Утверждено
зам.директора по УВР
_____________________
Повенко О.В.
Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности «Доходы семьи»
для учащихся 7-8 классов МКОУ «Озерская СОШ» Тальменского района Алтайского края
Цель: формирование первоначальных представлений об источниках доходов семьи.
Задачи:
1) Способствовать формированию у младших школьников понятия «семейный бюджет».
2) Создать условия для выявления основных источников формирования семейного бюджета.
3) Способствовать формированию умения самостоятельно составлять бюджет семьи.
4) Создать условия для формирования бережного отношения к семейному бюджету,
умения соотносить свои желания, потребности и возможности с уровнем дохода семьи.
Планируемы результаты:
Предметные:
• узнать виды источников доходов и направлений расходов семьи;
• рассчитывать доходы и расходы семьи, сравнивать их, рассчитывать
экономию семейного бюджета;
• использовать экономические термины «семейный бюджет», «доход», «расход», «источники дохода», «накопление»;
Познавательные:
• освоить способы решения проблем творческого и поискового характера
• овладеть логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений;
Регулятивные:
• понимать цели своих действий и составлять план деятельности;
• проявлять познавательную и творческую инициативу;
• оценивать правильность выполнения действий;
Коммуникативные:
• слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные:
• осознавать себя как члена семьи, общества и государства;
• формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
• формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях.
Форма проведения занятия: ролевая играв группах (семьях)
Основные понятия и термины: семья, бюджет, семейный бюджет, доходы,
расходы, источники доходов, накопление.
Оборудование: карточки на стол с фамилиями семей, калькуляторы, проектор для показа презентации с помощью ПК, презентация «Доходы семьи», карточки с задачами, карточки с домашним заданием для каждой семьи.
Учебно-методическое обеспечение занятия (УМК авторов: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014)
Этап внеурочного занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационно- мотивационный этап | Приветствие. Эмоциональный и организационный настрой. На доске прикреплен пустой кошелек, куда можно накопить знания. Дети в группах (семьях) | Приветствуют учителя. Формируют ценностно-мотивационную установку на получение новых знаний через накопление монеток |
Этап актуализации знаний. Постановка цели занятия. | На столах карточки со словами пенсия, зарплата, стипендия, пособие. Выясняем значение этих слов. Что такое бюджет? Доходы – часть бюджета. О чем пойдет речь на занятии? Какие вопросы поставим для себя в начале занятия? Фиксирует на доске задачи занятия. | Определяют значение слов – виды доходов. Выясняют уровень: знаю / не знаю и планируют работу в своих листах. Ответ: Бюджет – это план и расходов за определенный период. Определяют тему урока и цель. План: 1. Что такое семейный бюджет? 2. Из чего состоит семейный бюджет? 3. Какие источники дохода бывают? 4.Почему необходимо планировать семейный бюджет? |
Этап открытия новых знаний. | На столах: тетради, ручки, маршрутные листы семей, калькуляторы, карточки с заданиями. Каждая «семья» проходит к столу, где написана их фамилия. (Ивановы, Петровы, Сидоровы, Павловы) На слайдах презентации представлены виды источников доходов и конкретные цифры. Объясняет источники доходов с указание размеров выплат по Алтайскому краю. Выберите источники дохода в вашей семье. Укажите сумму дохода каждого члена семьи. Читают на слайдах о том, что такое заработная плата, пенсия по старости, детское пособие, пособие по безработице, стипендия. Посчитайте, каков доход вашей семьи. Назовите главный источник доходов в вашей семье. Каков расход вашей семьи за месяц? | Записывают фамилию. Знакомство с семьями. Ученики фиксируют виды дохода своей семьи и заполняют карточку «Доходы семьи Ивановых» (Петровых, Сидоровых и Павловых) - Минимальный размер заработной платы (МРОТ) с 1 мая 2018 года в Алтайском крае – 11 163 рубля. - МИНИМАЛЬНАЯ ПЕНСИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ На 2018 год власти Алтайского края установили значение прожиточного минимума пенсионера в регионе на уровне 8.543 рублей. - ДЕТСКОЕ ПОСОБИЕ предоставляется на детей в возрасте до 18 лет малообеспеченным семьям - государственная академическая стипендия - 2000 рублей в месяц. Решают задачи, обсуждают решение в группах и представляют свое решение. |
Этап решения задач | Каждой семье предлагаются задачи (Приложени1) Фиксирует время для решения и выслушивает ответ группы Каждой группе (попарно) предлагается словесная дуэль по теме занятия: Кредит как источник дохода. Выигрыш в лотерею как источник дохода. | Решают задачи и представляют ответ, корректируют, объясняют решение. Задают вопросы по задаче. Попарно две группы выдвигают по одному ответчику и состязаются в ведении диалога, при этом, одной группе нужно высказываться «за», а другой – «против». |
Оценочно- рефлексивный этап. | Оцените свою работу в группе- семье. Смайлик-улыбка. Я доволен своей работой на занятии. Я понял весь материал. Смайлик-нормальное настроение. Я работал неплохо. Но есть вопросы, над которыми нужно ещё поработать. Смайлик – Грусть. На уроке мне было трудно работать. Показывают свои смайлики, делают вывод. Дополни фразу: Мне удалось узнать, что… Было легко… Оказалось трудно… На следующем занятии… | Самооценка. Составление портрета семьи. Представление портретов. Подсчет количества собранных монеток в копилке, выводы о том, какие знания были накоплены в ходе занятия. Рассуждения о том, что теперь надо построить следующее занятие по теме «Расходы семьи», чтобы бюджет каждой из семей стал полным. Еще раз фиксируют в листах предварительной оценки уровень знаю/ не знаю и анализируют, какие полезные знания получили на занятии. |
Приложение1
Решение задачи №1:
доход вашей семьи ______________ в месяц. Как изменится сумма дохода семьи, если вы внесёте на сберегательный вклад деньги, получая ежемесячно проценты в сумме 2000 рублей.
Решение задачи № 2:
доход вашей семьи ______________ в месяц. Как изменится сумма дохода семьи, если к вам переедет бабушка 67 лет, а её квартиру вы будете сдавать в аренду за 14 000 рублей в месяц?
2