Занятие по окружающему миру на тему
«Экономичное потребление воды»
Для кого: для учащихся начальной школы.
Цель проекта: формирование представлений о рациональном использовании водных ресурсов.
Задачи:
Узнать о водных ресурсах планеты и нашей страны.
Научиться заботиться о водных ресурсах в быту.
Понять принципы экономии ресурсов в глобальном масштабе.
Научиться видеть свою роль в процессах заботы о природе.
Оборудование: презентация1, компьютер, проектор, цветные карандаши, ручки или фломастеры, бумага для рисования.
Определение темы занятия
— Как называется самое важное на свете вещество, которое мы пьём каждый день?
— Вода!
— Да, конечно это вода. Как вы думаете, что случится, если завтра сломаются все водопроводы в городе?
— Нечего будет пить, нельзя приготовить еду, умыться, помыться, постирать бельё, нечем полить цветы.
— Верно! Звучит очень грустно. А как вы думаете, если водопроводы всё-таки работают, но воды нет, какая может быть причина?
— Отключили, жарко, засуха, не было дождя, пересохла река.
— (дополняет при необходимости) Правильно! Водные ресурсы не бесконечны. Кроме засухи и неполадок в водопроводе, вода может стать непригодной из-за загрязнения. Воду загрязняет канализация, стоки с заводов, топливо от судов и мусор. Поэтому водоёмы надо беречь, а воду использовать грамотно. Как называется, когда мы что-то расходуем понемногу и бережно?
— Экономия!
— Верно. Какая же тема нашего занятия?
— Экономия воды.
1 Ссылка на презентацию: https://docs.google.com/presentation/d/16ZX6r9Yvqe2pSXNhhsDJW9gKh4ugb7CkKDw90Ybt_GA/edit#slide=id.gdf4a17db01
_0_26
Погружение в тему проекта
— Сейчас я предлагаю вам решить карточки на Учи.ру и узнать немного о том, откуда берётся вода и куда уходит. 2
Фронтально, индивидуально или в группе изучают одну или несколько карточек.
— Итак, что мы с вами узнали?
— Вода — это самая важная на свете жидкость. Она нужна растениям, животным и людям каждый день. Когда мы используем воду, она загрязняется и нуждается в очистке. Большой расход воды и её загрязнение — важные экологические проблемы. Вода сама не очистится, ей нужна наша помощь.
2 https://uchi.ru/catalog/env/1-klass#/lesson-27507
https://uchi.ru/catalog/env/2-klass/lesson-13817 карточки 1-3
https://uchi.ru/catalog/env/3-klass/lesson-18418 карточки 1-4
— Сейчас мы отправимся в воображаемое путешествие на самолёте и увидим с большой высоты самые известные и большие водоёмы нашей страны. Как вы думаете, какие это водоёмы?
Высказывают предположения. Предполагаемый ответ — озеро Байкал, реки Волга, Обь, Лена или Енисей, Чёрное море.
— Вы правы, некоторые из этих природных объектов мы увидим прямо
сейчас и узнаем о них много интересного. Моря, озера, реки — это естественные водоёмы, их создала природа, а пруды, водохранилища и каналы — это водоёмы, созданные человеком. Многие из них служат источниками пресной воды для нашей жизни.
— Кто знает, что это за водоём?
Это Чёрное море! Оно расположено на юге нашей страны, а это его вид из космоса.
—А кто знает, как называется самое глубокое озеро, которое находится в России? Что вы знаете об этом озере?
— Это озеро Байкал.
Озеро входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Лед на Байкале во многих местах совершенно прозрачный. В озере почти не купаются, так как вода очень холодная. Там живёт много видов ценной рыбы и удивительные тюлени — байкальские нерпы.
Мы поговорили про моря и озёра, а кто-нибудь из вас знает, как называется одна из самых больших наших рек?
Волга. Она очень широкая и полноводная. На Волге есть много водохранилищ, из которых вода поступает в города и сёла. Волга протекает через множество городов России. Посмотрите на фотографию, что вы заметили?
— Река частично высохла.
Работа над проектом
— Мы побывали в разных местах. Какую проблему вы можете выделить?
“Проблема — иссушение некоторых водоемов”.
— Как мы можем помочь решить проблему?
— Экономить воду дома и призвать к этому членов семьи.
“Цель — сократить расход воды дома для предотвращения иссушения водоемов”.
— Что нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели?
1. Составить правила экономии воды.
Познакомить членов семьи с правилами, объяснить их важность.
Повесить правила в ванной.
В конце месяца сравнить расход воды с предыдущими показателями.
Презентовать результаты.
Сегодня на занятии мы можем выполнить только первый пункт нашего плана.
Презентация проекта. Рефлексия.
Другие варианты проектов:
Нарисовать план дома, где рационально используется вода. Какие там должны быть приборы, напоминания, как должны быть устроены бытовые процессы и способы экономии воды.
Разработать макет прибора для экономии воды. Дети могут придумать такие приборы для дома, завода или сельского хозяйства.
5 Ссылка на источник: https://www.yar.kp.ru/daily/26263/3142191/