СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия «Опять зима! Деревья в перламутре…» Знакомство с окружающим миром.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • обобщить представления детей о зиме; закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев; учить устанавли­вать связи и закономерности в природе.
  • формировать у детей первые связные представления о зиме;

учить детей следить за рассказом воспитателя о зиме, добавлять слова, заканчивать фразы

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Опять зима! Деревья в перламутре…» Знакомство с окружающим миром.»

«Опять зима! Деревья в перламутре…»

Знакомство с окружающим миром.

Воспитатель

С.О. Печура


Цель:

  • обобщить представления детей о зиме; закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев; учить устанавли­вать связи и закономерности в природе.

  • формировать у детей первые связные представления о зиме;

  • учить детей следить за рассказом воспитателя о зиме, добавлять слова, заканчивать фразы; учить различать и называть таких животных, как заяц, медведь, лиса, белка; формировать умение выделять их характерные особенности (у зайца длинные уши, лиса рыжая, у нее длинный, пушистый хвост; медведь зимой спит в берлоге; белочка любит шишки и орешки);

  • стимулировать добрые чувства по отношению к ним;

  • развивать понимание речи и активизировать словарь (названия одежды, игрушек-животных, величины елок);

  • способствовать развитию речевого дыхания: приучать детей постепенно, медленно выдыхать через рот («сдуем снежинку»);

  • упражнять в выполнении имитационных движений в сопровождении стихотворного текста, развивать моторику рук;

  • стимулировать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, способствовать активизации речи.

Индивидуальная работа с М., В. – способствовать проявлению активности на занятии;

воспитывать у детей умение наблюдать за красотой природных явлений;

способствовать созданию положительного эмоционального настроя в группе.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация Microsoft Office PowerPoint «Зима», «зимний лес» - елочки разной высоты в снегу, игрушки-животные (заяц, белка, лиса, медведь).

Предварительная работа: наблюдения, опыт со снегом; рассматривание картин, игрушек, иллюстраций в книгах; разучивание движений и текста к играм «Зимняя прогулка», «Выше – ниже», «Зайка беленький», «Сидит белка на тележке».



Ход занятия

Воспитатель. Ребята, вы знаете, что на Земле в разных странах наблю­дается разный климат. Есть такие страны, где всегда стоит жара, круглый год - лето. Есть такие места, где всегда стоит холод, круглый год - зима. А есть стра­ны, где щедрая природа дарит весну, лето, осень, зиму.

- Мы с вами живем в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время гола радует своей неповторимостью: весна рассыпает по земле изумруды зелени: лето раскрашивает землю всеми цве­тами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; а зима щедро укуты­вает землю серебром снежинок.

Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью граня­ми.

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший водяной пар. Вес­ной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю сне­жинки. При сильном ветре у них обламываются лучики, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль.

Когда нет мороза, падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и образуют хлопья.

А вот кто знает, почему хрустит снег под ногами?

Ответ детей.

Воспитатель. Он хрустит отто­го, что под тяжестью наших ног ломаются звездочки и лучи на снежинках...

- Куда ни посмотришь зимой, все вокруг бело. Неужели зимой вся жизнь в природе остановилась? Конечно же, нет! Снег, словно пушистым белым оде­ялом, защищает землю от мороза. Природа зимой не погибает, а просто засыпает. Это можно увидеть на примере растений. Жизнь растений хорошо укры­та под надежной корой в маленьких почках.

Воспитатель предлагает детям для рассматривания ветку с почками.

- Долго длится зима, больше трех месяцев. Мудрый народ дал каждо­му месяцу свое определение. Давайте вместе подумаем и объясним значе­ние пословиц.

  • Декабрь год кончает, а зиму начинает.

  • В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.

  • Декабрь - студенец.

  • Январь - месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов.

  • Январь - году начало, зиме середина.

  • Январь - крыша зимы.

  • Февраль - ветродуй, вьюговей, бокогрей.

  • И феврале два друга - мороз да вьюга.

  • Февраль - месяц лютый, спрашивает: «Как обуты?»

- Ребята, а вы знаете, что у зимы капризный, изменчивый характер?

- Зима бывает тихая и нежная, игривая и шаловливая, а порой бывает злая и ворчливая, такая, какой описал ее писатель К. Ушинский в рассказе «Проказы старухи зимы».

Проказы старухи-зимы. К. Ушинский.

Разозлилась старуха-зима: задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего, она стала до птиц добираться: надоели они ей сво­им крикам и писком. Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дуб­рав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться. Стали они стай­ками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.

Видит зима, что птиц ей не догнать; накинулась на зверей. Запоро­шила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы, один другого злее, с елки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощелкивают, зверей пугают. Не испугались звери: у одних шубы теплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызет, медведь в берлоге лапу сосет; заинька, прыгаючи, греется; а лошадки, коровки, овечки давным-давно в теплых хлевах готовое сено жуют, теплое пойло пьют.

Пуще злится зима - до рыб она добирается: посылает мороз за мо­розом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озерам, по рекам мосты стро­ят. Замерзли реки и озера, да только сверху; а рыба вся вглубь ушла. Под ледяной кровлей ей еще теплее.

«Ну, постой же, - думает зима, - дойму я людей», - и шлет мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами окна; стучат и в степы, и в двери, так что бревна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимой посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать - наденет он тулуп, валенки, рукавицы теплые, да как примет­ся топорам махать, даже пот прошибает. По дорогам, будто зиме на смех, потянулись обозы: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подергивают, морозцы похваливают.

Обиднее всего показалось зиме, что малые ребятишки, и те ее не боятся! Катаются себе на коньках и на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают, да еще мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнет зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу и давай тереть, и разгорит­ся у него лицо, как огонь.

Видит зима, что ничем ей не взять: заплакала со злости, с крыши зимние слезы закапали... видно, весна недалеко!

Воспитатель. Давайте вспомним, чем удивила вас зима и, какие проказы зимы вы наблюдали...

Воспитатель.

Сейчас на улице зима

Наступили холода.

Но нам морозы нипочем.

С вами мы гулять пойдем

 Игра «Зимняя прогулка»

Очень холодно зимой,

Дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам

Но мы пойдем гулять с тобой.

«Пробегают» указательными и средними пальцами по бедрам

Я надену шубку,

Проводят ладонями от плеч по груди вниз

Я надену шапку,

Двумя руками поглаживает голову

Я надену шарфик,

И еще платок.

Поглаживают шею одной ладонью, другой ладонью

А потом красивые,

Теплые, пушистые,

Крошки-рукавички

На ручки натяну.

Поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы


И хотя я маленький,

У меня есть валенки.

Выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую

Воспитатель. Давайте отправимся в лес. Присаживайтесь на пенечки (стульчики).

ІІ. Рассказ воспитателя о зиме

Воспитатель. Посмотрите, как красиво в зимнем лесу

- На земле, на деревьях лежит … (снег).

- Снег какой? (белый, холодный)

- Из снега можно лепить. Что можно слепить? (снеговика, снежки)

- По снегу можно кататься на …(санках, на лыжах)

Воспитатель. Смотрите, снова пошел снег. Ой, на мою ладонь снежинка села, большая, красивая (воображаемая ситуация). И на ваши ладошки опустились снежинки. Видите их. Давайте сдуем снежинки с ладошек. Дуйте легко, долго.

Вот как хорошо зимой в лесу.

Небо ярко-синее,

Ели, сосны в инее,

Снег сверкает под ногами.

Эй, ребята, кто за нами?

- Подошли мы к елочкам. А они-то разные: есть высокие, есть поменьше, а есть совсем маленькие. Давайте покажем, какие деревья.

 Упражнение «Выше – ниже»

Ель

Дети поднимаются на носки, руками тянутся вверх

Елка

Встают на всю ступню, руки разводят в сторону

Елочка

Приседают, руки вытягивают перед собой

Колкая иголочка.

Грозят пальчиком

Воспитатель.   

Здесь в лесочке погуляем

И зверушек повидаем.

- Какие звери живут в лесу? (заяц, лиса, волк, медведь)

- Кто это? (заяц). Какие у зайчика ушки?

- Увидел зайчик ребятишек и испугался

Ты не бойся, зайка, нас,

А пустись-ка лучше в пляс.

- И мы с тобой попляшем.

Игра «Зайка беленький»

1.Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так и ушами шевелит.

2.Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп надо лапочки погреть.

3. Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Прыг, скок, прыг, скок - надо зайке поскакать.

 4. Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг и ускакал... (Дети прячутся).

 Воспитатель. Кого зайка испугался? Кто это? (лиса)

- Лисичка рыжая. А хвост, какой у лисички? (длинный, пушистый)

Воспитатель.

Лисонька-лисичка,

Рыжая сестричка.

Хвост пушистый – краса.

Ай-да лисонька-лиса.

- Кто это? (белка)

- Что любит белочка? (шишки, орешки)

 - Расскажем белочке потешку «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Зайчику усатому.

Воспитатель. (Подойдя к елке, взрослый читает отрывок из стихотворения И. Токмаковой «Как на горке – снег, снег…»)

…И на елке – снег, снег,

И под елкой – снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

Воспитатель. Ой, ребята, да здесь под елкой сугроб! Сколько снега намело (приподнимается край ткани – виден спящий медведь). Да это же мишка спит. В берлоге спит. Домик у медведя называется берлога.

А в берлоге спит медведь.

Тише, тише, не шуметь!

- А почему нельзя шуметь?

- А когда вы спите, можно шуметь?

- А вы не шумите, когда кто-то спит?

Молодцы, нужно заботиться обо всех, кто хочет спать, - пусть спит, отдыхает, сил набирается. И медведь в берлоге спит всю зиму. Проснется сильным, отдохнувшим.

- Нам пора возвращаться в группу (идут «по снегу», высоко поднимая колени).

  ІІІ. Итог:

- Вам понравилось в лесу?

- Что понравилось?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!