СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия по ОПК "Золотое правило" 4 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по ОПК "Золотое правило" 4 класс»

Учитель: Грызова Карина Самвеловна

Школа: МАОУ СОШ№1 им.В.И.Фадеева ст.Калининской

Предмет: Основы православной культуры

Класс: 4

Тема: «Золотое правило нравственности»

Тип урока: Изучение нового материала

Цель: формирование представления о золотом правиле нравственности, главном правиле человеческих отношений; углубление представлений о нравственных православных категориях. Развивать этические чувства, доброжелательность, отзывчивость, честность, преданность и верность. Прививать любовь к ближнему, к окружающим.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

– приобретение представлений о нравственности и духовности

– формирование необходимости в нравственном совершенствовании.

Личностные:

– осознание для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

– умение следить за своими поступками, словами, делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими.

Метапредметные:

Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; самостоятельно искать пути решения проблемы; адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности;

Познавательные: овладение умением выражать свои мысли правильно, точно, не обижая чувств близких людей;

Коммуникативные: ответы продумывать перед их озвучиванием вслух; формулировать выводы; учиться работать в группе, договариваться, слышать других и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование: карточки для групповой работы, карточки для работы в парах.

Структура урока

1.Организационный момент

Прослушайте Юлия Друнина. Доброта (отрывок)

Как праздник, как счастье, как чудо

Идёт доброта по земле.

И я про неё не забуду,

Как я забываю о зле.

-О чём мы говорим на уроках?

-На уроках мы говорили о добре. Что надо сделать, чтобы в мире было больше доброты, а не зла?

2.Мотивация учебной деятельности

- Вспомните русскую народную сказку «Лиса и Журавль».

а)Чтение сказки по ролям.



Русская народная сказка.

Лиса и журавль.

Лиса с журавлем подружились. 
Вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке.
Подала и потчует:
- Покушай, мой голубчик, куманек, сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает, А лисица в это время лижет да лижет себе кашу - так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица и говорит:
- Не обессудь, любезный кум, больше потчевать нечем.
- Спасибо, кума, и на этом! Приходи и ты ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, положил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка. Не стыдись, голубушка!
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает: Толку все нет и нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все не поел.
- Ну, не обессудь, кума, больше угощать нечем!

Взяла лисицу досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как не солоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

б)Беседа.

-Какую цель преследовала лиса, приглашая журавля в гости?

 (Ответы детей) Намерение попасть в гости, наесться на неделю.

-Вспомните пословицу, выражающую основную мысль сказки.

( Как аукнулось, так и откликнулось.)

Вывод: 

- К какому же выводу мы пришли?

 ( Не поступай с другими плохо, чтоб с тобой не поступили так же.)

3.Актуализация опорных знаний и умений

а)Беседа

- Ребята, давайте вспомним, как называются главные правила христиан? (Заповеди)

- А какие заповеди есть у христиан? ( Повторение 10 заповедей)

- Вспомните, что ждёт людей, которые нарушают эти заповеди?

- А сегодня мы попробуем объединить все эти заповеди в одно правило.

б)Работа в парах.

А теперь нам необходимо назвать тему урока. Для этого я прошу вас поработать в парах. 

Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?

  • Золотые руки  (  руки, которые умеют всё  делать)

  • золотое сердце  (доброе сердце)  

  • золотое кольцо  (изготовлено из золота)            

  • золотое правило (главное, самое важное)

       ( * Золотое кольцо – здесь слово золотое в прямом значении,  остальные  - в  переносном) .

     Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку? ( Мы будем говорить на уроке о правилах поведения).

     - Темой нашего урока будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».

     Итак, тема нашего урока «Золотое правило нравственности». 

в) Работа с учебником

Откройте учебник, прочитаем правило. (Чтение по учебнику правила).

    А зачем Христос дал нам такое правило?

      ( Чтобы люди жили в мире и согласии, не ссорились, не ругались, не дрались, чтобы не было   войн на земле)

- Это правило у православных христиан принято называть золотым правилом нравственности

- В другом виде оно может звучать так: «Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя». Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

4.Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

5.Изучение нового материала

а) Работа над басней   

   - Ребята, послушайте басню.

«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».(По книге «Классическая басня».)

б) Беседа

 Прокомментируете слова матери в этой басне?

Д.: Каждому в жизни нужно быть дружелюбным.

Д.: Эффект «бумеранга». Чем больше сделаешь добра в жизни, тем больше положительного доброго вернуть тебе люди.

Д.: И зло тоже может обернуться к тебе.

Д.: Родители  не раз говорили мне, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.

Очень хорошая мысль. Эта мысль прекрасна. Как вы думаете, когда и где появилось это высказывание?

в) Работа в парах. Деформированное предложение.   

Составьте предложение.

-это     сообщений.      Сплетня      лживых     передача    или      верных

(Ответы учащихся.)

Сплетня – это передача верных или лживых сообщений.
г) Беседа

- Передавать лживую или даже верную информацию другим людям, хорошо ли это?

- А если  среди ваших друзей стали сплетничать о друге, который в этот момент отсутствовал… От услышанного вам будет польза? А если о вас за глаза будут сплетничать?

- А теперь проанализируйте выше сказанное и сформулируйте главную мысль, вывод.

Д.: – К окружающим надо относиться так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам.

Христос сказал: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

6.Закрепление изученного материала.

а)Беседа

- Ребята, давайте вспомним особенности сказок, принципы построения.   (Жили-были, в некотором царстве, число 3, добро побеждает зло, зло всегда наказывается, сказки бывают волшебные, бытовые, о животных, в сказках есть зачин, основная часть,  концовка)

-что добрые герои получают,  а что злые?

- как они живут, как поступают, то и получают ( Например, Кай, Шапокляк, Ленивица)

7. Физкультминутка

б)Работа в группах.

Даны названия произведений  (при необходимости тексты)

Задание : полистайте, вспомните саму сказку или басню, назовите автора, расскажите, приведите примеры поведения героев, которые доказывают правоту правила: что как герои поступают, так и получают, так к ним и относятся.

1группа  Сказка.   В. Одоевский «Мороз Иванович»

2группа   Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

3группа   Басня. Л.Н.Толстой. «Старый дед и внучек»

4 группа   Татарская сказка. «Три дочери»

5 группа   Басня. Л.Н. Толстой. «Муравей и голубка»

6 группа   Русская народная сказка «Лиса и журавль»

   

в)   Работа в парах.

Работа с пословицами. Даны : начало и конец пословиц. Задание собрать пословицу, прочитать и объяснить смысл.

Как аукнется,                                            так и откликнется.

Что посеешь,                                             то и пожнёшь.

Не рой другому яму,                                  сам в неё попадёшь.

Не плюй в колодец,                                   ещё  придётся  воды напиться.

Кто добро творит,                                      того Бог благословит.

Кто сирых питает,                                      того Бог не забывает.

На добрый привет -                                    добрый ответ.

г)Игра: «Какой я?»

(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)

— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый.

— Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.

— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.

8. Рефлексия.

Создание Дерева добрых дел

У.: - Давайте все вместе вырастим Дерево добрых дел. Чтобы дерево, как и ваши поступки, принесло хорошие плоды, нужно совершать добрые дела. Опираясь на золотое правило нравственности, вспомните, какие добрые дела вы совершали, запишите на яблочке одно доброе дело.

У.: - Теперь прикрепите свои яблочки на «Дерево Добрых дел».

- Посмотрите, каким нарядным оно стало, плоды ваших добрых дел его украсили.

Вывод:

Посеешь поступок – пожнёшь привычку.

Посеешь привычку – пожнёшь характер.

Посеешь характер – пожнёшь судьбу.











8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!