СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия "Разговоры о важном" на 3 апреля 2023г. Тема занятия "День земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отредактированный конспект занятия для 3 -4 классов

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия "Разговоры о важном" на 3 апреля 2023г. Тема занятия "День земли"»



Внеурочное занятие

Дата: 03. 04. 2023 г.

Тема: День земли

Класс: 3

Цель: познакомить обучающихся с Днём Земли, дать первоначальные сведения об экологии, формировать грамотное экологическое поведение, представляющее собой ответственное отношение к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе и к окружающей среде.

Формирующиеся ценности: бережное отношение к природе, созидательный труд.



Планируемые результаты.



Личностные:

понимать важность бережного отношения к природе и окружающей среде;

проявлять положительное эмоциональное отношение к сохранению природы и окружающей среды;

стремиться к расширению своих знаний в области экологии.


Метапредметные:


проявлять активность при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации в соответствии с учебной задачей;

строить речевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать иллюстрации;

участвовать в коллективном формулировании выводов по результатам обсуждения;

соблюдать правила ведения диалога.



Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.

Комплект материалов:

− сценарий,

− методические рекомендации,

− видеофрагмент,

− презентация,

− комплект интерактивных заданий.





СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Учитель. Ребята, посмотрите, я получила посылку. Давайте посмотрим, что внутри. Но до содержимого ещё надо добраться.

Педагог начинает распаковывать заранее подготовленную коробку. В коробке в бумагу, полиэтилен и другие материалы, упакован какой-то хрупкий предмет, стеклянный или фарфоровый.

Учитель. Но как же всё это упаковали. Посмотрите сколько бумаги, полиэтилена. Я думаю, что когда ваши родители что-то заказывают, то картина очень похожая. Мы достаём вещи, которые заказали, но при этом остаётся много ненужного, то, что потом просто выбрасывается. И что происходит, если каждый человек, каждая семья что-то выбрасывает каждый день?

(Ответы обучающихся: накапливаются горы мусора и отходов.)

Учитель. Примерно 1 кг отходов создаёт один человек в день, поэтому если не контролировать процесс переработки, выбрасывать мусор, не соблюдая правила, то наша Земля просто задохнётся под грудами мусора. И тогда жить на нашей планете станет просто невозможно. Но мы же не хотим такого будущего? Чистое завтра начинается сегодня!

Поэтому давайте сегодня и поговорим, какие шаги каждый из нас может и должен делать, чтобы беречь природу и окружающую среду.

Часть 2. Основная.

Учитель. Если не заботиться о сохранении нашей планеты, то всё живое из-за загрязнения на ней может погибнуть. На планете Земля должны быть чистый воздух и чистая вода, тогда люди смогут сохранить здоровье, наслаждаться общением с природой, жить счастливо. Природа – это богатство нашей страны, посмотрим видео.

Демонстрация видео.

Природа России - наше главное богатство. Вулканы Камчатки. Байкал. Красноярские столбы. Эльбрус. Плато Путорана. Куршская коса. Озеро Эльтон. Водопад Зейгалан. Озеро Светлояр. Река Волга. Река Енисей. Леса Коми.

Учитель. Природа России уникальная и неповторима. И обязанность каждого из нас беречь и охранять её. Михаил Пришвин писал «Охранять природу – значит охранять Родину!» И даже самый маленький человек способен что-то сделать для её защиты. Что же для этого потребуется? Знать и соблюдать определённые правила. Давайте посмотрим видео от героя: мистера Крыса.

Демонстрация видео (дикторский текст).

Я уже на полигоне. Правда, тут не проводят никаких испытаний, и ракет никаких не видно, да и пахнет здесь совсем не порохом. А…это же мусорный полигон. Я такое люблю. Тут можно почувствовать себя настоящим археологом. Сейчас покажу свои ископаемые. Вот пластиковая бутылка, спектральный анализ показал, что её возраст…да шучу, никакого анализа. Тут на этикетке написано: её сделали 10 лет назад. Не очень много. Но, когда мой внук придёт сюда, чтобы вести репортаж, она всё ещё будет здесь. И если его внук окажется на этом полигоне, бутылка всё ещё будет на месте. Так 400 лет, но это не рекорд. Вот стеклянная бутылка, тут их полно. И они долгожители даже на фоне пластика. Такая бутылка разлагается больше тысячи лет. Представляете? В начале ХХХI века она всё ещё будет здесь. А теперь археологическая задачка: вот ножка от стула, а вот ветка от дерева. Что из этого всё ещё будет лежать здесь через 13 лет? Конечно, ножка. Во всём виноват слой краски, он не даёт дереву разлагаться, да и ещё выделяет токсичные вещества. И это только один полигон.

Но всё это можно заставить исчезнуть. Для этого нужно особое волшебство, и участвовать в нём должны все, кто хочет стать волшебником. Слушайте рецепт: нужно выбрасывать пластик, стекло, бумагу отдельно от пищевых отходов и неперерабатываемого мусора. Это называется: сортировать мусор. Отсортированные отходы отправляются на переработку. Там из пластика и стекла делают новые предметы, а для стульев не приходится рубить новые деревья. Настоящая магия!

Учитель. О какой магии нам рассказал мистер Крыс?

(Ответы обучающихся: о сортировке и переработке отходов.)

Учитель. Рассмотрите первый плакат. Сколько «проживут» отходы, если они будут находиться вот на таких полигонах, о которых нам рассказал мистер Крыс?

(Ответы обучающихся.)

Учитель. Пластиковый стаканчик – 450 лет, алюминиевые банки из-под газировки – 500 лет, а стеклянная бутылка – 1000 лет! И мусорные горы будут расти и расти, а вот теперь волшебство: из 25 пластиковых бутылок можно сделать одну флисовую куртку, а из 700 банок из-под газировки – велосипед.

Учитель. Это, действительно, магия. И волшебником, который подарит вещам вторую жизнь, может быть каждый из нас. Посмотрим видео.

Демонстрация видео (дикторский текст).

Это Ивановы, российская семья. За год они выбрасывают 664 пластиковые бутылки, а если сортировать отходы, то из этого могло получиться: 21 рюкзак для сына или 11 пар кроссовок для дочки, 73 футболки для папы или 70 платьев для мамы. Сортируйте отходы – подарите вещам новую жизнь!

Учитель. Но как же происходит это превращение: вторая жизнь отходов? Посмотрим репортаж мистера Крыса.

Демонстрация видео (дикторский текст).

Привет, ребята! Я в школе магии на отделении вторсырья…шучу. Конечно, я на заводе, но магии здесь хоть отбавляй. Здесь производят вторсырьё. А если проще, то пачки от сока на этом заводе превращают в ручки и блокноты. Я же говорил, магия. Но волшебной палочки тут будет мало, тетрапак – очень сложный материал, он состоит из слоёв полиэтилена, картона и алюминия. И нам нужно отделить их друг от друга. Из смеси делают гранулы, а из них – шариковые ручки. А ещё ручки можно сделать из зубных щёток, только нужно удалить щетину, а остальная часть отправляется в дробилку. Откуда выходят вот такие красивые гранулы. Но мы забыли про третий слой тетрапака – картон. Кто ответит, что можно сделать из него? Правильно из картона получаются блокноты и другие бумажные изделия. Но главное условие всей этой магии зависит от вас. Вы должны сортировать мусор и выкидывать его в правильные контейнеры. Непростой рецепт получился, сразу не запомнишь. Запишу его в свой новый блокнот своей новой ручкой.

Учитель. Вот это пример экологической культуры. В нашей стране много различных заводов по переработке, они превращают отходы в вещи. Но переработка невозможна без раздельного сбора, поэтому важно сортировать отходы. Кстати, мусор и отходы – это разные понятия. Отходы – это то, что можно собрать и переработать, то есть превратить в новые вещи. Это, например, пластиковые бутылки, металлические и стеклянные банки, макулатура. А мусор – это то, что уже никогда не пригодится. Рассмотрите плакат. Какие бывают отходы? Назовите.

(Ответы обучающихся.)

Учитель. Отходы бывают органические и неорганические. К органическим относится всё, что создано природой. Это могут быть шкурки от фруктов, очистки овощей или опавшие листья. Такие отходы разлагаются за пару месяцев и от них ничего не остаётся. Переработка отходов помогает сохранять природу.

Но чтобы отходы можно было переработать, важно их отсортировать. Для этого дома нужно завести второе мусорное ведёрко. Один контейнер – для смешанных отходов (остатков еды, грязного мусора и предметов гигиены). Второй контейнер – для того, что можно переработать. Например, алюминиевые банки, стеклянные бутылки и бумагу. Давайте представим такую ситуацию и выполним интерактивное задание.

Интерактивное задание №1. «Разделяй!».

Содержание задания: на экране контейнеры «Вторсырьё» (то, что можно переработать: стекло, бумага, металл, пластик) и «Смешанные отходы» (то, что нельзя переработать). Предложенные в задании отходы и мусор необходимо отсортировать по двум контейнерам: 1. синий «Вторсырьё» (то, что можно переработать) и 2. серый «Смешанные отходы» (то, что нельзя переработать). При этом среди объектов, которые нужно отсортировать, присутствуют опасные отходы (лампочка, батарейки) – при попытке поместить данные отходы в один из контейнеров, система будет их автоматически «выкидывать».

Эту группу отходов следует обсудить после выполнения интерактивного задания.

Синий контейнер «Вторсырьё»: коробка из-под обуви, стеклянная банка (чистая), тетрапак из-под сока, бутылка из-под воды с этикеткой, пластиковая бутылка из-под шампуня, чистая пластиковая упаковка из-под еды (не гофрированная), журналы глянцевые, алюминиевая банка, бумажные пакеты, одноразовая бумажная тарелка.

Серый контейнер «Смешанные отходы»: шкурка от банана, стаканчик из-под кофе0, пластиковая упаковка (не гофрированная) с кусочками еды0, тюбик от зубной пасты, разбитая тарелка, подарочная упаковка, скрепки/ручки0, карандаши, одноразовая маска.

Опасные отходы: батарейки, лампочка.

Учитель. Какие предметы не удалось сложить в контейнеры?

(Ответы обучающихся: батарейки, лампочка.)

Учитель. Многие люди даже не задумываются, что многие отходы опасны, поэтому их необходимо собирать и перерабатывать особым способом. К таким отходам относятся и старые неиспользуемые батарейки. Рассмотрите плакат. Какие ещё предметы относятся к категории опасных отходов? Назовите.

(Ответы обучающихся).

Учитель. Почему это опасные отходы? Если они попадут на полигон или свалку, то будут отравлять почву, воздух и воду вредными веществами – проще говоря, ядами. Эти отходы нужно сдавать в специальные пункты приёма.

(При подготовке беседы педагогу необходимо уточнить адреса пунктов приёма в своём населённом пункте.)

Учитель. Мы сегодня с вами уже многое узнали о том, что каждый из нас может делать для сохранения природы, поэтому давайте выполним интерактивное задание и проверим свои экологические знания.

Интерактивное задание №2. «Проверь себя».
  1. Почему нельзя мусорить? мусор плохо пахнет; мусор загрязняет планету; мусор некрасиво выглядит; мама отругает.

  2. Куда отправляется мусор, который нельзя перерабатывать?

в мусорку; дворнику; в космос; на полигоны.

  1. Что делают люди для борьбы с отходами?

строят перерабатывающие заводы; сбрасывают мусор в океан; открывают полигоны; зовут супермена.

  1. Какие бывают виды отходов? хорошо и плохо пахнущие; природные и неприродные; органические и неорганические; красивые и некрасивые.

  2. Что относится к органическим отходам? шкурки от бананов; носки; банка из-под газировки; использованная салфетка.

  3. Зачем дома нужно иметь второе мусорное ведёрко? чтобы дольше не выносить мусор; чтобы собирать стеклянные бутылки; чтобы поставить его в комнате; чтобы сортировать отходы.

  4. Зачем сортировать отходы?

чтобы они обретали вторую жизнь; чтобы «убить» время; чтобы выбросить; чтобы больше уместилось в мусорное ведро.

  1. Зачем нужны перерабатывающие заводы? чтобы сжигать отходы;

чтобы превращать отходы в новые вещи; чтобы хранить там отходы; чтобы заводов было больше.

Часть 3. Заключительная.

Учитель. Почему каждый из нас должен заботиться о планете, на которой мы живём?

(Ответы обучающихся.)

Учитель. Какие же шаги мы можем и должны делать, чтобы сохранить нашу Землю чистой? (Ответы обучающихся.)

Учитель. Зелёные леса, цветущие поля, синие моря, океаны и голубые реки, слегка окутанные дымкой облаков. Всё это кажется с высоты хрупким, как прозрачное стекло. Рассмотрите фотографии, какие чувства они у вас вызывают? (Ответы обучающихся.)

Учитель. Природа Земли – нежна и ранима. Её нужно беречь от пожаров, от мусора, от безжалостного отношения людей. И помогает нам в этом экология, наука об изучении взаимоотношений живых организмов, об образе жизни людей и их связях со средой обитания. Слово «экология» происходит от греческого слова «ойкос» – дом. Наш дом – планета Земля, и каждый человек своей деятельностью оказывает огромное влияние на окружающий его мир – этот вывод сделал Владимир Иванович Вернадский, великий русский учёный. Посмотрим видео.

Демонстрация видео (дикторский текст).

Владимир Иванович Вернадский – великий русский мыслитель и учёный. Он родился 12 марта 1863 года в Петербурге, и всю свою жизнь он посвятил изучению природы, её ресурсов и возможностей. В его работах звучит очень важная мысль: человек тоже часть природы, и его деятельность влияет на окружающий мир, поэтому важно не только использовать ресурсы, но и восполнять их, беречь и охранять окружающий мир, природу Земли. Владимир Иванович создал современное учение о живой оболочке Земли – о биосфере. Много занимался проблемами экологии и стремился к тому, чтобы обеспечить потребности общества, сохраняя природу и ресурсы.

Учитель. И для того, чтобы привлечь внимание каждого человека к экологическим проблемам и защите окружающей среды, жители России и других стран мира в апреле отмечают праздник День Земли. А ещё в нашей стране много экологических инициатив. Рассмотрите фотографию, о какой акции она рассказывает? Знаете ли вы о ней?

(Ответы обучающихся.)

Учитель. Цель акции «Миллион – Родине!» – это сбор макулатуры у населения, что даёт возможность производителям бумаги экономить древесное сырьё, а жителям планеты — её ресурсы. Каждая тонна переработанной макулатуры спасает 10 деревьев.

Вы можете рассказать об этом своим родителям и друзьям, и тогда мы все вместе будем беречь Землю.

(Для дополнительного материала педагог может использовать онлайн-уроки экологии об осознанном потреблении, обращении с отходами и сохранении здоровья нашей планеты https://school.reo.ru/.)


0 При необходимости можно обратить внимание детей на, казалось бы, безобидные для экологии стаканчики для кофе, на вид они кажутся бумажными, и может создаться впечатление, что они легко перерабатываются. Дело в том, что внутри таких стаканчиков очень тонкий слой полипропиленовой плёнки, который отделить от бумажной основы крайне сложно. На полигоне бумажный слой сгниёт за год, а вот пластик будет лежать тысячу лет.

0 Важно обратить внимание детей на то, что в контейнеры со вторсырьём необходимо помещать чистые, очищенные от остатков еды упаковки.

0 Важно обратить внимание детей на то, что в ручках можно менять стержень, что позволит

использовать ручку ещё раз. Это пример экологического поведения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!