Основная часть
Конспект занятия
«Изготовление ненецкого оберега «Рыбка»»
Дополнительная образовательная программа: «Творчество души»
Год обучения по программе – 2 год обучения
Возраст обучающихся – 8-11
Детское объединение «Послушные узелки»
Раздел программы: Раздел III. Традиции. Быт и культура народов Севера
Тема занятия: Изготовление ненецкого оберега «Рыбка»
Тип занятия: комбинированный, занятие сообщения и усвоения новых знаний.
Цель занятия: изготовить ненецкий оберег из фетра (ткани).
Задачи занятия:
Образовательные:
- познакомить с историей возникновения оберега, его значением;
- способствовать приобретению новых знаний о значении рыбы для коренных жителей тундры;
- выполнить творческую работу – оберег «Рыбка».
Развивающие:
- развивать творческую активность, воображение, образное преставление;
- обучить технологии изготовления северного оберега.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к родному краю, к традициям КМНС.
Виды работы: устная, практическая, физкультминутка.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Приемы: робота с технологической карты.
Оборудование: компьютеры, принтер.
Дидактические средства: технологическая карта изготовления оберега.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- обучать работе по технологической карте;
- обучать технологии изготовления северного оберега;
- учить самостоятельно использовать необходимые инструменты и материалы;
- учить анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания.
Метапредметные:
Регулятивные:
- формировать ответственное отношение к учению,
- формировать готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Познавательные:
- способствовать приобретению новых знаний о значении рыбы для коренных жителей тундры.
Коммуникативные:
- формировать умения задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности;
- учить организовывать свою деятельность;
Личностные:
- способствовать проявлению интереса к декоративно-прикладной деятельности;
- способствовать формированию объективной оценки собственной деятельности и уважительного отношения к труду другого человека.
План занятия:
I. Организационный момент
II. Беседа
III. Физминутка
IV. Практическое задание
V. Выполнение творческого задания
VI. Рефлексия.
VII. Подведение итогов занятия
Название и назначение этапа | Формы, методы, приемы | Средства |
1 Организационный этап |
1.1 Мотивационная часть. Постановка задач занятия | Вступительное слово педагога Постановка задач | |
2. Основная часть |
2.1 Сообщение новых знаний - История возникновения оберега, его значение - Выявление исторических традиций - Значение некоторых знаков и деталей в обереге коренных жителей Ямала - Разновидности оберегов | Беседа История возникновения оберега, его значение ключевые понятия: оберег, значение некоторых знаков | |
2.2 Применение полученных знаний на практике - Технологическая карта изготовления оберега «Рыбка» | Изготовление оберега | ткань, карандаш, ручка, клей, бисер, бусины, нитки, ножницы. |
3. Подведение итогов |
3.1 Анализ результатов деятельности на занятии | Выставка детских работ | |
3.2 Завершение занятия | Заключительное слово педагога | |
| | |
I. Организационный момент
Педагог: Здравствуйте. Сегодня мы с вами познакомимся с оберегами народов Ямала.
Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом
Мы на Севере живем!
Тема занятия: Изготовление ненецкого оберега «Рыбка»
II. Беседа
Педагог: Первые обереги появились давным - давно, еще в языческие времена, когда люди верили в силы природы. Мы живем на Ямале и здесь живут коренные народы. (какие?)
Ответ (об-ся): Ненцы, ханты, селькупы, коми-зыряне…
Педагог: Они верят, что обереги защищают от бед и болезней, приносят удачу и здоровье. Существует традиция украшать свои дома оберегами из природных компонентов, которые символизируют здоровье, благополучие, счастье и достаток. А вы знаете, что такое оберег?
Ответ (об-ся): Оберег — предмет, оберегающий владельца от бед, защищает дом.
Педагог: Коренные народы Крайнего Севера изготавливали обереги из меха оленя, клюва утки, цветных ленточек, лоскутков, костей мамонта, зубов животных, минералов, заячьей лапки.
На сегодняшний день обереги скрашивают жизнь, приносят частичку надежды и радости. Обереги могут служить украшением интерьера, быть подарком, его можно использовать как экспонат в музее, на выставке.
Главное отличие оберегов от амулетов и талисманов заключается в следующем:
обереги создаёт сам человек, он делает его намеренно, чтобы защитить не только себя, но и свой дом, своих родных и близких.
Значение некоторых знаков и деталей в обереге коренных жителей Ямала.
Солнца | Защищает, согревает и оберегает в пути |
Птицы | посредники между миром людей и миром богов, женские символы. |
Конь | символ мужской силы, мужского начала. |
Растительная символика | символ плодородия |
Женская фигурка | берегиня, мать урожая |
Ромб Орнамент Медвежья лапа | символ земли, плодородия. Оберегает в пути |
Кедровые орешки | это красота, здоровье |
Мешочек | благополучие. |
Рыба | удача, достаток |
Хлеб | благоденствие. |
Как вы думаете, какие бывают обереги?
Ответ (об-ся): Это бусы, браслеты, куклы, подвески…
Педагог: Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми оберегами.
Предлагаю отправится гулять по тундре с нашим маленьким олененком (мягкая игрушка). Тундра очень большая и там можно потеряться. Народы Ямала верят, ели взят с собой оберег «Медвежья лапа» он обязательно поможет вернуться домой. Посмотрите какой он.
Ответ (уч-ся): Сделан из фетра и украшен бисером, орнаментом «Медвежья лапа», мехом.
Педагог: Народы Севера верят, что, когда они уходят далеко от дома, их защищает оберег «Солнце». Оно согревает в пути и освещает тундру. Также сделан из фетра и украшен бусинами. А что еще есть в тундре?
Ответ (уч-ся): В тундре много рек и озер, там рыбаки ловят рыбу.
Педагог: Рыбаки верят, что если взять с собой оберег «Рыбка», то рыбалка будет удачной. Из чего сделан оберег «Рыбка»?
Ответ (об-ся): Он сделан из фетра в виде рыбки и украшен бусинами и бисером.
Педагог: Какую северную рыбу вы знаете?
Ответ (об-ся): Сокровище Ямала – муксун, рыба которая живет только в чистой воде, ряпушка, щука, окунь, осетр внесен в красную книгу РФ и охраняется государством, пыжьян, и многие другие ….
III. Физминутка
IV. Практическое задание
Педагог: Давайте сделаем свой оберег, который называется «Рыбка» - оберегает от бед, приносит удачу и достаток.
Перед работой давайте повторим технику безопасности.
V. Выполнение творческого задания
Технологическая карта изготовления оберега «Рыбка»
№ п/п | Последовательность и содержание операции | Графическое изображения | Инструменты, Приспособления материалы |
1 | Фетр, нитки, бисер, бусины, ножницы клей | | Бисер, бусины, фетр, ножницы, клей, нитки |
2 | Вырезаем по шаблонам заготовки, туловище, голова, хвост | | Шаблоны, фетр, ножницы |
3 | Нанизываем на нитку бусины | | Нитка, бусины |
4 | Приклеиваем к заготовке туловище нить с бусинами | | Нитка, бусины, заготовка из фетра, клей |
5 | Приклеиваем на заготовку туловище, заготовку голова | | Нитка, бусины, заготовки из фетра, клей |
6 | Нанизываем на три нитки бисер и бусины, завязываем узелки | | Нитки, бусина, бисер |
7 | Приклеиваем к заготовке между двумя нитками, на которые нанизываем бисер и бусины, завязываем узелки | | Нитка, бусины, бисер, заготовки из фетра, клей |
8 | Приклеиаем заготовку хвост | | Нитка, бусины, бисер, заготовки из фетра, клей |
9 | Приклеиваем бусину глаз. Оберег готов. | | Нитка, бусины, бисер, заготовки из фетра, клей |
VI. Рефлексия.
Какие красивые обереги у нас получились. Теперь мы смело можем носить оберег «Рыбка», который будет оберегать и принесет вам удачу и достаток.
VII. Подведение итогов занятия
За время работы над оберегом мы изучили значение оберегов по данной теме. Изготовили оберег «Рыбка» по технологической карте.
Выставка изготовленных оберегов.
Технологическая карта изготовления оберега «Рыбка»
№ п/п | Последовательность и содержание операции | Графическое изображения | Инструменты, Приспособления материалы |
1 | Фетр, нитки, бисер, бусины, ножницы клей | | Бисер, бусины, фетр, ножницы, клей, нитки |
2 | Вырезаем по шаблонам заготовки, туловище, голова, хвост | | Шаблоны, фетр, ножницы |
3 | Нанизываем на нитку бусины | | Нитка, бусины |
4 | Приклеиваем к заготовке туловище нить с бусинами | | Нитка, бусины, заготовка из фетра, клей |
5 | Приклеиваем на заготовку туловище, заготовку голова | | Нитка, бусины, заготовки из фетра, клей |
6 | Нанизываем на три нитки бисер и бусины, завязываем узелки | | Нитки, бусина, бисер |
7 | Приклеиваем к заготовке между двумя нитками, на которые нанизываем бисер и бусины, завязываем узелки | | Нитка, бусины, бисер, заготовки из фетра, клей |
8 | Приклеиаем заготовку хвост | | Нитка, бусины, бисер, заготовки из фетра, клей |
9 | Приклеиваем бусину глаз. Оберег готов. | | Нитка, бусины, бисер, заготовки из фетра, клей |