СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия НОД в старшей группе по развитию речи «Слово

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. закрепить представление детей о понятии «слова», «предложения», научить детей разбивать предложение на слова и отмечать, сколько слов в предложении, в каком порядке они следуют;
  2. научить детей составлять предложение из двух или трех слов, анализировать словесный состав предложения, продолжать учить детей составлять рассказ о предмете;
  3. научить детей четко и с разной интонацией произносить слова, обучение детей отображать графическую запись предложения, научить детей выговаривать каждое слово громко, четко и разборчиво;
  4. воспитать у детей целенаправленное внимание в ходе занятия, усидчивость, самостоятельность, внимательность к речи педагога, самоконтроль, умение работать в командах;
  5. содействие умственному развитию детей через сопоставление, сравнение, собственные умозаключения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия НОД в старшей группе по развитию речи «Слово»

Конспект занятия НОД в старшей группе по развитию речи «Слово. Предложение».

Реализуемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Тема занятия – «Слово. Предложение».

Виды образовательной деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цель занятия – создать условия для развития речевой активности детей, сформировать представление у детей о предложении как интонационно-смысловой единице речи.

Задачи:

  1. закрепить представление детей о понятии «слова», «предложения», научить детей разбивать предложение на слова и отмечать, сколько слов в предложении, в каком порядке они следуют;

  2. научить детей составлять предложение из двух или трех слов, анализировать словесный состав предложения, продолжать учить детей составлять рассказ о предмете;

  3. научить детей четко и с разной интонацией произносить слова, обучение детей отображать графическую запись предложения, научить детей выговаривать каждое слово громко, четко и разборчиво;

  4. воспитать у детей целенаправленное внимание в ходе занятия, усидчивость, самостоятельность, внимательность к речи педагога, самоконтроль, умение работать в командах;

  5. содействие умственному развитию детей через сопоставление, сравнение, собственные умозаключения.

Оборудование и материалы: столы, стулья, презентация к НОД, карточки-схемы (слово, предложение, точка), тетради для графических диктантов, доска, магниты.

Раздаточный материал: бумага А4 на каждого ребенка, карандаши простые и цветные, заготовки для памяток на каждого ребенка и демонстрационная для педагога, предметные и сюжетные картинки не менее 2 на каждого ребенка.

Предварительная работа: чтение, беседа, рассматривание детских иллюстраций к рассказу, графических схем, составление картинного и графического плана рассказа.

Методы и приемы: сюрпризный момент, проблемный вопрос, мотивация деятельности, загадывание загадок, беседа, игра, чтение, объяснение, рассматривание, рисование, анализ готовых рисунков.

Ход занятия

1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Сегодня у нас занятие по развитию речи. Скажите все готовы заниматься? (ответы детей)

Воспитатель: ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости. В комнате появляется Мудрая Сова.

Мудрая Сова: здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости, чтобы помочь вам закрепить знания о слове и предложении. Для того, чтобы я вас услышала, вы должны говорить громко, чётко и разборчиво, произнося и выговаривая каждое слово. Согласны? (ответы детей)

2. Организационный момент

Мудрая Сова: для начала нам нужно поработать над нашим дыханием. Проводится дыхательная гимнастика «Ветерок»

Я сильный ветер, я лечу,

Лечу, туда – куда хочу (дети делают вдох через нос, спина прямая, руки опущены, ноги слегка расставлены),

Хочу налево посвищу (дети поворачивают голову налево, губы складывают в трубочку и выдыхают),

Могу направо подуть (дети поворачивают голову направо, губы складывают в трубочку и выдыхают),

Могу и вверх (дети поднимают голову вверх, губы складывают в трубочку и выдыхают),

И в облака (дети опускают голову вниз, губы складывают в трубочку и выдыхают),

Ну, а пока я тучи разгоняю (дети вращают руками, круговые движения).

Воспитатель: у нас сегодня необычное занятие, сегодня на занятии мы с вами постараемся открыть новые знания и вспомнить то, что уже знаем. Давайте выясним, о чем мы сегодня узнаем, и что предстоит нам вспомнить, а помогут нам в этом вот эти слоги:

Воспитатель вешает на доску изображение со слогами: ПРЕД - ЛО - ЖЕ - НИ - Е; СЛО – ВО (ответы детей).

Воспитатель: молодцы, ребята, вы, верно, догадались. Сегодня мы будем говорить о словах и предложении. Мудрая Сова нам принесла письмо из волшебного леса, давайте прочитаем что же там написано?

«Здравствуйте, дорогие ребята! В волшебном лесу потерялись все слова и предложения, без вас мы не сможем их отыскать. Помогите нам найти слова и предложения и вернуть их на места.

С уважением, жители Волшебного Леса».

Воспитатель: ну что, ребята, поможем жителям волшебного леса отыскать их слова и предложения? (ответы детей).

3. Работа со словами.

Мудрая Сова: ребята, я приглашаю вас к нам в волшебный лес, в гости к серым зайчикам, но нам могут повстречаться и другие звери.

Идут ребята по лесу и встречают зайчика.

Мудрая Сова: ребята, давайте поделим слово заяц на части? (ответы детей).

Дети произносят слова и хлопают в ладоши на каждую часть слова.

Мудрая Сова: слово за - яц, сколько раз похлопали? Значит в слове заяц две части. Первая часть за, вторая яц. Молодцы, ребята.

Идут ребята по лесу и встречают лисичку.

Мудрая Сова: слово ли – сич - ка, сколько раз похлопали? Значит в слове личка три части. Первая часть ли, вторая сич, а третья ка. Молодцы, ребята.

Идут ребята по лесу и встречают белочку.

Мудрая Сова: слово бе – лоч – ка, сколько раз похлопали? Значит в слове белочка три части. Первая часть ли, вторая сич, а третья ка. Молодцы, ребята.

Воспитатель: ребята, а вы обратили внимание, что слова произносятся не сразу, а по частям. Есть у нас в языке слова, состоящие из одной, двух, и даже трёх частей. Эти части можно по-другому назвать: «Слог». Давайте дружно повторим: «слог». Значит, в слове личика сколько слогов? А в слове заяц? В слове белочка? (ответы детей).

Мудрая Сова: молодцы, ребята, мы справились с первым заданием.

4. Работа с предложениями.

Мудрая Сова: предложения состоят из слов. Сейчас я покажу вам картинку и скажу предложение, а вы ответите мне сколько слов в этом предложении.

Девочка поливает цветы (ответы детей)

Мудрая Сова: назовите первое слово, второе, третье. Сколько всего слов в предложении? (ответы детей)

Мудрая Сова: в предложении всегда о чем-то говорится, из предложения мы всегда о чем-то узнаем, значит слова в предложении объединены каким-то смысловым содержанием.

Попробуйте придумать свое предложение из 2-3 слов. (ответы детей)

Мудрая Сова: ребята, попробуйте, глядя на эту картинку рассказать о том, что делают дети.

На доске появляется картинка (ответы детей).

Мудрая Сова: что у вас получилось? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно – у вас получилось предложение! Чтобы определить сколько в нем слов, я предлагаю вам прохлопать каждое слово в ладоши.

Дети вместе с воспитателем проговаривают предложение и хлопают в ладоши на каждое слово.

Мудрая Сова: мы хорошо поработали, предлагаю передохнуть.

Физминутка

(дети осуществляют движения по смыслу текста)

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали. 

Мудрая Сова: ребятадавайте поиграем в игру «Закончи слово».

Д/и «Закончи слово». Дети становятся в круг, воспитатель становится в центр круга и по очереди каждому ребенку кидает мячик, при этом называет часть слова. Ребенок должен назвать полное слово и кинуть мячик обратно. В качестве слов можно использовать имена детей.

Мудрая Сова: теперь давайте попробуем составить рассказ из двух трех предложений.

На экране появляется картинка «зайчик сидит на полянке».

Мудрая Сова: ребята, попробуйте, глядя на картинку рассказать о том, что делает зайчик. (ответы детей). Что у вас получилось? (ответы детей) Определите сколько в нем слов? (дети хлопками определяют количество слов).

Мудрая Сова: а теперь давайте обозначим наши предложения графической записью.

Воспитатель показывает карточку – схему предложения, рассказывает о правилах написания предложения:

  1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы (показ карточки).

  2. Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т.е. между словами существует пауза. (показ карточки).

  3. В конце предложения всегда ставится точка, т.е. закончен смысл предложения. (показ карточки).

Воспитатель: сейчас, я сделаю графическую запись предложения на доске, а вы у себя в тетрадях.

Воспитатель делает запись на доске, объясняя каждый графический знак. Дети воспроизводят запись в тетрадях.

На доске появляются другие картинки: «Мальчик катается на самокате», «Девочка читает книгу». Предложения разбираются и записываются по вышеуказанной схеме. Последнее предложение воспитатель предлагает детям разобрать и записать самостоятельно.

5. Заключительная часть.

Воспитатель: ну что ребята, вы молодцы, сегодня мы очень хорошо позанимались, говорили о предложениях и словах. Скажите, чему мы научились сегодня? (ответы детей) Что вам запомнилось на занятии больше всего? (ответы детей) Хотели бы вы, чтобы Мудрая Сова пришла к нам снова? (ответы детей)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!