Конспект внеурочной деятельности по математике.
Тема урока: Математический бой «Игры разума».
Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков.
Форма организации: Групповая.
Цели:
1) Образовательные:
- активизация логического мышления обучающихся посредством участия каждого из них в процессе работы;
2) Воспитательные:
- воспитание чувства ответственности, взаимопомощи, уважения к мнению сверстников.
3) Развивающие:
- организация способности общения;
- развитию воображения, фантазии, творческих способностей;
-развитие логического мышления, внимания, наблюдательности, умения анализировать.
Образовательные результаты:
личностные:
1.умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
2.умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;
3.формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному процессу.
Метапредметные:
-
Регулятивные:
- Принять поставленную учителем учебную задачу;
- В диалоге с учителем учатся определять степень успешности выполнения работы.
-
Познавательные:
- Умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения и выводы;
-
Комммуникативные:
- Организованно осуществлять работу с учителем и с одноклассниками;
- развивают способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.
Предметные:
Ученики должны знать:
- правила деления;
- содержание понятий: правильная дробь, прямой и развернутый угол.
Ученики должны уметь:
- осуществлять перевод из текста в чертеж;
- анализировать и делать выводы.
Продолжительность: 40 минут.
Оборудование: карточки с номерами команд, математическими выражениями, ребусами, спички, шоколадные медальки.
Этапы урока:
1.Организационный момент. – 7 минут.
2.Прохождение туров. – 28 минут.
- Старинные задачи.
- Перевертыши.
- Головоломка.
- Ребусы.
3.Подведение итогов турнира. – 3 минуты.
4.Рефлексия. – 2 минуты.
Оформление доски:
Игры разумов. | 1 команда | 2 команда | 3 команда | 4 команда | | | | | | | || | | | | | ||| | | | | | |V | | | | | |
-
Организационный момент.
- В течение всей жизни мы познаем окружающий нас мир. А мышление сопутствует любой деятельности человека. Оно управляет нашими действиями, следит за тем, чтобы соблюдался определенный порядок их выполнения.
Оказывается, существует наука о правильном мышлении, и называется она – ЛОГИКА. А способность к логическому мышлению и умение правильно находить верные решения – это основа нашего интеллекта. Мы с вами можем смело утверждать о важности логики в нашей жизни и сейчас мы убедимся в этом - тема нашей встречи «Игры разума». Во время занятия мы с вами познакомимся с различными типами логических задач. Работать вы будете в командах, каждый из вас получил свой номер. Попрошу разделиться вас, по номерам на 4 группы .
- Вам предстоит пройти 4 тура, за каждое задание в туре команда может получить 1 балл. Учет баллов вы можете отслеживать на доске. Желаю всем удачи!
-
Прохождение туров.
«Старинные задачи».
- Первый тур «Старинные задачи». Каждой команде будут озвучены 2 задачи. На обсуждение ответа дается 30 секунд. Если по истечению времени ваш ответ верный, то вы получаете 1 балл. Если нет, то право ответа переходит к следующей команде. Условия всем понятны? Тогда начинаем!
Задача для команды 1: Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по кошке. Сколько существ направлялось в Москву? [1]
Задача для команды 2: Две богомолки отправились в Тоице-Сергиеву Лавру. Обе они прошли 60 вёрст. Сколько верст прошла каждая, если шли с одинаковой скоростью? [60 вёрст]
Задача для команды 3: В классе 35 учеников. Мальчиков на три больше, чем девочек. Сколько мальчиков и сколько девочек? [19 мальчиков и 16 девочек]
Задача для команды 4: Угол в 1о рассматривают в лупу, дающую четырехкратное увеличение. Какой величины окажется угол. [1о]
Задача для команды 1: На дереве сидело 10 птиц. Охотник выстрелил и подстрелил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве. [Ни одной]
Задача для команды 2: Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? [30 км]
Задача для команды 3: Два землекопа выкапывают 2м канавы за 2 часа. Сколько землекопов за 5 часов выкопают 5м канавы? [2 землекопа]
Задача для команды 4: Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров? [4 минуты]
- Молодцы. Вы справились с заданием. Есть ли задачи, которые нужно разобрать? (разбираем задачи, если есть вопросы).
- Давайте подсчитаем баллы за первый тур.
«Перевертыши»
- Второй тур «Перевертыши». Эта игра заключается в том, что слова какой-нибудь известной фразы, например, пословицы, заменяются антонимами. Например, «зайцев пугать – с опушки бежать». Какая пословица зашифрована? Ответ: «Волков бояться – в лес не ходить». (раздаю карточки).
На каточках «зашифрованы» математические выражения. Не все математические термины имеют антонимы, поэтому заменяем слова по принципу: «квадрат»-«куб», «параллельный» - «перпендикулярный», «площадь» - «периметр» и т.д.
На выполнение данного задания дается 3 минуты. По истечению времени все команды сдают листочки. В данном туре можно получить не больше 5 баллов, т.е. одно выражение один балл. Условия всем понятны ?
- Время пошло!
-
Умножать на 1 можно! (Делить на 0 нельзя!)
-
Неправильное целое больше 0. (Правильная дробь меньше 1)
-
Кривая дуга больше свёрнутой. (Прямой угол меньше развёрнутого)
-
Перпендикулярные отрезки скрещиваются. (Параллельные прямые не пересекаются)
-
Периметр треугольника не равен кубу чужого угла (Площадь квадрата равна квадрату его стороны)
- Время вышло. Прошу сдать ваши ответы.
- Количество набранных баллов вы сможете узнать после следующего тура. А пока давайте проговорим правильные ответы. (называю выражение, обучающиеся проговаривают ответ).
«Головоломка»
- Третий тур «Головоломка». Каждая команда получит спички и карточку с заданием, на ней также изображено, как изначально должны располагаться спички. Ваша задача передвинуть или убрать спички так, чтобы вы достигли необходимого результата. На выполнение задания дается 5 минут. Если вы будете готовы показать свое решение, поднимите руку я подойду и проверю. Вы готовы? Время пошло.
1 команда. Задание: Сложи 6 одинаковых квадратов из 17 спичек так, как показано на рисунке. Убери 3 спички так, чтобы получилось 4 равных квадратов.
Ответ:
2 команда. Задание: Сложи фигуру из 15 спичек, показанную на рисунке. Переставьте 2 спички так, чтобы получилось 5 одинаковых квадратов.
Ответ:
3 команда. Задание: Из спичек сложена фигура, изображённая на рисунке. Как переложить две спички так, чтобы получилось ровно четыре одинаковых квадрата с длиной стороны, равной длине спички?
Ответ:
4 команда. Задание: В фигуре, показанной на рисунке, надо переложить пять спичек так, чтобы получилось три квадрата
Ответ:
- Время вышло. Принимаю полученные ответ. Вы большие молодцы, что справились с такими сложными головоломками. Давайте посмотрим на доску и разберем задание каждой команды. ( на развороте доски нарисовано изначальное расположение спичек каждой команды).
- Одному человеку от команды нужно выйти и поделиться, как вы решали головоломку (выходят и по очереди рассказывают, как меняли расположение спичек).
- Теперь мы разобрали все задачи. Подведем итоги данного и прошлого тура (выставляю баллы).
«Ребусы»
- Четвертый тур «Ребусы». На карточках, которые вы получите изображены ребусы, в которых зашифрованы слова связанные с математикой. Ваша задача разгадать слова в течение 4 минут. На отдельных листочках, которые вы потом сдадите, напишите ответы. 1 правильный ответ – 1 балл. Ну что, приступим? Желаю удачи!
1 команда
Ответы: Ромб, стереометрия, задача.
2 команда
Ответы: Угол, вершина, пирамида.
3 команда
Ответы: Пифагор, вектор, аксиома.
4 команда
Ответы: Минус, отрезок, точка.
- Время вышло. Прошу сдать свои ответы. Вам необходимо выбрать один ребус, который вам показался наиболее сложным. И мы вместе с классом совместно его разгадаем.
- Хорошо, что смогли разгадать такие сложные ребусы. Теперь подведем итоги данного тура (подсчет баллов).
-
Подведение итогов турнира.
- Теперь осталось подсчитать итоговое количество баллов за весь турнир. ( оглашение результатов и занявших мест). На самом деле места ничего не значат. Сегодня все вы проявили себя как одна большая дружная команда. Смогли найти верные решения и развить свои логические навыки. Я считаю, что каждый из вас сегодня является победителем, и поэтому вручаю вам шоколадные медальки.
-
Рефлексия.
- Поднимите руку, кому понравился урок.
- Поднимите руку, у кого остались вопросы по некоторым задачам.
- Вы можете подойти ко мне лично и я еще раз вам объясню решение задачи.
- Всем спасибо за урок, можете быть свободны.
5