«Дикие животные»
Для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Воспитатель
С.О. Печура
Цель: закрепить знания о диких животных.
Задачи:
Образовательные:
-
закрепить знания о диких животных наших лесов, животных севера и животных жарких стран: название, особенности внешнего вида, название детенышей;
-
закрепить знания о частях света (север и юг).
Коррекционно-развивающие:
-
уточнять и активизировать словарный запас детей (существительные, прилагательные и глаголы) по теме «Дикие животные»;
-
упражняться в образовании притяжательных прилагательных;
-
продолжить учить согласовывать имя существительное и числительное, употреблять имя существительное в родительном падеже;
-
закреплять использование в речи предлогов (в, на, под, за);
-
развивать интонационно-мелодическую сторону речи при воспроизведении текста персонажей сказки «Теремок»;
-
совершенствовать целостное зрительное восприятие (умение узнавать предмет по его силуэтному изображению);
-
развивать мышление через игру «Четвертый лишний»;
-
продолжать совершенствовать движения, характерные для изображаемого сказочного персонажа.
Воспитательные:
-
воспитывать интерес к окружающему миру;
-
прививать любовь к русскому народному творчеству;
-
продолжать совершенствовать основные правила поведения в коллективе: не перебивая слушать ответы товарищей, ждать своей очереди в ходе выполнения задания.
-
Материал и оборудование:
-
дидактические игры «Четвертый лишний», «Кто спрятался?», «Чей хвост?»;
-
набор мелких игрушек «Животные»;
-
панно «Животные Севера», «Животные жарких стран»;
-
книги с русскими народными сказками о диких животных.
Предварительная работа:
-
рассматривание иллюстраций, беседа о диких животных наших лесов, животных жарких стран и севера;
-
чтение сказок и рассказов о диких животных;
-
работа по данной теме на занятиях продуктивных видов деятельности.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вводная часть
Дети, мы много говорили с вами о диких животных, изучали их внешний вид, повадки, места обитания. Вы рассматривали иллюстрации, составляли рассказы, лепили и рисовали диких животных. Сегодня мы еще раз поговорим о братьях наших меньших.
II. Основная часть
Игра «Найди зверей, спрятавшихся в лесу»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь в лесу среди деревьев спрятались звери, кого вы увидели и узнали?
Дети: Я вижу медведя (лису, зайца и т.д.)
Воспитатель: Правильно, в какую группу можно объединить этих зверей? – верно, животные наших лесов.
2. Игра «Чей хвост? Чья голова?»
Воспитатель: Посмотрите, они уже не так вас боятся, выглядывают из-за деревьев, решили посмотреть, кто же в гости пришел? Чей (чья) это хвост (голова)?
Дети: Это волчий хвост (заячий, лисий и т.д.), голова волчья (заячья, лисья и т.д.)
3. Животные Севера
Воспитатель: Дети, в какой стороне относительно вас находится Север? Правильно, справа от вас. Далеко на Севере, живут братья животных наших лесов. Чтобы лучше увидеть их, давайте, возьмем увеличительные очки, и они помогут нам их рассмотреть. Кто же находится среди снега и льда?
Дети: Белый медведь, морж, тюлень, морской котик, полярный волк, северный олень.
Воспитатель: Как можно назвать их по-другому? Правильно. Животные Севера. А почему они приспособились к суровым условиям? Верно, у них толстый слой подкожного жира.
4. Упражнение «Посчитай детенышей»
Воспитатель: Рядом с взрослыми животными их детеныши. Давайте их посчитаем?
Дети: Один тюленёнок (белёк), три медвежонка, шесть волчат, шесть львят, три медвежонка, два лисёнка.
5. Животные жарких стран
Воспитатель: А теперь подскажите, в какой стороне от нас юг. Верно, с левой стороны. Как можно назвать животных, которые там живут? – Животные жарких стран.
Назовите, кого вы увидели.
6. Дидактическая игра «Кто лишний?»
- Какой рисунок в ряду не подходит к остальным? Почему?
Цель: Развитие наблюдательности; умения обобщать; логического мышления; речи.
Воспитатель: Сейчас я хочу проверить ваши знания. Каждому из вас я раздам карточки с изображением животных, а вы ответите мне, кто из них там лишний и почему?
Дети: На моей карточке изображены жираф, зебра, кенгуру и белый медведь. Лишний белый медведь, потому что он живет на Севере, а остальные животные из жарких стран (аналогично с остальными карточками)
7. Упражнение «Назови сказку»
Воспитатель: Народ всегда с уважением относился к диким зверям, он уважал их за силу и мужество. Сочинял о них разные сказки. Назовите сказки, где главные герои – животные.
Дети: «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок». «Маугли», «Красная шапочка» и другие.
8. Упражнение «Подбери слова»
Воспитатель: Какими словами пользовались рассказчики, когда давали характеристику лесным жителям? Кто больше подберет слов, отвечая на вопрос.
– Какая лиса? – Хитрая, коварная, рыжая.
– Какой волк? – Злой, хищный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый.
– Какой медведь? – Неуклюжий, косолапый, мохнатый, большой, добрый.
– Какой заяц? – Трусливый, косой, серый, быстрый.
– Какая мышка? – Серая, юркая, маленькая.
– Какая лягушка? – Зеленая, пучеглазая, холодная.
– В какой сказке встретились все эти герои?
– Правильно. Сказка называется «Теремок».
III. Итог занятия
– Вот мы с вами посетили сегодня всех диких зверей, никого не забыли. Заглянули в наш лес, к животным холодных и жарких стран и даже побывали в гостях у сказки. На память я подарю вам рисунки с изображением теремка, а вы сами раскрасите его в свободное время. И потом покажите Мишке.