ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ Дата: 9 октября Класс: 4 Тема: «О взаимоотношениях в коллективе»
Цель занятия: формирование у обучающихся ценностных установок о взаимоотношениях между одноклассниками на основе взаимоуважения и взаимопомощи, развитие навыков позитивного эффективного общения, информирование о возможности получения помощи в сложных ситуациях (детский телефон доверия), воспитание добрых отношений между одноклассниками.
Формирующиеся ценности: жизнь, взаимопомощь и взаимоуважение.
Основные смыслы: у младшего школьника добрые отношения и соперничество переплетены друг с другом: с одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», с другой — «быть лучше всех». В этих условиях крайне важно совершенствовать навыки межличностной коммуникации, формировать способность к пониманию себя и других, к самоорганизации и саморегуляции. Осознание ценности гармоничного существования в коллективе, понимание, что для позитивных взаимоотношений с самыми разными людьми необходимо осознавать ценность и уникальность каждого человека, что для создания здоровой и дружеской атмосферы в классе необходимо проявлять взаимоуважение, сочувствие и эмпатию, оказывать помощь в трудных ситуациях формируется уже в этом возрасте.
Планируемые результаты.
Личностные:
развивать навыки регуляции своего поведения, эмоционального состояния;
проявлять внимание к эмоциональному состоянию одноклассников, оценивать ситуацию взаимодействия и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
осознавать, что дружеские отношения между одноклассниками являются основой душевного благополучия, интересных совместных дел, игр и успешной учёбы.
Метапредметные:
развивать умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;
работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде;
проявлять творчество и фантазию в работе с воображаемыми ситуациями.
Партнёр занятия: Московский государственный психологопедагогический университет.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование презентации, включает в себя работу с текстовой информацией и иллюстрациями.
Комплект материалов:
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о нас, какие мы, как относимся друг к другу. Но сначала посмотрите фрагмент мультфильма и подумайте, можно ли героев назвать друзьями.
Демонстрация видеоролика.
Учитель. Что вы можете сказать о поросёнке? Умеет ли он дружить? А слонёнок?
(Ответы обучающихся).
Учитель. Хотите узнать, чем закончился мультфильм? Посмотрим.
Демонстрация видеоролика.
Учитель. Что понял поросёнок? Какие чувства испытали герои? Кто такой настоящий друг? Ответы обучающихся.
Учитель. В народе говорят: друга ищи, а найдёшь – береги. Подходит ли она к мультфильму, который мы сейчас посмотрели? Объясните.
Ответы обучающихся.
Учитель. Очень важно быть жизнерадостными, открытыми, добрыми к людям. Хорошо, когда вокруг тебя твои друзья. Но с вами в один класс ходят самые разные ученики. Почему так важно интересоваться и узнавать новое о ребятах в своем классе, в школе?
Ответы обучающихся.
Учитель. Давайте послушаем, что скажет об этом Лариса Михайловна Суркова, психолог, многодетная мама, которая очень многое знает о взаимоотношениях людей.
Демонстрация выступления федерального спикера.
Учитель. Что бы вы теперь добавили к своим ответам, почему важно знакомиться с теми, кто будет учиться вместе с вами в школе столько лет?
Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, хорошо, когда вокруг много друзей! Вместе всегда интереснее играть, заниматься спортом, учиться! Пусть ссоры, обиды и злые шутки не станут преградой для дружбы.
Часть 2. Основная.
Учитель. Какие же правила надо выполнять, как относиться друг к другу, чтобы сохранить дружбу? (Ответы обучающихся).
Исходя из особенностей своего класса, учитель самостоятельно определяет формулировки правил, на которые необходимо сделать акцент. Например, на доске появляется карточка: ПОМОГАТЬ
Учитель. Что означает «помогать»? Приведите примеры ситуаций, когда вам помогли. Нужно ли нам в классе помогать друг другу? Почему? (Ответы обучающихся).
Учитель. Ребята, забираем это правило? Будем его выполнять?
На доске появляется карточка: ПОДДЕРЖИВАТЬ
Учитель. Что означает «поддерживать»? Приведите примеры ситуаций, когда вас поддержали. Нужно ли нам в классе поддерживать друг друга? Почему?
(Ответы обучающихся).
На доске появляется карточка: ПОНИМАТЬ
Учитель. Что означает «понимать»? Приведите примеры ситуаций, когда вы чувствовали, что вас понимают. Нужно ли нам в классе понимать друг друга? Почему?
(Ответы обучающихся).
Учитель. Понимать, это значит принимать, что все мы разные, поэтому думаем и чувствуем по-разному, но при этом готовы поддерживать того, кому нужна помощь в сложной ситуации, или радоваться успехам друг друга.
Послушайте краткие истории, которые произошли с вашими ровесниками. И обсудим, как бы вы поступили на их месте.
Выбор количества обсуждаемых ситуаций – от одной до трёх – определяется педагогом самостоятельно в зависимости от уровня класса, степени подготовленности детей к обсуждению нравственных проблем.
Ситуация 1.
Трое ребят отняли у мальчика обувь и бросают её друг другу. Мальчик мечется, пытается забрать её, но ребята только смеются и радуются его растерянности. Костя и Слава заметили это.
Костя прошёл мимо, решил, что посмеются и сами отдадут.
Слава подошёл к обидчикам, попытался забрать обувь и отдать мальчику.
Учитель. А как бы поступили вы? Почему? Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик, у которого отобрали обувь? Ответы обучающихся, обмен мнениями
Ситуация 2.
Вася предложил своим друзьям Косте и Славе для смеха спрятать пенал их одноклассника.
Слава отказался прятать пенал и попытался остановить друга.
Костя согласился поучаствовать в розыгрыше: другу в любом случае нельзя отказывать.
Учитель. А как бы поступили вы? Почему? Как вы думаете, какие чувства испытал бы мальчик, чей пенал Вася бы спрятал? Ответы обучающихся, обмен мнениями
Ситуация 3.
Две девочки сделали обидную подпись к фотографии одноклассницы и выложили в чате, где есть большинство одноклассников.
Слава предложил удалить из чата обидную фотографию.
Костя предложил оставить эту ситуацию без внимания, так как со временем она сама разрешится, всё скоро забудется.
Учитель. А как бы поступили вы? Почему? Как вы думаете, какие чувства испытала девочка, к фотографии которой одноклассницы сделали обидную подпись?
Ответы обучающихся, обмен мнениями.
Учитель. Мы с вами обсудили непростые ситуации. Не всегда легко найти ответ на вопрос «Как же мне поступить?». Но есть удивительное правильно: поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.
А есть ещё одно важное правило – если грустно, обидно или страшно, то не нужно оставаться с этими чувствами один на один, нужно обязательно поговорить об этом с теми, кто вас любит, и кому вы доверяете.
Ребята, к кому в сложных ситуациях можно обратиться? Ответы обучающихся.
Учитель. Вы правы, в подобных случаях вы всегда можете обратиться за помощью к родителям, бабушкам или дедушкам, учителям, старшему брату или сестре.
Но если вдруг рядом таких людей просто не оказалось, то вы всегда можете позвонить на детский телефон доверия. Давайте посмотрим небольшой сюжет о нём.
Демонстрация ролика Детского телефона доверия «Пункт приема детских страхов»
Учитель. На детском телефоне доверия работают профессиональные психологи. Называть имя, фамилию адрес никто не попросит, звонок с любого мобильного или стационарного телефона бесплатный. Главное не стесняться, не бояться и поделиться своей проблемой, и каждому обязательно помогут!
Запомнили номер телефона? 8-800-2000-122 (см. дополнительные материалы)
Часть 3. Заключение.
Учитель. Ребята, сегодня мы убедились в том, как важно, когда рядом с нами друзья. И как важно быть дружными и поддерживать друг друга.
В завершение нашего занятия предлагаю подумать о том, какие качества (правила) являются для дружбы наиболее важными.
У вас на партах лежат бумажные ладошки (шаблон размещен в дополнительных материалах), напишите, пожалуйста, на них одно качество (или правило), которое вы считаете самым важным для дружбы.
Получившиеся ладошки учитель размещает на доске (или на листе ватмана) по кругу и получается солнышко дружбы.
Учитель. Ребята. Спасибо вам за отличную работу! Смотрите. Что у нас получилось - по отдельности вы все – лучики, а вместе – солнышко дружбы, которое дарит нам радость и тепло. И пусть оно никогда не заходит за тучки!
ПОСТРАЗГОВОР
Беседы о взаимоотношениях в классе «Дружба и ссоры: как решать конфликты?», «Как избежать опасных ситуаций», «Твоё настроение», «Как научиться преодолевать трудности вместе», «Как помириться после ссоры».
Просмотр фильмов в рамках проекта «Киноуроки в школе».
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: актуализация речевых ситуаций с использованием этикетных слов.
Литературное чтение: чтение и обсуждение поэтических и прозаических произведений, посвящённых дружбе, взаимоотношениям между сверстниками и взрослыми: А. Л. Барто «Мой друг», Я. Л. Аким «Слово „Друг“», В. В. Лунин «Я и Вовка», В. П. Крапивин «Брат, которому семь», Л. Пантелеев «Честное слово», Р. П. Погодин «Книжка про Гришку».
Окружающий мир: изучение тем раздела «Правила безопасной жизнедеятельности».
Музыка: прослушивание и исполнение песен «От улыбки», «Вместе весело шагать», «Если с другом вышел в путь», «Дружба крепкая не сломается» и других.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Алгоритм действий для педагогов по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет. – М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2020. – 31 с. – URL: https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2510063.pdf.
Антибуллинговая программа «Каждый важен» (Федеральный научнометодический центр в области психологии и педагогики толерантности), https://xn--80aafhhcdvf2b2k.xn--p1ai/.
Для школьной администрации, учителей и психологов: Руководство по противодействию и профилактике буллинга / Реан А. А., Новикова М. А., Коновалов И. А., Молчанова Д. В., под ред. академика РАО А. А. Реана. – Москва, 2019. – 64 с.
Всероссийский проект Детский телефон доверия, https://www.fonddetyam.ru/detskiy-telefon-doveriya/.
Ситуация 1.
Ситуация 2.
Ситуация 3.