Тема: Фразеологические обороты (кружковое занятие в 6 классе)
Учитель: Афанасьева Елена Михайловна
МБОУ «Средняя школа № 2 города Рудня»
Цель: заинтересовать детей русской фразеологией
Задачи:
- развивать навыки анализа, внимание к слову, прививать любовь к родному языку и литературе.
Оборудование: фразеологические словари, отрывки из художественных произведений, предметные картинки, раздаточный материал
Ход занятия:
1.Организационный момент
2.Вводная беседа учителя:
- Были у мастера в мастерской две дужки и стержень, которые он использовал и вместе, и по отдельности. Но однажды мастер взял их, включил аппарат и сварил необходимую деталь в виде буквы Ф. Подобное же мы видим в жизни слов. Живут - поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания - фразеологизмы. Существуют, например, 3 слова – заткнуть, за, пояс и фразеологизм - заткнуть за пояс.
Так, из слов, точнее из сочетаний слов рождается большинство фразеологизмов. Деталь в виде буквы Ф не случайна – это символ фразеологизма.
Во фразеологизмах слова теряют свои прежние значения: из фразеологизма «заварить кашу» исчезла каша, во фразеологизме «висеть на волоске» никто не висит. В таком случае как и из чего образуется фразеологическое значение? Этот вопрос оказался твердым орешком даже для тех, кто специально изучал фразеологию. Значение каждого слова сложно, оно состоит из нескольких смысловых частей. Вот эти-то отдельные части ( а не полные значения слов), соединяясь, образуют фразеологическое значение. Например, возьмем фразеологизм « делать из мухи слона». Одно из значений слова «делать» - «превращать» (одно в другое); у слова «муха» есть значение «нечто очень маленькое», а у слова «слон» - «нечто очень большое». Фразеологизм имеет значение «необоснованно преувеличивать что-то».
- Определите, из каких смысловых частей составились следующие фразеологизмы:
- делить шкуру неубитого медведя;
- капля в море;
- звонить во все колокола;
- правая рука; (работа проводиться фронтально в устной форме).
- А теперь проверим себя по фразеологическому словарю (работа со словарем).
- Не все, однако, фразеологизмы поддаются расшифровке. Наиболее древние из них открывают свои тайны только при изучении их истории (притча во языцех, орать на чужой телице и др.). Поэтому надо чаще заглядывать в словарь.
3. Основная(практическая) часть занятия:
1)Игра «Мы художники» или «Нарисуй портрет».
Перед учащимися на доске – чистый лист ватмана. Игра помогает детям лучше ориентироваться во фразеологическом словаре, развивать мыслительные способности.
- Представьте себе, что мы с вами – художники. Нарисуем портрет одного из учеников. А портрет поможет нам лучше познакомиться с фразеологизмами. Дети по группам подбирают фразеологизмы со словами: нос, глаза, брови, рот, усы, т.е. с теми, которые мы можем видеть на лице.
Глаз - как зеницу ока, в оба глаза, глаза мозолить и т.д.
Ухо – слон на ухо наступил, слушать в оба уха.
Брови – не в бровь, а в глаз.
Нос – остаться с носом, нос повесил.
Шея – намылить шею.
Усы - намотать на ус, и в ус не дует.
Рот – слушать, раскрыв рот, разинув рот, раскрыть рот.
Язык – прикусить язык, язык проглотить. Держать язык за зубами, язык хорошо подвешен.
Волосы – кучеряво живешь, висеть на волоске. Покраснеть до корней волос.
Лоб – семи пядей во лбу.
Голова – голова садовая, без царя в голове.
Ум – шевелить мозгами, себе на уме, жить чужим умом.
2). Наблюдение различий свободных словосочетаний и фразеологизмов.
На доске - запись:
(заяц, кот, козел) наплакал;
(медвежья, собачья, волчья) услуга.
- Выберите из слов, данных в скобках, те, которые мы обычно используем в составе приведенных фразеологизмов. Почему во фразеологизм нельзя вставить другое слово?
(Слова в составе фразеологизма теряют свою смысловую самостоятельность, ведь фразеологизм имеет целостное значение, которое закрепилось за ним).
4. Физкультминутка
5. Продолжение занятия:
3). Узнайте фразу:
1) «Вы заблудились в трех елях» («Вы заблудились в трех соснах»
2) « У него на неделе семь четвергов» (семь пятниц на неделе).
3) «Он привык из кильки делать слона» (из мухи слона).
4). Игра «Собери фразеологизм»
Душа в пятки…
Без…во лбу
Семи ….во лбу
Как.. в масле
Мерить на свой…
Намылить…
Как кур в …
Хоть…на голове теши
На …не проведешь
Царя, сыр, аршин, шею, пядь, ушла, кол, мякина, ощип.
5). Знакомство с фразеологическими словарями.
- Богатство русской фразеологии представлено в словарях и справочниках, а также и русском народном творчестве.
Около 4 тысяч фразеологизмов содержится во «Фразеологическом словаре русского языка» под редакцией А.И. Молоткова. Мы с вами пользуемся «Школьным фразеологическим словарем русского языка» под редакцией Е.А. Быстровой.
- Сколько содержится в нем фразеологизмов? (800).
- Какие пометы содержит словарь?
- Что еще есть в словарной статье?
6. Обобщение по теме
7. Рефлексия