СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект воспитательского часа: "Байкал - сокровище мира"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект воспитательского часа: "Байкал - сокровище мира"»

Тема воспитательского часа: "Байкал - сокровище мира"



Технологии, используемые на занятии: проблемная, исследовательская, развивающая, образовательная, здоровьесберегающая.



Оборудование: презентация, ватман для проекта, объекты флоры и фауны, словари, журналы, книги о Байкале, раздаточный материал.



Цель: познакомить детей с особенностями озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия.



Задачи: Раскрыть значение озера Байкал как уникального природного явления не только в России, но и мира; инициировать интерес к ландшафту, флоре и фауне озера, к его экологическим проблемам.



Ход занятия:

Вводная часть (мотивационный этап)

Воспитатель: - Мы продолжаем знакомство с объектами Всемирного наследия. А вот с каким, узнаете из стихотворения Марка Сергеева «А что это такое?» (слайд 1) Прочитай, Саша.



А что это такое? Такое голубое,

Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо за сосны зацепилось,

По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое? Такое золотое?

Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?

Быть может, это солнце легло поспать под скалы,

Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое? Все время в непокое,

Быть может, это туча застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро ……Байкал!



-Да, ребята, именно так называется наше занятие (На доске карта озера Байкал).

Ситуативный разговор «Что мы знаем о Байкале»

Воспитатель: А что вы знаете о Байкале? (Ответы детей). Да, правильно, озеро Байкал - самое большое и самое глубокое озеро в мире. Байкал - одно из самых древних по происхождению и разнообразию животного мира. Это озеро - священный дар природы, настоящее сокровище мира. Байкал – одно из древнейших озер планеты  и самое глубокое озеро в мире. Байкал входит в десятку самых больших озер в мире. Его средняя глубина около 730 метров, максимальная – 1637 метров. В 1996 году Байкал был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В Байкале содержится около 19% мировых запасов пресной воды. В Байкале воды больше, чем во всех вместе взятых пяти Великих озёрах и в 25 раз больше, чем, например, в Ладожском озере.

Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы бывают видны на глубине 40 м. Чистейшая и прозрачнейшая вода Байкала содержит так мало минеральных солей (100 мг/л), что может использоваться вместо дистиллированной.



- Подготовка учащихся к активному усвоению материала. (слайд 3)

А теперь подумайте и скажите,

-Что означает слово Байкал? (Ответы детей)

-Не одно из названий научно не подтверждено, но есть две версии происхождения имени озера Байкал:

от тюркского слова "Бай-Куль" - "богатое озеро",

от монгольского слова «Байагал» «богатый огонь».

Открытие нового знания.

Воспитатель: Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни видны на глубине 40 м. Вода настолько чистая, что ее можно пить без какой-либо дополнительной обработки.



Холодная вода Байкала почти не испаряется, и поэтому над ним практически не бывает туч и облаков.



Байкал не удалось пересечь ни одному ловкому пловцу.



В зимний период на Байкале можно заметить трещины, длина которых 30 км.



Несмотря на то, что Байкал – это озеро, здесь, бывает очень сильно штормит. Высота волн может достигать 4-5 метров

Байкал называют озером солнца. Это связано с тем, что число солнечных дней на данной территории бьет все рекорды. Только 37 дней в году бывает пасмурно.



На озере около трех десятков островов. Единственным обитаемым островом Байкала считается Ольхон.

Самостоятельная работа в парах.

Делятся на три группы:

биологи (изучают живую природу)

географы (изучают страны и моря, острова и континенты, реки и озера, города и села, их расположение)

экологи (специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или летом выпадает снег; они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека)



Каждая группа на парте находит соответствующую информацию. Выбирают выступающего.



- Где можно найти нужную информацию? (Энциклопедия, справочник, учебник, спросить у кого-то)

- Мы будем искать в энциклопедии.

Во время работы включить запись шум моря. (слайд 4)





Географы



Байкал находится в Сибири в России (слайд 6).

Окружен горами.

Расстояние Байкала примерно -636 километров.

Наибольшая глубина -1642 м .

Самое глубокое и древнее озеро мира.

Содержит 1/5 часть всей пресной воды планеты.

Впадает более 300 рек, вытекает одна- Ангара

Возраст Байкала не менее 25 млн. лет.



Биологи

Рыбы омуль, хариус, тюлень-нерпа, голомянка, осетр, рачки. много растений и животных встречаются только в Байкале (слайд 7).

Основную часть животного мира занимают птицы, которые гнездятся практически на всем острове, а также его берегах. На скалистых островах Байкала селятся серебристые чайки, а белоголовый орел – один из самых красивых пернатых хищников (слайд 8).

Тайга подходит вплотную к самому Байкалу и поэтому здесь довольно разнообразен животный мир: бурые медведи, соболь, заяц, лиса, волк и т.д. (слайд 9)

Берега озера густо поросли сосной, елью, пихтой и кедром. На побережье Байкала произрастает около 2000 видов растений (слайд 10).



Экологи.



Промышленные предприятия загрязняют воду и воздух. Из-за этого в окрестностях Байкала высыхают леса.

Браконьеры вылавливают рыбу, охотятся на нерпу.

Туристы оставляют мусор, жгут костры, портят леса.



- Какие меры нужно принять для сохранения природы озера?

Физминутка (слайд 5)

- мастер на все руки и большой знаток природы Байкала, приготовил для нас 5 контейнеров для мусора. Чтобы знать, куда складывать определенный вид мусора на них есть рисунки-подсказки. Такие рисунки называются «маркировка».



Желтый (изображение пластиковых бутылок) – пластик

Голубой (изображение газеты и бумажной коробки) – бумага, картон

Серый (изображение алюминиевой банки) – метал

Зеленый (изображение стеклянных бутылок) – стекло

А теперь экологи покажут нам как очистить воду подручными средствами: надо на дно обрезанной бутылки положить уголек, а на саму бутылку сверху положить носовой платок или салфетку и потом налить грязную воду, салфетка задержит грязь и угольки очистят воду.

Применение нового знания.



Выступающие выходят, рассказывают и по ходу на ватмане составляется проект Байкала.



- У нас получился проект озера Байкал. Кому мы можем показать наш проект и рассказать об озере? (Вывесить в фойе, показать другим детям, в детский сад в реабилитационный центр).



- Берег байкала усыпан камнями, давайте построим пирамиды, у кого получится выше – у биологов, экологов или геологов? Молодцы.



А еще эти камни мы можем раскрасить и подарить им новую жизнь в форме Байкальской рыбы, нерпы или рачков.

Воспитатель: (пока дети раскрашивают) Подводный мир Байкала просто удивительный! В озере водятся такие рыбы как осетр, налим, таймень, бычок, карась, щука,и много других рыб.

В Байкале живут маленькие рачки - эпишуры. Они обитают только в Байкале, и нигде больше. Байкальская эпишура фильтрует загрязнённую воду, попадающую из рек, впадающих в озеро.

Посмотрите, эта рыбка называется Голомянка, одна из самых многочисленных рыб на Байкале. Голомянка - это чудо Байкала, красивая рыба. Она бледно-розового цвета с отливающими всеми цветами радуги бликами. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. У голомянки к тому же нет чешуи.

А это - Глубинные широколобки, у них тело, мягкое как студень. Они живут на большой глубине, поэтому их называют глубинными. Бывают ещё тёмные широколобки.

А эту рыбу вы должны знать. Это уникальные рыбки. Они обитают только здесь, в нашем озере Байкал. Послушайте внимательно и попробуйте догадаться:

Название её начинается на букву «о»,

Ох, и любят же его!

Говорят живет в Байкале.

Вы, случайно, не слыхали? (Омуль).

Омуль - это рыба, которая обитает только в Байкале.и питается в основном байкальской эпишурой. В конце лета омуль собирается в косяки и идет на нерест - откладывать икру. При этом он может пройти против течения довольно большие расстояния. Омуль уходит в реки на нерест, потому что в реках вода теплее, чем в озере. Когда из икры появляются мальки, они начинают путь обратно в озеро.

Ребята, посмотрите, что это за звери плавают под водой?

Дети: Нерпы!

Воспитатель: Правильно, нерпы. Нерпа - это байкальский тюлень. Ещё нерпу называют ушкан. Живут нерпы примерно до 55 лет. Самое известное лежбище нерп - Ушканьи острова. Нерпы в воде двигаются очень быстро и уверенно. По льду они передвигаются достаточно медленно, перебирая ластами и хвостом. В случае опасности переходят к скачкам. Основным кормом для нерп является голомянка. Нерпы делают продухи, небольшие лунки, разгребая снизу лёд когтями передних конечностей. Продухи нужны, чтобы дышать воздухом, ведь зимой Байкал покрыт льдом. Нерпы могут не дышать под водой не более 20-25 минут, зимой они ловят рыбу на глубине, но мамы-нерпы обязательно выходят на лёд, чтобы покормить детёнышей молоком. Детёныши у нерп рождаются весной, в марте, в специально подготовленном снежном логове среди торосов льда, обычно один или два. Первые дни нерпёныши белого цвета, белых нерпёнышей называют бельками. Бельки незаметны на льду благодаря своей белой шкуре. Через месяц они линяют и становятся серебристо-серыми, взрослые нерпы имеют буро-коричневый цвет. Ценность байкальской нерпы составляет мех. Самый опасный враг нерпы - человек. Нерпа занесена в Красную книгу и охраняется законом. Нерпа, омуль, голомянка ,широколобка, соболь, ….это эндэмики Байкала.Эндемики – это редкие или исчезающие виды, занесенные в Красную книгу. Если на месте обитания происходит природный катаклизм, то животным на ограниченной территории трудно восстановить численность. Исчезающими или редкими эндемики становятся из-за воздействия человека на окружающую среду.

Итог занятия.

Рефлексия деятельности.





Я бы хотел побывать на озере и продолжить его изучение.

Мне достаточно знаний, полученных на занятии.


Мне это не интересно.






Воспитатель: А теперь, ребята, возьмите свои камушки в ладони и легонько подуйте на них, согревая теплом своего дыхания. Смотрите, да ведь они "ожили" от тепла вашего дыхания, от вашей доброты!

Фото на память.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!