Конспект занятия для детей старшего возраста д/с "Книжка для малышей "Русские народные потешки"

Конспект занятия для старших дошкольников по рисованию русских народных элементов, узоров. Закрепление знаний детей о творчестве художников - иллюстраторов Ю. А. Васнецова и Г. А. Скотиной.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия для детей старшего возраста д/с "Книжка для малышей "Русские народные потешки"»

Программное содержание.

  1. Закрепить знания детей о творчестве художников-иллюстратов-Ю. Васнецове и Г. Скотиной;

  2. Воспитывать эстетическое отношение к произведениям народного творчества;

  3. Учить сравнивать реальный мир с элементами народных росписей;

  4. При изображении героев потешек передавать характерные особенности;

  5. Воспитывать уважительное и внимательное отношение к младшим;

  6. Развивать чувство индивидуальной ответственности за выполнение коллективного дела;

  7. Добиваться правильного произношения звуков при произношении потешек.

Предварительная работа.

  1. Чтение и разучивание произведений малого фольклора;

  2. Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов Ю. Васнецовым и Г. Скотиной;

  3. Рассматривание и беседа по иллюстрациям разных художников к произведению малого устного фольклора;

  4. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством и выполнение элементов народных росписей.

Материал к занятию.

  1. Выставка книг произведений малого устного фольклора, иллюстрированных Ю.А. Васнецовым и Г. Скотиной, а также другими художниками-иллюстраторами детской книги.

  2. Большие иллюстрации к альбому «Русские народные потешки» и набор открыток с иллюстрациями Ю. Васнецова.

  3. Выставка детских работ по народному творчеству: выставки предметов и иллюстраций народного декоративно-прикладного искусства.

  4. Персонаж кукольного театра - петушок; музыкальный сундучок; конверт, расписанный хохломскими узорами.

  5. Аудиозаписи русских народных мелодий.

  6. Шаблоны (силуэтные и контурные изображения форм для учебно-творческой работы в декоративно-прикладном искусстве (конь, петух, барыня, тарелка, кот и т.д.).

  7. Краски (гуашь), кисти, альбомные листы, альбом с элементами и узорами декоративно-прикладного искусства, карандаш.

  8. Демонстрационный материал (хохлома, гжель, городец, филимоновская игрушка).



Ход занятия.

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ – приходит почтальон и приносит письмо в красивом конверте. Конверт расписан хохломской росписью, отдаёт его воспитателю.

ВОСПИТАТЕЛЬ ЧИТАЕТ ПИСЬМО:

«Здравствуйте, дети, я – ваш старый знакомый, как меня зовут – вы узнаете, отгадав загадку:

Хвост узорами, сапоги со шпорами,

Очень рано встаю, детям спать не даю».

После того, как дети отгадают загадку, появляется петушок – персонаж кукольного театра.

ПЕТУШОК: Молодцы дети, правильно отгадали про меня загадку.

А пришёл я к вам сегодня с подарками, они находятся в этом красивом сундучке. Чтобы он открылся, нужно произнести волшебные слова, повторяйте их за мной:

Футы, нуты, лапти гнуты,

Сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок!

Под мелодичную музыку открывается сундучок. Петушок предлагает достать книги из сундучка и назвать имена знакомых им художников – иллюстраторов. После ответа детей петушок благодарит их и предлагает ещё рассмотреть иллюстрации к книгам по произведениям устного фольклора, но уже иллюстрированные другими, незнакомыми им художниками.

ПЕТУШОК: Дети, в этой шкатулке находятся открытии с иллюстрациями знакомого вам художника Ю.А. Васнецова. Я буду показывать вам открытку, а вы вспомните к ней потешку, песенку, прибаутку и расскажите её.

Дети играют в игру «Посмотри открытку и расскажи потешку».


После игры петушок благодарит детей и остаётся посмотреть, чем они будут заниматься дальше.

Музыкальная пауза. Звучит р.н.м., а дети в это время любуются выставкой книг.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, сегодня мы вспомнили русские потешки, песенки, прибаутки – всё это называется русским народным творчеством. Чтобы маленькие дети ещё образнее могли представить эти произведения, художники выполняют к ним иллюстрации, иногда на это уходит много сил и времени. На прошлом занятии мы начали играть в художников, каждый из нас выбрал потешку, которую начал иллюстрировать. Сегодня вы должны завершить начатую работу над своими иллюстрациями. Затем мы оформим книгу для малышей, где будут указаны имена художников, а художники сегодня – вы.

Но сначала давайте ещё раз рассмотрим иллюстрации к потешкам и песенкам Васнецова и Скотиной.

-Чтобы художник мог оформить красиво книги, он должен любить и понимать свой народ. Вы уже знакомы с различными народными промыслами и знаете их особенности.

- Какие элементы народной росписи использует в иллюстрациях художник Ю.А Васнецов?

Воспитатель обобщает ответы детей:

-Это -точки, дуги, волнистые линии – как в дымке; это – солнышко, цветы, полоски – как в филимоновской росписи; это чёрная и белая оживка на цветах, листьях, птицах – как в городецкой; красивые растительно – травочные орнаменты – как в хохломской росписи. При оформлении своих иллюстраций вы можете использовать элементы народных росписей; выполнить орнаменты, украсить одежду животных, сделать оживку для выразительности рисунка.

Затем воспитатель предлагает детям сделать и продлить роспись этих иллюстрации. В процессе их деятельности педагог беседует с детьми и оказывает необходимую помощь: советует, как лучше выполнить изображение, какие приёмы использовать. В конце занятия воспитатель приглашает петушка для рассматривания и анализа детских работ. Совместно с детьми Петушок выбирает обложку для книги, объясняет, почему выбрали именно эту картину. Затем вместе с детьми они относят сделанную книгу детям младшей группы.



ПОТЕШКИ, К КОТОРЫМ ДЕТИ РИСОВАЛИ ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Петушок

— Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?

Жили у бабуси

Жили у бабуси
Два веселых гуся:
Один серый,
Другой белый,
Два веселых гуся.
Вытянули шеи,
У кого длиннее — 
Один серый,
Другой белый,
У кого длиннее.
Мыли гуси лапки
В луже у канавки — 
Один серый,
Другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси — 
Один серый,
Другой белый,
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе — 
Один серый,
Другой белый,
Кланялись бабусе.



Киса-кисанька

Киса, кисанька, коток,

Киса – серенький хвосток,

Приди, киса, ночевать,

Приди Васеньку качать.


Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу -

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ешь ты, котя, не кроши,

Котя, больше не проси.



Свинка Ненила


Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
То-то пригоженький,
То-то пригоженький:
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!



Как на нашем на лугу

Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу,
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.


Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.


Тили-бом! Тили-бом!


Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом.


Ой, люли…


Ой, люли, люли, люли,
Прилетели журавли.
Как они летели - 
Все на них глядели.
Журавли курлыкали,
Киски все мурлыкали.


Мыши

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите,

Вот проснётся Васька – кот,

Разобьёт весь хоровод.


Ходит конь…


Ходит конь по бережку,
Вороной по зелёному.
Он головушкой помахивает,
Чёрной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки-то - бряк, бряк, бряк!
Золотые они - звяк, звяк, звяк!


А коток, коток, коток…

А коток, коток, коток,

Кудрявенький лобок,

Украл у бабушки клубок

И запрятал в уголок.

А бабушка догнала,

За ушко надрала.


Люли – люли…

Люли, люли – баиньки,

В огороде заиньки.

Зайки травку едят,

Ване спать велят.

Люли, люли, люли, бай,

Поскорее засыпай.

Уж я по воду пойду,

Зайку чаем напою.


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас