Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
Московской области «Клинский центр социальной помощи семьи и детям «Семья» _________________________________________________________________
Конспект занятий для детей младшего школьного возраста по тему
«Безопасный Интернет – детям!»
Подготовила психолог Е.А.Новоторцева
Клин, 2018 год
Цель занятия: ознакомить детей с потенциальными угрозами, которые могут встретиться в Интернет; выработать правила безопасного поведения в Сети; способствовать формированию навыка реагирования на опасности в интернет-пространстве.
Ход занятия.
Вопросы к детям, принимающим участие в занятии:
- Являетесь ли вы пользователями Интернета?
- Сколько времени в течение дня вы проводите за компьютером?
- Для каких целей вы, как правило, используете Интернет?
- Сколько у вас «виртуальных» друзей?
- В Интернете я больше всего люблю…
- Меня часто раздражает в Интернете…
- Контролирую ли я свое поведение в Интернете?
- Были ли у вас какие-либо неприятные случаи, связанные с Интернетом? (лично или со знакомыми, друзьями, родственниками)?
Интернет уже давно стал незаменимым помощником современного человека. Всемирная Сеть является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Именно поэтому дети активно пользуются Интернетом, а зачастую проводят в Сети даже больше времени, чем взрослые. Однако не стоит забывать, что Интернет может быть не только средством для обучения, отдыха или общения с друзьями, но и – как реальный мир, - Сеть может быть опасна.
История и причины возникновения Интернета. Интернет возник в 1960-е годы, когда Министерство обороны США решило в целях содействия коллективной работе ученых и исследователей из территориально отдаленных регионов дать им возможность подключаться к одним и тем же компьютерам, редким тогда и дорогостоящим машинам и иметь доступ к общим для всех файлам. Для этого требовалось объединить все компьютеры в одну сеть и превратить их в единую систему.
Мозговый штурм: какие опасности могут подстерегать ребенка в Сети? (заслушиваются ответы ребят: нежелательные контакты, ненужные покупки, ложная информация, информация, не соответствующая возрасту, заражение вирусами, нападки и грубость в социальных сетях, формирование интернет-зависимости и др.).
Основные угрозы в Интернет для детей. Более 40 % детей сталкиваются Интернете с информацией, запрещенной к просмотру несовершеннолетними. В Сети есть множество сайтов о наркотиках, о взрывчатых веществах, приготовленных в домашних условиях, жестоком обращении и сцен насилия. Дети в 2 раза чаще, чем взрослые, попадают на «плохие» сайты в силу своей любознательности. Более 20 % детей становятся жертвами нападок в Сети со стороны сверстников или более старших детей – кибербуллингу. 80 % школьников имеют аккаунты в социальных сетях, причем большинство из них указывают свою фамилию, возраст и номер школы. 40% российских детей готовы продолжить он-лайн общение в реальной жизни. У 30% школьников аккаунты носят открытый характер, т.е. находятся в свободном доступе для всего мира.
В России средний возраст самостоятельной работы в Сети – 10 лет (сегодня наблюдается тенденция снижения этого возраста до 9 лет). 30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа в неделю!) Самые любимые детьми ресурсы в Сети – социальные сети (78% детей бывают на них ежедневно). Помимо социальных сетей у несовершеннолетних формируется игровая зависимость – навязчивое увлечение сетевыми играми, а также навязчивая финансовая потребность (ненужные покупки в Интернет-магазинах).
Большая часть материалов, доступных в Интернете, является непригодной для несовершеннолетних.
Принятый 29 декабря 2010 года ФЗ РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает правила медиа-безопастности детей, т.е. определяет информационную безопасность детей и подростков.
Я советую вам, дети, -
Не гуляйте в Интернете!
Много гадостей нежданных будут вас подстерегать.
Вам компьютерные сети
Могут быть опасны, дети.
И поэтому вам лучше в Интернете не блуждать.
И ночами не блуждайте
Вы по разным страшным сайтам.
Что хорошего там можно вам на сайтах увидать?
Мама будет не в восторге, папа схватит свой ремень.
И пройдет всего минута,
Как сломается компьютер.
И чинить его придется злому папе целый день.
А еще скажу, ребята, -
Не сидите вы по чатам.
Дяди глупые научат нехорошим всем словам.
Нет в помине этикета
На просторах Интернета
Ну и чем тогда, скажите, будет он полезен вам?
Злые хакеры секретно
Вас взломают незаметно
И тогда вам будет худо, смело вам признаюсь я.
Вы послушайте советы –
Не гуляйте в Интернете.
Лучше книжки почитайте, пользы больше в них, друзья!
Игра «Я – взрослый!» Представьте себя на месте ваших родителей.
Ситуация 1. Ваш ребенок предпочитает компьютер прочим занятиям: домашним делам, учебе, общению со сверстниками, проводит большую часть времени в Сети. Ваши действия?
Ситуация 2. Ваш ребенок после проведения времени в Интернете становится замкнутым, раздражительным, агрессивным. Ваши действия?
Сказка про Интернет. Не давным-давно, а недавно, не в одной, а даже во многих странах жил себе маленький такой зверек по кличке Интернет. Зверек был очень общительный, знакомых и друзей у него было великое множество. Интернет, как было уже сказано, был очень общительный зверек и занимался он очень полезным делом – таскал письма, открытки адресатам, носил счета и уведомления, осуществлял покупки. Очень любил Интернет коллекционировать красивые (и не очень) картинки, сказки, книжки и учебники, песенки и шедевры музыки, фильмы разные и мультики, веселые и глупые, в общем чего только у него не было! Интернет очень любил людей и называл их Юзерами. Сам по себе Интернет был весьма бестолковым и даже не знал что у него и где лежит, а помогали ему в этом скоплении разобраться его друзья – Великие поисковые системы (роботы) и писали про него в электронных книжках, Каталоги называются, которые ему же на хранение и отдавали. Но это еще не сказка.
Жили-были в некотором царстве, в некотором государстве Информатика два друга – Смайлик и Робот. Смайлик имел все: игры и игрушки, компьютер и выход в Интернет, а Роботу родители не могли приобрести все, что имел Смайлик. Смайлик часто приглашал друга к себе в гости, они играли, он учил Робота управлять компьютером. Но уж очень хотелось Смайлику познакомить друзей с интернетом, но в интернет Смайлик мог выходить только с разрешения родителей.
А теперь, ребята, давайте разделимся на четыре команды-роли: «Интернет», «Смайлик», «Робот», «Родители Робота» - и придумаем продолжение нашей сказки.
Задания командам (работа в группах):
- «Интернет»: какими чертами должен обладать наш герой Интернет, чтобы Робот и Смайлик с ним подружились? Как сделать так, чтобы его не боялись родители?
- «Смайлик»: почему он захотел подружить Робота с Интернетом? Почему родители запрещают общаться с Интернетом без их присутствия?
- «Робот»: какие чувства он может испытывать при знакомстве с Интернетом? Какова роль Смайлики и родителей в его дружбе с Интернетом?
- «Родители Робота»: каковы положительные и отрицательные стороны общения с Интернетом их ребенка? Какими качествами должен обладать Интернет, чтобы с ним можно было дружить и не волновать при этом родителей?
Общее обсуждение:
- какие эмоции испытывали вы во время упражнения?
- что нового узнали?
- что показалось самым интересным?
Памятка «Правила безопасного поведения в Интернете».
- Посещайте только те сайты, которые соответствуют вашему возрасту;
- не сообщайте о себе никакой личной информации: свое имя, номер телефона, адрес проживания или номер школы, пароли или номера пластиковых карт, любимые места отдыха и пр.;
- придумайте и используйте нейтральное имя, не выдающее ваших персональных данных;
- используйте при работе на компьютере пароли и фильтры;
- не допускайте в интернете агрессии в свой адрес, блокируйте виртуальных преследователей;
- не добавляйте незнакомых людей в свои контакты, не доверяйте незнакомым людям; помните, что виртуальные друзья могут быть не теми, за кого себя выдают;
- никогда не соглашайтесь на личные встречи с людьми, с которыми познакомились в Интернете – это может быть опасно; также не высылай никому свои фотографии без согласия на то своих родителей;
- прекращайте любые контакты с людьми, которые кажутся вам подозрительными, и немедленно сообщайте об этом родителям;
- соблюдайте культуру поведения и виртуальный этикет, уважайте других людей в интернет-пространстве, не привлекайте к себе негативного внимания.
Завершение занятия. Рефлексия. Упражнение «Опорные слова». В качестве итога занятия ребятам предлагается разработать собственные правила поведения в сети Интернет, используя предлагаемые слова:
- Помни о …
- Позаботься о …
- Никогда не …
- Всегда …
- Думай о …
- Обрати внимание на …
- Постарайся …
- Посоветуйся с …
- Узнай о…
- Не забудь …
- Ни в коем случае не…
- Сделай…
Прощание.