СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия по программе «Артиковедение». Тема: Гренландский тюлень.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с гренландским тюленем, его отличительными признаками и особенностями приспособления к окружающей среде, местом обитания на карте, образом жизни.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по программе «Артиковедение». Тема: Гренландский тюлень.»

Сабанина Татьяна Александровна


Конспект внеурочного занятия по программе «Артиковедение».


Тема: Гренландский тюлень.

Цель: познакомить учащихся с гренландским тюленем, его отличительными признаками и особенностями приспособления к окружающей среде, местом обитания на карте, образом жизни.

Планируемые результаты:
Предметные:
познакомить учащихся с животным Арктики – гренландским тюленем, его отличительными особенностями, местом обитания и образом жизни.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; учиться выполнять различные роли в группе; сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности; выявление и формирование познавательной цели с помощью учителя; строить сообщения в устной форме; отвечать на вопросы учителя; извлекать необходимую информацию из учебника и других источников информации.

Личностные: воспитывать учебно-познавательный интерес, умение общаться сотрудничать с одноклассниками и учителем на занятии; развивать творческие способности детей.

Тип занятия: открытие новых знаний.

Технология занятия: познавательно-практическая.

Методы работы: частично-поисковый метод, иллюстрированный метод.

Форма работы: фронтальная, групповая, парная.

Оборудование: учебник «Артиктическая азбука», мультимедия, раздаточный материал для работы в группе, парах, индивидуально.

Межпредметные связи: обучение грамоте, окружающий мир, изобразительное искусство.


Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем изучение класса млекопитающих животных.

2. Мотивационно – ориентировочный:

- Ребята, о каком животном у нас пойдет речь на занятии, вы узнаете, выполнив задание.

- Перед вами пазлы, соберите их (работа в парах, выкладывают слово из пазл). Будьте внимательны.

- Какое у вас получилось слово? (Тюлень)

3. Поисковый:

- Более 2/3 поверхности Земли покрыто морями и океанами. В них встречаются микроскопические организмы, организмы среднего размера, а также самые крупные млекопитающие.

- Сегодня наша с вами задача – познакомиться с особенностями строения ластоногих и их приспособлением к водному образу жизни.

- Посмотрите, у вас на столах есть конверты. В них для ваших групп информация. Прочитайте внимательно. А после мы восстановим полную информацию об этих замечательных животных.

Дети самостоятельно изучают содержимое конвертов в течение 10 минут. Затем по одному представителю от группы выходят к доске и сообщают остальным учащимся о том, что изучили в группе.

1 конверт:

Проживают в арктических водах. Самцы гренландского тюленя имеют характерную окраску, и их легко отличить от других видов тюленей. У них серебристо-серая шерсть, чёрная голова и чёрная подковообразная линия, тянущаяся от плеч по обоим бокам. Из-за её формы, напоминающей арфу, в английском языке этот вид называется harp seal. У самок похожий узор, однако несколько бледнее и иногда распадающийся на пятна. Длина гренландских тюленей составляет от 170 до 180 см, а масса — от 120 до 140 кг.

2 конверт:

Детёныш тюленя называется «белёк» (зеленец). Когда он рождается, его мех ещё не такой красивый. Он даже немного жёлтый после родов, но через некоторое время зеленец побелеет. Иногда тюлениха (хохлуша) рождает двух бельков. Обычно она не может прокормить двух бельков, поэтому одного она оставляет. Зеленец либо умирает, либо его кормит другая тюлениха (что очень редко), либо его подбирает человек. Три недели белёк живёт с тюленихой, после чего она уходит и больше не возвращается. Если она не поест, то умрёт, а у белька нет водонепроницаемого меха, из-за чего он не может уплыть с ней. Тюленёнок уже достаточно умный и знает всё, чему его мать могла и должна была научить, — он уже вполне самостоятельный и может сам о себе позаботиться. В это время он линяет и его белый мех постепенно отпадает. Он становится гладким и серым, как настоящий взрослый тюлень, и теперь уже может плавать.

3 конверт:

В рацион гренландского тюленя входят рыба, ракообразные, другие беспозвоночные. Охотясь на них, тюлени ныряют на глубину до 200 м. Гренландские тюлени — отличные пловцы и могут преодолевать сотни километров вплавь. Они не пьют солёную воду, а их глотка устроена так, что даже в процессе заглатывания пищи под водой мышцы препятствуют проникновению солёной воды в желудок. Всю необходимую им жидкость гренландские тюлени получают вместе с рыбой, которую едят. Также они могут пить пресную воду из луж, образующихся на льду во время его таяния, и поедать снег. В период летнего нагула тюлени предпочитают открытые воды или редкие льдины.

4 конверт:

Сразу после рождения шкурка детёныша гренландского тюленя имеет желтовато-зеленоватый оттенок — результат воздействия околоплодной жидкости в материнской утробе. Поэтому новорождённых тюленят называют зеленцами. Весят они 9–10 кг, в длину достигают 92 см. Через несколько дней цвет шкурки меняется на белый. У тюленьего молодняка ещё не сформировался толстый жировой слой, и поэтому регуляция тепла происходит за счёт постоянного дрожания.

Решающее защитное значение в первые недели жизни имеет белая шерсть, которой покрываются детёныши, теперь именуемые бельками. Она состоит, как у белых медведей, из прозрачных полых волосков, пропускающих солнечные лучи прямо на чёрную кожу и согревающих её. Период вскармливания детёныша молоком продолжается около двух недель. После отвыкания от молока детёныши проводят ещё около 10 дней на льду, пока шерсть не выпадет и не заменится характерной серебристой окраской с чёрными узорами. Вскоре после того, как самка тюленя заканчивает кормить своего детёныша молоком и оставляет его одного, его белая шубка начинает линять. На стадии линьки детёныш тюленя зовётся хохлушей. Молодых особей после окончания линьки зовут серками.

5 конверт:

Ареал обитания этого представителя фауны достаточно обширный, он распространен в арктических водах. Встречается гренландский тюлень в Северном Ледовитом океане, в Белом море, на побережье полуострова Лабрадор и острова Ньюфаундленд. Представителя этого вида можно встретить севернее острова Ян-Майен. Вне брачного периода животные занимают и другие территориальные просторы, например, в Баренцевом, Карском морях. Также этот вид можно встретить даже в атлантических уголках Канады и острова Гренландия.

4. Обобщающе-практический:

- Чтобы нам обобщить уже приобретенные знания, возьмем «Арктическую азбуку», откроем страницу 48 и еще раз посмотрим, что это за животное.

Дети самостоятельно читают текст. Один учащийся читает вслух.


Вопросы:

- Как называется животное, о котором идет речь в тексте?

- Где обитает тюлень?

- Что из текста узнали о самом животном?

- Как называют детеныша тюленя?

- Какого числа празднуют день защиты этих животных?


- Я предлагаю посмотреть видеофильм 1983 года «В объективе животные. Гренландский тюлень». Ссылка https://www.youtube.com/watch?v=0X2aljT0Qzc .


После просмотра видеофильма ребятам предлагается ответить на вопросы в парах:

1. где живет гренландский тюлень?

2. Что помогает выжить тюленю на севере в таких суровых условиях?

3. Чем питаются тюлени?

4. Кто тюленю враг?

5. Как защитить тюленя?


5. Усвоение нового знания:

- У каждого из вас на столе лежит лист с изображением тюленя. Возьмите карандаши и раскрасьте свою иллюстрацию. После раскрашивания организуется выставка детских работ.

Дети раскрашивают под звук зимнего ветра во вьюгу (пурга на севере). Ссылка: https://zvukipro.com/priroda/1056-zvuki-arkticheskogo-vetra.html

- Поделитесь впечатлениями от выставки ваших работ.


6. Рефлексивно-оценочный:

- Сегодня на занятии я узнал(а)… Продолжите предложения.

- Самое интересное, о чем я расскажу родителям – это…

- Захотелось ли вам узнать о других животных Арктики?

- Я думаю, что впереди нас ждут не менее интересные занятия Арктической азбуки.

Спасибо всем за активность.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!