СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "«МОЙ РОДНОЙ БАШКОРТОСТАН»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

расширять представления детей о республике Башкортостан, государственной символике, столице РБ, народах, проживающих на территории Башкортостана, национальном герое – С. Юлаеве;

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "«МОЙ РОДНОЙ БАШКОРТОСТАН»"»

















КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«МОЙ РОДНОЙ БАШКОРТОСТАН»










ПОДГАТОВИЛА

Н.А.Халиуллина





Цель:  продолжить формировать интерес к своему родному краю.

Задачи:

коррекционно-образовательная: расширять представления детей о республике Башкортостан, государственной символике, столице РБ, народах, проживающих на территории Башкортостана, национальном герое – С. Юлаеве;

коррекционно-развивающая: развивать познавательные интересы, стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае; развивать любовь к многонациональной республике Башкортостан; развивать устойчивое внимание, познавательную активность;

воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, вызывать чувства гордости и ответственности по отношению к родине.

Оборудование: башкирский национальный музыкальный инструмент – курай, иллюстрации герба и флага Башкортостана и России, изображение соцветия курая, каждый лепесток соцветия пронумерован, музыкальное сопровождение – мелодия курая, гимна Башкортостана, башкирские и русские мелодии; портреты В.В. Путина и Р.Ф Хабирова, презентация о достопримечательностях г. Уфы, изображение С.Юлаева, флаги РФ и РБ по количеству детей, атрибуты для игры «Собери флаг РБ», красные бумажные флажки на магните, портрет Г. Молодцова, ноутбук, телевизор, фишки синего, красного и желтого цветов, башкирский национальный костюм.



Алгоритм проведения

1. Организационный момент.

- Упражнение «Здравствуйте!»:

Здравствуй утро нежное,

Здравствуй детский сад,

Здравствуй добрый друг,

Здравствуйте все вокруг.

Очень рады мы гостям,

Теплоту мы дарим вам!

2. Основная часть.

- Ребята, отгадайте загадку:

Здесь родился и живешь,

Уезжаешь – скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?

+ Родина

- Правильно, ребята, это наша Родина. А где мы с вами живем?

+ В городе Благовещенске

- Верно. А наш город Благовещенск в какой республике находится?

+ В республике Башкортостан

- Правильно, ребята! И сегодня мы с вами будем говорить о нашей республике Башкортостан.

- Давайте подойдем к карте республики Башкортостан.

Я у карты Родины стою,

Узнаю Башкирию свою.

Мне она напоминает руку,

А вернее, крепкую ладонь,

Искренне протянутую другу,

За друзей готовую в огонь (Мустай Карим)

- Ребята, давайте найдем наш город Благовещенск на карте Башкортостана и отметим его красным флажком (отмечаем г. Благовещенск на карте РБ красным флажком)

- Рамина хочет нам рассказать стихотворение о нашей республике.

Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Moй соловьиный край!..
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай.

Башкирия, мое второе сердце

Второе солнце у меня в огне!

Чтоб на тебя досыта наглядеться

Не два, а двадцать глаз иметь бы мне!

- Это стихотворение башкирского писателя Геннадия Порфирьевича Молодцова (вывешиваю портрет писателя)

- Вам понравилось стихотворение Геннадия Молодцова? Как вы думаете, о чем оно?

+ О республике Башкортостан

- Правильно, это стихотворение о нашей республике Башкортостан, в которой мы живем. И я вам предлагаю занять места на стульчиках.

На электронную почту приходит письмо

- Ребята, нам на электронную почту пришло письмо, давайте я вам его прочитаю: «Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости! Я – Айгуль, всё ведаю, всё знаю о своей республике Башкортостан. Услышала я, что и вы изучаете культуру своего края, и мне захотелось проверить ваши знания. Для вас придумала интересное путешествие в мир Башкортостана. А поможет вам в этом соцветие курая. Каждый лепесток соцветия приготовил для вас интересное задание. Вам нужно выполнить все 7 заданий соцветия курая. Желаю удачи!»

Вывешиваю лист ватмана с изображением соцветия курая

- Ребята что это такое?

Соцветие курая

Верно, это соцветие курая – давайте повторим хором: соцветие.

- Это соцветие курая, растения, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики.

- Сколько лепестков у соцветия?

+ Семь

- Семь его лепестков символизируют семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.

- Из растения курай делают башкирский национальный музыкальный инструмент – курай (показываю)

- Хотите послушать, как звучит курай? (Включаю аудиозапись)

- Какая замечательная мелодия!

- Ребята, когда вы слушали мелодию курая, что представляли?

+ Наш родной край, его поля, леса и реки.

- Мелодия курая звучит очень нежно, воспевает наш родной край. Недаром говорят, что соцветие курая- волшебный цветок. И перед нами волшебный цветок курая, где каждый лепесток имеет определенный цвет и обозначен цифрой.

- Ребята, хотите отправиться в путешествие в мир Башкортостана?

- Кто мне найдет первое задание соцветия курая?

- Ребята, скажите, что здесь изображено?

+ Город.

- Мы с вами живем в городе Благовещенске. А какой город главный в республике Башкортостан?

+ Уфа

- Верно. Уфа – столица нашей республики.

- Ребята, а кто из вас был в Уфе?

- Предлагаю занять места на стульчиках и посмотреть какой Уфа большой, чистый и красивый город. Как много в Уфе театров, парков, садов, площадей, стадионов, памятников, фонтанов.

Просмотр презентации о г. Уфе

- Давайте мы с вами пройдем к карте РБ, найдем Уфу и отметим столицу РБ красным флажком (отмечаем Уфу на карте РБ красным флажком)

- Мы с вами уже знаем два города на карте республики Башкортостан.

- Продолжаем наше путешествие и найдем второе задание соцветия курая.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

+ О гербе РБ.

- Верно. Что изображено на гербе РБ?

+ С. Юлаев, соцветие курая, башкирский орнамент, флаг РБ.

- Герб Республики Башкортостан представляет собой круг, обрамленный национальным орнаментом, изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего Солнца, ниже изображено соцветие курая, символ мужества народов. Лента, окрашенная в цвета государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю: «Башкортостан».

- Ребята, где используется герб РБ?

+ На зданиях администрации городов, зданиях образовательных учреждении, культурных центров.

- Молодцы! С этим заданием соцветия курая справились и отправляемся в путешествие дальше.

- Найдем следующее задание курая. Кто здесь изображен?

+ Салават Юлаев

- Где вы видели его изображение?

+ На гербе РБ, памятник С. Юлаева, на иллюстрациях книг.

- Кто же он - Салават Юлаев?

- Салават Юлаев — башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских батыров, родную природу. На гербе изображение С. Юлаева символизирует дружбу и единение народов Башкортостана.

- Мы с вами учили стихотворение С. Юлаева, кто помнит и может рассказать стихотворение С. Юлаева?

Стихотворение Салавата Юлаева «Ай, Уралым!»

Ай, Уралым, Уралым

Күгәреп ятҡан Уралым.

Нурға сумған түбәһе

Күккә ашҡан Уралым!

Һине маҡтай йырҙарым,

Һине данлай йырҙарым!

- Кто знает, есть ли в Башкортостане город, названный в честь Салавата Юлаева?

+ Салават

- Давайте отметим г. Салават на карте РБ красным флажком (отмечаем г. Салават на карте РБ красным флажком)

- Мы с вами уже знаем три города на карте республики Башкортостан.

- Именем С. Юлаева назван хоккейный клуб «Салават Юлаев». В Башкортостане очень много районов. Мы живем в Благовещенском районе, есть, ребята, и Салаватский район.

- В каждом городе Башкортостана есть улицы, названные в честь Салавата Юлаева. В нашем городе тоже есть улица Салавата Юлаева. В Уфе есть и проспект С. Юлаева.

- Предлагаю вам найти следующее задание соцветия курая. Какое оно по счету?

+ Четвертое

- Ребята, что это?

+ Флаг РБ

- Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый).

- Синий цвет, ребята, означает ясность и чистоту помыслов народов Республики Башкортостан; белый — миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству; зелёный — свободу, вечность жизни.

- Ребята, флаг и герб как можно назвать одним словом?

+ Государственная символика РБ

- Давайте повторим хором: государственная символика РБ.

- А сейчас я посмотрю, насколько вы были внимательны, предлагаю перейти к столам. Соберите мне флаг республики Башкортостан.

Дидактическая игра «Собери флаг РБ»

- Почему вы не использовали полоску желтого цвета?

+ Его нет во флаге РБ

3. Физминутка.

- Вы наверное устали, давайте с вами немного отдохнем.

По родному краю дружно мы шагаем. (Марш на месте)

Справа от нас - сосновый ковер. (Поворот направо)

Слева от нас - сосновый ковер. (Поворот налево)

В осеннем лесу полно чудес. (Круговые движения руками)

Зайчики быстренько скок да скок, (Прыжки)

Журавль крыльями машет. Ух!

У нас захватывает дух! (Махи руками)

- Сделаем глубокий вдох, потом выдох и тихонько сядем.

- Ребята, следующее задание соцветия курая найду я. На листе изображен музыкальный знак.

- Как вы думаете, почему здесь изображен музыкальный знак?

+ Будем слушать песню

- Мы с вами познакомимся с третьим государственным символом РБ – гимном. Гимн – торжественная музыка, которая звучит на праздниках, торжествах и слушать ее надо стоя.

- Давайте вместе с вами послушаем ее.

Слушаем 1 куплет гимна

 Ребята, где можно услышать эту музыку?

+ На праздниках, торжествах.

- Интересно, какое еще задание приготовил шестой лепесток курая. Что здесь изображено?

+ Государственная символика России

- А почему нам соцветие курая дает такое задание? Как связана наша республика и Россия?

+ Наша РБ входит в состав России

- Верно. Россия – великая страна, в состав которой входит и РБ.

- Кто руководит нашей страной Россией?

+ Владимир Владимирович Путин

- Верно. Руководителем нашей страны России является В.В. Путин (вывешиваю портрет)

- Кто руководит нашей республикой Башкортостан?

+ Радий Фаритович Хабиров

- Правильно. Нашей республикой Башкортостан руководит Радий Фаритович Хабиров (вывешиваю портрет)

- А сейчас я вам предлагаю поиграть. Возьмите по одному флажку. Посмотрите внимательно и скажите, какой республике или стране принадлежит ваш флаг?

+ Башкортостану, России.

- Ребята, если зазвучит башкирская мелодия, вы поднимаете башкирский флаг, если русская мелодия, то русский флаг.

Игра с флажками

- И давайте найдем последнее задание курая. Что здесь изображено?

+ Детский хоровод дружбы народов

- Мы сейчас поговорим о народах, населяющих нашу РБ.

- Скажите, пожалуйста, какие народы проживают на территории Башкортостана?

+ Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, мари.

- Сейчас я вам предлагаю тоже встать в хоровод.

- Ребята, а вы знаете свою национальность? Я – Зульфия Закиулловна, башкирка. А ты кто?

+ Я - Рамина, татарка. А ты кто?

+ Я – Сережа, русский. А ты кто?

- Вот видите, и в нашей дружной группе проживают дети разных национальностей. И все народы в нашей республике живут дружно и в согласии, помогают друг другу.

4. Рефлексия.

- Ребята, о чем мы сегодня говорили?

- Я вам предлагаю выбрать кружочки по вашему настроению: красный – если занятие понравилось, синий – не понравилось, желтый – если на занятии было неинтересно и скучно.

- Сережа, что тебе понравилось?

- Таня, что тебе не понравилось?

- Рамина, почему тебе было скучно?

- Ребята, а мне сегодня понравилось все. И я приготовила вам музыкальный подарок – башкирский танец. Предлагаю вам сесть на ваши стульчики.

Башкирский танец

- Ребята, давайте попрощаемся с гостями!

+ До свидания!












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!