СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Пластилиновые чудеса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте описывается технология изготовления картин в технике "пластилинография". Разработка будет полезна педагогам дополнительного образования, учителям технлогии, учителям начальных классов, руководителям кружков.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Пластилиновые чудеса"»

Тема: «Пластилиновые чудеса»


Цель: создание рисунка в технике пластилинография.

Задачи:

Образовательные:

- расширять знаний воспитанников о видах декоративного творчества;

- развивать умение работать с пластилином на горизонтальной плоскости;

- знакомить со способами смешения двух и более цветов пластилина;

- развивать умение работать по словесным инструкциям и методическим пособиям;

- обучать работать с разными приемами работы с пластилином (отщипывание, скатывание, надавливание, размазывание, разглаживание по готовой поверхности, не выходя за контуры рисунка) и создавать с их помощью сюжетные картины.

Развивающие

- развивать навыки работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

- развивать познавательный интерес и творческие способности;

- способствовать развитию фантазии и творчества;

- развивать пространственные представления и композиционные навыки.

Воспитательные:

- прививать положительное отношение изобразительному искусству;

- воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность;

- воспитывать аккуратность и художественный вкус;

- прививать интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества.

Коррекционные:

- развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей;

- способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией;

- развивать глазомер и точность движений;

- способствовать снижению уровня эмоционального напряжения.

Участники занятия: воспитанники 11-14 лет.

Временной ресурс: 45 минут.

Оборудование: пластилин, стеки, доска для лепки, картон, салфетки, технологическая карта.

Техническое сопровождение: компьютер, мультимедийная презентация

Используемые коррекционные технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие (малоподвижная игра, инструктаж по технике безопасной работы), музыкального воздействия, диалогические, цветотерапия, личностно-ориентированная технология.

Предварительная работа: подготовка основы для работы в технике «пластилинография».

Ход занятия

Вступительная беседа

Педагог: сегодня мы познакомимся с новой изобразительной техникой. (Демонстрирует картины, выполненные в технике пластилинография.)

Что за чудо?

Что за диво?

Нарисована картина!

Нарисована красиво.

На бумаге краски нет

Нет гуаши, нет акрила.

Сделана из … (пластилина)

Педагог:

-Посмотрите на работы. Из чего она выполнена?

-Из пластилина.

-Да, эти работы раскрашены вовсе не краской или гуашью, а пластилином. Это техника называется пластилинография.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня. Первая половина слова «пластилин» - подразумевает материал, из которого сделана картина, а «графия» означает - создавать, изображать. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Прежде, чем приступить к практической работе, давайте немного разомнемся.

Практическая часть

Пластилин – это материал, который хорошо знаком вам с самого раннего детства. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета.

Сегодня мы посмотрим нетрадиционное развитие использования пластилина в работе, например: такой работы как рисование пластилином на стекле.

При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость. Показ готовых работ.

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним основные приемы лепки:

  • Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму;

  • Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик;

  • Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения;

  • Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев;

  • Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки;

  • Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь;

  • Надавливание и размазывание - надавливаем на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и далее сочетать оба приема.

Вот мы с вами вспомнили все основные приемы лепки.

Материалы и инструменты:

Для работы с пластилином понадобятся стеки, клеенка, картон, маркер черного цвета, пластилин и рисунок, который вы хотите сделать.

Правила техники безопасности:

Ребята, прежде чем приступить к работе с пластилином, вспомним, как надо с ним работать:

  • нельзя пластилин брать в рот, жевать и глотать его;

  • лепить нужно на клеенке, чтобы защитить стол от случайного попадания пластилина;

  • нельзя бросать, где попало кусочки пластилина;

  • нельзя подносить стеки близко к глазам, грызть;

  • грязные руки надо вытирать салфеткой.

  • не забывайте и о культуре труда, следите за состоянием своего рабочего места.

  • работайте аккуратно, не торопитесь.

  • после занятий лепкой следует очистить рабочее место, разложить неиспользованные кусочки пластилина по коробочкам и вымыть руки.


Физкультминутка

Минутная тренировка зовёт к себе нас.
Сегодня мы много трудились и много труда впереди.
Усталость у нас накопилась, закончились силы, смотри.

Мы руки на пояс положим, и в сторону будет наклон,
В другую - сделаем тоже, а дальше будет поклон.
Посмотрим своими глазами сначала на нос, потом вдаль,
Затем снизу вверх посмотрим, как будто рвём календарь.

Поднимем вверх правую руку, а левую прямо вперёд,
Теперь поменяем руки и сделаем наоборот.
На улице солнышко светит, на улице птичка поёт,
И мы улыбнёмся в ответ ей несколько раз наперёд.

Закончилась тренировка, и мы отдохнули, друзья.
И сил для работы набрались, усталость от нас ушла.

- Прежде чем заниматься самостоятельным смешиванием разноцветной пластилиновой массы, следует ознакомиться с рядом основных правил относительно данного творческого процесса.

Помните об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаются новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, вы получите зелёный, жёлтый с красным - оранжевый, красный с синим - фиолетовый.

Если смешать пластилин с небольшим количеством черного, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона. Белый цвет является универсальным. Его можно спокойно добавлять к любым другим цветовым комбинациям.

Между собой можно смешивать пластилин самых разных цветов и оттенков, однако более 3-х вариантов одновременно соединять не рекомендуется. Если смешать вместе более 3-х цветов, в результате получится пластичный комок неопределенного окраса.

При смешивании разных оттенков пластилина разрешается добавление небольшого количества черного цвета. Благодаря подобной составляющей полученный цвет будет иметь более темный тон.

Нередко требуется получение не темного, а более светлого оттенка пластилина. В таком случае мастеру следует дополнить материалы частичкой белого цвета. Подобным образом можно будет легко получить легкие пастельные оттенки.

Прежде чем соединять вместе пластилин различных цветов, нужно очень тщательно размять материал в руках. Пренебрегать данным шагом не следует, поскольку после него пластичная масса окажется гораздо более податливой и мягкой.

Лучше всего комбинировать пластилин так: соединять размятые и мягкие массы в произвольном порядке, а потом формировать из них детали в форме валика. Эти детали следует сложить пополам, а потом повторить процедуру до получения нужного запланированного оттенка.

Нередко при моделировании определенных конструкций и фигурок требуется наличие красивого мраморного эффекта с оригинальным отливом. Для получения такой гаммы целесообразно смешивать пластичную массу не до конца.

Этапы работы:

  1. Подбор картона для фона,

2) Выбор рисунка. Подбираем эскиз подходящего рисунка.

3) Перевод рисунка на картон.

4) Обклеиваем фоновый картон.

5) Нанесение пластилина. Сначала наносим пластилин на фон и крупные детали, затем - на более мелкие. Пластилин накладываем друг на друга слоями.

6) Если выйдете за границы рисунка, то лишний пластилин снимите стекой

7) После того как наше изделие готово, необходимо оформить его в рамку.

- Мы с вами заранее подготовили фон и перевели рисунок на основу. Продолжаем ранее начатую работу.

Самостоятельная работа воспитанников

Воспитанники выбирают рисунок и выполняют практическую работу.

В процессе самостоятельной работы педагог предупреждает о возможных затруднениях при выполнении практической работы. Обращает внимание на правильность выполнения. Контролирует выполнение практической работы. Оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания воспитанникам. Осуществляет контроль рационального использования учебного времени.

По окончании практической работы педагог напоминает правила уборки рабочего места.

Правила уборки своего рабочего места

1.Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий

2.Собери со стола и с пола остатки материала и мусор.

3.После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску и стол, если там остались следы от пластилина. Грязный пластилин выброси в мусор, чистый убери в коробку.

4.Протри инструменты и доску салфеткой.

5.Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.

6.Убери все принадлежности.

Итог занятия

Педагог организует выставку детских работ

Педагог:

- Какие трудности возникли при выполнении работы?

Педагог анализирует выполнение самостоятельной работы. Организует разбор типичных ошибок. Направляет на устранение ошибок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!