Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
Московской области
«Клинский центр социальной помощи семье и детям «Семья»
Конспект занятия
для детей среднего школьного возраста
и подростков
«В гармонии с миром и с собой»
Материал подготовила психолог
Е.А.Новоторцева
2017 год
Знакомство с группой. Краткая справка о цели занятия.
«Необычное приветствие». Участникам занятия предлагается разбиться на пары и поздороваться друг с другом необычным образом: 1 хлопок – потереться спинами, 2 хлопка – пожать друг другу руки, 3 хлопка – обняться.
Разминка. Упражнение «Импульс». Все участники стоят или сидят в кругу. Они берутся на руки и закрывают глаза. Затем по очереди нужно сжать руку соседа справа или слева. Тот, получив этот «импульс», должен передавать его по кругу таким же образом, причем необходимо делать это с той же силой, что и человек, отправивший его. Игра заканчивается на том же человеке, кто сделал самое первое пожатие.
Понятие «гармонии». Гармония – это такое оптимистичное восприятие жизни, при котором человек готов любить весь мир и мало что требовать от него взамен. Гармония – это когда занимаешься любимым делом и настраиваешься на позитив.
Научиться жить в гармонии с собой и с внешним миром необходимо для того, чтобы стать счастливым. Это серьезная работа над своими привычками и недостатками, а значит, потребует затрат времени и сил. Чтобы жить в гармонии с собой, нужно уметь видеть и любить окружающий мир, находить в нем яркие краски и положительные эмоции. Не надо в себе держать зла, не надо мстить, нужно уметь прощать и сострадать. Вот посмотрите, что бывает с воздушным шариком (надумаем и отпускаем, чтобы из него вышел весь воздух). Так и с человеком: он копит и копит в себе зло, а затем «лопается», т.е. заболевает, становится легко уязвимым, ничему не радуется и пр.
Ребята, а какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «гармония»? Я предлагаю вам на каждую букву этого слова подобрать подходящее слово.
Г – готовность откликнуться, прийти на помощь
А – активность
Р – радость
М – мягкость
О – открытость, оптимизм
Н – независимость
И – интерес
Я – ясность, яркость, язык.
Экспресс-тест «Есть ли гармония в вашей жизни?» Участникам занятия предлагается ответить на несколько вопросов, касающихся их привычного образа жизни.
- Часто ли вы ссоритесь или деретесь?
- Злопамятны ли вы?
- Разочаровываетесь ли вы в людях и их поступках?
- Часто ли вы обижаетесь или обижаете других?
- Вы делаете что-то с радостью или как бы через силу?
- Ваша жизнь радостна и интересна или скучна?
- Часто ли вы лжете?
- Есть ли у вас враги или те, с кем вам неприятно общаться?
- Умеете ли вы добиваться успеха?
- Есть ли у вас мечта или цель в жизни?
- Часто ли вам бывает страшно?
Упражнение «Цвета» (с использованием карточек Люшера). Подумайте, с чем у вас ассоциируется каждый предлагаемый цвет (демонстрируются карточки). Участникам занятия нужно рассказать о том, что они чувствуют, когда видят тот или иной цвет. Нужно попытаться найти не менее трех образов для каждого цвета.
«Покажи настроение». Выбирается «водящий» - участник, которому демонстрируются карточки, на которых изображено какое-либо настроение. Задача остальных – угадать, какое настроение показал водящий.
Памятка «Как избавиться от плохого настроения»:
- потопать ногами, сделать пробежку (вы дадите физический выход своей отрицательной энергии);
- понарошку замесить тесто и раскатать его;
- рассказать кому-то о своем плохом настроении (родственникам, друзьям, учителю или психологу, игрушке);
- поиграть с домашним животным, погладить кошку или собаку;
- спеть или потанцевать;
- умыться или принять душ (смыть дурные мысли и чувства);
- надуть воздушный шарик и запустить его в небо или лопнуть;
- порвать бумажки;
- порисовать.
«Правила гармонии».
Правило зеркал. Окружающие люди – это зеркала. Они отражают особенности твоей собственной личности. Например, если кто-то хамит, значит, мы так позволяет. Если кто-то нас снова и снова обманывает, значит, мы слишком доверчивы и т.д.
Я осознаю, что все, что происходит в моей жизни, - есть результат моего собственного выбора. Например, если я сегодня общаюсь со скучным человеком, значит я сам не лучше.
Делайте больше добра себе и своим близким и окружающим людям. В вашей жизни не должно быть места грубости и зависти. Проявляйте больше терпимости и даже на грубость отвечайте добром!
Будьте счастливы. Счастье – это внутренний выбор, а не следствие какого-либо действия.
Упражнение «Мусорное ведро». Участникам раздаются маленькие листочки, на которые каждому нужно записать одно или несколько качеств, мешающих достичь гармонии. Затем листочки символически выбрасываются.
Чтобы жить в гармонии с собой и с миром, необходимо:
- быть внимательными друг к другу, приходить на помощь в беде, уметь сострадать;
- быть добрыми, не причинять другим неприятности и боль, не лгать;
- отказаться от вредных привычек;
- слушать спокойную музыку, думать о прекрасном;
- улыбаться и смеяться, уметь радоваться даже мелочам, не копить в себе обиды и зло;
- обязательно мириться после ссор;
- помогать окружающим, например, малышам или пожилым людям;
- уметь избавляться от плохого настроения;
- вести здоровый образ жизни, заниматься спортом;
- быть самим собой, стараться не подражать никому и ничему.
Подведение итогов. Упражнение «Девиз». Каждому участнику занятия в завершение предлагается назвать одно слово, которое могло бы стать его девизом на пути к достижению гармонии.
Прощание.