Конспект выступления
на собрании родителей будущих первоклассников
Тема: «Скоро в школу!».
Цели родительского собрания:
Познакомить родителей с понятием «комплексная готовность» к школьному обучению;
Научить родителей способам развития познавательной активности у детей.
Форма проведения: Информационно-практическая беседа.
Участники: Родители учеников, классные руководители, педагог-психолог.
Подготовительный этап. Подготовка памяток для родителей.
В преддверии школьного обучения у родителей возникают вопросы:
? Где и Как подготовить ребенка к школе,
? Когда начинать?
? Нужно ли это делать?
Вся дошкольная жизнь – это и есть подготовка ребенка к школе!
И готовить детей к школе нужно, потому что это станет отличным подспорьем в обучении, значительно облегчит адаптационный период.
Иногда может показаться, что чем больше знаний приобретёт ребенок до школы, тем успешнее он будет учиться. Соглашусь, что ребенку умеющему читать и считать, будет проще. Однако, не конкретные знания, а именно комплексная готовность ребенка к школе, влияет на успешность обучения.
Комплексная готовность включает несколько аспектов, абсолютно равных по значимости:
Физический аспект –– это состояние физического здоровья ребенка, и чем крепче оно будет, тем проще будет ему справиться с учебными нагрузками. За оставшееся до школы время, если по каким-то причинам откладывали, выполните необходимые рекомендации врача, укрепите иммунитет, установите и соблюдайте режим дня ребенка.
Интеллектуальный аспект –– подразумевает развитие памяти, внимания, мышления, речи, мелкой моторики, кругозора ребенка в соответствии с возрастными нормами.
Эмоционально-волевой аспект –– это умение ребенка управлять собой, действовать по заданным правилам, делать не то что хочется, но и то, что надо. способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние дела.
Социальный аспект –– подразумевает развитие умения общаться без проявления агрессии и способность решать конфликты мирным путем, понимание что хорошо, а что – плохо,
выполнение школьных правил и норм поведения, понимание и признание авторитета учителя.
Личностный аспект –– желание ребенка учиться, стремление к приобретению знаний, и взаимодействию с учителем и одноклассниками.
ВСЕ виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке.
Также хочу отметить, что для успешной адаптации необходимо, чтобы ребенок положительно воспринимал школу.
А своё отношение к школе, дети формируют основываясь на вашей родительской позиции, они внимательно подмечают родительские реакции, особенно те, которые сами родители не считают значимыми, например, кто-то из знакомых посочувствовал вашему ребенку и сказал: "Ну что детство кончилось? теперь одни уроки? и не погуляешь?" А Вы из вежливости или солидарности или по привычке согласились с её сочувствием! Ваш ребёнок, слыша это, понимает, что школа это что-то что отнимает у него свободу, накладывает ограничения.
Ваша задача, общаясь при ребенке с кем-то на тему школы, говорить так как вы хотите, чтобы отложилось в голове у ребенка, например, "Наш Ванечка старается и с каждым разом получается лучше, успевает погулять "
Отвечая при ребенке подобным образом, вы вселяете в него уверенность, что если он будет прилагать усилия, у него всё получится. Он справится с д/з., научится читать, будет успевать гулять и тд.
Когда вы уверенно отвечаете так другим взрослым, ребенок верит вам вдвойне, потому что Разговор двух взрослых людей намного значимее и авторитетные чем разговор взрослого и ребенка.
Ну и сами избегайте навешивания ярлыков "ты без напоминания об уроках и не вспомнишь", "наш оболтус только в телефоне и сидит", "читать не для тебя-это семейное"
В заключении еще раз хочется подчеркнуть, что развитие личностной готовности в основном зависит от взрослых. Если родители:
выражают неподдельный интерес к тому, что интересует ребенка,
готовы отвечать на бесконечные вопросы,
поддерживают его природное любопытство,
то у ребенка формируется представление, что интеллектуальная деятельность хоть и трудна, но приносит радость и удовлетворение. При этом развивается полноценная учебная мотивация, желание учиться, а это является залогом успеха!
Давайте смотреть в будущее с оптимизмом. И помните: «Дорогу осилит идущий!»
ПАМЯТКА для родителей
Какие занятия будут полезны для подготовки ребенка к школьному обучению
развитие мелкой моторики: лепка, пазлы, работа с конструктором/мозаикой;
готовность руки к письму: рисование и штрихование, скопировать рисунок, надпись;
тренировка внимания: найди отличия в картинках, найди тень, буквы А-обведи, Б-зачеркни;
логическое мышление: умение находить сходство-различие, обобщать по определенному признаку, находить лишнее;
математические навыки: счет до 10 прямой и обратный;
развитие памяти: норма при запоминании десяти слов – 6 и более;
развитие речи: рассказ по картинке, пересказ услышанного;
пространственная ориентация: справа - слева, в, за, на, над, перед;
общая осведомленность ребенка об ОМ: дни недели, времена года, праздники, семья;
произвольное внимание: умение работать 10-15 минут не отвлекаясь.