Тема: «Правила гигиены»
Цели:
1) Способствовать формированию знаний у учащихся о правилах гигиены;
2)содествовать развитию умений использовать правила личной гигиены;
3)создать условия для воспитания здорового образа жизни.
Методическое обеспечение: презентация «Гигиена», мультфильм «Микробы»иллюстрация с изображением Стобеда, памятки правил личной гигиены, мультфильм «Мойдодыр», рассказ А. Дорохова «Молодой старичок»
План урока :
1.Организация начала урока:
2.Сообщение темы и целей урока :
3.Изучение нового материала:
1.Беседа о микробах
2. Как вырасти стройным?
3. Правила по сохранению правильной осанки
(просмотр мультфильма)
4 .Практическая работа. Проведение опытов.
5. Работа по рассказу А. Дорохова «Молодой старичок»
6. Как ухаживать за зубами?
7. Как правильно питаться?
4. Закрепление изученного:
1. «Мозговой штурм»
2.Игра “Распределите продукты”
3.Выполнение задания “ Подумаем”
5.Подведение итогов урока.
1.Выполнение творческой работы (составление письма-секрета Стобеду)
Ход урока:
1.Организация начала урока:
- Доброе утро! Садитесь.
-Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке, глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!
2.Сообщение темы и целей урока :
Сегодня мы с вами узнаем, что такое
гигиена, познакомимся с правилами
гигиены и что нужно, чтобы зубы были
здоровы
Сегодня мы с вами узнаем, что такое
гигиена, познакомимся с правилами
гигиены и что нужно, чтобы зубы были
здоровы
- По утрам мы желаем друг другу доброе утро или говорим ….
- Как вы думаете, в чем заключается значение слова «здравствуйте»?
- Фактическое значение слова «здравствуйте»- пожелание здоровья.
- Ребята, а что нужно человеку, чтобы всегда быть в хорошей форме, хорошем настроении? А что такое здоровье?
-Здоровье – это самое большое наше богатство и его нам нужно беречь. А как можно сохранить своё здоровье? Некоторые правила вы уже знаете с 1 класса.
-Теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока.
(Дети высказывают свои предположения).
- Будем говорить как беречь и укрепить своё здоровье.
- Сегодня мы поговорим с вами о том, как сохранить и укрепить свое здоровье. Этому нас научит мудрая медицинская наука «Гигиена».
- Откуда появилось такое название (от греческого – здоровый) мы узнаем, прослушав сообщение (электронное приложение, текст №2)
- Что нового вы узнали из этого сообщения?
3.Изучение нового материала:
- Гигиена - одна из наиболее древних наук. Элементы санитарных правил можно обнаружить в исторических документах древних государств: санитарные правила в законах Древней Индии указывали на необходимость смены белья и одежды, ухода за кожей и зубами, запрещались излишества в еде.
1.Беседа о микробах
письмо "Здравствуйте, дорогие дети!. Сегодня я попал в больницу. Мне здесь очень грустно. Накануне, после прогулки я съел сливы, потом мне стало плохо: у меня поднялась температура, меня тошнило, у меня заболел живот и я стал часто бегать в туалет. Родители вызвали скорую, меня положили в больницу! Здесь мне делают уколы, ставят капельницы. Как мне хочется гулять, веселиться вместе с вами, ходить в школу... Мне очень печально. Ваш Стобед."
- Какие симптомы у Стобеда?
- О чем мы будем сегодня говорить?
- Послушайте «Сказку о микробах».
Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось. Вот на столе кто-то оставил немытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно, если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе, на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи, вот микробам раздолье: и на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!»
- Что помогает нам победить микробов?
- С водой надо дружить. Вода – доктор. Без воды не может жить человек.
– Как вы думаете, повар (или мама) перед тем, как готовить пищу, моет руки? А врач перед операцией? А портной?
– Что нужно, чтобы как следует вымыть руки?
- Да, вода и мыло – настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.
– Когда следует мыть руки?
– Как надо правильно мыть руки?
(просмотр мультфильма)
2. Как вырасти стройным?
- Сегодня мы рассмотрим некоторые правила гигиены. Ответим на несколько вопросов. Прочитайте первый вопрос, на который мы должны найти ответ.
- Как вырасти стройным?
–Скажите, что такое позвоночник?
- Опора всего скелета.
- Из-за чего возникают искривление позвоночника и сутулость?
- Что нужно делать , чтобы не было искривления?( Следить за осанкой).
- Какие правила правильной осанки вы знаете с 1 класса?
(Примерный ответ: Сидеть на всем стуле)
- Правильная осанка нужна и с медицинской, и с эстетической точки зрения.
3. Правила по сохранению правильной осанки
Учащиеся по очереди называют правила по сохранению правильной осанки.
-Как сохранить свою осанку?
- О каких правилах по сохранению осанки вы узнали? Почему необходимо их соблюдать?
- Посмотрите, как выглядит скелет больного человека. Почему от этого будет страдать весь организм?
Ответьте на вопросы теста «Как ты заботишься о своей осанке» (да, нет, иногда).
Я делаю зарядку, занимаюсь спортом.
Я ем молочные продукты.
Я сижу прямо, не сутулюсь.
Я предпочитаю ранец портфелю.
Никогда не ношу тяжести в одной руке.
Я ношу обувь своего размера и никогда не шаркаю ногами.
У меня близорукость.
Я часто болею.
Я не люблю физкультуру и часто ищу причину, чтобы пропустить урок.
За каждый ответ на вопросы 1—6: «да» — 2 балла, «нет» — 0 баллов, «иногда» — 1 балл.
За каждый ответ на вопросы 7—9: «да» — 0 баллов, «нет» — 2 балла, «иногда» — 1 балл.
- Посчитайте свои баллы.
18—15 баллов. Вы заботитесь о своей осанке и своем здоровье. Молодцы!
14—10 баллов. Вам необходимо больше уделять внимания своей осанке, иначе искривления позвоночника вам не избежать.
Менее 10 баллов. Срочно принимайте меры, ваша осанка в опасности
4 .Практическая работа. Проведение опытов.
-Давайте проведём опыты, которые покажут нам значение правильной осанки.
Опыт 1
-Сидя, положите ладошки на ребра, выпрямите спину, ноги поставьте под прямым углом. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки?
(Они поднялись вверх, значит, в легкие попало много воздуха.)
- Наклонитесь низко к столу, ноги согните. Положите ладошки на ребра. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Ладошки почти не поднялись – легкие наполнились плохо.)
- Сделайте вывод. (Неправильная осанка мешает глубокому дыханию)
- Почему вы, зная об этом, не всегда выполняете правила красивой осанки?
(Забываем, трудно держать спину прямо, неудобно сидеть…)
Опыт 2
- Сядьте, спину выпрямите, положите ладошку на желудок. Теперь согните спину. Что произошло с вашей ладошкой (Она сжалась.)
Точно также сжался ваш желудок. Легко ли ему работать в таком положении?
( Нет, он не может работать всей поверхностью.)
- Сделайте вывод. (При неправильной осанке страдают внутренние органы)
- Что нужно делать, чтобы наши внутренние органы не страдали?
-Хорошей осанки никогда не будет у того, у кого слабые мышцы. Ведь именно мышцы поддерживают и спину, и плечи, и голову.
5. Работа по рассказу А. Дорохова «Молодой старичок»
- А теперь я вам зачитаю рассказ «Молодой старичок». Внимательно слушайте.
Я знал одного ленивого мальчика. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я всегда мог догадаться, кто идет, хотя дверь была закрыта: только он один волочил ноги словно дряхлый старик. А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сперва подопрет голову одной рукой, потом другой и, в конце концов, ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина.
А почему? Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам. Ребята бегут трудиться – зимой на дворе снег разгребать, весной цветы сажать, осенью – новые деревья, а он всякий раз находит предлог, чтобы увильнуть. Даже на уроках физкультуры он вечно присаживался на скамеечку – у него, мол, на прошлой недели был насморк, и он себя плохо чувствует.
Вот так он и стал молодым старичком.
-Что бы вы могли посоветовать этому мальчику?
-А сейчас давайте сделаем небольшую паузу и отдохнём.
(физкультминутка)
-А сейчас продолжим работать.
6. Как ухаживать за зубами?
- Что происходит с пищей во рту? (Пища перемалывается, смачивается слюной, распознается на вкус.)
- Сколько зубов у человека? (Удетей 24, у взрослых 32.)
Зубы — самая твердая часть организма. Слой белой эмали,
которой они покрыты, не уступает по твердости слоновой кости. А ведь из слоновой кости вытачивают бильярдные шары, которые не боятся даже самых сильных ударов. Раз в жизни человек меняет свои зубы на новые.
Но как бы ни тверды были зубы, они боятся вездесущих микробов. После каждого приема пищи в узеньких щелочках между зубами остаются крошки. Оказавшись вместе с крошками в уютных щелочках между зубами, микробы чувствуют себя очень комфортно и быстро размножаются.
Есть зубы у акулы,
Есть у крокодила,
И нас с тобой природа
Ими наградила,
Чтобы могли мы ловко
Морковку есть и грушу
И чтоб орешек вкусный
Сейчас же был раскушен.
А без зубов обед твой
И ужин был бы страшен —
Не ел бы ничего ты,
Кроме манной каши.
Поэтому, конечно,
Беречь ты зубки должен,
Тем более что чистить
Их совсем несложно.
Н. Кнушевицкая
- Кто из вас знает, как правильно чистить зубы?
Приемы ухода за зубами вы освоите в ходе практической работы. Возьмите зубные щетки и выполняйте все, что я буду говорить.
Сначала производят 10—20 подметающих вертикальных движений по внешней поверхности зубов сверху вниз по верхней челюсти, а затем снизу вверх по нижней. Причем начинать надо с правой стороны.
Затем чистят внутренние (язычные и небные) поверхности, располагая головку щетки под углом 45° к зубам.
Далее чистят жевательную поверхность зубов — щетка движется вперед и назад сначала по верхней, затем по нижней челюсти.
Заканчивают чистку круговыми массирующими движениями по наружной поверхности зубов с захватом десен (при сомкнутых челюстях). Это очень полезная процедура, благодаря которой улучшается кровообращение в деснах, а зубы после такой полировки выглядят особенно блестящими.
Зубная нить (флос) помогает эффективно очистить межзубные пространства от остатков пищи и зубного налета. Ополаскиватели и эликсиры освежают дыхание, укрепляют зубы. Укрепляет зубы и еда, а именно продукты, содержащие витамин Э, — птица, телятина, яйца, сливочное масло, морская рыба; содержащие кальций — молочные и кисломолочные продукты, сыры, лук- порей, брокколи; содержащие фтор — черный чай, хлеб из муки грубого помола, морская рыба, минеральная вода.
-А что разрушает зубы? (Сладкие продукты. Нельзя колоть орехи зубами, грызть твердые предметы, ковырять в зубах твердыми предметами.)
-Что же делать, если вы не уберегли свои зубы? (Идти к стоматологу.)
Если у вас появилась в зубе дырочка, а вы не торопитесь пойти к врачу, вы сами гостеприимно предоставляете удобную квартиру микробам. А устроившись там, они быстро примутся разрушать ваш зуб.
-Послушайте совет.
Когда тебя родная мать
Ведет к зубным врачам,
Не жди пощады от нее,
Напрасно слез не лей.
Молчи, как пленный партизан,
И стисни зубы так,
Чтоб не сумела их разжать
Толпа зубных врачей.
Г. Остер
- Это полезный или вредный совет? К чему может привести такое поведение? (Зубы будут болеть, разрушаться, не смогут пережевывать пищу, плохо пережеванная пища будет попадать в желудок — желудок заболит.)
7. Как правильно питаться?
- Познакомимся с третьим правилом. Оно относится к питанию.
Как вы думаете, для чего мы едим?
- Мы едим для того, чтобы жить. Пища - это необходимый для организма источник жиров, белков, углеводов, витаминов, минералов, микроэлементов. Словом, всё то, что позволяет нашему организму выполнять свойственные функции.
- Как правильно питаться?
- Послушаем стихотворение (рассказывает ученик)
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться,
Организм свой пожалеть.
Я думаю, вы без сомнения знаете,
Что пользу приносит не все, что съедаете.
Запомним и всем объясним очень ясно:
Желудок нельзя обижать понапрасну.
- Нашему организму необходима пища и растительного, и животного происхождения. Какая пища относится к растительной? Что значит «пища животного происхождения»?
4. Закрепление изученного:
1. «Мозговой штурм»
Обсудите высказывания:
- Чем больше щетка, тем лучше ей чистить зубы.
- Семье из 3 человек достаточно иметь 1 зубную щетку.
Высказывания детей.
2.Игра “Распределите продукты”
- Распределите продукты на группы: животного происхождения и растительного происхождения.
3.Выполнение задания “ Подумаем”
Несколько простых, но важных правил гигиены закончите сами.
1.Перед едой нужно обязательно …
2. Во время еды нельзя …
3. Никогда не ешьте немытые…
5. Итог урока. Рефлексия.
-Ну что ж пришла пора написать ответ Стобеду! Давайте напишем ему письмо! Дорогой Стобед! Нам очень жаль, что с тобой случилось такое несчастье! Мы желаем тебе дальнейшего выздоровления! Мы обязательно скоро тебя навестим, но а пока ты постарайся соблюдать правила личной гигиены: мыть руки как можно чаще и с мылом, не есть грязные овощи и фрукты, следить за пищей, чтобы она не была просроченной, пользоваться влажными салфетками....Ученики.
Каждый ребенок рисует на листочке любое "правило личной гигиены", для того чтобы эти рисунки отправить Стобеду и пишет маленькое послание
- Какую пользу вы получили от урока?
- Какие правила теперь будете соблюдать?
- О чем расскажете дома родителям?
- Ребята, работая на уроке, вы узнали и открыли для себя много нового и интересного.
Поднимите руки те, для кого урок был полезен.
Я понял..
Я узнал…
Я открыл для себя..
Мне трудно было…
В конце урока я всем желаю крепкого здоровья. Берегите своё здоровье.