ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
КЛАСС: 4
ТЕМА: «РОССИЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»
Цель занятия: знакомство обучающихся с понятием технологический суверенитет, расширение представлений младших школьников о важных открытиях, сделанных российскими специалистами, развитие познавательного интереса к науке и технологиям, к профессиям завтрашнего дня, воспитание чувства гордости за технологическое развитие России.
Формирующиеся ценности: любовь к Родине, развитие, самореализация.
Основные смыслы: будущее страны невозможно без суверенитета. Суверенитет государства – это его независимость при решении внешних и внутренних вопросов своего развития. Развитие транспортной сферы, космической промышленности, информационных технологий и энергетического сектора сегодня стратегически важно для будущего страны, поэтому профессии в этих направлениях очень перспективны и востребованы. Технологический суверенитет необходимо защищать так же, как границы государства.
Планируемые результаты.
Личностные:
интересоваться достижениями и открытиями российских учёных и исследователей;
проявлять инициативу и самостоятельность в применении имеющихся представлений о достижениях науки и техники;
активно участвовать в выполнении творческих и проектных заданий при знакомстве с профессиями будущего.
Метапредметные:
развивать умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;
работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде;
учиться выделять значимые характеристики различных профессий, учитывать их в обсуждении, формулировании своего мнения.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование презентации и выполнение интерактивных заданий.
Комплект материалов: сценарий, методические рекомендации, видеоматериалы, интерактивные/игровые задания, презентация.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Учитель. Ребята, вспомним слова гимна Российской Федерации:
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Как вы понимаете слова «простор для мечты и для жизни грядущие нам открывают года»?
Учитель. Конечно, мир меняется, причём меняется очень быстро, и с каждым годом он изменяется всё быстрее. И чтобы эти изменения улучшали нашу жизнь, делали нашу страну богаче и сильнее, многое зависит от нас, от всех граждан нашей страны, от сохранения нашей страной своего суверенитета. А что такое суверенитет? Слышали ли вы это слово, что оно обозначает?
Ответы обучающихся.
Учитель. Суверенитет – это сложное и в то же время важнейшее понятие. Оно связано с правом людей страны самостоятельно и без внешнего вмешательства строить свою жизнь и управлять ей. Представим, что вы играете в какую-то игру, например, в прятки. И после считалки водящего все разбежались прятаться, но вдруг появляется кто-то ещё и начинает менять правила игры, устанавливает свои и говорит, кому и куда прятаться.
Понравится ли это играющим? Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, не понравится, так как это нарушает все правила игры и играющих. Поэтому так важен суверенитет, то есть право и возможность государства самостоятельно, без внешнего воздействия, принимать решения о защите своих прав и интересов, развивать важнейшие сферы жизни общества, в том числе разрабатывать современные перспективные технологии. А как вы думаете, надо ли нашей стране защищать свой суверенитет? В чём угроза потери суверенитета? Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, суверенитет необходимо защищать так же, как границы государства. Это основа безопасности и условие развития будущего России. Например, для защиты денежных переводов в России разработали Систему быстрых платежей. СПБ позволяет мгновенно и безопасно переводить деньги между людьми и организациями, а также оплачивать товары с помощью QR-кода. В мобильных приложениях российских банков можно также заказать доставку продуктов, лекарств, купить билеты на концерт. Давайте узнаем и о других достижениях в этой сфере, послушаем Германа Грефа, Президента, Председателя Правления Сбербанка.
Демонстрация выступления федерального спикера.
Учитель. Нам есть чем гордиться! Почему же так важны открытия в жизни людей и целого государства? Как это влияет на развитие технологий? Давайте постараемся ответить на эти вопросы.
Часть 2. Основная часть.
Учитель. Рассмотрите фото. Что на них изображено? Верно ли, что у всех устройств в ряду одно и то же назначение? Как менялись устройства со временем? С чем связаны эти изменения?
Учитель. Конечно, мир меняется, причём меняется очень быстро, и с каждым годом он изменяется всё быстрее. И происходит всё это благодаря тем открытиям, которые делают учёные и исследователи, технологиям, которые разрабатывают инженеры. Посмотрим видео.
(Количество видеороликов для демонстрации определяет учитель исходя
из уровня подготовленности обучающихся.)
Демонстрация видео №1 «Калейдоскоп достижений России».
Космодром «Восточный», новый центр космической отрасли России.
«Восточный» — первый российский гражданский космодром, предназначенный для подготовки и запуска космических аппаратов научного, социально-экономического и коммерческого назначения. Первый запуск ракеты-носителя «Союз» с космодрома «Восточный» состоялся в апреле 2016 года. Сейчас здесь возводят вторую очередь — инфраструктуру для тяжёлых ракет семейства «Ангара». «Восточный» — не только стартовая площадка для запуска ракет, это центр управления МКС, спутниками российской орбитальной группировки, космическими кораблями.
Учитель. В космической отрасли у России много открытий и достижений. Вспомните и назовите наши достижения в космосе (например, первый спутник; первый человек в космосе; первый выход в открытый космос; первая женщина-космонавт; первый фильм, снятый в космосе и др.). Ответы обучающихся.
Учитель. Молодцы! И в настоящее время Россия активно участвует в изучении космоса. Это и сбор информации российским рентгеновским телескопом ART-XC, и работа Международной космической станции, на которой российские космонавты вместе с учёными других стран исследуют возможности жизни и работы человека в длительном космическом путешествии. А в будущем это и работа российской орбитальной станции для изучения просторов Вселенной.
И сегодня российские учёные продолжают активно работать во всех областях науки, обеспечивая технологический суверенитет России. Посмотрим ещё одно видео.
Демонстрация видео №2 «Калейдоскоп достижений России».
Беспилотная сельхозтехника.
Российская беспилотная сельхозтехника в 2019–2020 годах признана лучшей в мире. Российские фермеры с помощью спутников контролируют расход топлива, отслеживают путь и скорость движения сельхозмашин, точечно распределяют удобрения, контролируют состояние поля и не только. Многие предприятия используют автоматические системы управления и агронавигации, а иногда и полностью беспилотные комбайны. В 2022 году агроботы российского производства собрали 1,6 млн тонн урожая.
Учитель. Что нового вы узнали? Как вы думаете, когда станете взрослыми, сможете управлять такими машинами и роботами? Что для этого надо?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно, интересоваться различными науками и много учиться. И для этого в нашей стране созданы все условия, посмотрим видео.
Демонстрация видео №3 «Калейдоскоп достижений России».
Строительство школ.
Россия впервые превзошла рекорд СССР по темпам строительства общеобразовательных учреждений. Только с 2019 по 2022 год построено около 900 новых школ. К концу 2024 года эта цифра достигнет 1300. Помимо строительства, проводится ещё и капитальный ремонт уже построенных школ — их насчитывается 7300, преимущественно в сельской местности.
Учитель. А какие устройства есть в нашей школе? Какие «умные» гаджеты помогают в жизни и в учёбе?
Ответы обучающихся: умные часы, лазерная указка, графический планшет, ноутбук, лазерный микроскоп, школьная электронная доска, робот/робот-доставщик, лазерный диск с надписью «антивирус».
Учитель. Мы с вами узнали о том, как меняются со временем различные устройства, а меняются ли профессии? Почему? Ответы обучающихся.
Учитель. Действительно, со временем профессии меняются. Эксперты считают, что многие популярные профессии уйдут в прошлое, а возникнут новые на стыке новых технологий. Давайте перенесёмся в будущее и познакомимся с такими профессиями.
Игровое задание №1. Калейдоскоп профессий будущего.
Содержание задания. Каждая карточка представляет собой название профессии будущего. Каждая группа (пара) получает карточку, готовит свои ответы на вопросы:
Где? В какой отрасли данная профессия может быть применима?
Что? Какие знания необходимы человеку этой профессии?
Какой? Какие качества необходимо развивать в себе для овладения этой профессией?
Дополнительное задание для групп (пар): придумать и нарисовать на обратной стороне карточки знак (рисунок), представляющий эту профессию.
урбанист-эколог | робототехник | проектировщик «умного» дома |
конструктор новых материалов | архитектор и дизайнер виртуальности | гид в сфере космического туризма |
оператор дронов | метеоэнергетик | киберследователь |
После совместного обсуждения группа (пара) представляет результаты своей работы.
Учитель. Работа будущего – это сложный мир, наполненный современными постоянно изменяющимися технологиями. И для того, чтобы быть готовыми к этому, необходимо развивать в себе умение размышлять, эффективно общаться, уметь объединяться для решения проблем и творчески их решать.
Часть 3. Заключительная.
Учитель. Ребята, с какими достижениями вы сегодня познакомились? Расскажите.
Учитель. Почему же так важны открытия в жизни людей и целого государства? Как это влияет на развитие технологий? Почему важно защищать технологический суверенитет? Ответы обучающихся.
Учитель. Передовые технологии открывают перед страной огромные перспективы. Появление новых открытий, развитие современных технологий – это шаг в будущее, это позволяет не только сделать жизнь людей лучше, но и быть самостоятельными в развитии важных сфер: исследования космоса, развитие системы образования, медицины, энергетики, связи, транспорта. Чем богаче страна, чем выше её технологическое развитие, чем больше в ней образованных людей, которые занимаются любимыми профессиями, тем прочнее суверенитет государства. С развитием технологий мы сможем делать больше добрых дел, помогать людям, беречь их здоровье, оберегая от вредных производств. Наши ценности и воспитание помогут нам делать правильные и нужные открытия, помогать родным и близким, всей стране.
ПОСТРАЗГОВОР:
Беседы об учёных и открытиях, о роли открытий в развитии общества.
Посещение «Кванториумов» и «Точек Роста» технологической и естественнонаучной направленности.
Просмотр и обсуждение видеоматериалов «Строим Россию», размещённых на платформе общества «Знание» https://znanierussia.ru/cinema/collections/stroim-rossiyu.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ:
Русский язык: работа со словарями и составление текстов-описаний профессий.
Литературное чтение: чтение и обсуждение произведений С. П. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах», Б. С. Житкова «Рассказы о храбрости», Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки».
Окружающий мир: изучение тем разделов «Хозяйственная деятельность родного края», «Труд. Знакомство с миром профессий».
Технологии: работа с инструкциями по применению электронных устройств, правила работы в сети Интернет, использование антивирусных программ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Сайт «Достижения России», https://достижения.рф.
Транковский С. Д. Книга о лазерах. М.: Детская литература. 1988.
Сайт «Детивнауке.РФ», https://детивнауке.рф/.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:
Интерес к открытиям в области науки, технологий, культуры и искусства. Готовность к овладению новыми знаниями и умениями, использованию современных приспособлений и гаджетов.
Приложение
Урбанист-эколог — это проектировщик новых городов на основе экологических биотехнологий; специализируется в областях строительства, энергетики и контроля загрязнения среды.
Робототехник – это специалист по разработке и обслуживанию роботизированных технических систем (РТС). Одним из первых в истории робототехников можно назвать Леонардо да Винчи. Он создал механического рыцаря, который мог двигать руками и ногами. Кстати, его изобретения до сих пор вдохновляют современных инженеров.
Проектировщик инфраструктуры умного дома – это инженерно-технический специалист, который ведет разработку, проектирование, техническое сопровождение и реализацию проектов жилья, оснащенного интеллектуальными системами управления внутренней инфраструктурой. Такие дома позволяют качественно повысить комфорт, экологичность и безопасность проживания в соответствии с индивидуальными запросами пользователей.
Конструктор новых металлов – это специалист, разрабатывающий новые материалы на основе известных металлов с необходимыми физическими и химическими свойствами. Такие специалисты работают в научных институтах и в научно-исследовательских подразделениях крупных предприятий металлургии и машиностроения.
Дизайнер виртуальной среды(дизайнер виртуальных миров, архитектор виртуальности, архитектор VR) – специалист, занимающийся созданием концепции виртуального мира и ее практической реализацией в VR-проектах.
Гид в сфере космического туризма — это специалист, который разрабатывает и подбирает программы для путешественников в космос. Он сопровождает туриста или группу во время путешествия и проводит экскурсию.
Оператор БПЛА — это специалист, который занимается управлением и обслуживанием дронов, а также выполняет сопутствующие задачи: составляет план полёта, обрабатывает и анализирует данные, полученные с беспилотника, и так далее.
Метеорологи в энергетике — это специалисты, которые оптимизируют выработку электричества благодаря метеопрогнозам. Они предугадывают краткосрочные и долгосрочные климатические и погодные изменения. Полученные выводы нужны, чтобы проектировать и эффективно использовать предприятия, добывающие энергию.
Киберследователь – это профессиональный эксперт в области кибербезопасности и цифровой криминалистики, который специализируется на выявлении, анализе и расследовании киберпреступлений. Его деятельность не ограничивается простым изучением кода или работы с компьютерами. Это человек, стоящий на стыке техники, права и криминологии.