СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Что делать, если грустно"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Что делать, если грустно"»

Конспект занятия «Что делать, если грустно» для подростков.


конспект психологического занятия для подростков, чтобы научить их понимать причины, по которым возникает грусть, и развивать умение преодолевать состояние депрессии.

Участники: школьники подросткового возраста.

Цель: научить учеников понимать причины, по которым возникает грусть, и развивать умение преодолевать состояние депрессии.

Задачи:

формировать навык самоанализа своего эмоционального состояния;

– провести диагностику склонности учеников к депрессивному состоянию;

– помочь ученикам осознать свою самооценку и ее влияние на отношение к жизненным ситуациям;

– познакомить учеников с понятием «аффирмации», научить их применять, чтобы улучшить свое эмоциональное состояние;

– помочь ученикам осознать, что вокруг есть люди, готовые помочь.

Материалы: рабочая тетрадь, карточки с аффирмациями, линейка, карандаши.

Время проведения: 45 минут.

Этап 1. Приветствие

Разминка «Хорошо – плохо»

Педагог-психолог:

Предлагаю начать сегодняшнее занятие с юмористической игры «Хорошо – плохо». Правила простые. Первый участник – им буду я – озвучивает фразу и говорит, что это, например, хорошо, и обосновывает почему. Следующий участник берет мое обоснование, то есть вторую часть фразы, и начинает свое «плохо» именно с нее. Обоснование должно содержать только одну причину и не более. Например, первый участник: «Компьютерные вирусы – это плохо, так как гибнет информация». Второй участник: «Гибнет информация – это хорошо, потому что не будет лишних знаний». Третий участник: «Не будет лишних знаний – это плохо, так как деградируем», и т. д. по кругу. Итак, я начинаю. Грустить плохо, потому что, когда грустно, ничего не хочется делать. (Участники выполняют упражнение.)


Этап 2. Основная часть

Упражнение «Ущелье»

Педагог-психолог:

В подростковом возрасте иногда грустить, быть в подавленном состоянии или даже переживать депрессию – нормально. Жизнь сложна, несправедлива и приносит разочарования, когда не оправдывает многое из того, на что мы надеемся. Мы с вами уже знаем, как важно принимать свои эмоции и разрешать себе испытывать их. Но если вы часто пребываете в состоянии грусти и подавленности, то начинаете замыкаться в себе, отдаляться от семьи и друзей, у вас портятся аппетит и сон, вам тяжело сосредоточиться на уроках. Предлагаю вам выполнить следующее задание1, чтобы узнать, насколько вы подвержены депрессии.




В подростковом возрасте иногда грустить, быть в подавленном состоянии или даже переживать депрессию – нормально. Но если ты часто пребываешь в состоянии грусти и подавленности, то начинаешь замыкаться в себе, отдаляться от семьи и друзей, у тебя портятся аппетит и сон, тебе тяжело сосредоточиться на уроках. Выполни задание, чтобы узнать, насколько ты подвержен(а) депрессии. На картинке изображено ущелье. Твоя задача – нарисовать человека, а также создать ему фон, то есть небо, деревья, траву вокруг и т. д. Рисуй все, что покажется тебе необходимым дополнением к картине.

Если ты выделил(а) стены ущелья черным цветом, обвел(а) их несколько раз или полностью закрасил(а), то это говорит о твоем плохом настроении в этот момент.

Если ты покрыл(а) стены ущелья трещинами, ты слишком многое носишь в себе, замыкаешься в своих переживаниях, ни с кем не делишься своими проблемами и время от времени впадаешь в депрессию.

Если трещин на скалах очень много, ты склонен(а) к затяжным и глубоким депрессиям, тебе нужна помощь специалиста. Вероятнее всего, сейчас ты в депрессии.

Если ты нарисовал(а) человека на дне ущелья, ты в отчаянии и нуждаешься в помощи. Скорее всего, тебя часто одолевает чувство отчаянья и безнадежности. Если при этом ты нарисовал(а) людей или животных наверху, на скале – возможно, подсознательно ты знаешь, что кто-то из твоего окружения может тебе помочь. Оглядись повнимательнее и доверься интуиции.

Если ты нарисовал(а) человека, который стоит на скале и смотрит вниз, в данный жизненный момент ты находишься в сложной ситуации. Тебе нужно принять какое-то важное решение, но ты сомневаешься.

Если нарисованный человек спускается вниз по отвесной скале – ты изводишь себя, занимаешься самоедством, критикуешь себя по любому поводу. Ты предъявляешь к себе завышенные требования.

Если на лице человечка сияет улыбка – ты привык(ла) скрывать от окружающих свое мрачное настроение.

Если ты сплошь покрыли ущелье растениями, деревьями, травой, цветами – у тебя нет склонности к депрессиям. Об этом же говорит и солнышко высоко в небе.

Если ты залил(а) ущелье водой – склонность к депрессии пока что не нашла повода для проявления, но она скорее дремлет, чем отсутствует.

Если над ущельем нарисован мостик – в сложные периоды и при подавленном настроении ты стремишься к общению с теми, кто может тебя понять.


Вопросы для обсуждения:

1. Насколько результаты теста соответствуют вашему эмоциональному состоянию?

2. Узнали ли вы о себе что-то новое? Что-то удивило вас?

Упражнение «Самооценка»

Педагог-психолог:

Как вы думаете, откуда берутся грусть, подавленность? (Педагог-психолог слушает ответы учеников.) На самом деле много факторов могут вызвать у нас депрессивное состояние. Но есть люди, которые предрасположены к грусти, – это люди с заниженной самооценкой. И хотя у них может быть все в порядке, например, есть дом, семья, хорошая работа, эти люди всегда недовольны собой и видят все в негативном цвете. Приведу два примера.


У Паши здоровая самооценка: у него много сильных сторон, но при этом он осознает и те области, где ему нужна помощь. Однажды с ним случилась неприятная история: на автомойке, где он подрабатывает, Паша два дня подряд не чистил щетки, за что и получил выговор от начальника. После разговора он подумал о том, что выполняет свою работу хорошо, но надо обязательно поработать над тем, чтобы не забывать и о других своих обязанностях. Он решил составить чек-лист вещей, которые надо сделать перед уходом с автомойки, и действительно перестал забывать о щетках. Больше начальник на него не жаловался.


Коле очень трудно поддерживать здоровую самооценку. Всякий раз, когда он не соответствует собственным ожиданиям, он называет себя идиотом и говорит, что опять все испортил. Коля трудолюбив, хорошо учится, верный друг, но он никогда не обращает внимания на свои сильные стороны из-за того, что слишком поглощен слабыми. Когда Колю взяли в бейсбольную команду, все друзья за него радовались, а он огорчался, что попал не в первый, а во второй состав. Из-за постоянного недовольства собой у него не оставалось сил и желания что-то исправить.

Эти ребята воспринимают себя по-разному. Паша чаще бывает доволен, даже когда что-то идет не так, потому что он сосредоточен на своих сильных сторонах, а слабые стороны учитывает и старается исправить. Коля чаще грустит, даже если все в порядке, потому что уделяет слишком много внимания своим недостаткам и из-за этого совершенно забывает о хороших чертах. Это вызывает у него разочарование и отбивает охоту работать над собой. Предлагаю вам сейчас выяснить, какая у вас самооценка. (Педагог-психолог предлагает ученикам обратиться к тетрадям.)

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Давайте представим уровень развития каждого качества, каждой стороны человеческой личности вертикальной линией, нижняя точка которой символизирует самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. В тетради семь таких линий. Они обозначают здоровье; ум и способности; характер; авторитет у сверстников; умение многое делать своими руками, умелые руки; внешность; уверенность в себе. Отметьте на каждой линии уровень, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. (Ученики отмечают на линиях длиной 10 см уровень, насколько у них развиты качества, а затем высчитывают средний показатель и интерпретируют результат в соответствии с инструкцией в тетради.)










Вопросы для обсуждения:

1. Совпали ли результаты теста с вашим представлением о себе?

2. Кого результаты теста удивили?

3. Согласны ли вы с тем, что наша самооценка влияет на наше отношение к жизненным ситуациям?

Упражнение «Из мухи – слона»

Педагог-психолог:

Итак, мы выяснили, что зачастую мы сами склонны усугублять события, которые происходят с нами: расстраиваемся из-за мелочей, делаем из мухи слона и воспринимаем все хуже, чем есть на самом деле. Умение посмотреть на ситуацию со стороны поможет избежать этого.


В примерах в ваших тетрадях у ребят что-то пошло не так, как им хотелось. Посмотрите на эти ситуации так, будто это очень серьезные неприятности: расскажите, как герои чувствовали бы себя, если бы решили думать именно таким образом. После этого опишите те же ситуации как мелочи жизни и расскажите, какие чувства вызвал бы такой подход. (Ученики работают с тетрадями.)






Вопросы для обсуждения:

1. Что было легче сделать из ситуации, муху или слона? Почему?

2. Случались ли с вами подобные ситуации? Как вы реагировали?

3. Как вы думаете, способствует ли выбранная точка зрения депрессивным переживаниям?

4. Как вы думаете, какую точку зрения выбрать проще: ту, которая испортит вам настроение, или ту, которая сделает вас счастливее?


Упражнение «Аффирмации»

Педагог-психолог:

Быстро поднять себе настроение и зарядиться положительной энергией помогут аффирмации. Это позитивные утверждения, которые создают правильный психологический настрой. Сейчас каждый из вас по очереди вытянет от одной до трех карточек с аффирмациями. Но перед этим вспомните ситуацию, когда вам было очень грустно и тоскливо. Вспомните ваши чувства и ваши мысли в тот момент. А теперь вытащите свою аффирмацию и прочитайте ее, можно про себя. (Ученики тянут карточки с аффирмациями.)


Вопросы для обсуждения:

1. Как изменилось ваше эмоциональное состояние после того, как вы прочитали аффирмации?

2. Почувствовали ли вы прилив сил и положительной энергии?

Педагог-психолог:

Только что вы на себе испытали силу аффирмаций. Но это еще не все. Дома попробуйте посмотреть видеоаффирмации, где на ваше эмоциональное состояние воздействуют не только слова, но и музыка, и видеоряд с красивейшими пейзажами и вдохновляющими фото. Неважно, хорошее у вас настроение или плохое, вы можете начинать с видеоаффирмаций каждый свой день, и я уверена, что этот день принесет вам только положительные эмоции.


Упражнение «Робинзон»

Педагог-психолог:

Одно дело, когда с нами случаются житейские трудности. Но что делать в ситуации, когда смысл существования потерян и надежды на будущее нет? Для того, чтобы найти оптимальное решение в кризисной ситуации, необходимо снизить интенсивность отчаяния и активизировать мышление. Для этого нужно найти в своей проблеме, какой бы огромной и неразрешимой она не казалась, положительные моменты. Итак, представьте, что вы, как Робинзон Крузо, попали на необитаемый остров. В вашу голову приходят самые страшные мысли. Но истинный Робинзон не унывает, он даже в самой безвыходной ситуации всегда найдет плюсы своего положения.


Перед вами таблица. В первом столбике записаны все отрицательные моменты пребывания на необитаемом острове. Ваша задача – из каждого отрицательного момента вынести что-то положительное. Например, «Я заброшен судьбой на мрачный, необитаемый остров, и у меня нет никакой надежды на избавление. Но я жив, я не утонул подобно всем моим товарищам». (Ученики выполняют задание в тетради.)


Вариант, как заполнить таблицу


Отрицательные моменты

Положительные моменты

Пример. Я заброшен судьбой на мрачный, необитае- мый остров и не имею никакой надежды на избавление

Пример. Но я жив, я не утонул подобно всем моим товарищам

У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем при- крывать свое тело


Я беззащитен против нападения людей и зверей


Я одинок. Я отделен от всего человечества и мне не с кем общаться



Отрицательные моменты Положительные моменты

Я заброшен судьбой на мрачный, необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление Но я жив, я не утонул подобно всем моим товарищам

У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать свое тело Но я живу в жарком климате, где я не носил бы одежды, даже если бы она у меня была

Я беззащитен против нападения людей и зверей Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило туда?

Я одинок. Я отделен от всего человечества и мне не с кем общаться Но у меня будет больше времени, чтобы подумать, как мне быть дальше

Вопросы для обсуждения:

1. Какие затруднения вы испытывали, когда выполняли упражнение?

2. Легко ли было с негативного утверждения переключиться на позитивное?

3. Какие эмоции вы переживали? Как изменилось сейчас ваше отношение к проблемам?

4. Как вы собираетесь использовать полученный опыт?

Упражнение «Цепь поддержки»

Педагог-психолог:

В минуты грусти и тоски нас охватывает ощущение безнадежности и безвыходности, нам кажется, что наши проблемы неразрешимы и никто не может нам помочь. Чтобы побороть такое депрессивное состояние, необходимо осознать, что вокруг всегда есть люди, которые нас любят, ценят, которые нас поймут и способны нам помочь. Предлагаю вам выполнить следующее упражнение. В рабочих тетрадях перечислите людей, готовых прийти вам на помощь. В их число можно включить членов семьи, друзей, учителей, тренеров, просто знакомых вам людей. (Ученики выполняют задание в тетради.) Это ваша цепь поддержки, которая будет служить вам зримым напоминанием, что вы не одиноки в этом мире. Кроме этого, вы всегда можете обратиться со своей проблемой к школьному психологу, социальному педагогу или классному руководителю.


С кем мне приятно общаться, когда возникает чувство одиночества?

В семье:

В школе:

Среди знакомых:

С кем я мог бы посоветоваться, если у меня возникнет какая-либо проблема?

В семье:

В школе:

Среди знакомых:

Кого я не постесняюсь попросить о помощи?

В семье:

В школе:

Среди знакомых

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы себя чувствовали, когда выполняли это упражнение?

2. Как вы чувствуете себя сейчас, когда у вас есть знание, что у вас есть такая цепь поддержки?

3. В каких еще ситуациях вы можете использовать вашу цепь поддержки?


Домашнее задание

Педагог-психолог:


Сегодня у вас будет необычное домашнее задание. Вы узнали, что такое аффирмации. Но кроме аффирмаций, то есть позитивных утверждений, есть еще метод афформаций. Его суть – задавать себе позитивные вопросы. В рабочей тетради нарисована таблица. Сначала запишите в первый столбец ситуации, которые вызывают у вас чувство грусти. Затем во второй столбик запишите ваше желание, то есть то, что сделает вас счастливее. После этого сформулируйте из своего желания вопрос, из которого следует, что то, что вы хотите, уже осуществилось. Например, ситуация – «никто не хочет со мной общаться». Мое желание: «Я хочу, чтобы у меня появился друг». Мой вопрос: «Почему у меня появился друг?» Четвертый столбик пока оставьте пустым. Ответ на ваш вопрос отыщет ваш ум. Но не ждите немедленного прямого ответа. В течение недели начните действовать на основании ваших новых предположений о себе и своей жизни, которые вы запишете в таблицу. Замечайте и приветствуйте любые положительные изменения. Ответ вы получите через события, жизненные ситуации и плодотворные идеи. В конце недели заполните четвертый столбик.



Ситуации

Желание

Вопрос

Ответ

Пример. Никто не хочет со мной об-

щаться

Я хочу, чтобы

у меня появил- ся друг

Почему у меня появился друг?

Я стал уверенней.

Я перестал бояться знакомиться с новы- ми ребятами.

Я могу рассказать интересные истории












Этап 4. Прощание

Предложите всем участникам поделиться своими впечатлениями, переживаниями, чувствами по поводу занятия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!