СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия по теме: Города и районы Рязанской области (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: сформировать представление о городах Рязанской области – Рязани, Касимове, Михайлове

Задачи занятия

Развивающие:

-развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения;

-развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез) ;

-развивать умение осознанно строить речевые высказывания;

Воспитательные:

- Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;

- Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

- Воспитывать умение проявлять дисциплинированность;

Обучающие:

-знать известных земляков;

-знать гербы городов Рязанской области;

-уметь отличать гербы Рязанской области;

Личностные УУД:

- Учиться проявлять себя гражданином России, замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества (друзья, одноклассники, земляки), своего народа (национальности) и своей страны – России (ее многонационального народа) ;

-  Воспитывать в себе чувство патриотизма – любви и уважения к людям своего общества, к своей малой родине, к своей стране – России, гордости за их достижения, сопереживание им в радостях и бедах;

Регулятивные УУД:

- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

- Умение наблюдать, читать, слушать;

- уметь работать по заданному алгоритму, образцу;

Коммуникативные УУД:

- Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по теме: Города и районы Рязанской области (4 класс)»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)






Конспект внеурочного занятия по краеведческому направлению


Тема. Города и районы Рязанской области






Наименование образовательной организации:

__________________________________________________________

ФИО учителя: ____________________________________________

Класс: __________________________________________________

Дата проведения: 24.12.2020

ФИО студента: Акимова В. Н.

ФИО методиста: Лукьянова Н. В.

Допуск к проведению: ______________________________________

подпись методиста / учителя

«______» ____________________ 20___ г.




Отметка: ____________________

Подпись методиста / учителя: ____________________




Рязань, 2020

Конспект внеурочного занятия по теме: Города и районы Рязанской области (4 класс)


Цель занятия: сформировать представление о городах Рязанской области – Рязани, Касимове, Михайлове

Задачи занятия

Развивающие:

-развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения;

-развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез) ;

-развивать умение осознанно строить речевые высказывания;

Воспитательные:

- Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;

- Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

- Воспитывать умение проявлять дисциплинированность;

Обучающие:

-знать известных земляков;

-знать гербы городов Рязанской области;

-уметь отличать гербы Рязанской области;

Личностные УУД:

- Учиться проявлять себя гражданином России, замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества (друзья, одноклассники, земляки), своего народа (национальности) и своей страны – России (ее многонационального народа) ;

-  Воспитывать в себе чувство патриотизма – любви и уважения к людям своего общества, к своей малой родине, к своей стране – России, гордости за их достижения, сопереживание им в радостях и бедах;

Регулятивные УУД:

- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

- Умение наблюдать, читать, слушать;

- уметь работать по заданному алгоритму, образцу;

Коммуникативные УУД:

- Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Ход занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Вводный этап









Давайте прослушаем песню

С чего начинается Родина?











Ребята, вы знаете, что на земле существует много разных стран. А как называется наша страна?

Правильно, Россия.

- У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок Земли, где мы выросли, где находится наш родной дом. Родина огромна и прекрасна, и у каждого она одна, как мама. Наша малая Родина – это город, в котором мы живём.

- Как он называется?

Вам нравится наш город?

- Чем он вам нравится?

Ребята, я хочу вам предложить виртуальную экскурсию по нашему Рязанскому краю.

Перед тем как отправляться в экскурсию предположите, что нового мы узнаем сегодня на занятии?

А сейчас мы отправляемся в экскурсию на нашем автобусе, как настоящие туристы.

-Там, где сладко пахнет смородиной,

Там, где дом и родная семья -

Это все называется Родина,

Дорогая родная земля!

-Даже солнце здесь светит теплее

И ромашки красивей цветут.

И горжусь я землею своею -

Здесь хорошие люди живут… 


- Она начинается с трепетного и бережного отношения к природе, к первому ландышу, который ты не посмел сорвать, к роднику, который ты очистил своими руками.
- Она начинается с гордости за своих предков, которых вспоила и вскормила эта земля...

 Она начинается с памяти, с пробитой каски, которую ты нашел в лесу и принес в  музей, с фамилии безымянного солдата, которую занесли в Книгу памяти...

-Россия










-Рязань


-ответы детей




-называют цель, задачи занятия.









Аудиозапись «1. Марк Бернес – С чего начинается Родина»




























Основной этап

Начинаем мы нашу экскурсию с первой остановки, и это город Рязань.






Рязань находится на Восточно-Европейской равнине, в её центральной части





Давайте посмотрим видеофрагмент

Что нового для себя вы узнали после просмотра этого видео? Что вы уже знали?

Про каких известных людей вы услышали?





Сейчас (…..…) прочитает стихотворение
















А что является сердцем любого города? Что является сердцем Рязани?

Наверняка многие из вас были на экскурсии в Кремле. Что вы там видели?

Давайте просмотрим небольшой видеофрагмент

Кроме такой достопримечательности, как Кремль – что еще вы можете назвать? Какие памятники вы знаете?






Отлично, вы так хорошо знаете, какие памятники есть в нашем городе!

А мы продолжаем. Посмотрите на слайд – что вы видите?

У каждого города есть своя символика.

Про герб Рязани нам расскажет (….…)







Как вы думаете, что означает грифон, держащий герб Рязани?

Грифон, держащий рязанский герб, не случайно покрыт огоньками. Дело в том, что он – одновременно… еще и феникс, символизирующий, что Рязань за всю ее историю сжигали, но она всегда восставала из пепла.

А мы переходим дальше. И следующей остановкой в нашей виртуальной экскурсии будет город, в котором тесно сплелись друг с другом 2 культуры?

Строки, которые местный поэт Евгений Маркин писал о Касимове прочитает (……..)




Город Касимов расположен в 165 км от города Рязань, на северо-востоке, на стыке Владимирской и Рязанской областей, а через Оку ещё и Нижегородская область, и Мордовия.

Чтобы узнать, как выглядит герб города Касимов в парах соберите части пазла, лежащие у вас на столах

Посмотрите внимательно на герб города Касимов

Что на нем изображено?

Что означает это корабельное судно?

Из Касимова издавна поставлялись к корабельному строению леса, окружающие город. Но это лишь одно из значений.

А знаете ли вы легенду возникновения этого города? И почему он называется именно так – Касимов? Об этом нам расскажет (……..)










Спасибо. И это второе значение корабельного судна на гербе.

Знаете ли вы, что Касимов когда-то назывался в народе «колокольный»? Об этом нам расскажет (……..)





Все мы много раз слышали известное выражение «в Тулу со своим самоваром не ездят». Но никто и никогда не говорил, что не стоит брать с собой самовар, отправляясь в Касимов. И очень зря. Ведь именно в этом городе находится Музей самоваров — один из двух, расположенных на территории России. А где расположен второй музей?

Как мы уже говорили раньше - Касимов – это город двух культур. А знаете ли вы как эти культуры пересекаются?

Касимовская земля многонациональна: здесь рядом живут и трудятся русские,  татары и  другие народы. Послушайте внимательно сообщение (…..….)











Какие национальные блюда татарской кухни вы можете назвать?

Я вам немного помогу. Отгадайте загадки, чтобы назвать некоторые блюда

Эти сдобные орешки

Очень любят сладкоежки,

А орешки то непростые,

Они из теста-золотые!

Щедро мёдом их полили,

На тарелку пирамидой уложили.

Знает русский и поляк

Блюдо татарское


Посмотри-ка ты, дружок,

На этот чудо-пирожок!

Три угла, три стороны,

Его легко узнаешь ты!

Ну что? Догадался? Итак,

Этот пирожок зовётся




-А сейчас отгадайте татарские народные загадки

-Принялся танцевать не на шутку

На крыше дома лохматый мишутка.


-Много зубов – а не кусаются.

Как они называются?..




-Не взвесишь его весами,

Не купишь его на базаре.







-Где города без домов,

А моря без воды?

Скажи, если знаешь ты!







-Как горностай, бела,

Словно соболь, черна,

Нос твёрже льда,

Остроглаза и лукава.

Как девчонка, вертлява.




-Не лампа, а светит,

Не печка, а греет.






-Зимой – камнем лежит,

Весной – прочь бежит.





-Хвост в горах, голова в море.











А мы отправляемся дальше.

Чтобы узнать какая следующая остановка ответьте на вопрос

-А вы знаете, какой город Рязанской области известен своим кружевом?

Это город Михайлов. Он расположен в 68 км к юго-западу от Рязани

Посмотрите на герб города Михайлов.

Что на нем изображено?

Как вы думаете, что они означают?

Это крылья Архангела Михаила, потому что город носит это название – Михайлов. Современная научная версия такова: при строительстве города был заложен храм, при его возведении строители раскопали икону с ликом архангела Михаила. Как полагается, храм освятили в честь этого святого, а потом и город стал называться Михайлов

Очень важную информацию про город Михайлов сейчас нам расскажет (………)







А знаете ли вы чем еще известен город?

Давайте просмотрим видеофрагмент

У вас на столах есть листочки. Я предлагаю раскрасить русское народное платье, украсив его изображением михайловского кружева

Карандаши каких цветов мы будем использовать?

Приступайте к работе.

-молодцы, у вас очень красиво получилось

Мы познакомились с последним городом на сегодня. Наша виртуальная экскурсия подходит к концу.















-отвечают


-Иван Петрович Павлов

-Александр Васильевич Александров

-Сергей Александрович Есенин

-Сергей Есенин


- Вот уж осень улетела

И примчалася зима.

Как на крыльях, прилетела

Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали

И сковали все пруды.

И мальчишки закричали

Ей «спасибо» за труды.

Вот появилися узоры

На стеклах дивной красоты.

Все устремили свои взоры,

Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется,

Ложится белой пеленой.

Вот солнце в облаках мигает,

И иней на снегу сверкает.

-Кремль



-отвечают







-памятник Евпатию Коловрату, памятник Сергею Есенину, памятник генералу Василию Маргелову, памятник Шурику и Лиде, князю Олегу Рязанскому, академику Ивану Петровичу Павлову, монумент Победы, памятник Надежде Чумаковой, памятник Ленину

-грибы с глазами, Рязань – родина сахарного леденца



-Герб города Рязани

- В золотом поле стоящий Князь в длинном и широком плаще красного цвета, скрепленном на груди золотой застежкой, в зеленой шапке, платье, сапогах и серебряных штанах, держащий в правой руке серебряный меч, а в левой – серебряные ножны. Герб увенчан Шапкой Мономаха.



















-Касимов



Он – веха в летописи! Ибо

Прославил Русь не тем, что стар:

Он первый памятник не игу,

А братству русских и татар!













-собирают в парах герб города Касимов



















-Название этого населенного пункта уходит своими корнями в глубокую древность, ко временам татаро-монгольского нашествия. Хан Касим плыл по Оке и сел на мель. Никакими стараниями сдвинуть судно с места было нельзя. Тогда Касим сошел на берег и основал город. Основание корабля еще долго находилось на середине Оки и его было видно со многих точек. Через некоторое время основание стало изображением герба Касимова







-Во времена Ивана Грозного в городе и окрестных деревнях работало множество мастеров по изготовлению колоколов и колокольчиков. Именно поэтому среди большого числа достопримечательностей можно выделить музей колоколов















-в Туле









-Сабантуй — праздник весеннего обновления природы, праздник плуга, земледелия, почитания матушки земли. Касимовский сабантуй стал многонациональным праздником единения всех народов: звучат русские и татарские песни, проводятся веселые конкурсы и состязания, основанные на русском и татарском фольклоре. Особое внимание уделяется торговым рядам, где гости праздника могут отведать блюда татарской и русской национальной кухни.












- Чак-чак







-эчпочмак

-азу

-бешбармак

-пехлеве





- Дым из трубы





- Грабли









-Ум

















- На географической карте



















- Сорока











- Солнце













- Лёд











- Река



































-2 крыла



















- В годы Великой Отечественной войны Михайлов сдержал враждебные войска, рвущиеся к захвату столицы. Михайлов – это своего рода город-щит. В декабре 1941 года Михайлов стал первым городом, освобожденным от фашистов в Великой Отечественной войне.













-красный, желтый, черный


Видео «2. Рязань»




















Видео «3. Кремль»

















































































Видео «4. Михайловское кружево» (с 0:47)




Заключительный этап

О каких городах Рязанской области мы сегодня говорили?

-Чем известны эти города?

Посмотрите на слайд – вам надо вспомнить у какого города какой герб и соотнести их




Вы большие молодцы.

-Рязань, Касимов, Михайлов



-отвечают на вопросы







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!