3. Изучение нового материала. 25 мин (20 мин – знакомство с новым материалом, 5 мин – работа по вариантам). | 1. Происхождение термина. 2 точки зрения – светлый и темный образ средневековья. Делим тетрадь на две половины. Термин «Средние века» возник в Италии в XV-XVI вв. в среде гуманистов. Им обозначали большой исторический отрезок между двумя «просвещёнными» эпохами – Древностью (античностью) – светлые Древняя Греция и Рим (образование, наука, философия) и Возрождением. А между ними – “провал” Средневековья, варварство, разрушение, войны, темнота необразованности. “Тёмные века” – именно так воспринимали этот период люди Нового времени, именно они придумали термин “Средние века” (дикий, жестокий, темный, эпидемии, голод). Но со временем учёные разрушили представление о Средних веках – время благородных рыцарей, мудрых королей, прекрасных дам, величественных замков. Какая же точка зрения верна? Это нам и предстоит узнать в течение этого года. 2. Хронологические границы. Повторить: дата крушения Рима. Империи. Средневековье продолжалось тысячу лет, пока примерно в XV в. на смену ему не пришло новый этап - Новое время (отметить на ленте). Другая версия – середина XVII века. 3. Периодизация. У: история Средних веков делится на три периода. Чтобы узнать, как они называются, мы с вами познакомимся с нашим учебником (с. 3). Раннее средневековье V-XI вв. (Переселения народов. Приходят новые народы в Европу и занимаются ее активным заселением. Доживает последнее Западно-Римская империя. Появляются, множество мелких государств во главе них стояли князи, формально подчинялись королю).. Развитое средневековье XI-XIV вв. (крестьяне попадают в зависимость от своих хозяев, должен был отдавать половину урожая своему хозяину, участвовать в бесплатных работах). Позднее или Зрелое средневековье XIV-XV вв. Церковь объявила Крестовые походы. 4. Что изучает история средних веков. Мы узнаем о средневековых странах, их правителях и полководцах, о борьбе людей за независимость, права и свободу, о замечательных ученых и творцах, чьими произведениями до сих пор восхищается все человечество, о том, как люди трудились, развлекались, растили детей. Изучение истории поможет представить многообразную жизнь средневекового человека — труженика, воина, правителя, творца, каковы были жилища людей и обстановка в них, пища, одежда, оружие и инструменты, как проводили люди будни и праздники, как учились. Мы познакомимся с замечательной поэзией, живописью, архитектурой Средневековья, как постепенно складывались важнейшие законы и обычаи, разрабатывалось христианское вероучение и формировалась христианская церковь, о средневековых философах. 5. Откуда мы черпаем знания по истории средних веков? У: Что такое исторический источник? Какие виды исторических источников, вы знаете? Давайте вспомним? 1.Вещественные источники (ювелирные изделия, картины, иконы, статуи, предметы быта, монеты, мебель). 2. Письменные источники (стихи, романы, поэмы, песни, повести, хроники). 3. Этнографические или устные источники (свадебные и похоронные обряды) 4. Художественно-изобразительные источники (фрески на соборах и храмах, книги, гербы, флаги и т.д.) Делимся на три варианта (по рядам) С. 8-10 – ВЫПИСАТЬ ИСТОЧНИКИ ПО ВИДАМ В ТАБЛИЦУ. Обратить внимание детей на иллюстрации в учебнике. |