СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия по слушанию музыки и рисованию.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеурочного занятия по слушанию и рисованию музыки на тему: "Радуга звуков" для обучающихся 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по слушанию музыки и рисованию.»

Конспект внеурочного занятия по слушанию музыки и рисованию.

Тема: «Радуга звуков».

Цель: формировать интерес к работе художников и умение выражать впечатления от рассматривания картины; развивать способность видеть красоту в привычных предметах; учить передавать цветом чувства и настроения.

Задачи:

Изобразительные: учить передавать эмоциональное состояние и характер музыки посредством цвета.

Технические: совершенствовать умение рисовать в технике «свободный рисунок» (рисунок, в котором нет каких либо регламентаций в области цвета, формы, масштаба, технике исполнений и.т.д.), продолжать развивать навык смешивать краски для получения нового цвета.

Образовательные: стимулировать речевую активность посредством описания собственных эмоций;

- развивать художественный вкус, чувство цвета и композиции;

- развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные и живописные произведения;

-развивать воображение, фантазию, чуткость к явлениям окружающего мира и наблюдательность; воспитывать аккуратность при работе с красками.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения П.И.Чайковский «Времена года». «Октябрь». М.Чюрленис симфоническая поэма «Лес», наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества несколько видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование).

Личностные: понимают границы собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; оценивают результаты деятельности.

Метапредметные (универсальные учебные действия).

Познавательные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые высказывания; анализируют и делают выводы.

Регулятивные: формулируют проблему (тему) занятия и цель своей деятельности в рамках занятия; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке.

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения; умеют конструктивно взаимодействовать в парной работе; слушать друг друга.



Оборудование: аудиозапись звуков природы, П.И.Чайковский «Времена года». «Октябрь». М.Чюрленис симфоническая поэма «Лес». Репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень» (1895г), репродукция картины М. Чюрлениса «Лес». Музыкальные инструменты, шумовые инструменты.

Метод обучения: музыкально-слушательская деятельность, музыкально-изобразительная деятельность, с элементами импровизации, психологический этюд, разучивание песни с элементами оркестровки, показ иллюстраций.



Ход занятия.

На музыкальном языке живописать-

Значит звуками будить в нашем сердце

Те или иные воспоминания, а в нашем

Уме те или иные образы.

Оноре Бальзак.



  1. Организационный момент. Включение в учебную деятельность.

Построение класса.

Приветствие.

Учитель: Здравствуйте, дети (ритмическое приветствие, хлопки)

Дети: Здравствуйте, учитель.



  1. Актуализация знаний.

Учитель: Какое сейчас время года?

Осень – волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее сказочными нарядами…

- Как вы считаете какими словами можно описать осень?

Давайте вспомним, как о осени говорят поэты в стихах (дети читают стихи).

  1. Постановка целей и определение темы занятия.

Учитель: связь музыки и литературы не только обогащает и музыку и литературу, но и дает нам более полное представление о жизни. Музыка и живопись тоже живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство постоянно вдохновляет музыкантов. И.Ф.Лист и Р.Шуман признавались в том, что картины помогали им лучше понимать музыкальные произведения других композиторов. В то же время художник И.Репин, скульптор С.Коненков утверждали, что без музыки не мыслят творческой жизни: «Без нее нет фантазии и окрыленности». «Без музыки я не мыслю жизни», - говорил Репин.

Так, литовский художник-композитор М.Чюрленис создал циклы картин «Соната моря», «Соната весны», «Соната пирамид», композитор А.Скрябин приступал на практике к созданию «световой симфонии», а художник В.Кандинский создавал живописные композиции на основе собственной таблицы «цветозвучаний» музыкальных инструментов.

Стремясь «заразить» людей каким либо сходным настроением, художники и музыканты прибегают к средствам присущим их искусству, - один пишет, скажем, пейзаж, другой прелюдию. Нередко музыканты или художники опираются на какие-то совершенно определенные произведения искусства, так как музыка и изобразительное искусство тесно взаимосвязаны. Но эта связь немного другая, чем связь музыки и литературы: музыка может вызывать в нашем представлении живописные образы, даже картины; вглядываясь в картины мы можем услышать в своем представлении ту или иную музыку. Музыка всегда что-то выражает или изображает. Музыка может звучать не только в музыкальном изображении, но еще и в красках и в музыкальном цвете.



  1. Работа по теме занятия.

- Кто догадался какая тема нашего занятия?

- Какие мы поставим перед собой задачи? (слушать музыку, понимать музыку, изображать и рисовать музыку).

Цель сегодняшнего занятия показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.

Я предлагаю вам посмотреть на картину Левитана «Золотая осень». Исаак Ильич Левитан (1860-1900) был мягким и отзывчивым человеком, любил все красивое. К себе, к своей творческой работе он относился строго, ему всегда казалось, что можно сделать лучше, удачнее. Левитан оставил нам богатое художественное наследие: многие его картины, этюды и рисунки находятся в Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт-Петербурге и в других музеях страны. Современники называли Левитана поэтом русской природы.

Познакомимся с картиной. Обычно осень - время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается сухая и теплая погода и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И не случайно, глядя на картину Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова А.С.Пушкина



Люблю я пышное природы увяданья,

В багрец и золото одетые леса,……



Небольшая речка спокойно несет свои глубокие воды. Немного изгибаясь, она удаляется в глубину луга и у одиноко стоящий березы резко поворачивает влево. Вода у берегов темная, как в омуте, и в ней отражаются прибрежные травы и цветы. Контраст холодных тонов голубовато-синей воды с золотистой окраской берез и травы усиливает праздничное настроение, вызываемое картиной. Красновато - розовый куст на темном фоне реки играет яркими красками, будто нарядный венок, сплетенный умелыми руками крестьянской девушки. Молодые березы с тонкими стройными стволами сплошь покрыты золотистой листвой.

Солнечные лучи ярко освещают природу, вечно живую и вечно прекрасную. Отдельных листьев не видно. Художник наносит краски обобщенно, свободными мазками кисти. Две передние осинки почти совсем сбросили листья, между верхушек проглядывают зеленые ветви сосны. Солнце почти над головой: тени от деревьев короткие, темно-коричневые. За постройками тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом. Оно светлое, с легкой дымкой. Розоватые легкие облака плывут по нежно-голубому небу, усиливая впечатления воздушности всего пейзажа.

Картина пронизана осенним, бодрящим воздухом на редкость прозрачным. Очертания поля, построек, дальнего леса очень четки и ясны.

- Какое впечатление производит на вас картина Левитина?

- Какое настроение было у художника, когда он написал эту картину?

- Какое настроение у вас, когда вы смотрите на картину Левитана?

- Какие чувства испытываете вы, глядя на эту картину?

- А какую музыку вы слышите, когда смотрите на картину? (теплую, спокойную, нежную. Сочетание холодных и теплых тонов делает изображение более ярким, выразительным).

- Как цвет помогает нам почувствовать настроение художника?

- Какие цвета относятся к теплым? Какие к холодным?

- Как поэты выражают Осень в стихах?



А теперь представьте, что вы оказались внутри картины, на этой поляне, между этими деревьями, под этим синим небом.

Постарайтесь почувствовать это время, этот день, все, что вас окружает. Почувствуйте, как пригревает ласковое солнышко, услышьте, как течет река, послушайте птичьи голоса.

- А сейчас постараемся передать состояние леса, имитацию лесных звуков, птичьих голосов.

Упражнение на динамику и звуко-высотный слух.

«Имитация лесных звуков».



Сегодня мы познакомимся с музыкой замечательного композитора-художника Чюрлениса.

- Предлагаю вашему вниманию прослушать фрагмент музыкального произведения Чюрлениса «В лесу».

И хочу настроить вас на то, что слово, звук и цвет помогают нам понять все многообразие мира, помогают нам увидеть в обычных явлениях жизни – многокрасочность и многоцветность.

- Подумайте, ребята, какого цвета может быть прослушанная музыка?



Слушание музыки М.Чюрлениса.



- Какой характер произведения? (медленный темп, мажорная окраска – созерцательный, спокойный, мягкий, светлый, лирический)

- Какие цвета присутствуют в этом произведении? (теплые: желтый, оранжевый, красный; холодные: голубой, синий, белый.)

Вы все мыслите очень близко, все говорите о явлениях природы.



  1. Динамическая пауза.

Ребята, вы наверное немного устали, давайте отдохнем и поможет нам в этом психологический этюд-игра «Ветер-ветерок-ветрище».



«Утром проснулся ветерок и спокойно, нежно пошевелил травинку (едва заметное колебание пальцами - очень тихо). Она задела соседние травинки – и вот уже по лесу весело полетел легкий шорох (интенсивно – тихо шевелит пальцами). Ветерок поднялся выше, и вот уже взволнованно задышали кусты (педагог медленно поднимает кисть правой руки и опускает в ритме дыхания – небольшое крещендо и диминуэндо).

Ветерку надоело сидеть внизу, и он тревожно, энергично и быстро залетел на самые верхушки деревьев, устроив там самую настоящую бурю (педагог резко поднимает руки вверх и делает энергичное тремоло кистями – очень громко). Неожиданно ветерок устремился вниз и грустно, затих спрятавшись на земле под листиками (педагог резко смыкает ладони – тихо, пауза). Потом опять ветерок уверенно решил забраться на верх постепенно, как по лесенке, но добравшись до середины устало упал (педагог разводит руки в стороны – крещендо, тихо).



  1. Продолжение работы по теме.



- Хочу познакомить вас со словосочетаниями:



Звуковой колорит Звуковая красочность Тембр

Звуковая палитра Цветовая гамма Аура



- Скажите – они близки между собой?

- Чем они близки?

- Цвет можно выразить в звуке?

- Это простая задача или сложная?

- А звук можно изобразить в цвете?

- Эту задачу решают великие мастера, художники и композиторы, поэты и музыканты.

- Сочетание слов – Звуковой колорит – используется в художественных произведениях.

- Помогает нам в жизни краска и цвет

- Что такое тембр? (окраска голоса)

Значит мы называем цвет голоса.

- Если человек мягок, какой у него тембр? (приятный)

- А если человек строг, какой тембр?

У каждого из нас есть свой цвет, цветовая аура. Каждый человек общаясь друг с другом дарит свою цветовую ауру, свой цвет. Чем человек мрачнее, тяжелее, тем аура будет темнее.

- Теперь будем с вами художниками и ощутим многообразие цвета и нарисуем свои цветовые ощущения.

При этом подбирайте те краски, которые наиболее полно передают ощущения. Вы как будто будете своеобразно фотографировать этот лес, на не внешний вид леса, а то, что он чувствует, то, что переживает.

- Могу я включить музыку?

Повторное прослушивание сюиты и рисование.



- Итак, какое настроение леса, которое передает в музыке композитор Чюрленис?

- Почему вы так нарисовали? (синий – мечтательный, желтый – свет)

(лес спит, просыпается, происходит волнение, снова засыпает).



  1. Разучивание песни с элементами оркестровки шумовыми инструментами.



  1. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

- Над какой темой работали?

- Сумели ли ответить на главный вопрос темы?

Художник, поэт, композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту природы. Мы, внимательно всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!