СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия ОБЖ "Правила гигиены"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Правила гигиены»

Цели:

1)  Способствовать формированию знаний у  учащихся о правилах гигиены;

2)содествовать развитию умений использовать правила личной гигиены;

3)создать условия для  воспитания здорового образа жизни.

Методическое обеспечение: презентация «Гигиена», мультфильм «Микробы»иллюстрация с изображением Стобеда, памятки правил личной гигиены, мультфильм «Мойдодыр», рассказ А. Дорохова «Молодой старичок»

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия ОБЖ "Правила гигиены"»

Тема: «Правила гигиены»

Цели:

1) Способствовать формированию знаний у учащихся о правилах гигиены;

2)содествовать развитию умений использовать правила личной гигиены;

3)создать условия для воспитания здорового образа жизни.

Методическое обеспечение: презентация «Гигиена», мультфильм «Микробы»иллюстрация с изображением Стобеда, памятки правил личной гигиены, мультфильм «Мойдодыр», рассказ А. Дорохова «Молодой старичок»



План урока :

1.Организация начала урока:

2.Сообщение темы и целей урока :

3.Изучение нового материала:

1.Беседа о микробах

2. Как вырасти стройным?

3. Правила по сохранению правильной осанки

(просмотр мультфильма)

4 .Практическая работа. Проведение опытов.

5. Работа по рассказу А. Дорохова «Молодой старичок»

6. Как ухаживать за зубами?

7. Как правильно питаться?

4. Закрепление изученного:

1. «Мозговой штурм»

2.Игра “Распределите продукты”

3.Выполнение задания “ Подумаем”

5.Подведение итогов урока.

1.Выполнение творческой работы (составление письма-секрета Стобеду)




















Ход урока:

1.Организация начала урока:

- Доброе утро! Садитесь.

-Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке, глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!

2.Сообщение темы и целей урока :

Сегодня мы с вами узнаем, что такое

гигиена, познакомимся с правилами

гигиены и что нужно, чтобы зубы были

здоровы

Сегодня мы с вами узнаем, что такое

гигиена, познакомимся с правилами

гигиены и что нужно, чтобы зубы были

здоровы

- По утрам мы желаем друг другу доброе утро или говорим ….

- Как вы думаете, в чем заключается значение слова «здравствуйте»?

- Фактическое значение слова «здравствуйте»- пожелание здоровья.

- Ребята, а что нужно человеку, чтобы всегда быть в хорошей форме, хорошем настроении? А что такое здоровье?

-Здоровье – это самое большое наше богатство и его нам нужно беречь. А как можно сохранить своё здоровье? Некоторые правила вы уже знаете с 1 класса.

-Теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока.

(Дети высказывают свои предположения).

- Будем говорить как беречь и укрепить своё здоровье.

- Сегодня мы поговорим с вами о том, как сохранить и укрепить свое здоровье. Этому нас научит мудрая медицинская наука «Гигиена».

- Откуда появилось такое название (от греческого – здоровый) мы узнаем, прослушав сообщение (электронное приложение, текст №2)

- Что нового вы узнали из этого сообщения?


3.Изучение нового материала:

- Гигиена - одна из наиболее древних наук. Элементы санитарных правил можно обнаружить в исторических документах древних государств: санитарные правила в законах Древней Индии указывали на необходимость смены белья и одежды, ухода за кожей и зубами, запрещались излишества в еде.

1.Беседа о микробах

 письмо "Здравствуйте, дорогие дети!. Сегодня я попал в больницу. Мне здесь очень грустно. Накануне, после прогулки я съел сливы, потом мне стало плохо: у меня поднялась температура, меня тошнило, у меня заболел живот и я стал часто бегать в туалет. Родители вызвали скорую, меня положили в больницу! Здесь мне делают уколы, ставят капельницы. Как мне хочется гулять, веселиться вместе с вами, ходить в школу... Мне очень печально. Ваш Стобед."

- Какие симптомы у Стобеда?

- О чем мы будем сегодня говорить?

- Послушайте «Сказку о микробах».

Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось. Вот на столе кто-то оставил немытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно, если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе, на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи, вот микробам раздолье: и на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!»

- Что помогает нам победить микробов?

- С водой надо дружить. Вода – доктор. Без воды не может жить человек.

– Как вы думаете, повар (или мама) перед тем, как готовить пищу, моет руки? А врач перед операцией? А портной?

– Что нужно, чтобы как следует вымыть руки?

- Да, вода и мыло – настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.

– Когда следует мыть руки?

– Как надо правильно мыть руки?

(просмотр мультфильма)

2. Как вырасти стройным?

- Сегодня мы рассмотрим некоторые правила гигиены. Ответим на несколько вопросов. Прочитайте первый вопрос, на который мы должны найти ответ.

- Как вырасти стройным?

–Скажите, что такое позвоночник?

- Опора всего скелета.

- Из-за чего возникают искривление позвоночника и сутулость?

- Что нужно делать , чтобы не было искривления?( Следить за осанкой).

- Какие правила правильной осанки вы знаете с 1 класса?

(Примерный ответ: Сидеть на всем стуле)

- Правильная осанка нужна и с медицинской, и с эстетической точки зрения.

3. Правила по сохранению правильной осанки

Учащиеся по очереди называют правила по сохранению правильной осанки.

-Как сохранить свою осанку?

- О каких правилах по сохранению осанки вы узнали? Почему необходимо их соблюдать?

- Посмотрите, как выглядит скелет больного человека. Почему от этого будет страдать весь организм?

  • Ответьте на вопросы теста «Как ты заботишься о своей осанке» (да, нет, иногда).

  1. Я делаю зарядку, занимаюсь спортом.

  2. Я ем молочные продукты.

  3. Я сижу прямо, не сутулюсь.

  4. Я предпочитаю ранец портфелю.

  5. Никогда не ношу тяжести в одной руке.

  6. Я ношу обувь своего размера и никогда не шаркаю ногами.

  7. У меня близорукость.

  8. Я часто болею.

  9. Я не люблю физкультуру и часто ищу причину, чтобы пропустить урок.

За каждый ответ на вопросы 1—6: «да» — 2 балла, «нет» — 0 баллов, «иногда» — 1 балл.

За каждый ответ на вопросы 7—9: «да» — 0 баллов, «нет» — 2 балла, «иногда» — 1 балл.

- Посчитайте свои баллы.

18—15 баллов. Вы заботитесь о своей осанке и своем здоровье. Молодцы!

14—10 баллов. Вам необходимо больше уделять внимания своей осанке, иначе искривления позвоночника вам не избежать.

Менее 10 баллов. Срочно принимайте меры, ваша осанка в опасности



4 .Практическая работа. Проведение опытов.

-Давайте проведём опыты, которые покажут нам значение правильной осанки.

Опыт 1

-Сидя, положите ладошки на ребра, выпрямите спину, ноги поставьте под прямым углом. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки?

(Они поднялись вверх, значит, в легкие попало много воздуха.)

- Наклонитесь низко к столу, ноги согните. Положите ладошки на ребра. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Ладошки почти не поднялись – легкие наполнились плохо.)

- Сделайте вывод. (Неправильная осанка мешает глубокому дыханию)

- Почему вы, зная об этом, не всегда выполняете правила красивой осанки?

(Забываем, трудно держать спину прямо, неудобно сидеть…)


Опыт 2

- Сядьте, спину выпрямите, положите ладошку на желудок. Теперь согните спину. Что произошло с вашей ладошкой (Она сжалась.)

Точно также сжался ваш желудок. Легко ли ему работать в таком положении?

( Нет, он не может работать всей поверхностью.)

- Сделайте вывод. (При неправильной осанке страдают внутренние органы)

- Что нужно делать, чтобы наши внутренние органы не страдали?


-Хорошей осанки никогда не будет у того, у кого слабые мышцы. Ведь именно мышцы поддерживают и спину, и плечи, и голову.

5. Работа по рассказу А. Дорохова «Молодой старичок»

- А теперь я вам зачитаю рассказ «Молодой старичок». Внимательно слушайте.


Я знал одного ленивого мальчика. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я всегда мог догадаться, кто идет, хотя дверь была закрыта: только он один волочил ноги словно дряхлый старик. А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сперва подопрет голову одной рукой, потом другой и, в конце концов, ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина.

А почему? Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам. Ребята бегут трудиться – зимой на дворе снег разгребать, весной цветы сажать, осенью – новые деревья, а он всякий раз находит предлог, чтобы увильнуть. Даже на уроках физкультуры он вечно присаживался на скамеечку – у него, мол, на прошлой недели был насморк, и он себя плохо чувствует.

Вот так он и стал молодым старичком.

-Что бы вы могли посоветовать этому мальчику?



-А сейчас давайте сделаем небольшую паузу и отдохнём.

(физкультминутка)

-А сейчас продолжим работать.




6. Как ухаживать за зубами?

- Что происходит с пищей во рту? (Пища перемалывается, смачивается слюной, распознается на вкус.)

- Сколько зубов у человека? (Удетей 24, у взрослых 32.)

Зубы — самая твердая часть организма. Слой белой эмали,

которой они покрыты, не уступает по твердости слоновой кости. А ведь из слоновой кости вытачивают бильярдные шары, которые не боятся даже самых сильных ударов. Раз в жизни человек меняет свои зубы на новые.

Но как бы ни тверды были зубы, они боятся вездесущих микробов. После каждого приема пищи в узеньких щелочках между зубами остаются крошки. Оказавшись вместе с крошками в уютных щелочках между зубами, микробы чувствуют себя очень комфортно и быстро размножаются.

Есть зубы у акулы,

Есть у крокодила,

И нас с тобой природа

Ими наградила,

Чтобы могли мы ловко

Морковку есть и грушу

И чтоб орешек вкусный

Сейчас же был раскушен.

А без зубов обед твой

И ужин был бы страшен —

Не ел бы ничего ты,

Кроме манной каши.

Поэтому, конечно,

Беречь ты зубки должен,

Тем более что чистить

Их совсем несложно.

Н. Кнушевицкая

- Кто из вас знает, как правильно чистить зубы?

Приемы ухода за зубами вы освоите в ходе практической работы. Возьмите зубные щетки и выполняйте все, что я буду говорить.

Сначала производят 10—20 подметающих вертикальных движений по внешней поверхности зубов сверху вниз по верхней челюсти, а затем снизу вверх по нижней. Причем начинать надо с правой стороны.

Затем чистят внутренние (язычные и небные) поверхности, располагая головку щетки под углом 45° к зубам.

Далее чистят жевательную поверхность зубов — щетка движется вперед и назад сначала по верхней, затем по нижней челюсти.

Заканчивают чистку круговыми массирующими движениями по наружной поверхности зубов с захватом десен (при сомкнутых челюстях). Это очень полезная процедура, благодаря которой улучшается кровообращение в деснах, а зубы после такой полировки выглядят особенно блестящими.

Зубная нить (флос) помогает эффективно очистить межзубные пространства от остатков пищи и зубного налета. Ополаскиватели и эликсиры освежают дыхание, укрепляют зубы. Укрепляет зубы и еда, а именно продукты, содержащие витамин Э, — птица, телятина, яйца, сливочное масло, морская рыба; содержащие кальций — молочные и кисломолочные продукты, сыры, лук- порей, брокколи; содержащие фтор — черный чай, хлеб из муки грубого помола, морская рыба, минеральная вода.

-А что разрушает зубы? (Сладкие продукты. Нельзя колоть орехи зубами, грызть твердые предметы, ковырять в зубах твердыми предметами.)

-Что же делать, если вы не уберегли свои зубы? (Идти к стоматологу.)

Если у вас появилась в зубе дырочка, а вы не торопитесь пойти к врачу, вы сами гостеприимно предоставляете удобную квартиру микробам. А устроившись там, они быстро примутся разрушать ваш зуб.

-Послушайте совет.

Когда тебя родная мать

Ведет к зубным врачам,

Не жди пощады от нее,

Напрасно слез не лей.

Молчи, как пленный партизан,

И стисни зубы так,

Чтоб не сумела их разжать

Толпа зубных врачей.

Г. Остер

- Это полезный или вредный совет? К чему может привести такое поведение? (Зубы будут болеть, разрушаться, не смогут пережевывать пищу, плохо пережеванная пища будет попадать в желудок — желудок заболит.)



7. Как правильно питаться?

- Познакомимся с третьим правилом. Оно относится к питанию.

Как вы думаете, для чего мы едим?

- Мы едим для того, чтобы жить. Пища - это необходимый для организма источник жиров, белков, углеводов, витаминов, минералов, микроэлементов. Словом, всё то, что позволяет нашему организму выполнять свойственные функции.

- Как правильно питаться?


- Послушаем стихотворение (рассказывает ученик)

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться.

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться,

Организм свой пожалеть.

Я думаю, вы без сомнения знаете,

Что пользу приносит не все, что съедаете.

Запомним и всем объясним очень ясно:

Желудок нельзя обижать понапрасну.


- Нашему организму необходима пища и растительного, и животного происхождения. Какая пища относится к растительной? Что значит «пища животного происхождения»?

4. Закрепление изученного:

1. «Мозговой штурм»

Обсудите высказывания:

- Чем больше щетка, тем лучше ей чистить зубы.

- Семье из 3 человек достаточно иметь 1 зубную щетку.

Высказывания детей.


2.Игра “Распределите продукты”

- Распределите продукты на группы: животного происхождения и растительного происхождения.

3.Выполнение задания “ Подумаем”

Несколько простых, но важных правил гигиены закончите сами.

1.Перед едой нужно обязательно …

2. Во время еды нельзя …

3. Никогда не ешьте немытые…



5. Итог урока. Рефлексия.

 -Ну что ж пришла пора написать ответ Стобеду! Давайте напишем ему письмо! Дорогой Стобед! Нам очень жаль, что с тобой случилось такое несчастье! Мы желаем тебе дальнейшего выздоровления! Мы обязательно скоро тебя навестим, но а пока ты постарайся соблюдать правила личной гигиены: мыть руки как можно чаще и с мылом, не есть грязные овощи и фрукты, следить за пищей, чтобы она не была просроченной, пользоваться влажными салфетками....Ученики.


Каждый ребенок рисует на листочке любое "правило личной гигиены", для того чтобы эти рисунки отправить Стобеду и пишет маленькое послание


- Какую пользу вы получили от урока?

- Какие правила теперь будете соблюдать?

- О чем расскажете дома родителям?

- Ребята, работая на уроке, вы узнали и открыли для себя много нового и интересного.

Поднимите руки те, для кого урок был полезен.

Я понял..

Я узнал…

Я открыл для себя..

Мне трудно было…

В конце урока я всем желаю крепкого здоровья. Берегите своё здоровье.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!