СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия: «Монотипия – как основа изображения пейзажа «Зимний город»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия: "Монотипия - как основа пейзажа "Зимний город"

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия: «Монотипия – как основа изображения пейзажа «Зимний город»»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

детско – юношеский центр станицы Ленинградской

муниципального образования Ленинградский район










Конспект занятия:

«Монотипия – как основа изображения пейзажа «Зимний город»















Автор составитель:

Педагог дополнительного образования

Пороткова Татьяна Викторовна









Конспект занятия д/о «Волшебная кисть»



…Это правда! Ну чего же

Тут скрывать?

Дети любят, очень

Любят рисовать!

На бумаге, на асфальте,

На стене

И в трамвае на окне…

Э.Успенский


Тема. Монотипия – как основа изображения пейзажа «Зимний город»


Цель. Обучать детей технике Монотипия;


Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования;


Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе.


Задачи:

Область «Познание»

  1. Учить детей создавать образ зимнего города, передавать в рисунке его строение, форму, части;

  2. Способствовать развитию любознательности, мышления;

Область «Коммуникация»

  1. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателя отвечать на вопросы;

Область «Художественное творчество»

  1. Учить создавать коллективную композицию, формировать желание взаимодействовать друг с другом;

  2. Воспитывать эстетический вкус, воображение, развивать креативное мышление;

Область «Социализация»

  1. Воспитывать настойчивость в достижении цели, аккуратность, чувство коллективизма и взаимопомощи.


Оборудование и материалы.

Для воспитанников - акварель, гуашь, бумага, кисти, графические материалы, плотная клеенка, баночка с водой, салфетка.


Зрительный ряд: Рисунки выполненные в технике монотипия с ярко выраженным настроением; педагогический рисунок "Зимний город", портрет и репродукции картин, выполненных в технике Монотипия знаменитой русской художницы Елизаветы Сергеевны Куликовой – героине Серебряного века, стихи: Э.Успенского, Ю.Трофимова, В.Берестова.


Тип занятия. Изучение нового материала.

План занятия:


I. Организационный момент. 5 мин.

1.1 Приветствие.

1.2 Проверка посещаемости.

1.3 Проверка готовности детей к занятию.

1.4 Сообщение темы и целей занятия.


II. Теоретическая часть. 20 мин.

2.1 Вступительная беседа.

2.2 Ознакомление с новым материалом.

2.3 Демонстрация и анализ рисунков, выполненных в технике монотипия.

2.4 Рассказ, показ и поэтапное выполнение педагогом задания в технике монотипия.

2.5 Физкультминутка.


III. Практическая часть (самостоятельное выполнение работы, текущий инструктаж). 60 мин.

3.1 Повторение этапов работы.

3.2 Пальчиковая игра.

3.3 Повторение правил по технике безопасности при работе с красками и кисточкой.

3.4 Самостоятельная работа.

3.5 Индивидуальная работа педагога с детьми;

3.6 Фронтальная работа со всеми детьми.


IV. Заключительная часть. 5 мин.

4.1 Подведение итогов работы

4.2 Выставка детских работ.

4.3 Самоанализ работ. Анализ детских работ

4.4 Уборка рабочих мест.

V. Индивидуальная работа. 30 мин.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1.1 Приветствие.

1.2 Проверка посещаемости.

1.3 Проверка готовности детей к занятию.

1.4 Сообщение темы и целей занятия.


Все готовы к занятию? Проверьте у всех ли есть в наличии бумага, акварель, гуашь, кисти, салфетка, клеенка, два тонированных листа?

Тема сегодняшнего занятия – Монотипия – как основа изображения пейзажа «Зимний город»

II. Теоретическая часть


2.1 Вступительная беседа.

- Ребята мы свами познакомились с различными видами изобразительного искусства.

- Давайте вспомним с какими? (Графика, натюрморт, портрет, пейзаж).

- Правильно, а сегодня мы с вами продолжим работу в теме графика и познакомимся еще с одной графической техникой- Монотипией, но чуть позже, а сейчас я хочу рассказать вам о замечательной русской художнице, работавшей в технике монотипия Елизавете Сергеевне Кругликовой- героине Серебряного века. Она родилась в Петербурге в1865 году. В 2009 году в Санкт Петербурге прошел четвертый Международный Фестиваль Монотипии, посвященный Елизавете Сергеевне Кругликовой, которая в 1909 году ровно 100 лет назад в Париже в своей мастерской на ул. Буассонад изобрела свою уникальную технику Монотипия.

Художница вспоминала:

«В 1909 году при работе на театральные темы мне не хватало времени, чтобы рисовать в традиционной технике, и вот я нечаянно сделала Монотипию, не зная даже, что это Монотипия. И я так вошла во вкус этой новой своей манеры, что делала по нескольку Монотипий в день, иногда работала ночью, иногда рано утром».

Перед Первой Мировой войной Елизавета Сергеевна Кругликова покинула Париж и приехала в Петербург. Е. С. Кругликова была выдающимся художником экспериментатором и чутким педагогом. Она оставила огромное художественное наследие и благодарных учеников – последователей в России и Франции.

2.2 Ознакомление с новым материалом.

Монотипия хоть и считается самой простой техникой в изобразительном искусстве, но вещь серьезная!


Я не рокер, не шулер не хиппи я…

Мне до лампочки эти течения!..

Мне дороже всего – Монотипия!

Оттиск жизни – простого Гения…

В отраженье живу зеркальном я…

То, что левое – стало правым.

Жизнь – причудная вещь! – аномальная…

- По абзацам вся, и по главам…

За черту не ступаю, эту я…

Монотипия – вещь серьезная!

По тропе отраженной следуя,

Открываю Миры я Звездные…

Я не рокер, не шулер не хиппи я…

Мне до лампочки эти течения!..

Мне дороже всего – Монотипия!

Оттиск жизни – простого Гения…

Юрий Трофимов.


Монотипия – уникальная нетрадиционная графическая техника, сочетающая в себе качества эстампа (франц. Резная или травленная на меди или стали и оттиснутая, отпечатанная на бумаге картина) и живописи.

- Два слова: «Моно» и «Типия».

Монотипия (от «Моно»- один и греческого «Типос» - отпечаток, оттиск) – вид печатной графики.

- Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание… наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но главное, это художественное произведение, выполненное за один прием.

- Первыми монотипистами, наверное были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер. В современной художественной жизни Монотипия относится к графической технике.

Монотипия существует более 300 лет. Впервые эту технику в 17 столетии применил итальянский художник Джованни Кастильоне. Распространение получила только с конца 19 века.


2.3 Демонстрация и анализ рисунков, выполненных в технике монотипия.

2.4 Рассказ, показ и поэтапное выполнение педагогом задания в технике монотипия.


- Ребята мы сегодня с вами поэкспериментируем. Посмотрите перед вами три альбомных листа. Один лист мы с вами сгибаем в середине по вертикали и тонируем желтым цветом, и откладываем в сторону просыхать. Второй лист мы сгибаем в середине по горизонтали, верхнюю часть тонируем голубым цветом(небо), а нижнюю синим(вода) и тоже откладываем в сторону просыхать. Остался у нас один чистый лист и плотная клеенка. Прежде чем мы приступим к практической части нашего задания. Мы с вами проведем физкультминутку.

2.5 Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.


III. Практическая часть (самостоятельное выполнение работы, текущий инструктаж). 20-25ми.


3.1 Повторение этапов работы.


3.2 Пальчиковая игра

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Разотру ладоши сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним крепко

И вытягивать начну.

Затем руки я помою,

Пальчик к пальчику прижму

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут как зайчики.


3.3 Повторение правил по технике безопасности при работе с красками и кисточкой.


3.4 Самостоятельная работа:

- Ребята наши тонированные листы подсохли и мы начинаем творить с помощью Монотипии.

Прижми и отпечатай – основные приемы в этой технике – Монотипия. Количество красок в Монотипии любое. Не гонитесь сразу за многообразием. Лучше сначала поработать двумя или тремя красками. Постарайтесь вглядеться в оттиск и увидеть в них звезды, снежинки. Узоры могут вызывать ассоциации с диковинными птицами, рыбами, зверями, с причудливыми созвездиями на ночном небе, облаками, кристаллами и т.д.

- Ребята перед тем как мы приступим к выполнению зимнего пейзажа в технике Монотипия «Зимний город» мы выполним с вами тренировочное упражнение, которое не относится к тематике «Зимний город» но дает вам понятие что такое Монотипия.

- Ребята возьмите желтый тонированный лист, согнутый пополам по вертикали и нарисуйте гуашью или акварелью на одной половине листа бабочку с плотно сложенными крыльями. Согните листок пополам, плотно прижмите его половинки одна к другой, разверните. Что же произошло?

Бабочка расправила крылья и собирается лететь. Ведь рисунок симметрично отпечатался на второй половинке листа. Отложите лист в сторону, дайте просохнуть, затем тонкой кистью, гелиевой ручкой, карандашом можно доработать рисунок.

- Ребята теперь возьмите тонированный лист, где верхняя часть тонирована голубым цветом, а нижняя синим. Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади.

В верхней части листа голубого цвета поэтапно рисуем гуашью объекты пейзажа: горы, дома, деревья, солнце, облака и т.д.

После изображения каждого объекта сложить лист пополам по линии сгиба и прогладить рукой, чтобы получился отпечаток на нижней части листа.

После получения оттиска исходный рисунок оживляем красками повторно, чтобы он имел более четкие контуры, чем его отражение в воде. Отражение на водной глади вновь прокрашивать не надо, оно остается слегка размытым.

- Вот такие чудеса встречаются в природе.

Вода – как зеркало. Когда работа подсохнет ее нужно дописать техникой письма по сухому (деревья, кустарники и т.д.).

Ребята у нас с вами остался один чистый лист бумаги и плотная клеенка. Как вы думаете для чего? (Ответы детей).

Ребята мы с вами на гладкую, не пропускающую воду поверхность, в данном случае клеенку, наносим объекты пейзажа гуашевой краской (дома, деревья, облака, горы и т.д.), сверху накладываем лист бумаги и придавливаем к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Всегда только один.

Когда работа подсохнет ее нужно дописать техникой письма по сухому (деревья, кустарники и т.д.).

(В случае затруднения при выполнении самостоятельной работы отдельным детям оказывается помощь. Если у большинства детей типичные ошибки, то прерывается работа всего коллектива и указывается на эти ошибки).

3.5 Индивидуальная работа педагога с детьми;


3.6 Фронтальная работа со всеми детьми.

(В случае затруднения при выполнении самостоятельной работы отдельным детям оказывается помощь. Если у большинства детей типичные ошибки, то прерывается работа всего коллектива и указывается на эти ошибки).

IY. Заключительная часть. 3-4

4.1 Подведение итогов работы

4.2 Выставка детских работ.

4.3 Самоанализ работ. Анализ детских работ

4.4 Уборка рабочих мест.




К концу занятия отмечаются наиболее удачные работы,

осуществляется демонстрация их всему детскому коллективу.

Ребята, вы сегодня все отлично поработали. Спасибо за творчество.


V. Индивидуальная работа.



















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!