СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия по литературе в 7-м классе по произведениям К.Г. Паустовского "Телеграмма" и А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по литературе в 7-м классе по произведениям К.Г. Паустовского "Телеграмма" и А.С. Пушкина "Станционный смотритель"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение ''Школа № 13'' города Сарова



607181, Нижегородская область, г. Саров, ул.Гоголя, дом 12

тел.(83130) 9-11-04, факс (83130) 9-11-01, е-mail: info@sc13.edusarov.ru

ОКПО 49781055, ОГРН 1025202201551, ИНН 5254024808, КПП 525401001





Разработка внеурочного занятия по литературе в 7 классе по теме:



Тема разрыва отношений между родителями и детьми. Сравнительный анализ повести Пушкина  «Станционный смотритель» и рассказа К.Г.Паустовского  «Телеграмма».





Учитель русского языка и литературы:

Пронина Е. В











Г. Саров, 2021г.

Цель урока: произвести сравнительный анализ произведений: повести Пушкина  «Станционный смотритель» и рассказа К.Г.Паустовского  «Телеграмма»; определить идейно-смысловую общность произведений, роль ИВС в художественной ткани сопоставляемых текстов. Задачи урока:

- продолжить работу по формированию навыков сопоставительного анализа произведений;

- продолжить работу по формированию общечеловеческих ценностей;

- продолжить работу по воспитанию у обучающихся чувства любви и трепетного отношения к родным и близким людям;

- помочь учащимся раскрыть идейное содержание повестей;

- помочь учащимся выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора и характеров героев;

- продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения на основе определения опорных слов, интонациями, темпа чтения;

- продолжить работу по формированию коммуникативных умений учащихся: анализировать, размышлять, дискутировать, отвечать на поставленные вопросы, обобщать;

- создавать проблемные ситуации, направлять учащихся на поиск решения проблемных вопросов.

          Личностные результаты:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи;

- формирование прочного интереса к литературе;

- стремление к совершенствованию собственной речи;

- интерес к письму, создание собственных текстов;

- воспитание доброты, отзывчивости, ответственности, уважения, сострадания как важнейших качеств развития личности.

Метапредметные результаты:

- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

- способность к целеполаганию, постановка новых целей;

- самостоятельный анализ условий и путей достижения цели;

- самостоятельное составление плана решения учебной проблемы.

Познавательные УУД:

- самостоятельно находить все виды текстовой информации: факультативную, подтекстовую, концептуальную, адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- умение комментировать прочитанное;

- расширять представления о творчестве писателя;

- пересказывать прочитанное;

- строить рассуждения;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

-выступать перед аудиторией сверстников;

- слушать и слышать других, уметь отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

1.Оргмомент.

2. Мотивационный момент

Учитель:

- На сегодняшнем уроке мы произведем сравнительный анализ двух произведений одинаковой идейной направленности: повести

Пушкина «Станционный смотритель», рассказа Паустовского     «Телеграмма».

Во всех этих произведениях прослеживается тема притчи о блудном сыне.    Давайте ее вспомним, передадим кратко ее содержание.

(Один из учащихся отвечает.)   

3.Актуализация информации                                                                                                                     Учитель:

- В чём вы видите нравственный смысл притчи, её вневременное звучание?

(Учащиеся делятся своими мнениями.)

Учитель:

- Нельзя не увидеть в притче  вечной  проблемы взаимоотношения отцов и детей. Мудро рассудил Христос: дети ищут свой путь, желают вырваться из-под родительской опеки; родители же, умудрённые опытом, ждут и надеются на возвращение детей, на их понимание. Только бы не опоздать, как опоздала Дунечка  из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» или Настя из рассказа Паустовского «Телеграмма».


  4. Работа с эпиграфом. Формулировка темы урока

Учитель:

- Обратимся к эпиграфу, записанному на доске:

  «Оглянись же и ты, юноша, мой друг,

  оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал

  в жизни больше, чем мать?

  А ведь придёт час, когда мучительным

  Упрёком сердцу обернётся всё это  у

  Материнской могилы…»

                                     Александр Фадеев

(Один из учащихся выразительно читает стихотворные строки.)

- Сформулируйте тему нашего урока исходя из содержания данных строк.

(Ученики:

- Тема взаимоотношений между родителями и детьми: забота повзрослевших детей о своих родителях).


5. Сопоставительный анализ названий произведений:

Учитель:

- Как вы думаете, почему рассказ К. Паустовского называется "Телеграмма"?

(Ученики:

-Именно телеграмма перевернула всю жизнь Насти.)

Учитель:

- Тихон "отправил" телеграмму Катерине Ивановне, проявил чуткость, доброту...

- Именно эта телеграмма и убила Катерину Ивановну... Она поняла, что окружающие ее люди думают, что ее дочь черствая, равнодушная. Любящая мать не смогла это перенести).

- Какое чувство испытываете вы сами, когда получаете телеграммы?

(Ученики:

- Если это не поздравительные телеграммы, то чувство страха, вдруг что-то случилось).

Учитель:

- С каким чувством вы начали читать это произведение?

(Ученики:

- С чувством волнения. Название настроило нас на это)

Учитель:

- Почему А.Пушкин назвал свое произведение просто: «Станционный смотритель» (указал в названии должность героя, а не имя, фамилию и пр.)?

(Ученики отвечают.)

Учитель:

- Каковы ваши первые впечатления, мысли, чувства, возникшие при чтении обоих произведениях? Что особенно вас тронуло? Какие вопросы возникают при чтении, что тревожит, что вызывает недоумение?

(Ученики отвечают.)

6. Составление таблиц «Общее в образах детей», «Общее в образах родителей». Работа в 2 группах.

Учитель:

-         Что общего в жизни Дунечки и Насти?

(Ученики:

- Вина перед родителями, нет места в жизни молодых их старым родителям)

А. Группа 1. Комментирование учениками сравнительной таблицы 1.

«Станционный смотритель» А.С. Пушкина

Общее в образах

«Телеграмма» К.Г. Паустовского

Дунечка

Настя

Воспитана в любви и ласке

Схожие поступки

Любима мамой

Уехала с гусаром

Живет в Ленинграде

Смысл жизни - любовь

Смысл жизни - работа

Не заботится об отце

Не приезжает к матери

Слезы на могиле отца

Раскаяние

Учитель:

 - Что общего в жизни Самсона Вырина и Катерины Петровны?

(Ученики:

- Старость, одиночество, взаимоотношение с детьми).

Б. Группа 2. Комментирование учениками сравнительной таблицы 2.


«Станционный смотритель» А.С. Пушкина

Общее в образах

«Телеграмма» К.Г. Паустовского

Самсон Вырин

Общее в судьбе

Катерина Петровна

Заброшенный дом

Нетопленные печи

Высохшие цветы

Пыльный «Вестник Европы»

Болезнь, одиночество

Пожелтевшие чашки на столе, нечищеный самовар

Попытка встречи с дочерью

Письма к дочери

Смерть

смерть


7. Работа с текстом. Определение роли пейзажа в контексте обоих произведений.

Учитель:

- Как же создается эмоциональный фон рассказа «Телеграмма» уже в его начале? (Учащиеся отвечают.)

Учащиеся зачитывают отрывки из 1-4 абзацев произведения.

Учитель:

- Какие эпитеты, глаголы использует К. Паустовский, рисуя эту осень?

(Ученики:

- Автор использует такие эпитеты как холодный, ненастный, спутанная, рыхлые; глаголы - полегла, тащились тучи (не плыли, а именно тащились), назойливо сыпал. К. Паустовский рисует мрачную холодную осень).

Учитель:

- Почему автор начинает свой рассказ с такой мрачной картины?

(Ученики отвечают, зачитывают цитаты из текста - рассказ о Катерине Петровне, Манюшке, Тихоне, Насте).

Учитель:

- Какие эпитеты использует Паустовский, рисуя интерьер дома, в котором живет Катерина Петровна?

(Ученики:

- «Горький запах», «пыльный "Вестник Европы"», «пожелтевшие чашки», «давно не чищенный самовар», «в покинутом доме», «продавленного дивана» и др.).

Учитель:

- Как вы думаете, какова роль этих эпитетов?

(Ученики:

-Они подчеркивают одиночество хозяйки дома, запущенность интерьера, где "доживала свой век" Катерина Петровна).

Учитель:

- Каково душевное состояние Катерины Петровны? Как автор передает его читателям?

(Ученики:

- Автор передает душевное состояние Катерины Петровны через ее действие: ... начинала тихо плакать;... без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра; ... думала о ней (Насте) все дни, сидя на краешке продавленного дивана; ... ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами; ... впервые за этот год вышла из дома. Катерина Петровна страдает от одиночества, от того, что уже три года она не видела свою дочь).

Учитель:

- Обратимся к тексту «Станционного смотрителя» А.Пушкина. Огромную роль в этом произведении играют художественные детали. В центре повествования оказывается Самсон Вырин. Обратите внимание на портрет героя, данный рассказчиком в начале и во второй части произведения.

Учащиеся зачитывают цитаты из текста (портреты героя). Сравнивают описания героя.

- Какой вывод на основании этого сопоставления можно сделать?

(Ученики отвечают:

-А. Пушкин показывает душевные переживания героя через его портрет).

Учитель:

- Обратите внимание на цветовую гамму повести .Какие цвета преобладают в произведении? Почему? Приведите примеры.

(Ученики отвечают:

- Преобладают серый, черный цвета – символы горя, печали.)

Ученики зачитывают цитаты.

Учитель:

- Сравните описание интерьера дома в начале повести и во время второго визита рассказчика. Что изменилось?

(Ученики отвечают:

-Дом пришел в запустение, так как «Дунею держался».

Зачитывают цитаты, характеризующие перемены во внутреннем убранстве жилища смотрителя.)

Учитель:

- Что осталось неизменным в интерьере дома?

(Ученики:

- Лубяные картинки, изображающие историю блудного сына).

Учитель:

- Почему автор сохранил эту деталь в своем тексте?

(Ученики:

- Таким образом А.Пушкин показывает «вечность» темы «блудного сына»).

Учитель:

- Найдите в тексте описание пейзажа. Почему автор выбирает дождь для описания погоды?

(Ученики отвечают:

- Через дождливую погоду автор описывает душевное состояние Дуняши – ее слезы, муки совести, ощущение безнадежности, невозможности повернуть время вспять).

8.Физкультминутка

9.Сопоставление образов дочерей

Учитель:

- В обоих произведениях художественные детали, эпитеты несут на себе огромную смысловую нагрузку, выражая внутренние переживания как родителей, так и детей.

- Обращаем внимание на анализ поступков обеих героинь. Была ли у каждой из них возможность наладить общение с родителями? Найдите примеры в тексте. Сопоставьте оба образа.

(Учащиеся отвечают:

- У каждой из героинь была такая возможность, но ни одна из них ею не воспользовалась. В произведении «Телеграмма» показано: при получении письма Настя испытывает два чувства: облегчение; раз мать пишет- значит, жива; и в тоже время - безмолвный укор. Но, несмотря на "глухое" беспокойство, она не едет к Катерине Петровне, старается оправдать себя: "Куда там сейчас ехать. Разве отсюда вырвешься!". А на самом деле ей не хотелось ехать, потому что ее ждали переполненные поезда, материнские слезы, скука. Героиня бездействует, проявляет беспечность. Во время получения второй телеграммы она не сразу понимает, что речь идет о ее матери, находящейся на смертном одре. Девушка не чувствует боль в этот момент. Теряет время. Теряет близкого человека.

Дуняша не менее бездейственна. После бегства она ни разу не навещает отца. Когда же он сам врывается в дом Минского, падает в обморок. Потом – опять бездействие.

Героинь объединяет бездействие, погруженность в собственные проблемы – ежедневную рутинную жизнь.

10. Пересказ истории Вырина и Катерины Петровны от лица их детей. Задание по группам:

А. Пересказ истории смотрителя от лица Дуни.

Б.Пересказ истории Катерины Петровны от лица Насти.

Учитель:

-Ребята, попробуйте поставить себя на место Насти и Дуняши. Перескажите историю их родителей от лица самих героинь. Попробуйте от их лица объяснить бездействие обеих девушек.

(Учащиеся пересказывают истории героинь от 1-го лица).

Учитель:

- Почему у вас не получилось оправдать героинь?

(Учащиеся отвечают.)

-Когда у обеих героинь настает момент прозрения?

(Ученики отвечают:

- После телеграммы, после гоголевского "Эх, ты!" Настя понимает, что "никто ее так не любит, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка...". Наступает прозрение.

- Дуняша осознает непоправимость своего бездействия только на могиле отца.)

Учитель:

- Автор, описывая душевное состояние Насти после того, как она ушла с выставки Тимофеева, вводит в рассказ пейзаж. Какова его роль? Какие художественные средства использует Паустовский?

(Ученики отвечают:

- Автор использует эпитеты: серая (изморозь), хмурое (небо). Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву". Небо как бы давит на Настю. Пейзаж подчеркивает боль Насти, ее одиночество, раскаяние. Она понимает, что никого у нее в жизни нет.

Учитель:

- Настя как бы по-новому читает слова матери "ненаглядная моя".Подготовьте выразительное чтение монолога Насти со слов: "Что ж это, мама?..."

(Учащиеся читают выразительно монолог Насти.)

Учитель:

- Каким чувством наполнен этот монолог? Найдите ключевые слова в этом отрывке. Каков должен быть темп чтения?

(Учащиеся отвечают.)

11. Творческое задание. Составление монолога Дуни

Учитель:

- В повести «Станционный смотритель» нет монолога раскаявшейся в своем проступке Дуни. Составьте текст ее речи на могиле отца (7-8 предложений).

(Учащиеся представляют свои варианты монолога Дуни.)

12. Назидательность образа учительницы в рассказе «Телеграмма»

Учитель:

- Как вы думаете, почему в конце рассказа «Телеграмма» автор показал молодую учительницу? В чем заключается смысловая роль этого образа?

(Ученики отвечают:

- Автор предостерегает молодую учительницу от ошибок Насти, ведь в областном городе у нее осталась мать. Автор противопоставляет учительницу Насте. "Учительница постояла и медленно пошла вслед за гробом", "... подошла к гробу наклонилась и поцеловала Катерину Петровну в высохшую желтую руку", как бы прося прощения за все молодое поколение, которое оторвано от своих родителей, у которого своя жизнь, свои дела, свое счастье)

Учитель:

- Смогут ли Настя и Дуня когда-нибудь простить себя?

(Ученики отвечают:

-Нет, им всю жизнь придется нести этот тяжкий крест. Они всю жизнь будут винить себя за бездействие.)

13. Итог урока.

Формулировка вывода учениками:

- Рассказ К. Паустовского и повесть Пушкина заставили нас подумать о том, что никогда не будет у нас на свете никого родней, чем мать и отец. Нужно о них заботиться, стараться не обижать, оказывать знаки внимания.

Очень жалко Настю и Дуню, ведь никто не сможет снять с них непоправимой вины, невыносимой тяжести от утраты близких людей.

14.Домашнее задание.

Учитель:

- Дома необходимо выполнить одно из заданий: 1) подготовить поучение сверстникам «Как нужно относиться к своим родителям»; 2) написать письмо Дуни отцу или Насти – матери, в которых дети просят прощение у своих родителей; 3) подготовить список художественных произведений для внеклассного чтения (3-5 текстов), отражающих проблему взаимоотношения между детьми и взрослыми, (опора на художественную литературу 20-21 веков, рекомендуемые авторы: Ф. Искандер, Ю. Яковлев, Т. Толстая, Е. Габова, З. Улицкая).

15.Рефлексия. Заполнение карты рефлексии

Учитель:

- Кто из героев этого произведения вызвал у вас наибольшее сочувствие? Почему?

- Какой из этапов урока вам понравился больше всего?

- Какое из заданий вызвало у вас наибольшее затруднение?

16. Наставление учителя

Учитель:

- Ребята, не забывайте о своих родителях, заботьтесь о них, оказывайте посильную помощь. Они – сами дорогие и близкие люди, для которых вы составляйте смысл жизни.

Закончить урок я хочу словами героя стихотворения Расула Гамзатова, признающегося в своем невнимании к родителям , призывающего всех детей не забывать о своих родителях:

Мне грустно, мама, больно, мама,

Я пленник глупой суеты,

И моего вниманья мало

Так в жизни чувствовала ты.

Кружусь на шумной карусели,

Куда-то мчусь, но вдруг опять

Забьется сердце: неужели

Я начал маму забывать?         





Начало формы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!