Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение ''Школа № 13'' города Сарова
607181, Нижегородская область, г.Саров, ул.Гоголя, дом 12
тел.(83130) 9-11-04, факс (83130) 9-11-01, е-mail: info@sc13.edusarov.ru
ОКПО 49781055, ОГРН 1025202201551, ИНН 5254024808, КПП 525401001
Разработка внеурочного занятия по литературе в 7 классе по теме:
«Литературная сказка «Счастливый принц» О. Уайльда
– призыв к деятельному добру»
Учитель русского языка и литературы:
Пронина Е. В.
Г. Саров, 2021г.
Цели урока:
– познавательные:
организовать первоначальное знакомство учащихся с биографией Оскара Уайльда;
способствовать возникновению интереса к его творчеству;
– воспитывающие:
развивать у учащихся чувство сострадания, милосердия, гуманности;
вызывать желание совершать добрые дела;
– развивающие:
развивать коммуникативные навыки, эмоциональную сферу личности;
актуализировать умения выделять главное, устанавливать общие признаки, сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия; развивать ассоциативное мышление, речь, обогащать словарный запас.
Формируемые УУД:
Познавательные:
владеть смысловым чтением;
анализировать и обобщать, доказывать; делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения;
сравнивать объекты;
устанавливать аналогии;
устанавливать причинно-следственные связи;
Регулятивные:
определять цель, проблему в деятельности;
выдвигать версии;
планировать деятельность;
Коммуникативные:
излагать свое мнение;
понимать и учитывать позицию другого;
корректировать свое мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения;
организовывать работу в паре;
Личностные:
аргументированно оценивать поступки, опираясь на нравственные ценности;
осознавать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей.
Оборудование.
Презентация к уроку (с репродукциями картин), тексты произведения, рабочие тетради.
Методы и приемы обучения.
Объяснительно-иллюстративный метод (слово учителя как необходимый элемент в системе урока изучения учебного материала, сообщение учащихся как реализация ролевого распределения материала);
Метод творческого чтения (выразительное чтение сцен и эпизодов сказки);
Эвристический метод (беседа по вопросам учителям, наблюдение).
Принципы обучения:
-наглядности (портрет писателя, эпиграф, репродукции художников);
-деятельности;
-принцип психологической комфортности;
-принцип сотрудничества;
-принцип природосообразности (учет возрастных и психологических особенностей)
Тип урока.
Комбинированный урок, включающий этап изучения учебного материала, обобщения, творческой работы.
Формы организации деятельности учащихся:
- фронтальная форма (обращение к классу);
- индивидуальная (сообщения учащихся);
- групповая (творческая группа с инсценированием).
Виды деятельности учащихся:
беседа, сбор сведений и их представление в виде таблицы, творческое чтение, анализ эпизодов, творческая работа, словарная работа, инсценирование.
Ход урока:
Эпиграф к уроку:
Когда человек протягивает руку,
чтобы помочь другому,
он прикасается к лику божества.
Уолт Уитмен
1.Оргмомент. Вступительное слово учителя.
Учитель:
- Я рада приветствовать на нашем уроке литературы, уроке внеклассного чтения. Пусть он принесет вам радость открытий, радость познания мира. Сегодня мы погрузимся в мир литературной сказки, сказки английского писателя Оскара Уайльда. В этой сказке, как и в других сказках, много чудес, но в ней есть и картины реальной жизни. В ней – размышления о жизни… Итак, тема нашего урока «Философская сказка «Счастливый принц» О. Уайльда – призыв к деятельному добру».
2.Этап мотивации.
Учитель:
- Взгляните на эпиграф к нашему уроку. Это строки американского поэта, жившего в 19 веке. Какой смысл вкладывает поэт в эти строки? Как вы понимаете эти строки? Понятно ли вам слово «лик»?
(Ученики отвечают.)
3.Словарная работа. Запись значения слова «лик».
Учитель:
- Лик 1, -а, м.
–1.Лицо (устар. и высок.), а также изображение лица на иконах. Иконописные лики.
2.перен. Внешние очертания, видимая поверхность чего-нибудь (книжн.). Лик луны.
Лик 2, -а, м. (устар.).
Единое множество, сонм. Причислять к лицу святых кого-н. (считать святым).
(Толковый словарь С.И. Ожегова).
(Ученики записывают значения слова «лик».)
Учитель:
- Какое из значений слова «лик» отражено в данном эпиграфе?
(Ученики отвечают:
- Лик 2, -а, м. (устар.).
Единое множество, сонм. Причислять к лицу святых кого-н. (считать святым).
Учитель:
- Как вы думаете, почему к нашему уроку предложен этот эпиграф?
(Ученики отвечают:
- Здесь выражена общая мысль поэта делать добро окружающим. Именно добрые поступки способны возвеличить человека.).
Учитель:
- На основании данного эпиграфа формулируйте основную задачу нашего урока.
(Ученики отвечают:
- Итак, главная задача урока – постичь идеи добра писателя О. Уайльда.)
4.Этап анализа читательского восприятия.
Учитель:
-Какое впечатление произвела на вас сказка? Почему? О чем заставила задуматься?
(Ученики отвечают:
- Сказка произвела на меня приятное впечатление. Интересна идеей добра, своими благородными героями. Сказка заставляет задуматься над вопросами человеческого бытия.)
5.Этап изучения произведения. Беседа.
Учитель:
- Название сказки – сильная позиция произведения. В ней заложены основные мысли автора. Проблема счастья и неоднозначное понимание счастья разными людьми.
- Почему же люди называли статую Счастливым принцем?
(Ученики отвечают:
- Он был очень красив, покрыт листочками чистого золота. Вместо глаз у него были сапфиры, и крупный рубин сиял на рукоятке его шпаги. Сверкающие камни притягивали взоры людей, и Принц казался воплощением счастья и благополучия.)
Учитель:
- Но ведь его и при жизни называли Счастливым. Почему?
(Ученики отвечают:
- Принц жил во дворце Беззаботности, куда скорби вход запрещен. Он забавлялся целыми днями, не зная о том, что в жизни бывают не только удовольствия и наслаждения. «Вокруг меня все было так прекрасно!» - вспоминает статуя.)
Учитель:
- Когда Принц изменил свое представление о счастье? Когда перестал быть беззаботным и радостным?
(Ученики отвечают:
- Когда Принц стал статуей, которую поставили высоко над городом. И Принцу стали видны «все скорби и нищета его столицы».)
Учитель:
- Что же он увидел с высоты своей колонны? Какие картины ему открылись?
(Ученики отвечают.)
Учитель:
- Сейчас мы с вами работаем по тексту, ищем необходимые для анализа отрывки, готовим их выразительное чтение:
о больном мальчике;
о бедном юноше;
маленькой девочке.
5.Выразительное чтение учащимися отрывков текста.
Учитель:
- Как себя в это время ведут богатые люди? Найдите цитату в тексте.
(Ученики отвечают:
- А в это время «в пышных палатах ликуют богатые и им нет дела до нищеты и нужды других…»)
Учитель:
-Каким видится город Принцу? Каким вы его увидели?
(Ребята делают вывод о бесприютности, холоде и нищете бедняков. )
6.Работа с репродукциями картин
Учащимся предлагается зрительный ряд. Это репродукции картин, изображающие социальную действительность:
1.В. Перов «Тройка»,
2.В.Петров «Дети-сироты на кладбище»,
3.В. Петров «Спящие дети»,
4.И. Прянишников «Швея»,
5.Ф. С. Журавлев «Дети-нищие».
Учитель:
- Ребята, посмотрите на размещенные на слайдах репродукции картин.
Какие из них созвучны рассказам Принца о городе? Что объединяет их?
(Учащиеся отвечают:
- В рассказах Принца и в картинах художников изображена страшная действительность. В них звучит сострадание, сочувствие. )
Учитель:
- Счастливый Принц говорит: «Самое удивительное в мире – это людские страдания». Почему же страдают люди?
(Ученики отвечают:
- Все в городе принадлежит богатым. Они хозяева жизни. Так, на 4-й репродукции мы видим девушку из королевского дворца, упрекающую изможденную швею в лени. На последнем полотне изображен полицейский, прогоняющий детей под дождь.)
Учитель:
- Давайте вглядимся в образы богатых людей. Поможет нам в этом инсценировка одного из эпизодов сказки.
7.Инсценировка эпизода из сказки. Беседа
Подготовленные ученики разыгрывают диалог между мэром, профессором эстетики, 1 советником и 2 советником.
Диалог:
Мэр. Боже! Какой стал оборвыш этот Счастливый принц!
1 Советник: Именно!
2 Советник: Именно оборвыш!
Мэр. Рубина нет уже в его шпаге. Глаза выпали. Он хуже любого нищего!
1 Советник: Именно!
2Советник: Именно хуже нищего!
Мэр. А у его ног валяется какая-то мертвая птица. Нам следовало бы издать постановление: птицам здесь умирать воспрещается.
Профессор эстетики: В нем нет уже красоты, а значит и нет пользы!
Мэр. Сделаем новую статую! И пусть она изображает меня!
1 Советник: Меня!
2 Советник: Меня!
Учитель:
- Какими предстают перед нами власти города?
(Ученики отвечают:
- Бесчувственными, жестокими, высокомерными, тщеславными.)
Учитель:
- Конечно, тяжело жить в таком городе, где каждый предоставлен сам себе и в должен сражаться за жизнь, преодолевая нужду, голод. Не хотелось бы жить в этом городе.
Почему же Ласточка, знавшая о теплой, красивой стране счастья, не улетела с подругами?
8.Пересказ эпизодов из текста
(Ученики рассказывают историю с Тростником, привлекшим внимание Ласточки своим стройным станом.)
Учитель:
- Какую роль в сюжете этого произведения играет история с Тростником? Как к отношениям между Ласточкой и ее возлюбленным относились окружающие?
(Ученики отвечают:
- Ласточка полюбила Тростник за его стройность, прямоту. Другие Ласточки смеялись над этой любовью, говорили о бедности Тростника и о большом количестве родственников у него. Поднимается тема богатства как мерила человеческих отношений.)
Учитель:
- Как меняется Ласточка из-за любви? Кого она выбирает своим возлюбленным? Почему отказывается быть с Тростником?
(Ученики отвечают:
- Ласточка отказывается от Тростника, так как не принимает его ветрености и своего эгоистического отношения к нему. Общение с Принцем меняет ее. Она помогает ему совершать добрые дела, становится не только исполнительницей его пожеланий, но и соратницей, так как начинает его любить. Она становится прекрасной внутренне: чувствует боль и переживания окружающих. Ценит Принца за его внутреннюю красоту, не обращая внимания на его внешнее безобразие. Он пленил ее добрым сердцем.)
9.Динамическая пауза.
1. Наклоны в сторону (тростник на ветру).
2. Рывки руками (крылья ласточки).
3. Потягивание (стремление к солнцу).
4. Движение пальцев (волны Нила).
Учитель:
- Расскажите историю Принца, описывающую его добрые дела.
10.Рассказ о Принце. Беседа по содержанию эпизода
(Учащиеся делают пересказ истории Принца.)
Учитель:
- Почему птица стала чувствовать себя счастливой?
(Ученики отвечают:
- Птица стала чувствовать себя счастливой от добрых дел. Она жертвовала собой, зная, что ей не выжить в холоде. Принц и Ласточка погибли, сражаясь со злом, неся добро, свет, любовь.)
Учитель:
-Так в чем заключается счастье Принца и Ласточки?
(Ученики отвечают:
- Счастье этих героев заключается в деятельном добре, привнесение его в мир, чтобы он стал чуть теплее, светлее, радостнее.)
Учитель:
- Как заканчивается сказка?
(Ученики отвечают:
- По велению Господа ангел искал в этом городе самое ценное. Он принес Господу оловянное сердце Принца и мертвую птицу.)
Учитель:
-Почему Принц и Ласточка так высоко были оценены Господом?
(Ученики отвечают:
- Герои были милосердны, человечны, поступали так, как поступил сам Господь – пожертвовал собой…)
11.Этап установления связей с другим художественным произведением - «Легендой о Данко» М. Горького («Старуха Изергиль»).
Учитель:
-Ребята, похожа тема и идея совершения добрых дел во благо других людей была нами недавно определена при изучении одного из художественных произведений русской литературы. О каком произведении идет речь?
(Ученики отвечают:
- «Легенда о Данко» М. Горького).
Учитель:
-Что общего в этих произведениях? Чем они различаются?
(Учащиеся обсуждают произведения. Итог беседы – оформление сопоставительной таблицы, определяющей общее и различное в идейно-смысловой и сюжетной канве произведения.)
12.Сопоставительная таблица.
«Легенда о Данко» | «Счастливый принц» | Общее и различное |
Данко вырывает сердце | Ласточка гибнет от холода Принц теряет свой эстетический вид, переплавляется | Жертвенность героев |
Данко выводит людей из дремучего леса | Принц жертвует своей красотой – драгоценными камнями Ласточка является глазами Принца, отдает драгоценные камни нуждающимся и поправляет их положение | Бескорыстное добро |
Люди переступают через тело погибшего Данко, равнодушны | Бедняки благодарны героям за оказанную помощь Богачи не понимают жертвенности героев | Отношение людей к поступкам героев |
В степи появляются голубые искры | Ангел приносит Богу из города самое ценное: мертвую птицу и оловянное сердце Принца. | Аллегория деятельного добра |
Чистое сердце человека способно светом своей любви освещать жизни других людей, оберегать их от темных сил | Деятельное добро не заканчивается после смерти его носителей, возводит их в лики святых, находит оценку свыше | Авторская идея |
Спешите делать добрые дела, не ожидая благодарности за них. Тогда мир станет лучше. | Нравственный вывод |
Учитель:
- К чему призывают нас О. Уайльд и М. Горький?
(Ученики отвечают:
- О. Уайльд призывает к деятельному добру, жертвенности во благо других.)
Учитель:
- Вспомните свои ощущения от того, когда вы поступали хорошо, по совести.
(Учащиеся делятся своими мнениями.)
Учитель:
- Возвращаемся к нашему произведению. Сказка «Счастливый Принц» - литературная, авторская. В ней нельзя не увидеть образ писателя, его личность. Каким он вам представился?
13.Словесное рисование: образ писателя О.Уайльда
(Учащиеся создают словесный портрет писателя.)
Учитель:
-Ребята, теперь мы вместе с вами сопоставим словесную картинку с биографической справкой о писателя, посмотрим, что из данного нами словесного портрета автора совпало, а что – нет.
14.Сообщение подготовленного учащегося, выполняющего роль биографа О. Уайльда
Ученик отвечает:
Оскар Уайльд родился в семье известного врача. Окончил Оксфордский университет. Он был надменным человеком, погруженным в созерцание прекрасных вещей. Был любимцем публики в салонах и клубах. Был прекрасным рассказчиком. Как фокусник, он вытаскивал свои истории, рассказывал десятки историй, легенд, преданий и никогда не повторялся. Он дарил свои рассказы в подарок. Был щедр.
Писателя оклеветали. Он подал иск в суд, но проиграл. После суда все было кончено. От него отвернулись друзья, жена умерла от горя, детей отняли. Нищета и страдания стали его уделом до самой кончины. В тюремной камере О. Уайльд понял, что значат горе и несправедливость. Теперь он писал: «Бедняки мудры. Они сострадательнее. Рыбаки, пастухи, крестьяне – истинная соль земли». Из тюрьмы Уайльд вышел, окруженный любовью всех, кому выпало на долю отбывать вместе с ним английскую каторгу. Он умер в нищете, забытый Англией, друзьями. Но за гробом его шли все бедняки его квартала…
Писатель прошел свой путь к пониманию идеи добра, милосердия. И мы можем учиться у него и его героев. Добро должно проявляться в поступках.
15.Этап обобщения, выводов.
Учитель:
- Какое впечатление произвел на вас автор сказки? Взгляните еще раз на наш эпиграф. Прав ли Уолт Уитмен? К чему призывает нас поэт?
(Ученики отвечают:
- Помогать друг другу в беде, уметь сочувствовать, сострадать. И воздастся вам по делам вашим…)
16.Этап рефлексии. Заполнение карты рефлексии.
Учитель:
- Ребята, ответьте на вопросы карты рефлексии:
- Какой из этапов урока вам понравился больше всего?
- Какое из заданий, данных на уроке, вы выполнили лучше всего?
- Какой из этапов урока вам показался самым трудным?
17. Домашнее задание:
Выполнить одно из заданий на выбор.
Вариативные задания: 1. Дать развернутый ответ на вопрос «Кому из героев сказки О. Уайльда «Счастливы принц» Я бы поставил памятник и почему? (объем – 1 стр.) 2. Написать сочинение-призыв учащимся своего класса на тему «Спеши делать добрые дела!» (объем: 10-15 предложений).