экстремизм в области культуры. Ориентирован на изоляционизм, отвержение опыта, достижения других культур, проявляется в пропаганде насилия, жестокости, уничтожении исторических памятников.

Экологический экстремизм. Выступает против научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств – единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды

(презентация «Молодежные субкультуры»)

Выступление инспектора ОДН об ответственности за экстремистские проявления)

Патриотизм.(руководитель кружка «Патриот»)

Мы уже говорили о том, что в наше время есть люди, которые, прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей.

Как вы считаете, что такое патриотизм? Кто из вас может попробовать дать определение или перечислить какие-то его признаки? (ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).

Патриотизм – это любовь к Отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. Чувства привязанности к родине и родному народу проникнутые просвещенным пониманием умственных и нравственных потребностей народа, являются основой культурной общественной жизни; но те же чувства, пропитанные темными предрассудками и враждой к другим народам, вырождаются в узкий национализм.

В чем выражается Патриотизм:

  • Зрелость характера, миротворчество, любовь к Родине и людям, сопереживание и самопожертвование.

  • Крепкая благополучная семья, воспитание детей достойными Гражданами страны.

  • Профессиональный и творческий вклад в конструктивное развитие культуры, экономики, спорта, здравоохранения, политики, образования страны.


7. Вывод: Патриотизм – это любовь к стране, а экстремизм – это ненависть к людям. Поэтому настоящий патриот никогда не станет экстремистом.



- Давайте заполним пустующее сердце разноцветными добрыми делами.

(на доске белое сердце, ребята приклеивают к нему разноцветные сердца, на которых написаны добрые поступки, которые они совершили или планировали совершить)


Доброе сердце не стареет.(памятки для детей)

Г) Познакомьтесь с заветами добра. Какие из них, лично вы, принимаете.

  1. Не позволяйте себе плохо обращаться с людьми или с животными.

  2. Научитесь сопереживать другим людям.

  3. Подавайте пример заботливого отношения к другим людям.

  4. Учитесь думать о людях только хорошо.

  5. Ищите множество возможностей оказывать помощь, старайтесь быть отзывчивыми и заботливыми людьми.

  6. Замените эгоистические установки щедростью и заботой в отношении к окружающим.

  7. Старайтесь всей семьей регулярно участвовать в различных акциях помощи окружающим.


  1. Исполнение песни Леликов и Барбариков «Доброта»

  2. Итог урока.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!