СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия на тему : Знакомство с театром пантомимы.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  занятия объединения «Драматический»

на тему : Знакомство с театром пантомимы.

Конспект  занятия объединения «Драматический»

на тему : Знакомство с театром пантомимы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему : Знакомство с театром пантомимы.»

Конспект занятия объединения «Драматический»

на тему : Знакомство с театром пантомимы.

Педагог ДО

Аракчиева Л.Т.



Цели- создать условия для формирования личностных УУД: активного творческого отношения к окружающему миру; побуждению к активному участию в театральной деятельности.дать понятие пантомимы, мима в театре; определить роль и место пантомимы в театральном искусстве; познакомить с исполнителями пантомимы (мимами); раскрыть особенности исполнения пантомимы.



Задачи :

  • развития творческого потенциала каждого участника кружка;

  • развития умения изображать эмоции, используя голос, мимику; жесты;

  • формирования коммуникативных компетенций личности, умения взаимодействовать с партнёром, с группой через групповые формы работы;

 научить владеть своим телом;

развивать умение использовать мимику и жесты в жизни;

воспитывать любовь и интерес к театральной деятельности,

воспитывать культуру поведения, как исполнителя, так и зрителя.



Предметные УУД: видеть и называть используемые жесты, понимать и давать характеристику увиденной мимике.



Метапредметные УУД:

Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую, ориентироваться в толковом словаре.



Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе увиденного, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные: Развиваем умение слушать и понимать речь других, умение работать в паре и в группах, оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: осознавать в выражении мыслей и чувств роль мимики и жестов, формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



Оборудование: мультимедийная презентация, видеофрагмент пантомимы, карточки с заданиями, билеты, маски, колпачки.



Ход занятия.



Орг. момент.

Учитель:

- Дорогие мои ученики, я рада видеть вас снова на занятии нашей «Театральной мастерской»! У нас сегодня гости, посмотрите на них, улыбнитесь им, помашите им рукой. И пусть наше занятие пройдёт в хорошем настроении.

мотивационный момент.

а) Артистическая разминка.

- Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Какими бы словами вы их поприветствовали? (Здравствуйте, добрый день, мы рады видеть вас)

- произнесите это с удивлением;

- с восхищением;

- с неуверенностью;

- как маленький ребенок;

- как президент страны.

б) Мотивация.

- Какое у нас сейчас занятие? ( занятие театрального кружка)

- Что мы делаем на этих занятиях? (учимся правильно говорить, выражать эмоции, изображать разных животных, предметы, разыгрываем сценки)

- Как вы думаете, для чего это надо уметь делать?

2. Актуализация знаний о театральной деятельности.

- От какого слова образовано название нашего кружка? ( От слова – театр)

- Что такое театр? ( Это изображение на сцене какого-либо произведения)

- Какие бывают театры? (драматические, музыкальные, кукольные, пантомимы)

- Люди каких профессий работают в театре? ( Режиссёр, актеры, костюмеры, гримеры, декораторы, осветители, звукооператоры)

- Как вы считаете, без кого из этих профессий театра не может быть? ( без актера)

- Что должен уметь делать актер? ( уметь выражать эмоции, правильно и выразительно говорить, импровизировать)

3. Практический этап. Тренинги.

а)Работа над речью.

- Что помогает делать речь правильной? ( скороговорки)

- Предложите свою скороговорку. ( Например: из-под топота копыт, пыль по полю летит)

- Проговорите ее медленно;

- Проговорите шепотом;

- Проговорите с ускорением темпа;

- Проговорите с замедлением темпа;

- Проговорите в быстром темпе;

б)Работа над выражением эмоций.

- Ребята, какое сейчас время года? ( весна)

-Сколько всего времен года ?(четыре),

-Перечислите их . (осень, зима, весна, лето).

- Попробуйте мимикой (жестами) отразить все времена года. Например: осень — пора унылая, дождливая, холодная и вместе с тем прекрасная» (хмурые брови, печальный взгляд, вздох...).

в) Работа над развитием фантазии.

Упражнение «Дерево»:

-Исходное положение: свободная стойка, руки опущены. Вообразите себя каким-то деревом: дубом, ивой, березой и др.

- Задание: представьте, что ваше тело – это окаменевший, замерзший ствол дерева. Весна… Согрелась почва. Дерево начинает оживать. Вот согрелись корни (ноги), теплый сок пошел по стволу вверх, оживляя ветки. Руки поднимаются, словно распускаются листья и дерево расцветает. (Дети показывают действия)

4. Инсценирование.

- Итак вы подготовились к театральной деятельности. Посмотрите и скажите атрибуты какого театра вы видите? (кукольного)

- Что главное для актера кукольного театра? ( говорить громко и выразительно, правильно уметь управлять куклой)

- Предлагаю вам инсценировать сказку «Колобок».

Дети выходят, берут куклы)

- За ступенькою ступенька,

- будет лесенка;

- Слово к слову потянулось,

- будет песенка;

- А колечко на колечко,

- станет вязочка;

- Поудобней сядь и слушай нашу сказочку:



- Уважаемые гости, мы приглашаем вас на очередное занятие «Театральной мастерской», участниками которой являются ученики 2 класса. Мы постарались нашу классную комнату превратить в театр. У нас есть сцена, партер, галёрка, балконы. Мы приготовили для вас билеты. Но билеты вы получите после того, как отгадаете загадки о театре.

- Вы загадки отгадайте

И билеты – получайте!



Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — ...(актёр)

Всеми он руководит,
Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет,
Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер,
Но зовётся — ...(режиссёр)

Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные ...(декорации)

- Дорогие гости, пересядьте согласно вашим билетам. Вы тоже будете участниками действия.

- Ребята, а вам, чтобы получить билеты тоже надо выполнить задание. Вам даны слова с пропущенными буквами. Пропущенные буквы мы выпишем, и получим крылатое выражение, сказанное знаменитым режиссёром Константином Сергеевичем Станиславским.



1. АК__Р (АКТЕР)

2. _ Н _ АКТ (АНТРАКТ)

З. СЦЕ __ (СЦЕНА)

4. _ ТАТЕЛЬ (ЧИТАТЕЛЬ)
5. СЦЕ РИЙ (СЦЕНАРИЙ)

  1. АПЛОДИСМ_Н_Ы (АПЛОДИСМЕНТЫ)

  2. _АКВО_Ж (САКВОЯЖ)

8. _ВЕТ (СВЕТ)

9. ЗАНА__С (ЗАНАВЕС)

10. __УМ (ШУМ)
11. Б__ЕТ (БАЛЕТ)
12. МАС__ (МАСКИ)

«Театр начинается с вешалки»

В коробке лежат необычные билеты, на которых отличительным знаком является геометрическая фигура. Выберите любой понравившийся билет.

Давайте рассядемся по местам.

Русская народная сказка «Колобок»



Из-за деревьев справа выходит Дед с вязанкой хвороста и идет к дому. На середине сцены останавливается и кладет вязанку на край ширмы.



Дед



Ох, умаялся! Устал!

Я сегодня рано встал,

Десять грядок посадил,

В лес за хворостом сходил.

Много переделал дел,

А покушать не успел.

Бабка, скоро ли обед?



Из окна выглядывает Бабка.



Бабка (весело)



А его, дедочек, нет!

Ели хлеб и пили квас

Вот и вышел весь запас!

Будет новый урожай,

Так обедать приезжай!



Бабка выходит из дома, забирает хворост и снова скрывается в доме. Кто-то скребется. Дед прислушивается.



Дед



Погоди-ка, бабка, слышишь,

В кладовой скребутся мыши.

Ты скорей туда пойди,

По сусекам помети.

Собери муку в совок,

Испечем мы колобок.

В общем, бабка, покумекай.



Бабка выходит из дома с ведром и дает его Деду.



Бабка



Ты ж пока сходи на реку

И водицы принеси,

Чтобы тесто замесить!

Ну а лучше ключевой

Да не мертвой, а живой!



Дед берет ведро и скрывается за деревьями справа.



Бабка



Как пойду я, как пойду

По сусекам помету!

Соберу муку в совок,

Испеку нам колобок!



Бабка скрывается в доме, возвращается с миской, ставит ее на край ширмы. Из-за деревьев справа выходит Дед с ведром, подходит к Бабке.









Дед



Вот студеная вода!



Бабка



Наливай ее сюда!



Дед выливает воду в миску. Бабка начинает месить тесто.



Бабка (поет)



Тили-тили-тили-тесто –

Дед жених, а я невеста,

Коли доживем до мая,

Будет свадьба золотая!



Бабка перестает месить и достает из миски ком теста.



Дед



Ставь его скорее в печку!



Бабка



Обожди, мое сердечко!

Коли тесто подойдет,

Легче в рот потом войдет!

Ждем, ждем, ждем… А вот сейчас

Ставить в печку в самый раз!



Бабка уносит комок теста в дом.



Дед



Вот премудрое занятье!

Никогда не мог понять я,

Почему бы хлеб нам печь

Не могла сама испечь?



Бабка выглядывает в окно.



Бабка



Что стремиться к чудесам,

Если можешь сделать сам?



Бабка выносит Колобка на крыльцо.



Бабка



Вот смотри-ка с пылу с жару.

Скоро сядем к самовару

И, как водится, вдвоем

С колобком чайку попьем.



Дед хочет его взять, но обжигается.



Дед



Ай!



Бабка



Ты руки не тяни,

Пригодятся нам они.

Подожди еще малечко,

Пусть постынет на крылечке.

Мы ж, пока он спустит жар,

Подогреем самовар.



Дед с Бабкой скрываются в доме.



Колобок (испуганно)



В печке чуть не засушили,

А теперь и съесть решили.

Ждать я смерти не могу,

Я из дома убегу!



Колобок спрыгивает с крылечка и скрывается за правой кулисой. Бабка и дед выходят из дома.



Бабка (изумленно)



Дед, смотри, он укатился,

С нами даже не простился!



Дед (сокрушенно)



А все ты! Мол, посиди,

Подожди да подожди.

Вот, остались без обеда!



Бабка



Может быть, пойдем по следу?



Дед



Полно, бабка, не шути,

Колобка нам не найти!



Действие второе



На переднем плане слева и справа несколько деревьев. На втором плане лес.



Из-за деревьев слева выкатывается Колобок.



Колобок



Я по коробу скребен,

По сусеку я метен,

У меня румяный бок.

Я – веселый Колобок!



Навстречу Колобку из-за деревьев справа выходит Заяц.



Заяц



Любит серенький зайчишка

Бегать по лесу вприпрыжку!

Ушками все слушать,

Зубками все кушать!

Ты же свеженький совсем,

Погоди, тебя я съем!



Колобок отпрыгивает в сторону.



Колобок



Не хочу я быть обедом,

Я ушел от бабки с дедом!

Я не попаду в беду,

От тебя, Косой, уйду!



Колобок быстро катится мимо Зайца и исчезает за деревьями справа. Заяц убегает за ним.







Заяц



Стой!



Колобок



Гоняйся хоть полдня,

Не догонишь ты меня!



Через некоторое время Колобок снова появляется из-за деревьев слева.



Колобок



Я по коробу скребен,

По сусеку я метен,

У меня румяный бок.

Я – веселый Колобок!



Из-за деревьев справа выходит Волк.



Волк



Хочет ухватить волчок

Всех зубами за бочок

Положить в свой ротик,

А потом в животик.

Ты вот свеженький совсем!

Погоди, тебя я съем!



Колобок



Не хочу я быть обедом!

Я ушел от бабки с дедом,

Ты меня бы не пужал,

Я от Зайца убежал!

Догонять меня без толку,

Убегу я и от волка!



Колобок быстро катится мимо Волка и исчезает за деревьями справа. Волк убегает за ним. Колобок снова появляется из-за деревьев слева.



Колобок



Я по коробу скребен,

По сусеку я метен,

У меня румяный бок.

Я – веселый Колобок!



Из-за деревьев справа выходит Медведь.



Медведь



Обожает с медом пышки

Кушать косолапый мишка.

Ты же свеженький совсем!

Погоди, тебя я съем!



Колобок



Не хочу я быть обедом!

Я ушел от бабки с дедом,

Ты меня бы не пужал,

Я от Зайца убежал!

Догонять меня без толку,

Убежал я и от Волка.

Я не попаду в беду,

От тебя, Медведь, уйду!



Колобок быстро катится мимо Медведя и исчезает за деревьями справа. Медведь убегает за ним. Колобок снова появляется из-за деревьев слева.



Колобок



Я по коробу скребен,

По сусеку я метен,

У меня румяный бок.

Я – веселый Колобок!



Из-за деревьев справа выходит Лиса.



Лиса



Вы слыхали про лису?

Нет хитрей меня в лесу.

В назиданье детям всем

Колобка сейчас я съем!



Колобок



Не хочу я быть обедом!

Я ушел от бабки с дедом,

И от Зайца убежал.

Волк мне тоже угрожал.

Я его не испугался,

И Медведю я не дался!

Я не попаду в беду,

От тебя, Лиса, уйду!



Лиса (вкрадчиво)



Славно, милый, ты поешь,

Жаль, что слов не разберешь.

Сядь ко мне на язычок,

Про румяный спой бочок.



Колобок

Ах, ты хитрая лиса!

Ты не проведёшь меня.

Я не попаду в беду,

От тебя, Лиса, уйду!

К деду с бабкой я пойду,

С ними дружно заживу!

Колобок убегает и появляется снова у дома Бабки и Деда.

Бабка

Как признался колобок

В этой сказке есть урок:

Будешь с дома убегать,

Будут тебя беды ждать!



Дед

Колобок теперь на месте,

Живем дружно все мы вместе.

Веселимся и поем

Очень радостно живем!



Колобок

Вот и сказочке конец,

А кто слушал молодец!



Рассказчик:

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.



Беседа по вопросам.

- Вам было понятно происходящее ? (Да)

- Вы слышали какие-нибудь слова? (Нет)

- Что помогло вам понять происходящее? (жесты) (мимика)

- Какой вид театрального искусства мы уже знаем, где без единого слова через пластику тела всё становится понятно? (Это балет)

- Но, ещё существует пантомима.

- Где нам посмотреть значение этого слова? (В толковом словаре)

- Найдите в своих толковых словарях это слово.

Пантомима (Рantomimos в переводе с древнегреческого: тот, кто изображает все) - искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой.

Главное в пантомиме – это яркая мимика и выразительные движения. Классическая пантомима пришла к нам из древнегреческого театра, где представления давались на огромную аудиторию. И порой зрители могли догадываться о том, что происходит на сцене, только по движениям, жестам. Актеры передают свои чувства и эмоции зрителю посредством выражения не только жестами, но и всем телом, а также мимикой. Это искусство является достаточно сложным, ведь главная задача актера состоит в том, чтобы донести зрителю всю глубину разыгрываемой сцены.

- Кто догадался, как называют актёра в пантомиме? (Мим)

Мим способен изобразить не только людей, животных и предметы, но и разыграть в одиночку целый исторический спектакль, таким образом, чтобы зритель почувствовал присутствие на сцене множества персонажей.

Традиционная форма пантомимы—миниатюра, которая представляет из себя минипьесу.

- Сформулируйте тему нашего занятия. (Театр пантомимы)

- Чем же мы будем заниматься на уроке? (Учиться с помощью мимики и жестов изобразить задуманное)

- Какие умения нам пригодятся? (Мимика и жесты)

Индивидуальная работа.

Дорогие, мои ребята, я приглашаю вас на сцену. Вам надо показать с помощью жестов, что делает ваша мама.

Задание 1. Показать, как мама:
- Укачивает ребенка;
- Подметает пол;
- Вытирает пыль с мебели;
- Моет посуду;
- Пользуется пылесосом;
- Накрывает на стол;
- Развешивает белье;
- Примеряет новую шапку;
- Читает газету;
- Набирает телефонный номер;
- Прогуливает собаку.



Задание 2. Покажи, что чувствуешь. Через жесты и мимику показать эмоции:
• когда ты ложишься спать;
• когда ты потерялся;
• когда на улице очень холодно; 
• когда у тебя болит живот;
• когда на тебя прыгнул крупная собака; 
• если кто отнимает у тебя мороженое;
• когда пришел в гости и неожиданно увидел нечто интересное.
• когда попал на день рождения;
• когда светит солнце.
• навстречу бежит большой пес;
• если в жаркий день искупаться в реке;




- Молодцы, вы доказали, что готовы приступить к работе мимов. Необходимые умения и навыки у вас уже есть.



Работа по группам.

- Сейчас вам предстоит применить свои знания на практике. Используя жесты, мимику и речь, разыграйте стихотворение таким образом, чтобы перед нами прошли четыре разных мужчины и четыре разных женщины. Придумайте каждому характер, настроение и через пластику, с помощью мимики и жестов, попробуйте это передать.



- Вспомнить настроение (мимику) вам поможет наша картинная галерея.



Репетиция и показ.



Тра-та-та, тра-та-та,

Растворились ворота,

А оттуда, из ворот.

Вышел маленький народ

Один дядя вот такой,

Другой дядя вот такой,

Третий дядя вот такой,

А четвёртый вот такой!

Одна тётя вот такая,

А вторая вот такая,

Третья тётя вот такая,

А четвёртая такая...

Д. Хармс









- Раз, два, три – я взмахиваю волшебной палочкой, и вы уже не гномики, а ученики, и не в театре на сцене, а в своём классе.

- Вспомните, где в нашей жизни мы применяем мимику и жесты? (Поднимаем руку на уроке, машем привет и пока, полицейский)



- А теперь повторим, что мы знаем о правилах поведения в театре.



Работа по стихотворению Агнии Барто «В театре»

Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевальне
Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете!

Даже три помножить на три
Я сейчас бы не могла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы.
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу - нету номерка.

Фея кружится на сцене -
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени -
Номерка не нахожу.

Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!

Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то...
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.

А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет,—
Ребятам я сказала.

 Беседа по стихотворению.

- О каких правилах поведения в театре говорится в стихотворении? (Перед представлением раздеться в раздевалке, занять места согласно номеру билета).

- Все правила соблюдали девочки? (Нет, они разговаривали, искали номерок, мешали другим смотреть балет?)

- Как необходимо было поступить в этой ситуации? (Дождаться конца представления, потом найти номерок)

- Что же такое балет? (Это вид театрального искусства, где без единого слова через пластику тела всё становится понятно)

- С каким ещё одним видом театрального искусства мы познакомились? (Пантомима)

- Кто главный в пантомиме? (Мим)

- Какие умения необходимы миму? (Мимика, жесты, пластика)

- На доске вы видите театральные маски. Возьмите жетоны и положите свой около той маски, которая передаёт ваше настроение от занятия. Билеты останутся у вас на память об этом занятии. Я желаю вам никогда не терять свои билеты, а наслаждаться представлением в театре.



Рефлексия.

- Как в театре зритель благодарит артистов за выступление? ( аплодисментами)

- Предлагаю вам самим оценить свою игру: если вы справились с ролью – похлопайте себе, если нет – потопайте.

- Теперь предлагаю оценить все занятие: если вам было интересно, возьмите красные цветы и наклейте их на полянку, если вы считаете, что вам было непонятно- наклейте желтые цветы.



Билеты вы оставите себе на память об этом занятии.



Подведение итогов.

- Давайте поаплодируем друг другу.

 

























План-конспект открытого урока



Тема занятия: Знакомство с театром пантомимы.







































Педагог дополнительного образования

Катаева Л.И.







Симферополь 2018г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!