Художественно-эстетическое развитие: Аппликация. Коллективная композиция.
Конспект занятия по аппликации на тему «Листопад, листопад – листья по ветру летят»
Задачи: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Листопад». Учить раскладывать готовые формы(листочки) разного цвета и размера на белом фоне, передвигать в поисках удачного размещения и аккуратно приклеивать. Продолжать знакомить с техникой обрывной аппликации (разрывать полоски цветной бумаги на кусочки). Познакомить с теплыми цветами спектра, развивать чувство формы, цвета и композиции, воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.
Предварительная работа. Наблюдение за сезонными изменениями в природе, любование листопадом. Игры с осенними листочками. Составление букетов с осенними листочками.
Материалы, оборудования. Ватман ( для коллективной композиции) ; заранее нарисованные деревья воспитателем; готовые формы – листочки разного цвета и размера, вырезанные воспитателем – не менее 3х на каждого ребенка; полоска бумаги желтого, красного, оранжевого цвета (для обрывной аппликации); клей, клеевые кисточки, красивые осенние листья разного цвета и размера.
Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей подойти к окну.
Воспитатель: Ребята, вспомните, какое сейчас время года? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас осень. А что бывает осенью? (Дождь, ветер, листья пожелтели, с деревьев опадают листья и т. д.)
Воспитатель: Как мы называем природное явление, когда с деревьев падают листья? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте превратимся с вами в осенние листочки и немножко полетаем .
Физкультминутка «Листопад».
Листья осенние тихо кружатся, (Дети кружатся, расставив руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками влево-вправо).
Будто опять закружиться хотят. (Снова кружатся на носочках.)
Воспитатель читает детям стихотворение И.Токмаковой «Ветрено!»
Ветрено, Ветрено,
Вся земля Проветрена!
Ветер листья с веток
Разогнал по свету:
Липовый, Берёзовый,
Жёлтый лист И розовый,
Красный, Разноцветный,
Старый лист газетный...
Солнечно, Ветрено...
Ветрено! Ветрено!
Воспитатель: Ребята, посмотрите что у меня в руках. Осенние листочки. Давайте все вместе составим осеннюю картину о том, как ветер сорвал с веток листочки. Теперь они кружатся в воздухе – желтые красные, оранжевые, разноцветные…
Воспитатель раздает детям листочки и предлагает подбросить над ватманом, приготовленным для коллективной композиции. Затем мы наклеим листочки, на наше нарисованное дерево. Дети свободно размещаются возле композиционной основы (ватмана), раскладывают листочки на белом фоне и аккуратно приклеивают на дерево.
Воспитатель: Сначала намазываем листочек клеем, затем берем и наклеиваем его на дерево, а чтобы он лучше приклеился мы его аккуратно прихлопываем пальцами. Красиво получается? (Ответы детей).
Воспитатель: Каждый может приклеить столько листочков сколько захочет. Листья можно приклеить и на землю около дерева для того, чтобы было понятно, что на нашей картине листопад. Листочки можно брать любого цвета.
"Собираем листочки"
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
Если останется время, воспитатель предлагает детям обрывать кусочки цветной бумаги и наклеивать на облака и солнышко.
Ребята, вам понравилось сегодня наклеивать листики?
(ответы детей).
Мне тоже очень понравилась аппликация, которую мы сделали вместе.
Я думаю, что вы теперь без труда отгадаете загадку:
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад-
Это просто… (листопад)