Учитель: Грызова Карина Самвеловна
Школа: МАОУ СОШ№1 им.В.И.Фадеева ст.Калининской
Предмет: Основы православной культуры
Класс: 4
Тема: «Золотое правило нравственности»
Тип урока: Изучение нового материала
Цель: формирование представления о золотом правиле нравственности, главном правиле человеческих отношений; углубление представлений о нравственных православных категориях. Развивать этические чувства, доброжелательность, отзывчивость, честность, преданность и верность. Прививать любовь к ближнему, к окружающим.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
– приобретение представлений о нравственности и духовности
– формирование необходимости в нравственном совершенствовании.
Личностные:
– осознание для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
– умение следить за своими поступками, словами, делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими.
Метапредметные:
Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; самостоятельно искать пути решения проблемы; адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности;
Познавательные: овладение умением выражать свои мысли правильно, точно, не обижая чувств близких людей;
Коммуникативные: ответы продумывать перед их озвучиванием вслух; формулировать выводы; учиться работать в группе, договариваться, слышать других и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование: карточки для групповой работы, карточки для работы в парах.
Структура урока
1.Организационный момент
Прослушайте Юлия Друнина. Доброта (отрывок)
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Как я забываю о зле.
-О чём мы говорим на уроках?
-На уроках мы говорили о добре. Что надо сделать, чтобы в мире было больше доброты, а не зла?
2.Мотивация учебной деятельности
- Вспомните русскую народную сказку «Лиса и Журавль».
а)Чтение сказки по ролям.
Русская народная сказка.
Лиса и журавль.
Лиса с журавлем подружились.
Вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке.
Подала и потчует:
- Покушай, мой голубчик, куманек, сама стряпала.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает, А лисица в это время лижет да лижет себе кашу - так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица и говорит:
- Не обессудь, любезный кум, больше потчевать нечем.
- Спасибо, кума, и на этом! Приходи и ты ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, положил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка. Не стыдись, голубушка!
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает: Толку все нет и нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все не поел.
- Ну, не обессудь, кума, больше угощать нечем!
Взяла лисицу досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как не солоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
б)Беседа.
-Какую цель преследовала лиса, приглашая журавля в гости?
(Ответы детей) Намерение попасть в гости, наесться на неделю.
-Вспомните пословицу, выражающую основную мысль сказки.
( Как аукнулось, так и откликнулось.)
Вывод:
- К какому же выводу мы пришли?
( Не поступай с другими плохо, чтоб с тобой не поступили так же.)
3.Актуализация опорных знаний и умений
а)Беседа
- Ребята, давайте вспомним, как называются главные правила христиан? (Заповеди)
- А какие заповеди есть у христиан? ( Повторение 10 заповедей)
- Вспомните, что ждёт людей, которые нарушают эти заповеди?
- А сегодня мы попробуем объединить все эти заповеди в одно правило.
б)Работа в парах.
А теперь нам необходимо назвать тему урока. Для этого я прошу вас поработать в парах.
Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?
Золотые руки ( руки, которые умеют всё делать)
золотое сердце (доброе сердце)
золотое кольцо (изготовлено из золота)
золотое правило (главное, самое важное)
( * Золотое кольцо – здесь слово золотое в прямом значении, остальные - в переносном) .
- Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку? ( Мы будем говорить на уроке о правилах поведения).
- Темой нашего урока будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».
- Итак, тема нашего урока «Золотое правило нравственности».
в) Работа с учебником
Откройте учебник, прочитаем правило. (Чтение по учебнику правила).
- А зачем Христос дал нам такое правило?
( Чтобы люди жили в мире и согласии, не ссорились, не ругались, не дрались, чтобы не было войн на земле)
- Это правило у православных христиан принято называть золотым правилом нравственности
- В другом виде оно может звучать так: «Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя». Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.
4.Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
5.Изучение нового материала
а) Работа над басней
- Ребята, послушайте басню.
«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».(По книге «Классическая басня».)
б) Беседа
- Прокомментируете слова матери в этой басне?
Д.: Каждому в жизни нужно быть дружелюбным.
Д.: Эффект «бумеранга». Чем больше сделаешь добра в жизни, тем больше положительного доброго вернуть тебе люди.
Д.: И зло тоже может обернуться к тебе.
Д.: Родители не раз говорили мне, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.
- Очень хорошая мысль. Эта мысль прекрасна. Как вы думаете, когда и где появилось это высказывание?
в) Работа в парах. Деформированное предложение.
Составьте предложение.
-это сообщений. Сплетня лживых передача или верных
(Ответы учащихся.)
Сплетня – это передача верных или лживых сообщений.
г) Беседа
- Передавать лживую или даже верную информацию другим людям, хорошо ли это?
- А если среди ваших друзей стали сплетничать о друге, который в этот момент отсутствовал… От услышанного вам будет польза? А если о вас за глаза будут сплетничать?
- А теперь проанализируйте выше сказанное и сформулируйте главную мысль, вывод.
Д.: – К окружающим надо относиться так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам.
Христос сказал: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
6.Закрепление изученного материала.
а)Беседа
- Ребята, давайте вспомним особенности сказок, принципы построения. (Жили-были, в некотором царстве, число 3, добро побеждает зло, зло всегда наказывается, сказки бывают волшебные, бытовые, о животных, в сказках есть зачин, основная часть, концовка)
-что добрые герои получают, а что злые?
- как они живут, как поступают, то и получают ( Например, Кай, Шапокляк, Ленивица)
7. Физкультминутка
б)Работа в группах.
Даны названия произведений (при необходимости тексты)
Задание : полистайте, вспомните саму сказку или басню, назовите автора, расскажите, приведите примеры поведения героев, которые доказывают правоту правила: что как герои поступают, так и получают, так к ним и относятся.
1группа Сказка. В. Одоевский «Мороз Иванович»
2группа Русская народная сказка «Гуси – лебеди»
3группа Басня. Л.Н.Толстой. «Старый дед и внучек»
4 группа Татарская сказка. «Три дочери»
5 группа Басня. Л.Н. Толстой. «Муравей и голубка»
6 группа Русская народная сказка «Лиса и журавль»
в) Работа в парах.
Работа с пословицами. Даны : начало и конец пословиц. Задание собрать пословицу, прочитать и объяснить смысл.
Как аукнется, так и откликнется.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
Не плюй в колодец, ещё придётся воды напиться.
Кто добро творит, того Бог благословит.
Кто сирых питает, того Бог не забывает.
На добрый привет - добрый ответ.
г)Игра: «Какой я?»
(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)
— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый.
— Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.
— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.
8. Рефлексия.
Создание Дерева добрых дел
У.: - Давайте все вместе вырастим Дерево добрых дел. Чтобы дерево, как и ваши поступки, принесло хорошие плоды, нужно совершать добрые дела. Опираясь на золотое правило нравственности, вспомните, какие добрые дела вы совершали, запишите на яблочке одно доброе дело.
У.: - Теперь прикрепите свои яблочки на «Дерево Добрых дел».
- Посмотрите, каким нарядным оно стало, плоды ваших добрых дел его украсили.
Вывод:
Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
Посеешь привычку – пожнёшь характер.
Посеешь характер – пожнёшь судьбу.
8