СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия по литературе по сказке О. Уайльда "Счастливы принц"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по литературе по сказке О. Уайльда "Счастливы принц"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение ''Школа № 13'' города Сарова


607181, Нижегородская область, г.Саров, ул.Гоголя, дом 12

тел.(83130) 9-11-04, факс (83130) 9-11-01, е-mail: info@sc13.edusarov.ru

ОКПО 49781055, ОГРН 1025202201551, ИНН 5254024808, КПП 525401001




Разработка внеурочного занятия по литературе в 7 классе по теме:


«Литературная сказка «Счастливый принц» О. Уайльда

– призыв к деятельному добру»





Учитель русского языка и литературы:

Пронина Е. В.










Г. Саров, 2021г.

Цели урока:

– познавательные:

  • организовать первоначальное знакомство учащихся с биографией Оскара Уайльда;

  • способствовать возникновению интереса к его творчеству;

– воспитывающие:

  • развивать у учащихся чувство сострадания, милосердия, гуманности;

  • вызывать желание совершать добрые дела;

– развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки, эмоциональную сферу личности;

  • актуализировать умения выделять главное, устанавливать общие признаки, сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия; развивать ассоциативное мышление, речь, обогащать словарный запас.

Формируемые УУД:

Познавательные:

  • владеть смысловым чтением;

  • анализировать и обобщать, доказывать; делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения;

  • сравнивать объекты;

  • устанавливать аналогии;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные:

  • определять цель, проблему в деятельности;

  • выдвигать версии;

  • планировать деятельность;

Коммуникативные:

  • излагать свое мнение;

  • понимать и учитывать позицию другого;

  • корректировать свое мнение;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения;

  • организовывать работу в паре;

Личностные:

  • аргументированно оценивать поступки, опираясь на нравственные ценности;

  • осознавать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей.

Оборудование.

Презентация к уроку (с репродукциями картин), тексты произведения, рабочие тетради.

Методы и приемы обучения.

Объяснительно-иллюстративный метод (слово учителя как необходимый элемент в системе урока изучения учебного материала, сообщение учащихся как реализация ролевого распределения материала);

Метод творческого чтения (выразительное чтение сцен и эпизодов сказки);

Эвристический метод (беседа по вопросам учителям, наблюдение).

Принципы обучения:

-наглядности (портрет писателя, эпиграф, репродукции художников);

-деятельности;

-принцип психологической комфортности;

-принцип сотрудничества;

-принцип природосообразности (учет возрастных и психологических особенностей)

Тип урока.

Комбинированный урок, включающий этап изучения учебного материала, обобщения, творческой работы.


Формы организации деятельности учащихся:

- фронтальная форма (обращение к классу);

- индивидуальная (сообщения учащихся);

- групповая (творческая группа с инсценированием).

Виды деятельности учащихся:

беседа, сбор сведений и их представление в виде таблицы, творческое чтение, анализ эпизодов, творческая работа, словарная работа, инсценирование.

Ход урока:

Эпиграф к уроку:

Когда человек протягивает руку,

чтобы помочь другому,

он прикасается к лику божества.

Уолт Уитмен

1.Оргмомент. Вступительное слово учителя.

Учитель:

- Я рада приветствовать на нашем уроке литературы, уроке внеклассного чтения. Пусть он принесет вам радость открытий, радость познания мира. Сегодня мы погрузимся в мир литературной сказки, сказки английского писателя Оскара Уайльда. В этой сказке, как и в других сказках, много чудес, но в ней есть и картины реальной жизни. В ней – размышления о жизни… Итак, тема нашего урока «Философская сказка «Счастливый принц» О. Уайльда – призыв к деятельному добру».

2.Этап мотивации.

Учитель:

- Взгляните на эпиграф к нашему уроку. Это строки американского поэта, жившего в 19 веке. Какой смысл вкладывает поэт в эти строки? Как вы понимаете эти строки? Понятно ли вам слово «лик»?

(Ученики отвечают.)

3.Словарная работа. Запись значения слова «лик».

Учитель:

- Лик 1, -а, м.

–1.Лицо (устар. и высок.), а также изображение лица на иконах. Иконописные лики.

2.перен. Внешние очертания, видимая поверхность чего-нибудь (книжн.). Лик луны.

Лик 2, -а, м. (устар.).

Единое множество, сонм. Причислять к лицу святых кого-н. (считать святым).

(Толковый словарь С.И. Ожегова).

(Ученики записывают значения слова «лик».)

Учитель:

- Какое из значений слова «лик» отражено в данном эпиграфе?

(Ученики отвечают:

- Лик 2, -а, м. (устар.).

Единое множество, сонм. Причислять к лицу святых кого-н. (считать святым).

Учитель:

- Как вы думаете, почему к нашему уроку предложен этот эпиграф?

(Ученики отвечают:

- Здесь выражена общая мысль поэта делать добро окружающим. Именно добрые поступки способны возвеличить человека.).

Учитель:

- На основании данного эпиграфа формулируйте основную задачу нашего урока.

(Ученики отвечают:

- Итак, главная задача урока – постичь идеи добра писателя О. Уайльда.)

4.Этап анализа читательского восприятия.

Учитель:

-Какое впечатление произвела на вас сказка? Почему? О чем заставила задуматься?

(Ученики отвечают:

- Сказка произвела на меня приятное впечатление. Интересна идеей добра, своими благородными героями. Сказка заставляет задуматься над вопросами человеческого бытия.)

5.Этап изучения произведения. Беседа.

Учитель:

- Название сказки – сильная позиция произведения. В ней заложены основные мысли автора. Проблема счастья и неоднозначное понимание счастья разными людьми.

- Почему же люди называли статую Счастливым принцем?

(Ученики отвечают:

- Он был очень красив, покрыт листочками чистого золота. Вместо глаз у него были сапфиры, и крупный рубин сиял на рукоятке его шпаги. Сверкающие камни притягивали взоры людей, и Принц казался воплощением счастья и благополучия.)

Учитель:

- Но ведь его и при жизни называли Счастливым. Почему?

(Ученики отвечают:

- Принц жил во дворце Беззаботности, куда скорби вход запрещен. Он забавлялся целыми днями, не зная о том, что в жизни бывают не только удовольствия и наслаждения. «Вокруг меня все было так прекрасно!» - вспоминает статуя.)

Учитель:

- Когда Принц изменил свое представление о счастье? Когда перестал быть беззаботным и радостным?

(Ученики отвечают:

- Когда Принц стал статуей, которую поставили высоко над городом. И Принцу стали видны «все скорби и нищета его столицы».)

Учитель:

- Что же он увидел с высоты своей колонны? Какие картины ему открылись?

(Ученики отвечают.)

Учитель:

- Сейчас мы с вами работаем по тексту, ищем необходимые для анализа отрывки, готовим их выразительное чтение:

    1. о больном мальчике;

    2. о бедном юноше;

    3. маленькой девочке.

5.Выразительное чтение учащимися отрывков текста.

Учитель:

- Как себя в это время ведут богатые люди? Найдите цитату в тексте.

(Ученики отвечают:

- А в это время «в пышных палатах ликуют богатые и им нет дела до нищеты и нужды других…»)

Учитель:

-Каким видится город Принцу? Каким вы его увидели?

(Ребята делают вывод о бесприютности, холоде и нищете бедняков. )

6.Работа с репродукциями картин

Учащимся предлагается зрительный ряд. Это репродукции картин, изображающие социальную действительность:

1.В. Перов «Тройка»,

2.В.Петров «Дети-сироты на кладбище»,

3.В. Петров «Спящие дети»,

4.И. Прянишников «Швея»,

5.Ф. С. Журавлев «Дети-нищие».

Учитель:

- Ребята, посмотрите на размещенные на слайдах репродукции картин.

Какие из них созвучны рассказам Принца о городе? Что объединяет их?

(Учащиеся отвечают:

- В рассказах Принца и в картинах художников изображена страшная действительность. В них звучит сострадание, сочувствие. )

Учитель:

- Счастливый Принц говорит: «Самое удивительное в мире – это людские страдания». Почему же страдают люди?

(Ученики отвечают:

- Все в городе принадлежит богатым. Они хозяева жизни. Так, на 4-й репродукции мы видим девушку из королевского дворца, упрекающую изможденную швею в лени. На последнем полотне изображен полицейский, прогоняющий детей под дождь.)

Учитель:

- Давайте вглядимся в образы богатых людей. Поможет нам в этом инсценировка одного из эпизодов сказки.

7.Инсценировка эпизода из сказки. Беседа

Подготовленные ученики разыгрывают диалог между мэром, профессором эстетики, 1 советником и 2 советником.

Диалог:

Мэр. Боже! Какой стал оборвыш этот Счастливый принц!

1 Советник: Именно!

2 Советник: Именно оборвыш!

Мэр. Рубина нет уже в его шпаге. Глаза выпали. Он хуже любого нищего!

1 Советник: Именно!

2Советник: Именно хуже нищего!

Мэр. А у его ног валяется какая-то мертвая птица. Нам следовало бы издать постановление: птицам здесь умирать воспрещается.

Профессор эстетики: В нем нет уже красоты, а значит и нет пользы!

Мэр. Сделаем новую статую! И пусть она изображает меня!

1 Советник: Меня!

2 Советник: Меня!

Учитель:

- Какими предстают перед нами власти города?


(Ученики отвечают:


- Бесчувственными, жестокими, высокомерными, тщеславными.)

Учитель:

- Конечно, тяжело жить в таком городе, где каждый предоставлен сам себе и в должен сражаться за жизнь, преодолевая нужду, голод. Не хотелось бы жить в этом городе.

Почему же Ласточка, знавшая о теплой, красивой стране счастья, не улетела с подругами?

8.Пересказ эпизодов из текста

(Ученики рассказывают историю с Тростником, привлекшим внимание Ласточки своим стройным станом.)

Учитель:

- Какую роль в сюжете этого произведения играет история с Тростником? Как к отношениям между Ласточкой и ее возлюбленным относились окружающие?

(Ученики отвечают:

- Ласточка полюбила Тростник за его стройность, прямоту. Другие Ласточки смеялись над этой любовью, говорили о бедности Тростника и о большом количестве родственников у него. Поднимается тема богатства как мерила человеческих отношений.)

Учитель:

- Как меняется Ласточка из-за любви? Кого она выбирает своим возлюбленным? Почему отказывается быть с Тростником?

(Ученики отвечают:

- Ласточка отказывается от Тростника, так как не принимает его ветрености и своего эгоистического отношения к нему. Общение с Принцем меняет ее. Она помогает ему совершать добрые дела, становится не только исполнительницей его пожеланий, но и соратницей, так как начинает его любить. Она становится прекрасной внутренне: чувствует боль и переживания окружающих. Ценит Принца за его внутреннюю красоту, не обращая внимания на его внешнее безобразие. Он пленил ее добрым сердцем.)

9.Динамическая пауза.

1. Наклоны в сторону (тростник на ветру).

2. Рывки руками (крылья ласточки).

3. Потягивание (стремление к солнцу).

4. Движение пальцев (волны Нила).

Учитель:

- Расскажите историю Принца, описывающую его добрые дела.

10.Рассказ о Принце. Беседа по содержанию эпизода

(Учащиеся делают пересказ истории Принца.)

Учитель:

- Почему птица стала чувствовать себя счастливой?

(Ученики отвечают:

- Птица стала чувствовать себя счастливой от добрых дел. Она жертвовала собой, зная, что ей не выжить в холоде. Принц и Ласточка погибли, сражаясь со злом, неся добро, свет, любовь.)

Учитель:

-Так в чем заключается счастье Принца и Ласточки?

(Ученики отвечают:

- Счастье этих героев заключается в деятельном добре, привнесение его в мир, чтобы он стал чуть теплее, светлее, радостнее.)

Учитель:

- Как заканчивается сказка?

(Ученики отвечают:

- По велению Господа ангел искал в этом городе самое ценное. Он принес Господу оловянное сердце Принца и мертвую птицу.)

Учитель:

-Почему Принц и Ласточка так высоко были оценены Господом?

(Ученики отвечают:

- Герои были милосердны, человечны, поступали так, как поступил сам Господь – пожертвовал собой…)

11.Этап установления связей с другим художественным произведением - «Легендой о Данко» М. Горького («Старуха Изергиль»).

Учитель:

-Ребята, похожа тема и идея совершения добрых дел во благо других людей была нами недавно определена при изучении одного из художественных произведений русской литературы. О каком произведении идет речь?

(Ученики отвечают:

- «Легенда о Данко» М. Горького).

Учитель:

-Что общего в этих произведениях? Чем они различаются?

(Учащиеся обсуждают произведения. Итог беседы – оформление сопоставительной таблицы, определяющей общее и различное в идейно-смысловой и сюжетной канве произведения.)

12.Сопоставительная таблица.

«Легенда о Данко»

«Счастливый принц»

Общее и различное

Данко вырывает сердце

Ласточка гибнет от холода

Принц теряет свой эстетический вид, переплавляется

Жертвенность героев

Данко выводит людей из дремучего леса

Принц жертвует своей красотой – драгоценными камнями

Ласточка является глазами Принца, отдает драгоценные камни нуждающимся и поправляет их положение

Бескорыстное добро

Люди переступают через тело погибшего Данко, равнодушны

Бедняки благодарны героям за оказанную помощь

Богачи не понимают жертвенности героев

Отношение людей к поступкам героев

В степи появляются голубые искры

Ангел приносит Богу из города самое ценное: мертвую птицу и оловянное сердце Принца.

Аллегория деятельного добра

Чистое сердце человека способно светом своей любви освещать жизни других людей, оберегать их от темных сил

Деятельное добро не заканчивается после смерти его носителей, возводит их в лики святых, находит оценку свыше

Авторская идея

Спешите делать добрые дела, не ожидая благодарности за них. Тогда мир станет лучше.

Нравственный вывод

Учитель:

- К чему призывают нас О. Уайльд и М. Горький?

(Ученики отвечают:

- О. Уайльд призывает к деятельному добру, жертвенности во благо других.)

Учитель:

- Вспомните свои ощущения от того, когда вы поступали хорошо, по совести.

(Учащиеся делятся своими мнениями.)

Учитель:

- Возвращаемся к нашему произведению. Сказка «Счастливый Принц» - литературная, авторская. В ней нельзя не увидеть образ писателя, его личность. Каким он вам представился?

13.Словесное рисование: образ писателя О.Уайльда

(Учащиеся создают словесный портрет писателя.)

Учитель:

-Ребята, теперь мы вместе с вами сопоставим словесную картинку с биографической справкой о писателя, посмотрим, что из данного нами словесного портрета автора совпало, а что – нет.

14.Сообщение подготовленного учащегося, выполняющего роль биографа О. Уайльда

Ученик отвечает:

Оскар Уайльд родился в семье известного врача. Окончил Оксфордский университет. Он был надменным человеком, погруженным в созерцание прекрасных вещей. Был любимцем публики в салонах и клубах. Был прекрасным рассказчиком. Как фокусник, он вытаскивал свои истории, рассказывал десятки историй, легенд, преданий и никогда не повторялся. Он дарил свои рассказы в подарок. Был щедр.

Писателя оклеветали. Он подал иск в суд, но проиграл. После суда все было кончено. От него отвернулись друзья, жена умерла от горя, детей отняли. Нищета и страдания стали его уделом до самой кончины. В тюремной камере О. Уайльд понял, что значат горе и несправедливость. Теперь он писал: «Бедняки мудры. Они сострадательнее. Рыбаки, пастухи, крестьяне – истинная соль земли». Из тюрьмы Уайльд вышел, окруженный любовью всех, кому выпало на долю отбывать вместе с ним английскую каторгу. Он умер в нищете, забытый Англией, друзьями. Но за гробом его шли все бедняки его квартала…

Писатель прошел свой путь к пониманию идеи добра, милосердия. И мы можем учиться у него и его героев. Добро должно проявляться в поступках.


15.Этап обобщения, выводов.

Учитель:

- Какое впечатление произвел на вас автор сказки? Взгляните еще раз на наш эпиграф. Прав ли Уолт Уитмен? К чему призывает нас поэт?

(Ученики отвечают:

- Помогать друг другу в беде, уметь сочувствовать, сострадать. И воздастся вам по делам вашим…)

16.Этап рефлексии. Заполнение карты рефлексии.

Учитель:

- Ребята, ответьте на вопросы карты рефлексии:

- Какой из этапов урока вам понравился больше всего?

- Какое из заданий, данных на уроке, вы выполнили лучше всего?

- Какой из этапов урока вам показался самым трудным?

17. Домашнее задание:

Выполнить одно из заданий на выбор.

Вариативные задания: 1. Дать развернутый ответ на вопрос «Кому из героев сказки О. Уайльда «Счастливы принц» Я бы поставил памятник и почему? (объем – 1 стр.) 2. Написать сочинение-призыв учащимся своего класса на тему «Спеши делать добрые дела!» (объем: 10-15 предложений).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!