СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия кружка, 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие посвящено фразеологическим оборотам

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия кружка, 6 класс»

Тема: Фразеологические обороты (кружковое занятие в 6 классе)

Учитель: Афанасьева Елена Михайловна

МБОУ «Средняя школа № 2 города Рудня»

Цель: заинтересовать детей русской фразеологией

Задачи:

- развивать навыки анализа, внимание к слову, прививать любовь к родному языку и литературе.

Оборудование: фразеологические словари, отрывки из художественных произведений, предметные картинки, раздаточный материал

Ход занятия:

1.Организационный момент

2.Вводная беседа учителя:

- Были у мастера в мастерской две дужки и стержень, которые он использовал и вместе, и по отдельности. Но однажды мастер взял их, включил аппарат и сварил необходимую деталь в виде буквы Ф. Подобное же мы видим в жизни слов. Живут - поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания - фразеологизмы. Существуют, например, 3 слова – заткнуть, за, пояс и фразеологизм - заткнуть за пояс.

Так, из слов, точнее из сочетаний слов рождается большинство фразеологизмов. Деталь в виде буквы Ф не случайна – это символ фразеологизма.

Во фразеологизмах слова теряют свои прежние значения: из фразеологизма «заварить кашу» исчезла каша, во фразеологизме «висеть на волоске» никто не висит. В таком случае как и из чего образуется фразеологическое значение? Этот вопрос оказался твердым орешком даже для тех, кто специально изучал фразеологию. Значение каждого слова сложно, оно состоит из нескольких смысловых частей. Вот эти-то отдельные части ( а не полные значения слов), соединяясь, образуют фразеологическое значение. Например, возьмем фразеологизм « делать из мухи слона». Одно из значений слова «делать» - «превращать» (одно в другое); у слова «муха» есть значение «нечто очень маленькое», а у слова «слон» - «нечто очень большое». Фразеологизм имеет значение «необоснованно преувеличивать что-то».

- Определите, из каких смысловых частей составились следующие фразеологизмы:

- делить шкуру неубитого медведя;

- капля в море;

- звонить во все колокола;

- правая рука; (работа проводиться фронтально в устной форме).

- А теперь проверим себя по фразеологическому словарю (работа со словарем).

- Не все, однако, фразеологизмы поддаются расшифровке. Наиболее древние из них открывают свои тайны только при изучении их истории (притча во языцех, орать на чужой телице и др.). Поэтому надо чаще заглядывать в словарь.

3. Основная(практическая) часть занятия:

1)Игра «Мы художники» или «Нарисуй портрет».

Перед учащимися на доске – чистый лист ватмана. Игра помогает детям лучше ориентироваться во фразеологическом словаре, развивать мыслительные способности.

- Представьте себе, что мы с вами – художники. Нарисуем портрет одного из учеников. А портрет поможет нам лучше познакомиться с фразеологизмами. Дети по группам подбирают фразеологизмы со словами: нос, глаза, брови, рот, усы, т.е. с теми, которые мы можем видеть на лице.

Глаз - как зеницу ока, в оба глаза, глаза мозолить и т.д.

Ухо – слон на ухо наступил, слушать в оба уха.

Брови – не в бровь, а в глаз.

Нос – остаться с носом, нос повесил.

Шея – намылить шею.

Усы - намотать на ус, и в ус не дует.

Рот – слушать, раскрыв рот, разинув рот, раскрыть рот.

Язык – прикусить язык, язык проглотить. Держать язык за зубами, язык хорошо подвешен.

Волосы – кучеряво живешь, висеть на волоске. Покраснеть до корней волос.

Лоб – семи пядей во лбу.

Голова – голова садовая, без царя в голове.

Ум – шевелить мозгами, себе на уме, жить чужим умом.

2). Наблюдение различий свободных словосочетаний и фразеологизмов.

На доске - запись:

(заяц, кот, козел) наплакал;

(медвежья, собачья, волчья) услуга.

- Выберите из слов, данных в скобках, те, которые мы обычно используем в составе приведенных фразеологизмов. Почему во фразеологизм нельзя вставить другое слово?

(Слова в составе фразеологизма теряют свою смысловую самостоятельность, ведь фразеологизм имеет целостное значение, которое закрепилось за ним).

4. Физкультминутка

5. Продолжение занятия:

3). Узнайте фразу:

1) «Вы заблудились в трех елях» («Вы заблудились в трех соснах»

2) « У него на неделе семь четвергов» (семь пятниц на неделе).

3) «Он привык из кильки делать слона» (из мухи слона).

4). Игра «Собери фразеологизм»

Душа в пятки…

Без…во лбу

Семи ….во лбу

Как.. в масле

Мерить на свой…

Намылить…

Как кур в …

Хоть…на голове теши

На …не проведешь

Царя, сыр, аршин, шею, пядь, ушла, кол, мякина, ощип.

5). Знакомство с фразеологическими словарями.

- Богатство русской фразеологии представлено в словарях и справочниках, а также и русском народном творчестве.

Около 4 тысяч фразеологизмов содержится во «Фразеологическом словаре русского языка» под редакцией А.И. Молоткова. Мы с вами пользуемся «Школьным фразеологическим словарем русского языка» под редакцией Е.А. Быстровой.

- Сколько содержится в нем фразеологизмов? (800).

- Какие пометы содержит словарь?

- Что еще есть в словарной статье?

6. Обобщение по теме

7. Рефлексия



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!