Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе
«Проделки старухи Шапокляк»
Цель: формирование у детей математических представлений посредством работы на интерактивной доске
Программное содержание:
1. Образовательные:
2. Развивающие:
Развивать интеллектуальные способности детей: речь, внимание, память, познавательную активность, любознательность, сообразительность.
Закреплять знание цифр от 1 до 10, умение располагать их по порядку.
Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник.
Развивать умение определять расположение фигуры на листе бумаги: верхний левый (правый) угол, нижний левый (правый) угол, центр.
Развивать умение составлять изображение по схеме (кубики Никитина).
Развивать коммуникативные навыки, смекалку, находчивость.
3. Воспитательные:
Способствовать созданию положительного эмоционального настроя, развитию умения радоваться, общаться; создавать условия для самореализации.
Воспитывать интерес к занятиям математикой
Ход занятия:
Дети входят в комнату, встают в круг.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам в гости пришли наши мамы и папы.
Давайте поздороваемся с нашими гостями. Здравствуйте!
Приветствие «Чудо-круг»
Собрались все дети в круг,
Справа друг и слева друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы сейчас пойдём направо,
Раз-два-три!
А теперь пойдём налево,
Раз-два-три!
В центре круга соберёмся
Раз-два-три!
И на место все вернёмся.
Раз-два-три!
Улыбнёмся, подмигнём
И занятие начнём.
Воспитатель приглашает детей за столы:
Проходите, дети,
Садитесь, не шумите,
На экран волшебный наш
Внимательно смотрите!
На экране появляется старуха Шапокляк. Её песня прерывается репликой:
- Здравствуйте! Побывала я недавно в стране Математики! И навела там полный беспорядок! Потому что я её терпеть не могу! И вряд ли кто-то сумеет в ней всё исправить!
Воспитатель:
- Ребята, давайте отправимся в страну Математики и попробуем там все исправить. А вместе с нами в это путешествие поедут наши любимые мультипликационные герои. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Загадка№1.
На гармошке он играет,
С днем рожденья поздравляет.
Он зубаст, но все же мил.
Это… (Гена крокодил)
Загадка №2.
Любит каждую букашку
Милый, добрый… (Чебурашка)
Воспитатель:
- Гена и Чебурашка очень любят заниматься математикой. Но есть задания, с которыми они справиться не могут. Давайте мы им поможем? Согласны? Тогда не будем терять времени!
Воспитатель:
- Гена и Чебурашка решили отправиться в путешествие на поезде. Но вредная старуха Шапокляк спрятала номера всех вагонов.
Нужно дело исправлять.
На интерактивной доске ребенок последовательно от 1 до 10 нумерует вагончики.
Дети на местах выкладывают цифры от 1 до 10.
Воспитатель:
- Сначала Гена с Чебурашкой посчитали все вагоны от начала и до конца. По порядку. Это прямой счет. Давайте вместе посчитаем. 1,2,3….
Потом они вернулись назад. При этом считали вагоны от конца и до начала. Это обратный счет. 10, 9, 8…
Попытались сесть в вагон между 2 и 4. Какой номер вагона? Но проводница сказала, что у них билет в другой вагон.
Потом решили сесть в вагон, который стоит после шестого. И опять ошиблись.
- Ребята, подскажите, в какой вагон нужно сесть Гене и Чебурашке, если у них билет в предпоследний вагон. Правильно – это вагон №9.
(Видеофрагмент Гена с Чебурашкой садятся в поезд)
Воспитатель:
-На первой станции нас ждет игра в «Молчанку».
Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.
- Сколько пальцев на правой руке?
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько носов у двух собак?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько хвостов у двух котов?
- Все верно, показали. Молодцы.
И вот Гена с Чебурашкой оказались в сказочном лесу.
Видеофрагмент.
Чебурашка:
- Гена, а у мухоморов все ножки и шляпки перепутаны.
Воспитатель:
- Ребята, нам нужно соединить числовые шляпки мухоморов с их цифрами на ножках грибов.
(Один ребенок выполняет задание на интерактивной доске, остальные выполняют графическое задание на местах).
Гимнастика для глаз «Чебурашка в лесу»
Щечки ручками обнимем,
Чтоб головкой не вертеть. круговые движения глазами
Будем мы на Чебурашку
Дружно, пристально смотреть.
С ним мы дружно в лес пойдем движения глазами вправо-влево
Вправо-влево повернем.
Солнце светит в вышине движения глазами вверх-вниз
А внизу грибок на пне.
Слева дуб, а справа – ели, движения глазами вправо-влево
Головой мы не вертели.
Мы устали все чуть-чуть хлопают в ладоши
Предлагаю отдохнуть.
Наши ручки растирайте, растирают ладони друг об друга
И глаза вы закрывайте!
Дети закрывют глаза ладонями.
Воспитатель:
- А теперь поднимите правую руку.
До кого я дотронусь, тот не ошибся.
Вспитатель:
Давайте посмотрим, куда же теперь попали Гена с Чебурашкой?
Видеофрагмент.
- Правильно! На следующей станции Гену с Чебурашкой ждала стройка.
- Сейчас вам, ребята, надо быть внимательными. Посмтрите на экран. там нарисован листок и на нем расположены геометрические фигуры. Давайте их назовём. Ваша задача запомнить, где какая фигура находится.
А теперь закройте глаза.
(Воспитатель передвигает фигуры. Игра «Что изменилось?»)
Воспитатель:
- Ребята, вам нужно расположить фигуры так же, как на экране.
(Дети выполняют задание с раздаточным материалом на местах)
- А теперь ответьте на вопросы:
1. Какая фигура находится в правом верхнем углу?
2. Где расположен треугольник?
3. Какая геометрическая фигура расположена в левом нижнем углу?
4. Какая фигура находится в центре?
5. Сколько всего геометрических фигур расположены на листочке?
- выложите фигуры друг за другом. Какая из них лишняя?
А теперь попробуйте выстроить из фигур дом.
- Молодцы! Отличные у вас дома получились!
Видеофрагмент.
Чебурашка:
- Строили, строили! Наконец – построили! Ура!
И нам с вами нужно немножко отдохнуть.
Физкультминутка
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места!
Шаг на месте, левой, правой,
Раз и два, раз и два! (Ходьба на месте)
Крокодил, зелёный - Гена,
Видит очень далеко.
Достаёт почти до неба,
Шляпу носит высоко.
Чебурашка тот - ушастый,
Хоть и маленький такой,
Чутко слушает ушами,-
Позавидует любой!
Воспитатель:
- Продолжаем путешествие!
На следующей станции наших друзей ждала сама Шапокляк.
Видеофрагмент.
Воспитатель:
- Ребята, Гена забыл все математические знаки. Как они называются? Зачем они нужны? (нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше, равно) У вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки.
Воспитатель:
- Отлично! Обрадовалась Шапокляк, что мы со всеми заданиями справляемся. Захотелось ей с нами подружиться и она расхвасталась:
Видеофрагмент.
Шапокляк:
Я научу ребят делать рогатки и управлять всеми видами транспорта!
Чебурашка:
И пароходом?
Шапокляк:
- И пароходом, если я его добуду…
Воспитатель:
- Что ж поможем Старушке Шапокляк сделать пароходы. Для этого у нас есть схема и кубики.
Видеофрагмент.
Чебурашка:
- Гена, а я приготовил угощенье для ребят. Они помогли нам выполнить все задания. Без них у нас ничего бы не вышло!
Воспитатель достает коробочку с угощеньем.
В ней находит и крыску Лариску. Предлагает каждому ребенку взять её в руки и вспомнить, какое задание было самым интересным, или с чем трудно было справиться.
Рефлексия «Крыска Лариска».