СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия по теме «Блокада» 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предусмотрена для проведения учителями начальных классов по теме ВОВ, блокады Ленинграда. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по теме «Блокада» 4 класс»

Конспект внеурочного занятия по теме «Блокада»

Класс: 4

Цели: познакомить учащихся с понятием «блокада»; рассказать учащимся о блокаде Ленинграда во время ВОВ; способствовать формированию у учащихся сострадания, понимания и правильного отношения к участию российских людей в ВОВ.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну, прививать любовь к Родине.

Развивающие: способствовать пробуждению в учащихся чувства сострадания и гордости за стойкость российского народа в период блокады Ленинграда и во время ВОВ.

Образовательные: познакомить учащихся со страшным событием нашей страны – блокадой Ленинграда.

Ход занятия

I. Организационный момент

Ребята, я рада видеть вас на сегодняшнем занятии. Похлопайте, если и вы рады видеть и меня, и друг друга. Молодцы!

II. Вводная часть

Тема сегодняшнего занятия непростая, но очень важная. Озвучить тему вы сможете после просмотра небольшого ролика. Внимание на экран.

Вопросы после просмотра:

1) В начале видео была написана дата и время. Кто заметил какое? (22 июня 1941 года 10 часов утра)

2) Что мы видим на первых секундах ролика? (люди развлекаются, все радостные, выпускники закончили школу)

3) Что остановило радость и веселье людей? (голос в громкоговорителе)

4) Что люди услышали из громкоговорителя? (что германские войска напали на нашу страну)

5) Что мы видим после этих слов? (люди начинают разбегаться)

(Прикрепить на доску дату 22.06.1941)

Всем известна эта дата. Именно 22 июня 1941 года рано утром началась Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии. Защищать нашу страну на фронт отправились молодые парни, мужчины, девушки и женщины и даже дети.

Во главе Германии был Адольф Гитлер. У него в планах было захватить Москву. А именно немцы хотели затопить нашу столицу. К середине октября немцы подошли к Москве и уже хотели поставить памятник Гитлеру. Но Москва не сдалась. Целыми днями и ночами люди готовились к битве и защитить столицу. 600 самолетов - истребителей охраняли небо Москвы.

Семь месяцев бились за Москву наши солдаты с фашистами. До начала войны в Москве жили 4 млн.215 тыс. людей. А после призыва в армию осталось лишь 2,5 млн. человек. Нам удалось выиграть эту битву, да и всю войну, благодаря храбрости, доблести, находчивости наших солдат.

Определение темы

Давайте представим, что вам срочно нужно расшифровать послание от командира. Как часто это делали на войне. Готовы?

Будете расшифровывать послание в парах. У вас на партах лежат конверты. Раскройте их. Вы увидите строчку цифр. Каждая цифра означает букву алфавита. Вам нужно найти букву для каждой цифры и тогда сможете расшифровать послание. Даю вам 2 минуты.

2 13 16 12 1 5 1

Б Л О К А Д А

Время вышло. Итак, какое слово у вас получилось? (Блокада)

Верно! А что значит это слово? Где мы можем найти определение этого слова? (в словаре)

Соберитесь в группах и найдите определение слова «блокада». Даю вам 3 минуты.

Итак, группы, озвучьте определение. (читают определение).

Определений этому слову может быть много. Можно остановиться на этом. (на слайде)

Блокада - с точки зрения международного права особая форма ведения военных действий, которая заключается в изоляции блокируемого населенного пункта.

Какова же тема нашего сегодняшнего занятия? (Блокада)

III. Основная часть

Во время ВОВ какой город оказался в такой форме военных действий как блокада? (Ленинград)

А как сейчас называется этот город? (Санкт-Петербург)

Верно.  Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года и продлилась до 27 января 1944 года. (вывесить на доску дату). Если подсчитать, то получится 900 дней и ночей длилась страшная блокада.

Ребята, посмотрите, на краю доски есть конверт в виде треугольника. Что же там? Давайте узнаем. Кто подойдет, откроет конверт и прочитает что там написано? (выходит учащийся по желанию)

Выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.

Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».


Спасибо, (имя учащегося). Вот как Гитлер думал о Ленинграде и хотел его уничтожить.

Чтобы осуществить этот варварский замысел, фашисты бросили к Ленинграду огромную военную мощь. Это более 40 отборных дивизий (а в одной дивизии количество могло достигать свыше 25000), более 1000 танков и 1500 самолётов. К тому же немцам помогала армия «Голубая дивизия», состоящая из людей стран союзников численностью 200000 человек.

А помогать нашим воинам пришло народной ополчение. Чтобы защитить родной город, поднялись все ее жители. В короткий срок город удалось превратить в крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек.

Как взрослые, так и дети постоянно дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Также они тушили зажигательныe бомбы, пожары.

В желании сравнять город с землёй, немцы обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб.

А как же жилось эти страшные годы людям в Ленинграде невозможно представить и поверить, что город не сдался.

Давайте посмотрим короткий видеоролик о жителях Ленинграда во время блокады (просмотр видеоролика).

Вопросы после просмотра видеоролика

1)Как жилось людям во время блокады? (очень тяжело, голодали)

2) Чем занимались люди? (не смотря на голод, трудились на благо народа и страны)

Город на протяжении всей блокады жил, трудился, боролся. В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ. Дети сидели на уроках в неотапливаемых классах или в бомбоубежищах при свете коптилок. Было так холодно, что замерзали чернила. В то время очень сильно не хватало бумаги, учебников. Но дети не смотря ни на что занимались упорно и прилежно. Школьники не только учились в таких условиях, они ещё и дежурили в госпиталях, заготавливали дрова, обходили кварталы и оказывали помощь тем, кто в ней нуждался. Школьники знали, что своим трудом помогают городу выстоять в таком тяжёлом бою.

Больше двух лет, днем и ночью, шли Дорогой жизни корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Водители не думали об отдыхе и сне. Под бомбами, под снарядами днем и ночью они доставляли в город продукты, снаряды.

Но все равно в Ленинграде не хватало хлеба, не было мяса, сахара, овощей. А на улице и в домах были страшные морозы. Из-за отсутствия угля, не действовало паровое отопление. А чтобы топить печи, не было дров. Сделали ленинградцы железные печурки-времянки, а чем их топить? Пришлось топить столами, стульями, шкафами – вообщем всем, что можно было сжечь.

В домах не было электричества. Каждому человеку выдавали блокадный кусочек хлеба - 125 граммов на весь день. Воды в ленинградских квартирах не было, потому что замерз водопровод. Каждое утро ходили жители к Неве, к люкам, чтобы добыть воды.

Всех погибших хоронили в общую могилу. Гробы делать было не кому, поэтому умерших просто заворачивали в простыню. Чтобы отвезти на кладбище, приходилось брать санки, так как машин не было.

Страна всеми силами помогала Ленинграду. Огромным трудом пыталась доставить в город продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера, которая поздней осенью замерзла. Эта единственная ниточка, которая связывала город со страной, оборвалась.

После этого по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. Уже 22 ноября 1941 года по льду, который не успел как следует окрепнуть, пошли первые грузовики с мукой. Почти полтора года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами. Когда грузовики ехали обратно, то они вывозили детей, раненых и истощенных людей. Эта дорога была настоящим спасением.

Народ прозвал эту дорогу «дорогой жизни». Наступила весна 1942 года, а вместе с ней и новые проблемы. Зимой город не очищался и из-за этого ленинградцам угрожала эпидемия. Голодные и измученные за зиму, люди убирались во дворах и на улицах. Когда наступило лето, жители города вскопали и засеяли каждый кусочек земли, даже на пустырях и в парках. Учителя с учениками заготавливали дрова, разбирали деревянные дома.

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Этой медалью наградили 1500000 ленинградцев, из них были награждены и дети в количестве 15249 человек.

Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду!

IV. Заключительная часть

Давайте посмотрим короткий видео-отрывок. (просмотр ролика «Прорыв блокады»)

13 января 1943 года наконец вражеское кольцо было прорвано. Но полностью освободить Ленинград удалось только через год. 13 января 1944 года войска нашей армии начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Ленинград полностью освободили от блокады.

Мы каждый год празднуем Великую Победу над фашисткой Германией.

1)Смогли ли мы победить, если бы не мужество, героизм и любовь к Родине народа нашей страны? (Нет)

2)Что нужно делать чтобы не было войны?

3) Что бы вы сказали сейчас всем, кто жил и умер в те страшные годы войны?

Мы должны помнить те дни и даты, чтобы этого не повторилось!

Посмотрите на доску и назовите события этих дат: когда началась ВОВ; когда началась и закончилась блокада Ленинграда?

Мы все благодарны всем тем, кто ковал Великую Победу. Давайте почтим их память минутой молчания (под звуки метронома).

Желаю всем нам мирного неба над головой! До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!